Программа мастерской "Умелые руки"
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме

Кусова Людмила Анатольевна

Программа разработана для 1 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1_goda_obucheniya_umelye_ruki.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ОСОШ № 1»

Утверждено:                             Согласовано:                                 Рассмотрено:

Директор СОШ № 1               Зам. директора по УВР                  на заседании ШМО

__________________                   __________________                      протокол №_____

«___»_______2011г.                    «___»_________2011г.                    от  «___»_______2011г.

Программа

внеурочной деятельности

 "Умелые руки"

Автор: Кусова Людмила Анатольевна

учитель начальных классов

Высшая категория

2011 год

Пояснительная записка

    Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.    

   По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

    Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,6-8 лет.

    При обучении используется режим групповых занятий -  по одному часу два раза в неделю – 68 часов

   Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

     Актуальность программы  «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

    В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

 Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи:

  1. Познакомить с окружающим миром.
  2. Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.
  3. Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
  4. Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

    Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

    Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

    Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

   Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

    В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

    Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

    Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

    В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

    Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

   

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  1. название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
  3. правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  1. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  2. правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  3. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  4. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления: 

  1. простой карандаш
  2. линейка
  3. фломастеры
  4. цветные карандаши
  5. ножницы канцелярские с закругленными концами
  6. кисточка для клея и красок
  7. иголки швейные
  8. доски для работы с пластилином

Материалы: 

  1. пластилин
  2. бумага цветная для аппликаций
  3. двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
  4. картон белый и цветной
  5. ткань: ситец однотонный и цветной
  6. мех
  7. вата
  8. нитки швейные – белые, черные и цветные
  9. мулине
  10. шерстяная пряжа
  11. клей ПВА
  12. ватные диски

Тематическое планирование и содержание программы

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с пластилином

5

0,5

4,5

3

Работа с бумагой и картоном.

25

2

23

4

Работа с тканью

15

1

14

5

Работа с соленым тестом

6

0,5

5,5

6

Работа с бросовым материалом

10

-

10

7

Творческий проект

5

-

5

8

Итоговое занятие

1

1

-

Всего

68

6

62

Тема

Содержание

Часы

Примечание

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

1

2

Работа с пластилином

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей.

1

  1. Лепка овощей, фруктов.
  2. Сказка о животных.

1

1

Работа в группах

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.

2

3

Работа с бумагой и картоном.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.

1

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

2

Изготовление аппликаций. Использование дырокола.

2

Работа в парах

Плетёные листья.

1

  1. Знакомство с оригами. Приемы сгибания.
  2. Оригами.

  1. Панно «Лесная поляна»

1

2

2

Работа в группах

Коллективная творческая работа

  1. Модульное оригами. Приемы.
  2. Клубника из модулей.

1

3

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

4

  1. Квиллинг. Приемы бумагокручения.
  2. Снежинка. Объёмное изделие.
  3. Панно «Цветочная поляна»

1

2

3

Коллективная творческая работа

4

Работа с тканью и нитками

Введение в тему. Кукла из ниток.

1

Изонить.

3

Знакомство со сметочным швом. Салфетка.

3

Панно «Снеговик» (из ватных дисков)

1

Изготовление пальчиковых кукол.

3

Коллективная работа «Сказка своими руками»

Изготовление мягкой игрушки «Смешарики».

4

5

Работа с соленым тестом

  1. Технология изготовления.
  2. Творческая работа

6

6

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев.

4

Работа в группах

«Фантиковая фантазия»

1

Коллективная творческая работа

Творческая работа

5

7

Творческие проекты

Работа над творческими проектами

5

8

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1

Защита творческих проектов.

Литература

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
  3. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
  4. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
  5. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...

Программа Умелые руки

Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....

Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"

Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....

Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 3 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...

Календарно - тематическое планирование по технологии для 4 класса по программе "Своими руками" авторов Н.А. Малышевой, Н.О. Масленниковой.

Календарно - тематическое планирование предмета «Технология» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образован...