Программа кружка "Умелые руки"
рабочая программа по технологии на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Умелые руки»
Пояснительная записка.
Программа кружка «Умелые руки» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной; по времени реализации 3-х годичной длительной подготовки.
Образовательная программа «Умелые руки» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые руки». При этом следует учитывать, что программа направлена на :
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
-освоение навыков экологически грамотного поведения во время
сбора природного материала;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья;
-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые руки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того , что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.
Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Применяются такие формы занятий как урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.
В структуру программы входят 2 образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.
При реализации программы используются различные методы:
-словесные- лекции, беседы, викторины;
-наглядные- просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий ;
-практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.
Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Задачи кружка:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.
Программа рассчитана на три года обучения и предполагает поэтапное освоение её содержания. Первый этап соответствует первому году обучения. Его задачи - содействие психологическому здоровью детей, усвоение детьми элементарных знаний по предмету деятельности, поддержка и поощрение успехов, развитие интереса к данной деятельности.
Второй этап соответствует второму году обучения. Задача – закрепление базовых умений, полученных на первом этапе обучения в соответствии с индивидуальными способностями, поддержка стремления к достижению результатов, развитие потребностей самореализации и способности творчески интерпретировать полученные знания. Обучение осуществляется через единство творческих познаний и практики. Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой. Знания, таким образом, в практике оказываются прочными и создают базу самостоятельной последующей деятельности.
Третий этап соответствует третьему году обучения. Задача – закрепление базовых умений, знаний, навыков, полученных на первом и втором этапах обучения.
Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два и три года обучения.
Для обучения рекомендуется принимать девочек и мальчиков 6-10 лет.
Оптимальное количество детей в группе 8-10 человек.
Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.
В разделе «Природные материалы» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, с основными приемами работы доступных материалов: гибкими ветками, берестой, засушенными растениями. Также дети знакомятся с нетрадиционными природными материалами, которые интересны и вполне доступны в использовании это- кожа, мех, перья птиц, пух, опилки…
«Поделки из бисера» - эти изделия требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно работать по рисунку – схеме.
В разделе «Поделки из ненужных вещей» кружковцы знакомятся с нетрадиционными материалами. Это упаковочный тарный и кондитерский картон; жестяные банки, упаковки с ячейками в коробках, капсулы «киндер – сюрпризов» поролон, пенопласт, которые вполне могут заменять всем знакомые бумагу, ткань, природные материалы.
При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия.
«Работа с тканью» в этом разделе кружковцы знакомятся с разновидностями нитей и тканей, их переплетениями и свойствами, приобретают навыки шитья, работы с ножницами, иглой, наперстком.
Необходимые условия для её реализации.
Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.
Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.
Цели и задачи.
- воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение;
- развивать образное и пространственное мышление, развивать кисти рук и глазомер;
- научить ребенка технологическим операциям.
Предполагаемый результат.
В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Диагностика результатов.
На промежуточном и конечном этапах обучения осуществляется в форме игры, конкурсов. Итоговые занятия и тестирования.
Учебно-тематический план. (1 год обучения)
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Работа с бумагой. | 24 | 8 | 16 |
3. | Работа с тканью. | 24 | 7 | 17 |
4. | Поделки из ненужных вещей. | 40 | 16 | 26 |
5. | Поделки из природных материалов растительного происхождения | 32 | 14 | 18 |
6. | Экскурсии. | 6 | 4 | 2 |
7 | Индивидуальные занятия | 8 | 3 | 5 |
8/ | Итоговое занятие. | 8 | 4 | 4 |
Всего часов в год. 144 57 87 |
Содержание курса.
1.Вводное занятие. Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.
2.Работа с бумагой. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм.
3.Работа с тканью. Теория – первоначальные сведения о тканях.
Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.
4.Поделки из ненужных вещей. Теория – первоначальные сведения о материале и оборудование. Технология изготовления. Практика – изготовление поделок: игрушки – марионетки, кораблики, цветы, вазы.
5.Поделки из природных материалов. Теория – первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика – изготовление поделок из листьев, цветов, плодов.
6.Экскурсии. Теория – обмен впечатлениями. Информация, углубляющая познания детей.
7. Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.
8.Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года. План занятий кружка на следующий год.
Ученик должен знать. (1 год обучения)
.
- свойства бумаги, её особенности в различных промышленных изделиях, виды аппликаций, виды тканей; пластических материалов; первоначальные сведения о материалах растительного происхождения; требования к листовым природным материалам, правила их подготовки к работе.
Ученик должен уметь
- изготавливать самостоятельно аппликации, уметь конструировать, моделировать; правильно засушивать листья, сортировать их по видам и размерам; самостоятельно изготавливать поделки.
Учено – тематический план (2 год обучения)
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика. |
1. | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 |
2. | Работа с бумагой | 27 | 9.30 | 13.30 |
3. | Поделки из природного материала | 84 | 30 | 54 |
4. | Поделки из бисера | 30 | 11 | 19 |
5. | Работа с волокнистыми материалами. | 60 | 19 | 41 |
6. | Итоговое занятие | 12 | 6 | 6 |
Всего часов в год. 216 115.30 138.30 |
Содержание курса.
1.Вводное занятие. Теория – организационные вопросы. Содержание и характер обучения в новом учебном году. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов, материалов для занятий.
2.Работа с бумагой. Теория – обобщение сведений о свойствах бумаги из 1 и 2 года обучения. Основные способы пластической разработки формы из бумаги, технические особенности формовки бумажной полосы и листа. Практика – отработка технических приёмов формовки бумажной полосы и листа на изгиб, излом, скаручивание. Изготовление подвесок к упаковкам; изделия из коробок.
3.Поделки из природного материала животного происхождения. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев
4.Поделки из природного материала животного происхождения. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Первоначальные сведения о материалах животного происхождения. Изготовление поделок из яичной скорлупы, пуха, перьев
5.Работа с волокнистыми материалами. Теория – обобщение сведений из 1 года обучения. Технология изготовления поделок из ткани. Практика – изготовление салфеток, игольниц.
6.Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года.
Ученик должен знать. (2 год обучения)
- правила сушки ребристых изделий; правила разметки квадрата сгибанием прямоугольника; приёмы разметки, резания и соединения деталей, сведения о материалах животного происхождения, правила подготовки материала к работе; основные виды бисерного плетения.
Ученик должен уметь.
- самостоятельно разметить детали, подогнать детали при сборке,
- качественно изготавливать изделия, украшать, выполнять все предусмотренные операции, правильно заготавливать материал.
Учебно-тематический план.(3 год обучения)
№ | Тема | Всего часов | Теоретия. | Практика. |
1. | Вводное занятие | 3 | 2.30 | 0.30 |
2. | Работа с бумагой | 51 | 8 | 43 |
3. | Поделки из природного материала. | 69 | 6 | 63 |
4 | Поделки из бисера. | 54 | 5 | 49 |
5. | Работа с тканью. | 36 | 5 | 31 |
6 | Экскурсия(сбор материала) | 3 | 2 | 1 |
7 | Итоговое занятие | 3 | 3 | |
Всего часов в год 216 31.30 184.30 |
Содержание курса.
1.Вводное занятие. Теория – организационные вопросы. Практика – организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов для занятий.
2.Работа с бумагой. Теория – обобщение сведений из 1 и 2 года обучения. Изготовление изделий из размягченной бумаги и размельченной бумажной массы. Практика – изготовление поделок папье-маше.
3.Поделки из природного материала. Теория – обобщение сведений о природных материалах из 2 года обучения. Первоначальные сведения о материалах минерального происхождения. Практика – изготовление поделок из глины, песка, камней.
4.Поделки из бисера. Теория – обобщение сведений из 2 года обучения: основные приемы бисероплетения. Практика – изготовление браслетов, ожерелий.
5.Работа с тканью. Теория – обобщение сведений из 2 года обучения. Практика – изготовление мягких игрушек.
6.Экскурсии. Теория – обмен впечатлениями, заготовка природного материала.
7.Итоговое занятие. Теория – подведение итогов года.
Ученик должен знать. (3 год обучения)
- свойства бумаги её особенности; сведения о материалах минерального происхождения; основные виды бисероплетения; правила подготовки материала к работе.
Ученик должен уметь.
- самостоятельно разметить детали, подгонять детали при сборке;
- выполнять изделия из бисера; правильно заготавливать материал.
Литература.
1.Гильман Р.А. Иголка и нитка в умных руках. М. Легпромбытиздат. 1993.
- Гусакова А. М. Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение. 1985.
- Кузьмина М. Азбука плетения. М. 1991.
- Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст – Пресс. 1994.
- Забавные поделки. М. Просвещение. 1992.
- Хазенбанк В., Тарасенко С.Хениш Э. Сделай. 1998.
- Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.
- Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. М.: Кишинев.1985.
- Николаенко Н.П. Композиции из цветов. Узбекистан. 1988.
- Чернуха Т.А. Твоя маленькая мастерская. 2000.
- Ханашеич Д.Р. Подружки рукодельницы. М.: Малыш. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...
Программа Умелые руки
Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....
Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"
Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....
Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...
Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.
Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...
Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.
Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...