Методы и приемы работы с текстом
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Важдаева Елена Федоровна

  Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысленно воспринимать прочитанную информацию, использовать её для выполнения заданий, применять в учебных ситуациях. В первую очередь эта задача реализуется на уроках литературного чтения.

В своем выступлении я приведу примеры работы с текстом «Серебряное копытце» Павла Петровича Бажова «Литературное чтение 1 часть, 4 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы и приемы работы с текстом1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с текстом на уроках литературного чтения Выступление на РМО учителей начальных классов Декабрь 2016 г Учитель: Е. Ф. Важдаева МОУ « Лесогорская СШ»

Слайд 2

Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»

Слайд 3

Виды работ с текстом 1. Чтение всего текста. 2. Чтение, ответы на вопросы. 3. Чтение цепочкой по абзацу. 4. Комбинированное чтение: учитель-учащиеся хором. 5. Чтение, деление на части. Составление плана. 1 . Девочка-сиротка 2. Принятие в семью 3. Жизнь Дарёнки с Кокованей 4. Чудо-козлик 6. Составление картинного плана. 7. Чтение, нахождение отрывка к рисункам учебника. 8. Нахождение отрывка, который можно прочитать весело, печально, строго, c досадой и т.д. 9. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору. 10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 11. Чтение по ролям. 12. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. 13. Пересказ.

Слайд 4

14. Чтение, пометка непонятных слов. Работа со словарем. Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание). Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь. Пособник – помощник. Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством). Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы. Очаг – устройство для разведения и поддерживания огня. Горюн – горевать. Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи. Балаган – временная легкая деревянная постройка. Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет. Душной – запах, идущий от животного. Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег. Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах). Взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить. Несподручно – неудобно, неловко. Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело. Лукаво – хитро. Солонина – засоленное мясо. Хризолиты – прозрачный драгоценный камень золотисто-зелёного цвета.

Слайд 5

15 . После того, как дети прочитают текст, можно предложить карточки для индивидуальной работы. В них текст, в котором пропущены некоторые слова. Задание: восстановить их, используя слова для справок Так и стали жить вместе дед _________, сиротка ________ да кошка _______. Жили-________ , добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на _________ уходил. Даренка в избе __________, похлебку да________ варила, а кошка Муренка на охоту ходила – мышей_________ . К вечеру соберутся, и _________ им. Слова для справок : Кокованя , сиротка, работу, кашу, весело, Муренка , поживали, ловила, прибирала.

Слайд 6

Выполняют взаимопроверку по шаблону : Так и стали жить вместе дед Кокованя , сиротка Даренка да кошка Муренка . Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила - мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.

Слайд 7

16. Организация работы по составлению портретных характеристик героев произведения Задание: дать характеристику Коковане и Даренке по плану в таблице, работая в парах. План Даренка Кокованя Семейное положение Сирота Одинокой Внешность По шестому году, маленькая, носишко пуговкой Старик большой, да бородатый Характер Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту. Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту. Чем занимается В избе прибирала, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любила сказки слушать. Охотник. Летом пески промывает, золото промывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Слайд 8

Найти в тексте описание волшебных животных. Прочитать и составить устный рассказ Кошка Муренка : маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила-мышей ловила, от собак отбивалась. Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стожках поедает, шерстка летом буренькая , а зимой серенькая, пахнет лесом. Как они связаны в сказе? (У них один язык, они понимают друг друга. Оба окружены тайной)

Слайд 9

17. Работа с текстом после чтения. Групповая работа. Последовательность событий в сказе. Задание на карточке: в какой последовательности происходят события в сказе? Пронумеруй. □ Даренка и Кокованя отправляются в лес. □ Кокованя забирает к себе Даренку . □ Старик рассказывает про козлика. □ Даренка и кошка остаются одни. □ Кокованя вернулся. □ Козлик появился. □ Камни драгоценные. Проверка. Самоконтроль .

Слайд 10

18. Выборочное чтение 1) Как жили Кокованя , Дарёнка и Мурёнка , какое у каждого было дело. 2) Какие припасы взяли с собой в лес Кокованя и Дарёнка ? 3) Какие наставления давала Даренка Мурёнке ? 4) Чему удивлялись соседи? 5) Почему собаки подняли лай, когда дедушка с девочкой шли из завода? 6) Почему Дарёнка не смогла поймать кошку? 7) Чем Кокованя занимался в лесу? 8) Зачем Кокованя ушел в село? 9) Кого увидела Даренка в первый день в окне? 10) Что услышала во второй день? 11) Какое чудо увидела Даренка ? 12) Куда делась Муренка ? 13)Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце? 14) Найдите описание козлика на крыше балагана;

Слайд 11

19. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу: Каких только чудес не бывает на свете. Доброе слово дарит доброе тепло. На хотенье есть терпенье. Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

Слайд 12

20. Проверочные тесты Тест №1 1. Как звали отца Даренки ? а) Григорий б) Георгий в) Гаврила 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце? а) на левой передней б) на правой передней в) на задней правой 3. Кошка Муренка была а) белая б) серая в) бурая 4. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу? а) лису б) козлика в) волка 5. Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке ? а) 1 б) 2 в) 3 6. На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета? а) голубого б) розового в) зеленого

Слайд 13

Тест №2 1 .Как звали деда ,который удочерил сиротку? а) Ваня б) Кокованя в) Валя 2 . Как звали сиротку, которую взял к себе Кокованя ? а) Мария б) Дарья в) Настя 3 .Как звали кошку Дарёнки ? а) Барсик б) Мурзик в) Мурёнка 4. В какое время года Дарёнка увидела козлика? а) летом б) зимой в) весной 5. Сколько веточек на рожке козлика? а) пять б) восемь в) семь 6. Какого цвета были камни, которые находили на покосном лужке? а) белые б) красные в) зелёные Тест №3 Сколько лет было Дарёнке ? а) 5 б) 8 в) 6 2. Как звали отца Дарёнки ? а) Григорий б) Василий в) Иван 3. Чем занимался Кокованя летом? а) охотился б) добывал золото в) лежал на печи 4. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку? а) с баяном б) с балалайкой в) с барабаном 5. Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца? а) 2 б) 4 в) 5 6. На какой ножке у козла было серебряное копытце? а) на правой задней б) на левой передней в) на правой передней

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"

В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на МО «Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения».

Методы и приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения – это та среда, где у учителя в руках уникальная возможность формировать основные знания, и умения...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Методы и приемы работы с текстом, способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников

Успешное обучение в начальной и основной школе не возможно без сформированности у обучающихся функциональной грамотности. Чтобы правильно оценивать информацию, необходимо овладеть читательской грамотн...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...