Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"
план-конспект урока (2 класс) по теме
Конспект урока "Быт и традиции родной Кубани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по кубановедению "Быт и традиции родной Кубани" | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока
Учитель: Мазыева Анна Валериевна Дата: 05.02.2015
Класс: 2
Предмет: КУБАНОВЕДЕНИЕ
Тема урока: «Быт и традиции родной Кубани»
Тип урока: открытие нового знания
Цель педагогической деятельности: познакомить детей с бытом кубанских казаков, с обстановкой хаты, утварью, воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, уважение к её традициям.
Предметные результаты: обучающиеся научатся: воспринимать на слух рассказ о быте казаков; отвечать на вопросы учителя по содержанию беседы; видеть разницу в современном быте и быте кубанских Казаков; обучающиеся получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности быта кубанского казачества и высказывать собственное суждение;
Метапредметные результаты
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные УУД: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Познавательные УУД: общеучебные – владеют методом познания окружающего мира – наблюдением; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические –устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока
1.Организайионный момент урока.
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу, забудем все неприятности и обиды, сядем поудобнее и начнем урок.
2.Мотивация учебной деятельности.
Ты был на Кубани? А ты побывай:
Отличные люди, прославленный край.
Там примут тебя как хорошего друга.
Покажут, как землю ворочают плугом,
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают…
- Сегодня на уроке мы поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края. А для этого мы совершим путешествие в историческое прошлое.
3. Актуализация знаний, сообщение темы и постановка цели урока.
Но в какой именно уголок истории мы совершим путешествие сегодня?
Для того, чтобы нам не заблудиться, мы должны четко спланировать свою деятельность и понять, что же сегодня мы хотим узнать о нашем крае, на какие вопросы мы хотели бы получить ответы.
Давайте посмотрим на доску, может быть, там мы найдём подсказку?
(Слайд 1)
Верно, мы будем говорить об особенностях труда, быта и традициях родного края.
Тема нашего урока: «Быт и традиции родной Кубани».
Цель нашего урока: познакомиться с традициями и бытом кубанских казаков.
4. Первичное усвоение новых знаний
Кто знает, что такое быт и традиция? Давайте посмотрим в толковом словаре.
(Слайд 2)
Быт - уклад жизни, повседневная жизнь.
Традиция – множество обрядов, обычаев, привычек и навыков передаваемых из поколения в поколение.
Прежде чем мы познакомимся с бытом на Кубани, давайте вспомним, как же все начиналось?
(Слайд 3)
- Царица Екатерина II издала Указ о пожаловании земель за их добросовестную службу. И тогда потянулись обозы с нехитрыми казачьими скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки – казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, устанавливали сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.
Обживая земли, казаки строили себе жильё: хаты, мазанки. Давайте посмотрим, как раньше строили хаты.
(Слайд 4)
- Вот мы и попали в казачью станицу, обратите внимание, что дома стоят в ряд, они ограждены странной изгородью, как она называется? (плетень, его сплели сами казаки) во дворе вы видите различную хозяйственную утварь, телеги, хозяйственные постройки, это о чем говорит?
(Слайд 5)
-Хаты строили из самана, саман тоже делали сами из глины и соломы, потом выстроенные хаты обмазывали глиной с обеих сторон. Внутри и снаружи они обязательно хаты белили. Пол обмазывали глиной, а крышу делали под камышом и соломой. Огораживали хату невысоким плетнём. Этот плетень заготавливали вместе со взрослыми и дети.
- Дети, а как вы думаете, для чего хаты обязательно белились? (Ответы детей)
- Дети, а ещё белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Ребята, у нас в хуторе ещё такие хаты остались и мы их с удовольствием, я думаю, посетим. Как выглядела хата снаружи, мы узнали, а вот как она выглядела изнутри, мы сейчас узнаем и увидим.
(Слайд 6)
-В каждой хате была русская печь, она являлась вместилищем пищи, домашним очагом. Печь топили, готовили на ней еду, спали старики и дети. В старой казачьей пословице говорится "Печь - царица в доме". Она являлась домашним очагом и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.
(Слайд 7)
- Главным украшением хаты была в красном углу – икона с рушником (полотенце). Все гости, которые заходили в дом, крестились на правый угол, красный на икону, убранную вышитым рушником. Рушники были украшением кубанского жилища. Их делали из тканей, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью по краю полотенца. Преобладал растительный рисунок, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Такие же рушники развешивались по стенам для украшения. Вышивались салфетки, скатерти, занавески. Я думаю, у ваших бабушек сохранились такие изделия.
(Слайд 8)
- Самым традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был деревянный стол; длинные деревянные лавки, на которых можно было не только сидеть, но и спать. Стол являлся одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака. "Стол- то же, что в алтаре престол" (алтарь - восточная возвышенная часть христианского храма; престол - высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря), а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба - как пищи, как символа благополучия.
(Слайд 9)
- Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. Как вы думаете почему?
- А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Какие вкусные блины, пирожки с кабаком, с фасолью, пироги с капустой пекли жены – казачки. А пампушки с чесноком, просто объеденье.
(Слайд 10)
-Чего только не было в казачьей хате – и ухват, и кочерга, и чугун. И каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.
Человек во все времена стремился украсить свой быт. Народ творил из простого материала, но ценность изделия измерялась не материалом, а их мастерством и фантазией.
Физминутка
(Слайд 11)
5. Первичное закрепление
Работа в группах
Заполнение карточек.
(Слайд 12)
6. Рефлексия
- что вам понравилось на уроке больше всего?
- какова была тема нашего урока?
- достигли ли мы поставленной цели?
- ответили ли мы на интересующие нас вопросы?
- оцените сою работу с помощью сигнальных карточек.
- спасибо вам за работу, мне очень приятно было с вами работать!
7. Итог урока
- Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?
8. Информация о домашнем задании.
Нарисуйте всё, что вам запомнилось на уроке.
(Слайд 13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности труда и быта, традиции родного края»
Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств....
Родная Кубань «Навстречу 75-летию образования Краснодарского края».
С чего начинается Родина? Такой вопрос задаёт каждый из нас. С родного города, станицы, посёлка. Пройдёт совсем не много времени, и вы с гордостью скажите: «я- граждан...
Викторина "Традиции жителей Кубани"
Цель: -Развивать интерес к глубинному нравственному наследию, эстетическому богатству культуры Куба...
Родная Кубань
В данной презентации вы увидите фотографии и краткое описание мест станицы Усть - Лабинского района...
Красота спасет мир-родная Кубань
Интеллектуальная игра...
Овеяна славой родная КУБАНЬ!
Овеяна славой родная КУБАНЬ!Цель: Рассказать учащимся об исторических событиях освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиковЗадачи:- приобщение учащихся к великим историческим событиям наш...
Месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Овеяна славой родная Кубань!»
Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего нар...