ВД Умелые руки
рабочая программа по технологии

Денисенкова Любовь Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые руки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_umelye_ruki.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Рабочая программа  по внеурочной деятельности

«Умелые руки»

(художественно-эстетическое направление)

1-4 класс

   

Пояснительная записка

      Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.  

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

         Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

      Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 134

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 32 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.

Тематическое планирование

1 класс, 32 часа

Количество

часов

Тема

Материалы

I. Аппликация и моделирование (16часов)

1-4

Аппликация из природных материалов на картоне.

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

5-8

Аппликация из геометрических фигур.

Цветная бумага, картон

9-10

Аппликация из пуговиц.

Пуговицы, картон

11-12

Аппликация из салфеток.

Салфетки, картон

13-16

Объёмная аппликация.

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

II. Работа с пластическими материалами (10 часов)

1-4

Рисование пластилином.

Пластилин, картон

5-8

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

9-10

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

III. Аппликация из деталей оригами

(6 часов)

1-3

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Цветная бумага, картон

4-6

Коллективные композиции в технике оригами.

Цветная бумага, картон

2 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

I. Аппликация и моделирование (12 часов)

1-4

Аппликация из листьев и цветов.

Засушенные цветы, листья

5-8

Аппликация из птичьих перьев.

Птичьи перья, картон

9-12

Аппликация из соломы.

Солома, картон

II. Работа с пластическими материалами (8 часов)

1-2

Разрезание смешанного пластилина.

Пластилин, тонкая проволока, картон

3-4

Обратная мозаика на прозрачной основе.

Пластилин, прозрачные крышки

5-6

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

7-8

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

III. Поделки из гофрированной бумаги

(4 часа)

1-4

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Гофрированная бумага, картон

IV. Модульное оригами (10 часов)

1-2

Треугольный модуль оригами.

Цветная бумага

3-4

Замыкание модулей в кольцо.

Цветная бумага

5-10

Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

Цветная бумага

3 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-4

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.

II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

1-6

 Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Гофрированная бумага, картон

7-10

Мозаика из ватных комочков.

Вата, картон

11-14

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

Картон, цветная бумага

15-18

Многослойная аппликация.

Открытки, картинки, картон

III. Работа с пластическими материалами (6 часов)

1-4

Мозаичная аппликация на стекле.

Пластилин, стекло

5-6

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто

IV. Модульное оригами (6 часов)

1-6

Игрушки объёмной формы.

Цветная бумага

4 класс, 34 часа

Количество часов

Тема

Материалы

I. Работа с природными материалами

(4 часа)

1-4

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки

II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)

1-2

Многослойные аппликации.

Открытки, картинки, картон

3-6

Мозаика из квадратных модулей.

Картон, цветная бумага

7-8

Элементы квиллинга.

Картон, цветная бумага

9-14

Аппликации в технике квиллинг.

Картон, цветная бумага

15-18

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

Картон, цветные нитки

19-24

Аппликации в технике изонить.

Картон, цветные нитки

III.Поделки на основе нитяного кокона

 (6 часов)

1-6

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

Нитки, напальчник, цветная бумага

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Оч. умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Список пособий:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

4. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

7. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Умелые руки"

Программа дополнительного образования "Умелые руки" для учащихся начальной школы (на 4 года)...

Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ

Рабочая программа кружка...

программа кружка "Умелые руки"

Творческое объединение «Умелые руки»художественно-эстетического направления                                ...

Умелые руки.

Умелые руки....

"Умелые руки"

"Умелые руки"...

Программа кружка "Умелые руки"

программы по которым я работаю....

Программа мастерской "Умелые руки"

Программа разработана для 1 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю....