Внутреннее убранство русской избы.
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Познакомить с особенностями внутреннего убранства русской избы;
Создать изобразительную работу в смешанной технике на тему «Внутреннее убранство русской избы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_v.docx | 40.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 17.09.2020.
База практика: Трубчевская СОШ №1
Класс: 4 в
Образовательная система: Школа России
Учебный предмет: ИЗО
Тема: Внутреннее убранство русской избы
Тип урока: комбинированный
Цели:
Содержательная: познакомить с особенностями внутреннего убранства русской избы;
Деятельностная: создать изобразительную работу в смешанной технике на тему «Внутреннее убранство русской избы».
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и расширить представления учащихся о мире русской деревни.
- Познакомить с элементами интерьера русской избы: печь, красный угол, лавки, сундуки и т.д.;
Воспитывающие:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к объектам исторического наследия.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность,
Развивающие:
- Развивать фантазию и активные формы воображения учащихся, способствующие лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности;
- Способствовать развитию логического мышления, анализа, синтеза, обобщения при восприятии объектов изображения;
- Формировать навыков грамотной организации рабочего места и аккуратности;
- Совершенствовать коммуникативные умения при выполнении учебного задания;
Планируемые результаты:
Предметные:
1.освоение практических приёмов изображения объектов убранства русской избы;
2. освоение первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
3. научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
4. познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
5. научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные:
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Оборудование:
Для учителя: презентационный материал, иллюстрационный материал
Для учащихся: альбом, краски, карандаш простой, ластик, кисточки.
План урока
- Этап мотивации – 3 мин
- Приветствие. Знакомство.
- Эмоциональный настрой
- Проверка готовности
- Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин
2.1.Повторение ранее изученной темы
2.2.Разгадыание загадок
- Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
- Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
- Этап реализация построенного проекта – 5 мин
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
- Этап рефлексии учебной деятельности – 5мин
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Игоревна , и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. - Садитесь. 1.2.Эмоциональный настрой. Давайте подарим друг другу хорошее настроение: Чтите науки, любите искусства, Без сожаленья беритесь за труд. Дети! Тогда благородные чувства В вас благородную почву найдут! 1.3.Проверка готовности - Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. У вас на столах должны лежать: альбом для рисования, краски, карандаш простой, ластик, кисточки. | Приветствуют учителя, садятся выполняют задание учителя | Самоанализ | Л1,Л2 Р2 К2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Повторение ранее изученной темы - Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? - От какого слова произошло слово «изба»? («истба», «истопка».) - Как в старину располагались избы? (не по порядку) - Ребята, а как появилась улица? (их выстраивали фасадом, то есть лицом к дороге) - Почему люди не никогда не красили и не обшивали дома? (Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу) - Как смотрелись бревна изб в пасмурную погоду? ( серебряные) - Сразу ли у людей появилось строительное мастерство? (нет) - Что являлось главным для строительства? (топор) - Что люди делали, когда древесина становилось сухой? (ставили сруб) - Что составляет каждый ряд скрепленных друг с другом бревен? (венец) - Что являлось оберегом русской избы? (птицы, кони) - Ребята, но ведь птицы и кони не только являлись оберегом, но еще…(украшением дома | Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя | Самоконтроль | К1,К2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Ребята, а как вы думаете, как было внутри избы? - Обратите внимание на слайд, что в нем не хватает? (стола, лавки …) СЛАЙД1 - А как вы думаете, как это все называли раньше? - Называли убранством (Убранство- это то, что служит украшением избы, обстановкой самого дома ) То, чем обставляют и украшают жилое помещение (мебель, светильники, предметы домашнего обихода и т. д.), а также то, что используют при сервировке стола (посуда, столовые приборы и т. д.). Надивиться не могли Снежковы на убранство стола, на вина, на кушанья, на камчатное белье, хрусталь и серебряные приборы - Какова же будет тема урока? СЛАЙД2 (Тема: Внутреннее убранство избы) - Какую мы поставим цель исходя из темы урока? (Цель: создать изобразительную работу в смешанной технике на тему «Внутреннее убранство русской избы». Т.е. вы можете использовать не только краски, но и бумагу) - Какие задачи поставим перед собой? 1. Познакомится с составными частями русской избы 2. Рассмотреть конструкцию и декор. 3. Узнать о внутреннем убранстве русской избы | Воспринимают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя Формулируют тему, цель и задачи | Самоконтроль | К1,К2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Знаем мы пока мало, поэтому сегодня мы отправимся на экскурсию по русским избам, и посмотрим, что же раньше находилось в них. СЛАЙД Разгадывание загадок - А сейчас отгадайте загадку: - Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. А теперь посмотрим по сторонам, что мы там можем увидеть? - А в этом нам поможет следующая загадка: Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок) - Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет. - Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища? Вы ответите, отгадав загадку: - Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол) - К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство. - А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.) Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный. -Что вы понимаете под словом материальный? - Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка: - Что из угла в угол не переставишь? (печь) - Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? СЛАЙД4 - Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.) Духовный – от слова «душа». Икона являлась духовным миром. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным». От двери до боковой стены была устроена лавка-коннник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой: починкой обуви, снастей рыболовных, конской упряжи и др. Это место было мужской половиной дома. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. СЛАЙД5 3.Лавки и сундуки. - Сундук также являлся важным элементом декора. Он переходил по наследству от матери к дочке и размещался возле печи. Все убранство дома было очень гармоничным. СЛАЙД 6,7,8,9,10 Здесь присутствовало несколько видов лавок: длинные, короткие, кутные, судные и так называемые нищие. На них размещались различные предметы хозяйственного назначения, а на «нищую» лавку мог присесть незваный гость или нищий, который без приглашения вошел в дом. Лавки символизировали дорогу во многих старых обрядах. - Итак, мы с вами побывали в крестьянской избе. отправимся на экскурсии по русским избам, и посмотрим, что же раньше находилось в них. (на слайде показаны изоб-ия интерьера русских изб Физминутка. Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. (Взмахи руками.) Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте.) Мы спросили журавля: – Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: – Лучше нет родного края! (Круговые вращения головой.) | Воспринимают информацию и отвечают на вопросы | Самопроверка, взаимопроверка | Р1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изображать? -Правильно, сегодня мы с вами будем изображать внутреннее убранство русской избы. - Внимание на доску. - Я предлагаю составить макет внутреннего убранства избы. - Стены я изобразила - Как вы думаете, где следует разместить печь (лавки, стол...)? - К доске учащиеся выходят по желанию. - А сейчас я вам предлагаю изобразить избу в альбомах. Напоминаю, вы можете использовать разный материал (краски, бумагу) - К доске выйдет… продемонстрировать свою работу | Самоконтроль | П1,П2, | |
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Практическая работа Каждый учащийся работает над учебной задачей с опорой на зрительный ряд, собственные представления, инструктаж учителя. Учащиеся должны соблюдать: - Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда. - Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. Критерии оценивания: 1) Соответствие работы общей тематике урока 2)Оригинальность исполнения работы | выполняют практическое задание | Л1 К1 Р2 | |
7. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Вы хорошо поработали! Давайте посмотрим, как вы представляете внутреннее убранство русской избы! - Что такое убранство, кто запомнил? - На какие два основных центра была поделана изба? (материальная, духовный) - Что являлось материальным центром? (печь) - Что являлось духовным миром? (красный угол) - Что делал гость, при входе в избу? (находил глазами красный угол и снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.) - Удалось ли нам справиться с работой? - Какие трудности возникали? - Что бы вы хотели добавить или изменить? - Оцените свою работу. | Анализируют результат | самоанализ взаимопроверка | Л2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Убранство русской избы
Иллюстративный материал для проведения урока в 3 классе....
Учебно-методический комплект по технологии "Убранство русской избы. Печь", 2 класс, Перспектива
конспект урока+презентация к уроку технологии...
Урок технологии во 2 Б классе. Тема: Внутреннее убранство русской избы.Работа с бумагой и картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамья. УМК "Перспектива".
Урок технологии во 2Б классе. Тема: Внутреннее убранство русской избы. Работа с бумагой и картоном. конструирование. Изделие: стол и скамья. УМК "Перспектива"....
Технологическая карта урока «Технология» 2 класс УМК «Перспектива» .Проект «Убранство русской избы»
Технологическая карта содержит подробный материал к итоговому уроку представления проекта....
Убранство русской избы
Убранство русской избы...
Убранство русской избы.
Убранство русской избы....
Конспект урока по изобразительному искусству "Убранство русской избы" 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по ИЗО "Убранство русской избы" 4 класс...