Конспект урока по технологии Новогодние традиции
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Филипенко Ирина Викторовна

Новогодние традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_urok_novogodnie_traditsii.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 16      11.01.2021     Технология.      4Г класс

Тема. НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с новогодними обычаями и традициями разных народов; способствовать формированию умений комбинировать бумажные материалы при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги; совершенствовать умения работать по алгоритму

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с историей новогодних традиций России и других стран; научатся различать главных героев новогодних праздников разных стран; комбинировать бумажные материалы; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги

Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги; наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объемной формы из креповой бумаги, изготовление призм, пирамид);  регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;  коммуникативные – помогать друг другу в совместной работе

Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда

Образовательные ресурсы: учебник (с. 58–61); чертежные инструменты, картон, бусинки, цветная бумага, клей, ножницы

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Отгадайте загадку, и вы узнаете тему урока:

Вьюга по двору гуляет, в доме елочка сверкает.

Дети водят хоровод. Что за праздник?

– Тема урока «Новогодние традиции».

Определите цели урока.

Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Отгадывают загадку:

– Новый год.

– Сегодня на уроке мы…

II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами

– Новый год – самый любимый и долгожданный семейный праздник. Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать с 1 января. С 1 по 7 число жгли на улицах костры, плясали вокруг них, приказывая солнцу согревать землю. Новый обычай прижился быстро.

– Рассмотрите в группах репродукции картин русских художников. Расскажите, что делали наши предки на Новый год и Рождество. Какие традиции сохранились сегодня, что изменилось? Как в старину встречали новый год коренные жители нашего края? А как встречают в наши дни? Каких новогодних гостей вы еще знаете? Как празднуется Новый год в разных странах?

– Чем похожи и чем различаются новогодние традиции разных народов? Отгадайте загадки, и вы узнаете, как наряжают елку на Новый год: •  Хоть не шишки, не иголки, а висят на ветках елки.  (Елочные игрушки.)

•  Круглый, словно мячик, светит, как фонарик,

   Только он не скачет – очень хрупкий…  (шарик).

•  Льется он с макушки, намочить не может,

   Трогает игрушки новогодний… (дождик).

•  Высоко висят на ветке, будто яркие конфетки,

   Очень громкие игрушки, разноцветные… (хлопушки).

•  Есть у елочки макушка, там – красавица-игрушка.

   Наверху она всегда, пятикрылая… (звезда).

•  Искры с палочки летят врассыпную, как хотят.

                            (Бенгальский огонь.)

•  Он на бале-маскараде над толпой летает,

   Всё вокруг веселья ради в кольца заплетает.  (Серпантин.)

•  В январе, на праздник важный,

   Дождь идет цветной, бумажный.  (Конфетти.)

•  На нитку шарики собрали и в украшение связали. Теперь блестят они на елке сквозь изумрудные иголки.  (Бусы.)

– В России главный персонаж волшебного зимнего праздника Нового года – Дед Мороз. Он живет в городе Великий Устюг. Год его рождения никому не известен, так как это было очень давно, соответственно его возраст исчисляется не одной сотней лет. Среди его родственников - восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.

– Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали Лев Кассиль и Сергей Михалков.

– Американский конкурент Деда Мороза – Санта Клаус. Его сопровождает волшебный говорящий олень по имени Рудольф – Красный Нос.

– Маленький шведский заместитель Деда Мороза – Юль Томтен (по-шведски значит «Рождественский гном»). Он живет в волшебном лесу, и у него есть помощник – снеговик Дасти.  Итальянский ассистент Деда Мороза Баббе Натале проникает в дом через печную трубу. В каждом доме для него оставляют чашечку молока. Монгольский приятель Деда Мороза – Увлин Увгун. В Монголии Новый год еще и праздник пастухов. Поэтому монгольский Дед Мороз – самый главный пастух. В руке у него кнут, а на поясе – сумка с трутом и огнивом. Его помощницу зовут Зазан Охин – «Девочка Снег». Голландский коллега Деда Мороза Синтер Клаас приплывает в Голландию на корабле в сопровождении чернокожих слуг. Якутский помощник Деда Мороза – Эхээ Дьыл. У него есть огромный бык, который каждую осень выходит из океана и начинает отращивать рога. Чем длинне рог – тем крепче мороз. Финский друг Деда Мороза – Йоулупукки (с финского языка переводится как «Рождественский дед или Рождественский козел»). Избушка Деда Мороза стоит на горе. В ней живут его жена Муори и еще целое семейство гномов. Он носит куртку из козлиной шкуры с кожаным поясом и красный колпак.  Заморский коллега Деда Мороза из Японии – Одзи-сан. В Японии Новый год возвещают 108 ударов колокола. Самый популярный новогодний подарок – Кумаде – грабли из бамбука, чтобы было чем счастье загребать. Дома украшают ветками сосны, сосна – символ долголетия. Соратник Деда Мороза из Бельгии – Святой Николай. Бельгийцы знают, что семье, которая приютит Святого Николая, достанется золотое яблоко. Сопровождает Святого Николая повсюду Мавр по имени Черный Питер.  Французский друг Деда Мороза – Пер Ноэль. В Новый год бродит по крышам и спускается по дымоходам в дома, чтобы оставить подарки в башмачках.

III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. 

Текущий инструктаж

– Выполните работу в группах по 4 человека. Рассмотрите части конструкции подвесок в виде пирамиды.

– Из каких фигур может состоять развертка пирамиды?

– Как выполняется развертка треугольной пирамиды?

– Как выполняется развертка четырехугольной пирамиды?

– Какие инструменты вам понадобятся?

– Научитесь строить данную развертку части подвески. Обсудите в группе варианты изготовления каждой части подвески.

– Придумайте свои варианты оформления подвески.

– Подберите материалы.

– Используйте законы композиции

Технологическая карта выполнения развертки треугольной пирамиды:

1. Определить размеры выбранной фигуры, снованием которой является правильный треугольник, в центре листа, используя линейку и карандаш, нарисовать основание заданных размеров.

2. Вычертить боковые грани пирамиды – треугольники. Размеры сторон треугольников боковой поверхности измерить циркулем. Ножку циркуля установить в вершину нарисованного основания и сделать засечку. Действие повторить в следующей точке треугольника.

3. Вершины боковых граней пирамиды соединить с основанием.

4. Для склеивания объемной фигуры дорисовать небольшие трапеции.

5. Вырезать ножницами выполненный рисунок по контуру.

6. Аккуратно согнуть развертку по всем линиям.

7. Клапаны-трапеции  смазать клеем.

Технологическая карта  развертки четырехугольной пирамиды:

1. В центре листа начертить четырехугольник.

2. Каждую сторону основания разделить пополам.

3. Провести высоту треугольной грани.

4. Раствором циркуля, равным длине боковой грани пирамиды, сделать на засечки, установив его ножку в вершину основания.

5. Оба угла одной стороны основания соединить с полученной точкой.

6. Дорисовать вспомогательные клапаны-трапеции.

7. Вырезать ножницами выполненный рисунок по контуру.

8. Аккуратно согнуть развертку по всем линиям.

9. Клапаны-трапеции  смазать клеем

IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение? Какое изделие вы выполняли на уроке?  Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы.

Осуществляют самооценку и взаимооценку.

Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Человек в религиозных традициях мира".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка рассказа.Основные термины и понятия урока - молитва, таин...

Конспект урока кубановедения в 1 классе УМК "Школа России" Тема: "Семейные традиции"

Материал содержит конспект урока по кубановедению в 1 классе по теме "Семейные традиция"....

конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».

Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей  принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...

Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...

Развернутый конспект урока по предмету Основы православной культуры "Празднование Рождества и его традиции"

Конспект урока по православной культуре. Тема : Празднование Рождества и его традиции...

Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности

Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности"....

Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"

Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"...