Приемы работы с текстом
учебно-методический материал по технологии (3 класс)
Приемы работы с текстом на уроках технологии, литературного чтения (с использованием оргдиалога, смыслового чтения, перевод текстовой информации в таблицу)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
В своей работе на уроках для включения всех учащихся в образовательный процесс использую прием «смысловое чтение» с применением оргдиалога и преобразованием текстовой информации в таблицу..
I.
Например, на уроке технологии при изучении темы «Какие бывают ткани», я построила работу с текстом так:
Подготовка к восприятию, актуализация знаний.
Задания в учебнике «Проверь себя».
Закончи высказывания.
-Льняные ткани изготавливают из… .
-Хлопчатобумажные ткани изготавливают из… .
-Шерстяные ткани изготавливают из… .
-Шёлковые ткани изготавливают из… .
Объясни, почему эти ткани называют натуральными или природными.
Работа с текстом
-Прочитать тему урока (Какие бывают ткани)
Перед началом чтения текста задаю вопрос:
-Как думаете, о чем пойдет речь в тексте? (о видах тканей).
-Какой вид ткани вы уже знаете? (Натуральные или природные)
-Значит, в тексте вы узнаете о…? (другом виде или видах ткани)
Читают текст в парах по 1 предложению.
Человеку нужно было всё больше тканей, и он изобрёл искусственные ткани. Источниками сырья стали древесина и нефть. – полезные ископаемые, залегающие в недрах (глубинах) земли. Древесину превращают в кашеобразную массу – целлюлозу, а из целлюлозы получают искусственные ткани ( ацетат, вискозу, штапельное полотно), мех, кожу, а также полиэтилен, фото-, киноплёнку и другие материалы.
Из нефти научились делать синтетическое волокно. Из него вырабатывают искусственные меха, ковровые изделия, сети, канаты и синтетические ткани – капрон, нейлон, полиэстр, лавсан и другие. Изделия из синтетических тканей намного прочнее, чем из натуральных, долговечнее в носке. Эти ткани могут быть очень тонкими и лёгкими, но при этом сверхпрочными, например парашютная ткань.
Однако у синтетических материалов есть один опасный для природы недостаток: они не гниют, а значит, сами не могут исчезнуть. Как ты думаешь, что с ними можно сделать, чтобы сохранить природу?
Вопросы к тексту. (Вопросы задают по очереди)
1 абзац.
-О каком новом виде ткани говорится в абзаце? (искусственные)
-Из чего получают искусственные ткани? ( из целлюлозы)
-А из чего получают целлюлозу? ( из древесины)
-Ацетат, вискоза, штапельное полотно – это природные ткани? (искусственные)
2 абзац.
-О чем говорится в этом абзаце? (синтетические ткани (или волокно))
-Синтетические ткани (волокно) получают из целлюлозы? (из нефти)
-Из синтетического волокна получают природные ткани? (искусственные (синтетические))
-Чем отличаются изделия из синтетических тканей от натуральных? (более прочные)
-А еще чем? (очень тонкие, легкие, но при этом сверхпрочные)
3 абзац
-Только ли положительные качества есть у синтетических тканей? (нет, они не гниют)
Проверка фронтальная по тем же вопросам. Отвечает одна группа, а остальные соглашаются или исправляют.
Проверка (на карточках индивидуально).
Закончить предложения.
Искусственные ткани получают из… .
Синтетические ткани получают из… .
Изделия из синтетических тканей отличаются от натуральных… .
Чтобы сохранить природу, синтетические ткани надо… .
На следующем уроке после проведения исследования свойств тканей предложила заполнить таблицу:
Свойства натуральных тканей
Что исследую (свойства) | Ткани | |||
Хлопок | Лён | Шерсть | Шёлк | |
1. Какая поверхность (гладкая, шероховатая) | ||||
2. Какая плотность, мягкость | ||||
3. Различны ли по окраске стороны (лицевая, изнаночная) | ||||
4. Сохраняет ли форму после сминания | ||||
5. Как тянется (эластичность) | ||||
6. Прозрачность | ||||
7. Как ведёт себя при смачивании |
Взаимопроверка с ответами на экране.
II.
На уроке литературного чтения по рассказу Л.Н.Толстого «Зайцы» работу организовала так.
После первичного знакомства с текстом предложила учащимся работу в парах с опорой на готовые вопросы.
Зайцы.
Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травою, гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь – и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь – опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Работа в парах (по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них)
1 абзац.
-О ком говорится в абзаце? (о зайцах)
-Какой вид зайцев кормится озимями и травой? (полевые)
-Правда ли, что лесные зайцы кормятся хлебными зёрнами? (нет, они кормятся корой деревьев)
- А какие зайцы кормятся хлебными зёрнами? (гуменники)
-Почему их так назвали? (от слова гумно – место, где молотят хлеб)
-Что спасает зайцев от охотников? (трусость)
2 абзац.
-Всегда ли зайцы путают свои следы? (нет, только утром)
-А как они ведут себя ночью? (ходят спокойно, без страха)
-Зайцы путают следы специально? (нет, они боятся разных звуков и поэтому скачут в разные стороны))
3 абзац.
-Правда ли, что зайцы хитрые? (нет, они просто всего боятся)
После чего полученную информацию заносят в таблицу
Вид зайцев | Чем питается |
Время суток | Поведение зайцев |
Ночь | |
Утро | |
День |
Закончи предложение:
Зайца спасает от врагов… . (трусость)
Проверка по таблице.
Вид зайцев | Чем питается |
Гуменники | Хлебными зёрнами |
Лесные | Корой деревьев |
Полевые | Озимями и травой |
Время суток | Поведение зайцев |
Ночь | Ходит без страха, прокладывает прямые следы |
Утро | Мечется со страху из стороны в сторону |
День | Лежат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...
Из опыта работы "Приемы работы с текстом"
Из опыта работы "Приемы работы с текстом"...
Презентация "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"
Презентация к мастер-классу "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"...
Приемы работы с текстом
Описание некоторых премов работы с текстом...
Методы и приемы работы с текстом
Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысл...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....