рабочая программа
рабочая программа по технологии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»
Принята на заседании педагогического совета Протокол от 30.08. 2019 г. № 1 | Утверждена и введена в действие приказом директора МБОУ «Средняя школа № 8» от 30.08.2019 г. № 55 о/д |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
1 квалификационной категории
Королевой Ирины Анатольевны
по технологии 4 класс б
базовый уровень
на 2019- 2020 учебный год
Королева Ирина Анатольевна
(Ф.И.О. разработчика, подпись)
Количество часов:
всего - 34 ч., в неделю - 1 ч
Промежуточная аттестация – тестовая работа – 1
УМК
1. Учебник : Технология ; учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Л. Ю. Огерчук - М. : ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Пособие для учителя:
1.Методическое пособие к учебнику «Технология» Л. Ю. Огерчук - М. : ООО «Русское слово – учебник», 2014.
г. Рославль
2019
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, людям труда, предметам, средствам и продуктам труда, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающие успешность совместной созидательной деятельности;
- способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к созидательному труду, учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и истории России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире технологий;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной и трудовой деятельности и формирование личностного смысла учения и создания продуктов труда;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной трудовой деятельности, приемами поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения прикладных проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задаче и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной и предметно-практической деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение наглядно-действенных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач в индивидуальной и совместной созидательной деятельности;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
- передачи и интерпретации информации для решения коммуникативных и познавательных задач курса технологии; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (за-
- писывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео— и графическим сопровождением;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения литературных, инструкционных и научно-популярных текстов учебника и детских изданий в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
- сообщения и презентации продуктов своего труда, объяснять критерии оценки, свои идеи, замечания и т.п., в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в изученном
- объеме;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среденачального общего образования (в том числе с учебными моделями) в виде схем, рисунков, чертежей, таблиц, планов и пр.
Предметные результаты:
- формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
- обретенный опыт выполнения практических заданий по плану, по инструкции, по образцу, с опорой на технологическую карту, графические изображение (чертеж, эскиз, схема); начальные сведения о технике, технологии, технических средствах (фотоаппарат, сотовый телефон, компьютер), трудовом процессе, предметах и средствах труда, основах культуры труда, посильные умения предметно-практической преобразовательной деятельности, знания о наиболее распространенных профессиях, опыт творческой проектной деятельности в рамках освоенных методов обработки материалов.
- в соответствии с установленными Стандартом требованиями к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, программа предусматривает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
II. Содержание учебного предмета
Основное содержание по темам | Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне общеучебных действий) |
Технология в жизни человека 1ч | |
Мир, созданный человеком и его место в окружающем мире. Роль труда в жизни человека и значение технологии для его осуществления. Цели труда человека. Виды труда (производительный, интеллектуальный, обслуживающий). Содержание труда людей ближайшего окружения (их профессии). Учеба — тоже труд. Представление о продуктах разных видов труда (материальные, интеллектуальные, услуги). Ручной, механизированный и автоматизированный труд. Представления о «технологии» как последовательности действий для получения желаемого результата и первоначальные представления о «технологии» как области знаний. Представления о «технике» как о приемах работы для выполнения действий, заданных технологией, и как о механизированных орудиях труда. Начальные сведения из истории развития технологий и технологической культуры в человеческом обществе. Основные понятия: «мастер», «средства труда», «инструмент», «приспособление», «машина», «продукт труда». Организация трудового процесса. Трудовая деятельность людей, их отношения в современном производстве и сфере услуг. Представления о ремесле и ремесленниках, производстве, процессах производства, разделении труда, профессиях людей, участвующих в создании продуктов труда от замысла до получения результата (изобретатель, технолог, конструктор, инженер, исполнители процесса труда и другие) их роли в производственном процессе. Алгоритм проектной деятельности. | Осваивать понятие «овощные культуры». Рассматривать таблицу классификации овощных культур с примерами растений по видам овощей. Устанавливать, что объединяет эти растения, по какому признаку они разделены на группы. Выявлять общие и отличительные признаки растений, представленных на рисунках таблицы. Назвать части растений, употребляемых в пищу человеком. Обобщать и выделять признак деления на группы овощных культур. Приводить примеры растений, у которых в пищу используют и листья, и стебли, и корнеплоды; и листья и луковицы. Называть овощные культуры, выращенные в «огороде на подоконнике». Называть их съедобные части. Рассказывать, как они размножаются? Актуализировать опыт, осуществлять перенос и называть по порядку этапы выращивания овощей из семян, с опорой на представленные вразброс иллюстрации к этим этапам. Анализировать и рассказывать, что делает человек на каждом этапе выращивания растений. Опираясь на рисунки в учебник примеров растений, обобщать и называть части растений, которые употребляют в пищу у корнеплодов. Размышлять и объяснять, почему их так назвали. Обобщать информацию о луковых культурах, делать выводы и приводить примеры знакомых луковых культур. Объяснять, зачем люди их выращивают. Называть и показывать части овощных растений, которые люди употребляют в пищу. Узнавать и называть знакомые сорта моркови, лука, капусты. Выделять и называть части разных сортов капусты, употребляемых в пищу. Приводить примеры из жизненного опыта, в каком виде можно есть морковь, лук, капусту, какие блюда из капусты знает, какой обработке подвергают овощи в процессе приготовления разных блюд. Рассказывать, опираясь на текст учебника, как обеспечить комфортные условия растению при выращивании. Осмысленно читать текст учебника, выделять нужную информацию, соотносить ее с реальными климатическими условиями, размышлять и приходить к выводу, в каком месяце можно сеять капусту в вашем краю. Обосновывать свое решение. Определять место в огороде, которое подойдет для конкретных растений, руководствуясь описанием условий, необходимых для их выращивания. Объяснять свой выбор. Работать в группе: распределять работу, удерживать долгосрочные цели и выполнять обязанности, контролировать процесс и оценивать результат. Выбирать посадочный материал, определять условия и способ выращивания овощной культуры, подбирать необходимый инвентарь. Выращивать растения, выполняя приемы работы в соответствии с технологией и с учетом погодных условий. Осенью делать презентацию выращенному урожаю по самостоятельно составленному плану |
Информационные технологии 2 ч | |
Целостное представление о мире информации и его значении в жизни человека и общества. Понятие об информации, ее назначение, применение, значение в жизни человека. Виды информации по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая) и каналы восприятия их человеком. Источники информации и способы получения информации из окружающего мира, создания и передачи информации в повседневной жизни. Общение — как средство обмена информацией. Виды общения (монолог, диалог, устное, письменное, с помощью мимики и жестов) и способы передачи информации между людьми (без слов, устно, письменно). Их применение в решении информационных задач курса и в повседневной жизни. Представление об информационных технологиях, как о технологиях создания, обработки, хранения и передачи информации. Получатели информации. Средства создания, обработки, хранения и передачи информации. Использование технических средств для работы с информацией в повседневной жизни. Средства создания письменной информации: Ручные инструменты (Ручка, карандаши, фломастеры, краски и кисти и др.). Технические средства (фотоаппарат, сотовый телефон, компьютер). Виды информации по форме представления (текстовая, графическая, числовая, звуковая). Первоначальные представления о хранении информации. Носители информации (биологические, материальные, электронные). Их отличия, назначение, надежность. Ценностное отношение к личной информации. Примеры использования в конкретных знакомых учащимся ситуациях. Сведения из истории информационных технологий. Известные имена и основные даты возникновения и развития ИКТ. Профессия программист и пользователи компьютерных программ. Суть их деятельности. Применение информационных технологий на уроках технологии. Примеры создания моделей информационных объектов в виде текстов, графических изображений, схем, чертежей, таблиц, последовательностей и других. Средства поиска и получения необходимой информации (общение со взрослыми, учебник, библиотеки, интернет). Правила пользования и культура поведения в библиотеке. Компьютерные программы, полезные для решения общеучебных и технологических задач (текстовый и графический редактор, тренажер клавиатуры, браузер, электронная почта). Их возможности, общие принципы работы с ними и области их применения. Алгоритм представления и критерии оценки созданных ребенком информационных объектов | Объяснять значение понятия «информация». Называть источники получения информации человеком. Определять виды информации, которую получаем, когда видим, слышим, трогаем, нюхаем, едим. Называть каналы получения этих видов информации. Выделять органы чувств, через которые мы воспринимаем визуальную информацию, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую. Определять, какие сведения человек получает из окружающего мира с помощью каждого из органов чувств. Называть виды информации, которую человек получает из общения. Называть средства для работы с информацией? Приводить примеры знакомых средства создания устной информации, письменной. Выделять средства создания информации, которыми владеет. Определять средства для передачи информации соседу по парте, учителю, другу, который живет на другой улице, родственникам из других городов. Называть знакомые технические средства для работы с информацией. Выделять технические средства, помощью которых можно получить, создать, передать информацию. Называть технические средства создания информации, которыми умеет пользоваться и определять какие виды информации можно создать с помощью этих средств. Рассказывать, как это сделать. Отличать технические средства, которые служат для создания информации, для передачи информации, для обработки, для хранения, для получения информации. Называть технические средства, которыми умеет пользоваться для получения информации, определять виды информации, получаемые с их помощью. Размышлять и объяснять, кто создает эту информацию? Называть средства создания и виды носителей для каждого вида информации. Приводить примеры письменных источников информации, созданных для уроков технологии. Определять носители информации, на которых они выполнены и хранятся. Различать средства создания и источники получения информации. Определять, с помощью каких средств, можно передать информацию об устройстве изделия, его цвете, дизайне, назначении, о технологии его изготовления, об агротехнике овощных культур и пр. В течение учебного года создавать самостоятельно или с друзьями письменные источники информации: 1. Информационный стенд 2. Фотографии изделий. 3. Презентации изделий и проектов. 4. Презентации выращенных растений. 5. Собрание образцов работ или фотографий, дающих представление о твоих достижениях (портфолио) 6. Портфолио лучших работ и проектов класса, выполненных на уроках технологии. Выбирать доступные средства создания информационных объектов и способы их выполнения. Создавать информационные объекты с опорой на материалы учебника. |
Технологии изготовления изделий- 25 ч | |
Материальная культура как продукт предметно-преобразующей деятельности человека. Предметы материальной культуры. Основные понятия: изделие, деталь, материал, конструкция изделия, инструмент. Ручные и механизированные орудия труда. Представления о конструкциях и конструировании моделей материальных объектов, конструктивных особенностях объектов труда. Представления о — материалах, как исходных предметах для изготовления изделий. Многообразие материалов, используемых в производстве материальных продуктов труда человека. Области их применения. Виды материалов, используемых в работе (основные и вспомогательные, природные и искусственные, вторичные, отходы). Виды основных материалов, их свойства, строение, формы выпуска в современном производстве. Общие сведения о происхождении, производстве материалов, их назначении и применении в промышленности и народных промыслах. Исторические сведения. Названия профессий людей, участвующих в получении сырья, его переработке, производстве материалов и изделий из них. Виды ручных инструментов, применяемых в работе. Их назначение, устройство, применение, приемы работы. История развития средств и орудий труда. Аналоги в современном производстве. Чертежные инструменты (карандаш, линейка, угольник, циркуль, трафарет, лекала). Рабочие инструменты (ножницы, иглы, булавки, нож, фальцлинейка, шило, крючок для вязания, отвертка, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, напильник, буравчик). Приспособления (шаблон, пяльцы, наперсток, нитевдеватель, тиски, подручные средства). Гигиена труда и правила безопасной работы с режущими, колющими инструментами, пачкающими и царапающими материалами, нагревающимися приборами. Этапы проектирования изделий: 1 этап формирование замысла. 2 этап. Разработка технологии изготовления. Алгоритм формирования замысла: 1) Проблема: В каких изделиях существует потребность? 2) Цель: Зачем нужно твое изделие? 3) Задачи: Какими свойствами должно обладать изделие? Каким требованиям удовлетворять? Что для этого нужно сделать? 4) Решение: Какую конструкцию будет иметь изделие?). Алгоритм разработки технологии изготовления: 1) Методы: Как можно это сделать? 2) Средства: Что понадобится для работы? 3) Исполнители: Сколько человек нужно для выполнения этих работ? 4) Последовательность: Какие работы сделать до, какие после других? 5) Результат: Технология изготовления (технологическая карта). Элементы графической грамоты: Графические изображения: графический рисунок, схема, план, чертеж, эскиз, технический рисунок, развертка. Условные обозначения: линий контура, осевой симметрии, сгиба, реза, расстояний между ними, габаритных размеров, равенства углов, направления сгибания, мест нанесения клея. Обозначения на схеме для вязания столбиков без накида, воздушных петель. Технологический процесс. Этапы технологического процесса изготовления изделий (разметка, резание, сборка, оформление, отделка). Экономия материала при разметке. Способы и приемы преобразовательной деятельности в процессе создания материальных продуктов труда (изготовления изделий): определение размеров заготовки (по месту, по чертежу, расчет размеров по эскизу с заданными условиями, прибавление припусков на швы), построение выкроек, чертежей, эскизов (прямоугольника, окружности, треугольников, разверток правильных геометрических тел); подготовка к работе (утюжка, запяливание тканей, отмеривание и вдевание нитки в илу, зачистка гладких поверхностей наждачной бумагой перед склеиванием) разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалам, сгибанием заготовки, с помощью чертежных инструментов, копировальной бумаги и кальки, масштабной сетки); резание (стеком, ножницами, ножом); формообразоание (лепка различных форм руками, раскатывание скалкой пластичных материалов; скатывание, скручивание, сгибание, изгибание плоскостных; плетение, вязание, гибка линейных и др.); сборка (соединением деталей: клеем, нитками, щелевым замком, с помощью винта и гайки, на шипах); оформление (фломастерами, красками, аппликацией, вышивкой и другие). Организация процесса изготовления изделия: распределение ролей и осуществление сотрудничества при коллективной работе; выбор средств для работы; организация рабочего места; выполнение приемов работы в соответствии с последовательностью технологических операций по плану или технологической карте; контроль процесса и результата работы; соотнесение результатов работы с замыслом. Оценка результата. Определение критериев оценки в соответствии с назначением и функциональным требованиям. Презентация изделия. Ситуативные алгоритмы представления изделий | Иметь представление о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека. Уважительно относиться к труду людей и людям труда, к традициям своего народа. Понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире. Стремиться к творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Проявлять чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности). Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; понимание причин успеха в деятельности, способность к самооценке. Осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и в соответствии с поставленной задачей. Выбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия. Экономно расходовать используемые материалы. Соблюдать безопасные приёмы труда, в том числе с ручными инструментами: чертёжными (линей- ка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла, шило, нож и другие); Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, чертежу, развёртке, соблюдать последовательность технологических операций. Создавать модели объектов окружающего мира из различных материалов. Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий. Анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей. Решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи. Выполнять приемы предметно- практической деятельности в изученном объеме. Соблюдать гигиену труда и технику безопасности. Соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями ее развёртки, с планом, с проекциями на чертеже. Создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. Работать с освоенными материалами, зная их свойства (пластилином, глиной, солёным тестом, природными материалами, бумагой, картоном, гофрокартоном, тканью, нитками, проволокой, фольгой). Использовать приобретённые навыки для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и полезных изделий. Удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности. Действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Использовать изученные правил безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности. Осознанно использовать безопасные приёмы труда. Самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления изделия. Участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе. Распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных проектов. Вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки. Сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками. Планировать собственную творческую деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя). Распределять рабочее время. Осуществлять универсальные способы контроля и коррекции результатов действий. Прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно- художественной задачей. Организовывать коллективную и групповую творческую работу, элементарные доступные проекты. Наблюдать и сравнивать свойства различных материалов; Узнавать и называть освоенные материалы, их свойства, происхождение, практическое применение в жизни; Различать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам; Соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом; Конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями; Осуществлять поиск необходимых сведений в доступных средствах информации для решения посильных конструкторско-технологических задач. Обобщать полученные знания о различных материалах и их свойствах; классифицировать их. Связывать во времени информацию об истории происхождения материалов (глины, пластилина, бумаги, ткани, проволоки, фольги, ,совершенствовании продуктов (книги, игрушек, упаковки, колеса), инструментов(ножниц, шила, иглы), ремёсел и технологий (производства бумаги, шитья, вышивки) и пр. Задавать вопросы уточняющего характера. Высказывать собственное мнение о результатах творческой работы; Продолжение таблицы Рассказывать о профессиях современного производства, сравнивать их с ремеслами и народными промыслами. Выявлять и объяснять сходства и различия труда в разных видах производства. Уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры в доказательство своей позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при организации творческой работы в группе ;Договариваться и приходить к общему решению. Владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о разных профессиях, о значении труда в жизни человека и общества. Брать интервью у одноклассников и взрослых. Задавать вопросы с целью планирования хода выполнения работы, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности; Владеть диалогической формой речи, аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свою идею. Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем или товарищами. Презентация проекта «Игрушки для детского сада» |
Электроприборы и бытовая техника. 2 ч | |
Названия и назначение электроприборов, используемых в быту (утюг, электрочайник, миксер, блендер. пылесос, люстра, бра, настольная лампа, электроплита, вытяжка, микроволновая печь, обогреватель, фен). Бытовая техника — механизированные устройства, совершающие полезную работу, используемые в быту. Названия и назначение бытовой техники (холодильник, стиральная машина, посудомоечная машина, электрическая швейная машина, кухонный комбайн, кондиционер, вентилятор, компьютер, телевизор, музыкальный центр). Представления о работе, выполняемой этой техникой. Общие принципы и правила техники безопасности пользования электричеством и бытовыми приборами и техникой, работающими от сети. Правила и приемы безопасной работы с утюгом, пользования чайником, другими нагревающимися и электрическими приборами. Уборка квартиры. Виды уборки помещений, сухая и влажная уборка, их содержание и назначение. Уборка квартиры с помощью пылесоса Пылесос — электрический прибор для уборки в квартире. Виды бытовых пылесосов, их назначение и особенности. Устройство пылесоса для сухой уборки квартиры (корпус, шланг, пылесборник, трубка, щетка (насадки)). Назначение и использование разных насадок. Правила работы с пылесосом Сборка пылесоса перед работой и уход за пылесосом после уборки, обязательное Правила безопасной работы пылесосом. Приемы и последовательность уборки комнаты с помощью пылесоса. | Называть знакомые электроприборы и объяснять их назначение. Рассказывать о бытовой технике, которой умеет пользоваться, о ее назначении, о работе, которую она выполняет. Выделять и формулировать правила безопасной работы с бытовой техникой и пользования бытовыми приборами. Соблюдать их. Отличать и называть электроприборы и бытовые технические устройства, которые помогают готовить еду, сохранять продукты питания, ухаживать за одеждой, следить за здоровьем, сушить волосы, чистить ковер, освещать помещение, рабочее место, получать информацию, поддерживать комфортный воздух в помещениях. Формулировать и соблюдать правила техники,безопасности при пользовании утюгом, чайником, телевизором, магнитофоном, холодильником, другими электроприборами и техникой, которые есть у ребенка дома. Называть виды уборки помещений и различать сухую уборку, влажную уборку, Объяснять, для чего они нужны, в чем заключаются. Выбирать средства для сухой уборки, средства для влажной уборки, объяснять, для чего они предназначены. Называть средства, которые использует в работах по дому. Размышлять и объяснять происхождение названия пылесоса. Рассказывать о пылесосе, имеющемся дома, пользовании им. Выполнять действия уборки квартиры, включая уборку пылесосом. Собирать пылесос перед уборкой, включать его в сеть, выключать, разбирать и протирать после выполнения работ. Соблюдать правила безопасной работы пылесосом и пользования электричеством |
Ремонт Одежды- 1 ч | |
Культура поведения и самообслуживание: Культура поведения, питания и организации трудовой деятельности. Культурные и трудовые традиции семьи, села, города, родного края, народа. Элементарные представления об опрятности, аккуратности во внешнем виде. Значение здорового образа жизни, правильного питания, соблюдения режима дня, личной гигиены. Личная гигиена и культура поведения: Правила и приемы мытья рук, умывания, ухода за волосами. Правила поведения за столом и в общественных местах. Правила и приемы пользования столовыми приборами. Первоначальные представления о пользовании электричеством, газом, бытовыми приборами. Правила безопасного обращения с острыми и режущими столовыми приборами, с нагревающимися и режущими бытовыми приборами, посудой с кипятком. Уход за одеждой и обувью: Представления о стиле одежды, необходимости ее соответствия времени года. Отношение к одежде как способу выражения душевного состояния человека. Общие и сезонные требования к одежде. Национальные традиции в одежде. Необходимость бережного отношения и ухода за одеждой и обувью. Отношение к обуви как предмету, дополняющему одежду. Необходимость ее соответствия времени года и погодным условиям. Необходимость поддержания чистоты обуви. Зависимость выбора способа чистки обуви от свойств материала, из которого она сделана. Способы и приемы шнуровки кроссовок, чистки обуви из ткани и кожи. Приемы мытья и правила сушки мокрой обуви. Приемы стирки мелких предметов одежды. Работы по дому: Значение и правила гигиены жилья. Необходимость проветривания, содержания в чистоте и порядке помещения. Приемы и последовательность этапов уборки помещения. Техника безопасности и технологии сухой и влажной уборки помещений. Элементарные представления о пользовании отоплением, газом, транспортом, бытовыми приборами. Правила техники безопасности пользования газом, электричеством. Правила и приемы безопасной работы с утюгом, пользования чайником, другими нагревающимися и электрическими приборами. Правила и приемы сервировки стола, уборки со стола после еды, мытья посуды. Ремонт одежды: пришивание пуговиц, ремонт распоровшихся швов, изготовление петелек, ремонт, изготовление и замена вешалок на одежде, вдергивание бельевой резинки, штопка, поднятие петель на трикотажных вещах, выполнение заплат | Рассматривать свою одежду, выявлять необходимость посильного ремонта. Выполнять элементарный ремонт одежды, используя освоенные приемы и технологии (пришивать пуговицы, вдергивать новую резинку на место старой, зашивать распоровшиеся швы, изготавливать новую вешалку взамен старой). Предлагать свою помощь членам своей семьи. Выполнять необходимый посильный ремонт одежды. Рассказывать в классе, какие работы удалось выполнить. Представлять отремонтированные вещи или их фотографии. |
Ремонт книг: Ценностное отношение к книгам, как к объектам культуры и источникам знаний. Исторические сведения о книге, развитии книгоиздания. Устройство современных книг. Способы ремонта: Заклеивание разрывов на страницах книг (на полях и по тексту). Приклеивание выпавших листов на прежнее место. Восстановление распавшихся на страницы брошюр, крепление или замена оторванной обложки. Изготовление переплетных крышек. Ремонт и крепление переплетной крышки к книжному блоку или тетради. | Размышлять и рассказывать, для чего создают книги, что потерял бы человек, если бы не было книг. Приводить другие (кроме книг) источники печатной информации. Выделять и называть преимущества, которые имеет книга по сравнению с древними носителями информации, с электронными. Обосновывать свое мнение. На основе рассмотренных способов ремонта решать, как можно отремонтировать книгу, книжный блок которой состоит из нескольких тетрадей, если она распалась на двойные листы. На основе рассмотренных способов ремонта решать, как можно отремонтировать книгу.Рассматривать книги, которые требуют ремонта, выбирать подходящий способ и выполнять ремонт в парах. Самостоятельно определять критерии оценки, объяснять их выбор и оценивать результаты ра- боты. |
Технологии выращивания растений и ухода за животными 3 ч. | |
Место человека в окружающей среде. Зависимость человека от природы. Элементарные представления о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, родного края, села; нормах экологической этики; трудовых традициях агротехнической деятельности людей. Первоначальные представления о многообразии растений, условиях роста, пользе, которую приносят человеку. Виды растений: дикорастущие и культурные растения. Декоративные, овощные и плодово-ягодные культуры. Их назначение, места выращивания. Виды декоративных, овощных и плодово-ягодных растений. Распространенные сорта овощных и плодово-ягодных культур. Их общие и отличительные признаки. Названия наиболее широко распространенных культурных растений, выращиваемых в родном краю. Условия роста растений (Качество почвы, климат). Общие представления о размножении растений в дикой природе. Необходимость бережного отношения к природе, как источнику сырьевых ресурсов и необходимому условию существования человека. Возможности личного участия в экологических инициативах. Цели выращивания и способы использования культурных растений человеком. Необходимость и способы обработки съедобных частей растений перед употреблением в пищу (в домашних условиях). Профессии растениеводства: ученые-селекционеры, агрономы, труженики садов, огородов и полей (хлеборобы, овощеводы, цветоводы, садоводы,огородники). Первоначальные представления о целях и сущности их труда. Первоначальные представления об агротехнике декоративных, овощных и плодово-ягодных культур. Сроки жизни растений. Особенности выращивания однолетних, двулетних и многолетних культур. Условия роста. Значение удобрений для развития растений. Сроки внесения удобрений в почву. Сроки посева или посадки, всхода ростков, созревания и сбора урожая и семян. Сезонные работы в цветнике, в огороде, в саду. Особенности, способы и посильные приемы выращивания культурных растений: в цветнике, в огороде, в саду и в домашних условиях. Садовый инвентарь. Его применение в саду, в огороде, в цветнике. Назначение, безопасность и приемы работы. Инструменты, применяемые при выращивании растений в домашних условиях. Их назначение, применение. Безопасность и приемы работы. Способы размножения и приемы выращивания культурных растений: из семян, луковиц, корневищ корнеплодов, делением куста, отпрысками, усами, отводками, черенками (стеблевыми, листовыми, кусочками стебля и листа). Технологии посева семян, выращивания рассады, пикировки всходов, выгонки зелени корнеплодов и лука, укоренения черенков, пересадки, высаживания рассады в открытый грунт, сбора урожая и семян. Требования растений к условиям их выращивания: Глубина заделки семян, ростков, частей растений, используемых для их размножения. Расстояния между растениями при посадке на грядку и в специальной таре. Требования к таре для выращивания рассады и взрослых растений. Необходимость обеспечения дренажа, проветривания помещения, поддержания влажности почвы и воздуха. Признаки недостатка или избытка воды, света, влажности воздуха, нарушения температурного режима. Условия хранения семян и корнеплодов. Приемы подготовки почвы, подготовки семян к посеву, посева семян, прореживания и пикировки всходов, разметки почвы для высадки растений, высаживания рассады в открытый грунт, и в специальную тару. Приемы ухода за растениями: полив, прополка, окучивание, рыхление почвы, опрыскивание домашних растений водой из пульверизатора. Наблюдения за ростом, контроль и оценка результатов работы. Презентация выращенных растений. Уход за животными Первоначальные представления о многообразии животного мира родного края, страны планеты. Элементарные представления о традициях нравственно-этического отношения к животным в культуре народов России, нормах экологической этики; трудовых традициях животноводства. Виды животных: Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Животные, которых опасно содержать дома. Места обитания, условия жизни, особенности поведения и питания. Первоначальные представления о пользе, которую домашние животные приносят людям; способах использования продуктов животноводства человеком; условиях содержания и способах ухода за домашними животными; профессиях и мастерах животноводства в сельском хозяйстве. Названия домашних животных, виды экзотических животных живого уголка, их повадки, требуемые условия жизни. Условия содержания животных в неволе, особенности кормления и ухода за домашними животными родного села и экзотическими животными живого уголка школы. Ответственность за домашних питомцев. | Рассматривать примеры растений по группам: деревья, кустарники, травы, папоротники, мхи, лишайники, грибы, водоросли. Выявлять признак деления. Определять группу, к которой относятся реальные растения (какие к деревьям, какие — к кустарникам, к травам, мхам, лишайникам, грибам, водорослям. Размышлять и называть растения, которые можно выращивать дома, какие нельзя. Объяснять причины. Определять понятие «декоративные растения» объяснять, для чего их выращивают. Называть по порядку этапы выращивания декоративных растений. Рассказывать об особенностях ухода за растениями с разными требованиями к условиям окружающей среды. Выбирать и определять действия ухода за влаголюбивыми и засухоустойчивыми; растениями, которые любят много воды и не терпят переувлажнения почвы; нуждающимися во влажном воздухе и не терпящими попадания воды на листья; светолюбивыми и теми, которые не любят прямые солнечные лучи. Размышлять, находить решение и объяснять, как облегчить дыхание растениям с гладкими большими листьями, с мелкими листочками, с колючками. Выбирать подходящие места в комнате для растений, исходя из требуемых условий жизни (на окне, в глубине комнаты, под потолком, в террариуме). Объяснять свой выбор Выбирать декоративное растение для выращивания в помещении, определять способ посадки, подходящее место, необходимые приемы ухода. Выполнять необходимые действия по укоренению и уходу за растением, руководствуясь советами учебника и наблюдениями за своим питомцем. Наблюдать и корректировать действия ухода. Делать презентацию выращенному растению, выбирать для нее наиболее подходящие способы представления информации. Рассказывать о выбранном способе посадки растения, особенностях выращивания, какие были трудности, приемах ухода, которые были выбраны и тех, что выполнялись исходя из наблюдений, как растение подсказывало, что ему нужно, всегда ли удавалось понять (угадать), о чем оно просит, какой получился результат. |
Весенние работы в саду – 1 ч | |
Классификация культурных растений (плодовоягодные, овощные, цветочно-декоративные). Профессии растениеводства: селекционеры, агрономы, хлеборобы, овощеводы, цветоводы, садоводы, огородники. Цели и содержание их труда. Плодово-ягодные культуры. Их виды: (семечковые, косточковые, ягодные) Плодовые культуры — это древесные, кустарниковые и полукустарниковые растения с сочными съедобными плодами. Примеры, особенности строения. Ягодные культуры — это древесные, кустарниковые, полукустарниковые и травянистые растения с мелкими съедобными плодами. Примеры особенности строения. Способы размножения садовых культур. Инструменты садовода — садовый инвентарь (лопата, грабли, тяпка, кисти, садовые ножницы, рыхлитель, ведро, корзина, лейка, фруктоуловитель, секатор). Их названия, назначение, правила безопасной работы. Размножение садовых деревьев и кустарников черенками. Сроки и правила заготовки черенков. Условия выращивания черенкованием. Парник — защищенный от непогоды застекленными рамами или полиэтиленом участок почвы. Виды парников. Их особенности, назначение. Правила о заготовки черенков для посадки. Технология и приемы выращивания плодовых растений из черенков: подготовка грунта к посадке черенков, посадка черенков, укрепление над черенками каркаса из проволоки и закрепление на нем пленки. Проветривание парника, полив. Высадка черенков в открытый грунт. Полив, прополка, рыхление. Выставка творческих работ на промежуточной аттестации за курс 4 класса | Осваивать понятие «плодово- ягодные культуры». Рассматривать примеры культурных растений в таблице, устанавливать признак деления. По группам: плодово-ягодные, овощные, цветочные. Называть знакомые растения. Обобщать, приводить примеры Плодово-ягодных, овощных, цветочных культур. Пересказывать текст учебника о содержании труда селекционеров и агрономов, рассказывать, что выращивают хлеборобы, овощеводы, цветоводы, садоводы, огородники, где трудятся люди этих профессий, что они делают. Узнавать плоды садовых растений на рисунках. Выявлять признак деления на группы плодово-ягодных культур в иллюстрированной таблице в учебнике. Сравнивать и отличать виды растений: деревья, кустарники, травы. Приводить примеры плодовых и ягодных растений, которые растут в дикой природе. Размышлять и рассказывать, как они размножаются. Предполагать, какие способы размножения растений человек использует, выращивая садовые культуры? Называть и рассказывать о способах выращивания растений, которые уже приходилось использовать. Прогнозировать, как применить знакомые методы земледелия в садоводстве. Выбирать способы выращивания новых кустов смородины, когда старые уже очень разрослись. Определять необходимые действия и объяснять, как можно отсадить новые кусты смородины. Рассказывать, как размножается земляника. Анализировать, размышлять и предполагать, как можно получить новую лозу винограда без косточек. Дерево мандаринов без косточек. Подбирать садовый инвентарь для разных способов выращивания садовых культур, для ухода за ними и для сбора урожая. Объяснять назначение каждого инструмента и приспособления. Называть этапы выращивание плодовых культур из черенков. Выполнять действия технологии выращивания плодовых растений из черенков, в соответствии с описанием в учебнике. Соблюдать правила безопасной работы. Работать в группе: распределять роли, удерживать долгосрочные цели и выполнять обязанности, контролировать процесс, оценивать и представлять результат. |
III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б
Дата/ план | Дата/ факт | № | № по теме/ разделу | Тема урока |
02 09 | 1 | Цели труда человека. | ||
09.09 | 2 | Что такое информация. Из истории информационных технологий. | ||
16.09 | 3 | Применение информационных технологий. Работа с фотоаппаратом, сотовым телефоном, компьютером | ||
23.09 | 4 | Силы природы. Сельскохозяйственные технологии. Теоретические основы ухода за животными и растениями. | ||
30.09 | 5 | Выращивание комнатных растений. Способы размножения декоративных растений. | ||
07.10 | 6 | Для работы пригодятся. Общие правила безопасной работы. Графические изображения геометрических форм. | ||
14.10 | 7 | Фактурная бумага ручной работы | ||
21.10 | 8 | Картон ручной работы | ||
28.10 | 9 | Папье - маше | ||
11.11 | 10 | Объемные аппликации | ||
18.11 | 11 | Коробки с крышкой | ||
25.11 | 12 | Плетеные картинки из бумаги | ||
02.12 | 13 | Коробочки- футляры | ||
09.12 | 14 | Карнавальные маски. Правила безопасной работы с шилом | ||
16.12 | 15 | Изделия из бумаги с гофрированными деталями. | ||
23.12 | 16 | Рамки для фотографий. Правила безопасной работы с ножом. | ||
13.01 | 17 | Модели и макеты | ||
20.01 | 18 | Инкрустация соломкой | ||
27.01 | 19 | Игрушки из природных материалов собранные на шипах и шпильках. Правила безопасной работы. | ||
03.02 | 20 | Технологии производства и обработки металлов. Тиснение по фольге. | ||
10.02 | 21 | Гибка проволоки. Правила безопасной работы с проволокой. Изделия из проволоки. | ||
17.02 | 24.03 | 22 | Виды текстильных материалов по происхождению волокон | |
02.03 | 23 | Вязание. Вязание крючком | ||
16.03 | 24 | Ручное ткачество. Изготовление самодельной ткани на ткацкой рамке | ||
30.03 | 25 | Изделия из самодельной ткани | ||
06.04 | 26 | Вышивка. Виды швов и техника их исполнения | ||
13.04 | 27 | Текстильные изделия для домашнего обихода и праздничного настроения. | ||
20.04 | 28 | Кухонные принадлежности. Текстильные изделия для удобства и уюта в доме | ||
27.04 | 29 | Набивные игрушки. | ||
18 05 | 30 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа. | ||
25 05 | 31 | Ремонт книг | ||
32 | Ремонт книг | |||
33 | Электроприборы и бытовая техника. Общие правила безопасной работы с электроприборами и бытовой техникой. Уборка квартиры | |||
34 | Весенние работы в саду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...