Урок технологии "Малахитовая шкатулка" 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс)

                                                                                                      Тема: «Малахитовая шкатулка»
                                                                                                             Изделие: «Шкатулка»

Цели деятельности учителя: Ознакомление с техникой «русская мозаика»; изготовление малахитовой шкатулки в технике «русская мозаика».
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: технологию изготовления шкатулки в технике «русская мозаика»;
Уметь: работать с пластилином; передавать цветовую гамму малахита с помощью пластилина;
Личностные:
- развивать эстетические потребности, ценности;
- формировать установки на безопасное поведение, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, 
бережному отношению к материальным ценностям;
- развить творческие способности: глазомер, при выполнении практической работы, точности, аккуратности, воображения, фантазии.

Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебная презентация, цветной пластилин, шаблон шкатулки, стека, картон, ножницы, образец изделия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема: «Малахитовая шкатулка»

Изделие: «Шкатулка»

Цели деятельности учителя: Ознакомление с техникой «русская мозаика»; изготовление малахитовой шкатулки в технике «русская мозаика».

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: технологию изготовления шкатулки в технике «русская мозаика»;

Уметь: работать с пластилином; передавать цветовую гамму малахита с помощью пластилина;

Личностные:

 

- развивать эстетические потребности, ценности;

- формировать установки на безопасное поведение, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям;

- развить творческие способности: глазомер, при выполнении практической работы, точности, аккуратности, воображения, фантазии.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Учебная презентация, цветной пластилин, шаблон шкатулки, стека, картон, ножницы, образец изделия.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя.

1 мин

- Добрый день, ребята, садитесь.

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Глубоко мы все вздохнём -

Технологию начнём!

- Меня зовут Анастасия Вячеславовна, я проведу у вас урок по технологии. 

- Девизом нашего урока будут следующие слова:

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

- Как вы понимаете девиз?

- Верно, ребята.

Приветствуют учителя.

- Легче работать вместе, в команде.

Л: самоопределение к деятельности;

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный - слово учителя

Наглядный - предъявление терминов в презентации.

3-5 мин

(звучит музыка и начало сказа «Малахитовая шкатулка»).

- Обратите внимание на слайд, что вы видите? Рассмотрите богатства, которые представлены в нашей шкатулке. Одна вещица здесь лишняя. Как вы думаете, какая?

- Что обычно хранят в шкатулках?

- Ребята, как зовут писателя, у которого есть сказка о шкатулке? Как она называется?

 - Верно.

 - Какая главная тематика творчества П.П. Бажова?

 - «Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А Мудрость, Талант, Трудолюбие, Доброта – главные их свойства», - писала поэтесса Людмила Татьяничева о творчестве Бажова.

 - «Малахитовая шкатулка» - изделие настоящих мастеров своего дела. Из какого материала она сделана?

- Послушайте, как описывает камень малахит автор: Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдет по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.

- Итак, вы уже догадались, что мы сегодня будем изготавливать на уроке?

- Верно, но мы будем изготавливать копию шкатулки, ведь для изготовления настоящей требуются особые навыки, мастерство и настоящий камень малахит.

 - Ребята, скажите, как можно назвать подражание чему-либо? 

 - Молодцы!

 - Название изделия и будет темой нашего урока. Давайте еще раз проговорим, как будет звучать тема нашего урока?

- Я заранее изготовила для вас шкатулку. Внимательно посмотрите и подумайте, в какой технике мы будем ее выполнять?

- Давайте вспомним, что же такое «мозаика»?

Мозаика - рисунок или узор из скреплённых между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.

- Но техника мозаики, которой мы будем сегодня пользоваться, называется немного иначе – русская мозаика.

Техника «Русская мозаика» — техника мозаики в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня.

- Тему урока мы с вами уже проговорили, а теперь сформулируем цель. На слайде представлено начало цели, вы должны продолжить ее.

- Познакомимся……;

- Узнаем……………;

- Выполним……………;

- Шкатулку.

- Янтарные бусы.

- Ценные вещи, например, украшения.

- П.П. Бажов.

- «Малахитовая шкатулка».

- Урал, рабочие люди.

Сидят прямо, слушают учителя.

- Из камня малахит.

- Малахитовую шкатулку.

- Имитация.

- «Малахитовая шкатулка».

- Мозаика.

- Познакомимся с техникой «русская мозаика»;

- Узнаем технологию изготовления «Малахитовой шкатулки»;

- Выполним «Малахитовую шкатулку» в технике «русская мозаика».

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

К: правильно формулировать цель урока

  1. Постановка учебной задачи

Словесный - беседа.

2 мин

- Посмотрите, ребята, какая шкатулка у вас должна получится.

- Из каково материала выполнено изделие?

- Из какого количества деталей состоит изделие?

- Каким способом выполнены детали изделия?

- Каким способом соединены детали изделия?

- Каким способом оформлено изделие?

- Как её ещё можно оформить?

- Из пластилина.

- Из 2: крышка и основная часть.

- Мозаика.

- Склеены.

- Узоры.

- Посыпать глиттером, прикрепить бусины.

П: логическое построение логической цепи рассуждений

  1. Открытие нового знания

Словесный – объяснение.

Наглядный – наблюдение учащихся.

Практический – учебно - производственный пед. Показ.

5-7 мин

- Сегодня на уроке нам предстоит выполнить «Малахитовую шкатулку» из пластилина в технике мозаика.  

- Сейчас я вам расскажу, как вы будете выполнять работу. Работаю только я, а вы внимательно слушайте и смотрите.

- Наша работа выполняется в пять этапов.

Пед. показ

Первый этап называется «Материалы». 

- Итак, посмотрите на слайд, нам понадобятся такие материалы как, ножницы, пластилин, стека, картон, клей «Титан», шаблон шкатулки.

Второй этап называется «Разметка изделий»

- Для следующего этапа нам понадобится лист картона и шаблон. Я беру лист картона и на его изнаночную сторону прикладываю шаблон шкатулки, обвожу его. Посмотрите внимательно на шаблон, что обозначает прерывистая линия на шаблоне?

Третий этап называется «Заготовка деталей»

- После того, как мы обвели шаблон, нужно его вырезать. Я вырезаю шаблон, помня о правилах работы ножницами.

Правила работы с ножницами.

  1. Не оставляй ножницы раскрытыми.
  2. Передавай ножницы кольцами вперёд.
  3. При работе не держи ножницы концами вверх.
  4. Не приближай пальцы левой руки к линии отреза.

Четвёртый этап называется «Сборка изделия».

- Затем я складываю вырезанный шаблон по линиям сгиба. Склеиваю места соединения частей шкатулки.

- Вспомним с вами правила работы с клеем:

Правила работы с клеем:

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно

глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их

в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

И последний, пятый этап называется «Оформление изделия». 

- Здесь мы уже красиво оформляем свою работу в технике «мозаика».

Правила работы с пластилином:

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Правила работы со стекой:

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.
  1. В первую очередь я кладу подкладной лист на парту, достаю из коробочки нужные брусочки пластилина (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаю небольшие кусочки.
  3. После этого раскатываю каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда я получила из каждого цвета пластинки, кладу их друг на друга и плотно сворачиваю в трубочку.
  5. Разрезаю полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью стеки.
  6. Прикрепляю пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики».

- Как мы можем украсить нашу шкатулку?

Внимательно слушают учителя.

- Линию сгиба.

- Узорами.

Л: Смыслеобразование

П: логическое

Обобщение

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

Физминутка

1 мин

- Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики и глазки.

Проведение физминутки - разминка для глаз, пальцев, рук.

Выполняют упражнения.

Р: контроль; саморегуляция.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный - беседа.

Наглядный – наблюдение учащихся.

1-2  мин

- Итак, давайте с вами сейчас повторим, как будет происходить наша работа.

- Кто мне скажет, как называется первый этап?

- Какие материалы необходимы нам для работы?

- Давайте повторим правила работы с пластилином.

- Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? Повторим правила работы со стекой.

- Кто скажет, как называется второй этап? А что здесь делаем?

- На какую сторону бумаги мы прикладываем шаблон?

- Сколько деталей нужно обвести?

- Что означает прерывистая линия на детали?

- Что мы делаем на этапе «Заготовка деталей»?

- Давайте повторим правила работы с ножницами.

- Как называется четвёртый этап? Что нам необходимо сделать на этом этапе?

- На данном этапе мы будем использовать клей, следовательно, нам нужно повторить правила работы с клеем.

- Что мы делаем на этапе «Оформление изделия»?

- Обратите внимание на доску, где представлены критерии оценивания. Прочитайте их.

Критерии:      1. Аккуратность;

                    2. Законченность;

                    3. Самостоятельность;

                    4. Правильность;

- Первый этап называется «Материалы». 

- Пластилин, стека, шаблон шкатулки, картон, ножницы.

Правила работы с пластилином:

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

- Стеку.

Правила работы со стекой:

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

- Второй этап называется «Разметка изделий».

- на изнаночной.

- 1 деталь (шаблон шкатулки).

- линия сгиба.

- Третий этап называется «Заготовка деталей»

- Вырезаем шаблон шкатулки, помня о правилах работы ножницами.

Правила работы с ножницами:

  1. Не оставлять ножницы раскрытыми.
  2. Передавать ножницы кольцами вперёд.
  3. При работе не держать ножницы концами вверх.
  4. Не приближать пальцы левой руки к линии отреза.

- Четвёртый этап называется «Сборка изделия».

- Складываем вырезанный шаблон по линиям сгиба. Склеиваем места соединения частей шкатулки.

Правила работы с клеем:

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно

глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их

в большом количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

- Пятый этап называется «Оформление изделия». 

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрезаем полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью стеки.
  6. Прикрепляем пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики».

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

П: логическое

обобщение

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический - изготовление изделия

25-30 мин

- Проверьте себя, все ли материалы и инструменты готовы к работе?

- Итак, как вы уже поняли, задачей нашего сегодняшнего урока будет выполнение «Малахитовой шкатулки» из пластилина в технике «русская мозаика».

- Если у вас возникнут вопросы: поднимите руку, и я к вам подойду.

- Приступаем к выполнению.

- Завершаем работу.

Выполняют изделие.

Завершают работы.

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение

VII. Включение в систему знаний

Словесный - беседа.

1-2 мин

- Какое изделие мы сегодня изготавливали?

- Из какого материала? Какие цвета пластилина мы использовали?

- В какой технике мы работали?

- Если есть ребята, которые не успели полностью выполнить шкатулку – не расстраивайтесь, у вас есть возможность закончить работу дома.

- Малахитовую шкатулку.

- Из пластилина. Мы использовали: зеленый цвет разных оттенков, белый, черный. 

- Русская мозаика.

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный - формулирование выводов, обобщений

1 мин

- Урок подходит к концу, уберите лишнее на край парты, оставьте только шкатулку. Итак, ребята, работа завершена!

- Сейчас, я прошу вас поднять свои шкатулки. Полюбуйтесь, какие красивые шкатулки у вас получились. Опускайте.

- Оцените свои достижения на уроке: кто доволен своей работой – поднимите руку.

- Что было интересным? Что оказалось для вас трудным?

- Чему мы сегодня научились и что нового узнали?

- Ребята, у вас получились очень красивые работы. Это результат ваших стараний. И мне хотелось бы, чтобы вы на каждых уроках были бы такими же старательными и аккуратными.

Оцените шкатулки по критериям:

- Соблюдён ли критерий аккуратность?

- Законченность?

- Самостоятельность?

- Соответствует ли игрушка образцу? 

- На этом наш урок закончился, спасибо за работу, до новых встреч.

Поднимают шкатулки вверх.

Отвечают на вопросы.

Самооценивание.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Уборка рабочих мест

перемена

- Ребята, давайте приведём наши рабочие места в порядок.

Убирают рабочие места.

Обои печь чертеж. Только лучшие картинки для Вас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...