Конспект урока по технологии Новогодние традиции
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок № 16 11.01.2021 Технология. 4Г класс
Тема. НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ
Тип урока: постановка учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с новогодними обычаями и традициями разных народов; способствовать формированию умений комбинировать бумажные материалы при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги; совершенствовать умения работать по алгоритму | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с историей новогодних традиций России и других стран; научатся различать главных героев новогодних праздников разных стран; комбинировать бумажные материалы; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении новогодних игрушек с объемными слоеными деталями из креповой бумаги | Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке бумаги; наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы соединения разных материалов; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объемной формы из креповой бумаги, изготовление призм, пирамид); регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; коммуникативные – помогать друг другу в совместной работе | Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда |
Образовательные ресурсы: учебник (с. 58–61); чертежные инструменты, картон, бусинки, цветная бумага, клей, ножницы |
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
I. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Отгадайте загадку, и вы узнаете тему урока: Вьюга по двору гуляет, в доме елочка сверкает. Дети водят хоровод. Что за праздник? – Тема урока «Новогодние традиции». Определите цели урока. | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Отгадывают загадку: – Новый год. – Сегодня на уроке мы… |
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | – Новый год – самый любимый и долгожданный семейный праздник. Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать с 1 января. С 1 по 7 число жгли на улицах костры, плясали вокруг них, приказывая солнцу согревать землю. Новый обычай прижился быстро. – Рассмотрите в группах репродукции картин русских художников. Расскажите, что делали наши предки на Новый год и Рождество. Какие традиции сохранились сегодня, что изменилось? Как в старину встречали новый год коренные жители нашего края? А как встречают в наши дни? Каких новогодних гостей вы еще знаете? Как празднуется Новый год в разных странах? – Чем похожи и чем различаются новогодние традиции разных народов? Отгадайте загадки, и вы узнаете, как наряжают елку на Новый год: • Хоть не шишки, не иголки, а висят на ветках елки. (Елочные игрушки.) • Круглый, словно мячик, светит, как фонарик, Только он не скачет – очень хрупкий… (шарик). • Льется он с макушки, намочить не может, Трогает игрушки новогодний… (дождик). • Высоко висят на ветке, будто яркие конфетки, Очень громкие игрушки, разноцветные… (хлопушки). • Есть у елочки макушка, там – красавица-игрушка. Наверху она всегда, пятикрылая… (звезда). • Искры с палочки летят врассыпную, как хотят. (Бенгальский огонь.) • Он на бале-маскараде над толпой летает, Всё вокруг веселья ради в кольца заплетает. (Серпантин.) • В январе, на праздник важный, Дождь идет цветной, бумажный. (Конфетти.) • На нитку шарики собрали и в украшение связали. Теперь блестят они на елке сквозь изумрудные иголки. (Бусы.) | – В России главный персонаж волшебного зимнего праздника Нового года – Дед Мороз. Он живет в городе Великий Устюг. Год его рождения никому не известен, так как это было очень давно, соответственно его возраст исчисляется не одной сотней лет. Среди его родственников - восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. – Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали Лев Кассиль и Сергей Михалков. – Американский конкурент Деда Мороза – Санта Клаус. Его сопровождает волшебный говорящий олень по имени Рудольф – Красный Нос. – Маленький шведский заместитель Деда Мороза – Юль Томтен (по-шведски значит «Рождественский гном»). Он живет в волшебном лесу, и у него есть помощник – снеговик Дасти. Итальянский ассистент Деда Мороза Баббе Натале проникает в дом через печную трубу. В каждом доме для него оставляют чашечку молока. Монгольский приятель Деда Мороза – Увлин Увгун. В Монголии Новый год еще и праздник пастухов. Поэтому монгольский Дед Мороз – самый главный пастух. В руке у него кнут, а на поясе – сумка с трутом и огнивом. Его помощницу зовут Зазан Охин – «Девочка Снег». Голландский коллега Деда Мороза Синтер Клаас приплывает в Голландию на корабле в сопровождении чернокожих слуг. Якутский помощник Деда Мороза – Эхээ Дьыл. У него есть огромный бык, который каждую осень выходит из океана и начинает отращивать рога. Чем длинне рог – тем крепче мороз. Финский друг Деда Мороза – Йоулупукки (с финского языка переводится как «Рождественский дед или Рождественский козел»). Избушка Деда Мороза стоит на горе. В ней живут его жена Муори и еще целое семейство гномов. Он носит куртку из козлиной шкуры с кожаным поясом и красный колпак. Заморский коллега Деда Мороза из Японии – Одзи-сан. В Японии Новый год возвещают 108 ударов колокола. Самый популярный новогодний подарок – Кумаде – грабли из бамбука, чтобы было чем счастье загребать. Дома украшают ветками сосны, сосна – символ долголетия. Соратник Деда Мороза из Бельгии – Святой Николай. Бельгийцы знают, что семье, которая приютит Святого Николая, достанется золотое яблоко. Сопровождает Святого Николая повсюду Мавр по имени Черный Питер. Французский друг Деда Мороза – Пер Ноэль. В Новый год бродит по крышам и спускается по дымоходам в дома, чтобы оставить подарки в башмачках. |
III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | – Выполните работу в группах по 4 человека. Рассмотрите части конструкции подвесок в виде пирамиды. – Из каких фигур может состоять развертка пирамиды? – Как выполняется развертка треугольной пирамиды? – Как выполняется развертка четырехугольной пирамиды? – Какие инструменты вам понадобятся? – Научитесь строить данную развертку части подвески. Обсудите в группе варианты изготовления каждой части подвески. – Придумайте свои варианты оформления подвески. – Подберите материалы. – Используйте законы композиции | Технологическая карта выполнения развертки треугольной пирамиды: 1. Определить размеры выбранной фигуры, снованием которой является правильный треугольник, в центре листа, используя линейку и карандаш, нарисовать основание заданных размеров. 2. Вычертить боковые грани пирамиды – треугольники. Размеры сторон треугольников боковой поверхности измерить циркулем. Ножку циркуля установить в вершину нарисованного основания и сделать засечку. Действие повторить в следующей точке треугольника. 3. Вершины боковых граней пирамиды соединить с основанием. 4. Для склеивания объемной фигуры дорисовать небольшие трапеции. 5. Вырезать ножницами выполненный рисунок по контуру. 6. Аккуратно согнуть развертку по всем линиям. 7. Клапаны-трапеции смазать клеем. Технологическая карта развертки четырехугольной пирамиды: 1. В центре листа начертить четырехугольник. 2. Каждую сторону основания разделить пополам. 3. Провести высоту треугольной грани. 4. Раствором циркуля, равным длине боковой грани пирамиды, сделать на засечки, установив его ножку в вершину основания. 5. Оба угла одной стороны основания соединить с полученной точкой. 6. Дорисовать вспомогательные клапаны-трапеции. 7. Вырезать ножницами выполненный рисунок по контуру. 8. Аккуратно согнуть развертку по всем линиям. 9. Клапаны-трапеции смазать клеем |
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест | – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? Какое изделие вы выполняли на уроке? Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку и взаимооценку. |
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися | Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Человек в религиозных традициях мира".
Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка рассказа.Основные термины и понятия урока - молитва, таин...
Конспект урока кубановедения в 1 классе УМК "Школа России" Тема: "Семейные традиции"
Материал содержит конспект урока по кубановедению в 1 классе по теме "Семейные традиция"....
конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».
Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...
Конспект урока по теме "Семейные заботы и традиции" 2 класс ОС "Гармония"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Семейные заботы и традиции" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...
Развернутый конспект урока по предмету Основы православной культуры "Празднование Рождества и его традиции"
Конспект урока по православной культуре. Тема : Празднование Рождества и его традиции...
Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности
Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности"....
Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"
Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"...