Приемы работы с текстом
опыты и эксперименты по чтению ( класс) на тему
Описание некоторых премов работы с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 571 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работы с текстом. Так, в примерных программах начальной и основной школы работа с текстом представлена в трех разделах:
1)поиск информации и понимание прочитанного
2)преобразование и интерпретация информации
3)оценка информации
Причины низкого уровня УУД, связанных с текстовой работой:
- Образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления.
- Учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых, порой банальных подходов к трактовке философских, научных, нравственных проблем, литературных героев.
- Не учитывается проявление детской любознательности, стремление выработать собственную точку зрения по определенному вопросу, использовать исследовательские методы для доказательства согласия/несогласия с решением выявленной проблемы.
В связи с этим хотелось бы вас познакомить с некоторыми приемами работы с текстом как научным, так и художественным:
- Кластер
- Логограф
- Прием “ Ромашка вопросов, или ромашка Блума”.
- Прием “Верные и неверные высказывания”.
- Прием –“ Верите ли вы?” или “Да-нет-ка”.
- Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.
- Прием «Составление логографа текста» - выявление логических отношений в тексте с учетом типа речи (повествование, описание, размышление – объяснение / размышление – доказательство). Определяется основная мысль текста (ОМ) – определяются смысловые модели текста (топы).
Топы | Примеры | |||
Рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками» | Дерево | Корзина с шишками | Рояль | Цветок |
Ключевые слова | Воспоминание | Доброта и чуткость | Творчество | Благодарность |
- Прием “ Ромашка вопросов, или ромашка Блума”.
Задание: прочитать текст, ответить на вопросы
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
- Прием “Верные и неверные высказывания”.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя полученную информацию.
Например, при работе с текстом А.С.Пушкина «Сказко о мертвой царевне и о семи богатырях»
№ | УТВЕРЖДЕНИЕ | Верное высказывание |
1. | А.С.Пушкин написал 6 сказок | Нет. У А.С.Пушкина 7 сказок, одна из них не закончена. Это «Сказка о Медведихе» (не авторское название) |
2. | Царица обращалась к зеркальцу 3 раза | Нет. Пять раз обращалась царица к зеркальцу. (подтвердите текстом) |
3. | Царевич Елисей трижды обращался к силам природы | Да, это были обращения к Солнцу, Месяцу и к Ветру. (Подтвердите текстом) |
- Прием “ Верите ли вы?” или “Да-нет-ка”.
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица. Учитель читает вопросы, связанные с прочитанным текстом, а ученики ставят «+» (да), если согласны с утверждением, и « - » (нет), если не согласны. Другой вариант: после того, как текст прочитан, тянут вопросы , которые начинаются фразой «Верите ли вы…»:
Верите ли вы, что сказка «Теремок» - авторская?
Верите ли вы, что С.Я Маршак переводил английские стишки?
Верите ли вы, что сказки А.С.Пушкина написаны в прозе?
Итак, это только некоторые приемы работы с текстом, направленные на формирование УУД смыслового чтения.
Комментарии учителя:
Данная диагностика позволяет выделить как относительно благополучную группу школьников в отношении приобщения к чтению, так и проблемный контингент, нуждающийся в индивидуальном педагогическом сопровождении.
Можно констатировать легкость и простоту обработки результатов. В большинстве случаев низкий показатель приобщения к чтению впрямую соотносился с низкими показателями академической успеваемости школьника.
К сожалению, редким случаем является согласие с утверждением «у нас в семье много читают», практически игнорируется тезис: «мне нравится чувствовать красоту слова». Достаточно редко выбирается категория «чтение в читальном зале библиотеки, работа со словарями.» Активно выбираются категории – «Чтение - хороший отдых и удовольствие» и «Много информации получаю из интернета» Пользуется популярностью формат «чтение – развлечение». Собственные версии раздела «Если тебе ничего не подходит, нарисуй сам» существенно не расширяют перечень уже названных функций чтения, лишь представляют модификацию уже имеющихся вариантов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с текстом представлена в трёх разделах: 1) поиск информации и понимание прочитанного; 2) преобразование информации; 3) оценка информации;
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 1. Кластер 2. Логограф 3. Прием – «Ромашка вопросов» 4. Прием – «Верные-неверные высказыывания» 5. Прием – «Верите ли вы?»
ПРИЕМ - КЛАСТЕР (гроздья) ЖАВОРОНОК ЦВЕТ РАЗМЕР МЕСТО ОБИТАНИЯ ПИТАНИЕ ГДЕ ДЕЛАЮТ ГНЕЗДА?
Прием – «Составление логографа текста». Топы Примеры Рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Ключевые слова ДЕРЕВО КОРЗИНА С ШИШКАМИ ДОБРОТА И ЧУТКОСТЬ РОЯЛЬ ТВОРЧЕСТ ВО ЦВЕТОК БЛАГОДАР НОСТЬ ВОСПО МИНАНИЕ
Прием – «Ромашка вопросов»
Прием – «Верные-неверные высказыывания» № УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ 1. А.С.Пушкин написал 6 сказок 2. Царица обращалась к зеркальцу 3 раза 3. Царевич Елисей трижды обращался к силам природы Нет. У А.С.Пушкина 7 сказок Нет. Пять раз обращалась царица к зеркальцу Да. Это были обращения к Солнцу, Месяцу и к Ветру
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные приемы работы с текстом как средство развития коммуникативной, информационной компетенций и учебно-познавательного интереса младших школьников
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие гибкости и к...
Из опыта работы "Приемы работы с текстом"
Из опыта работы "Приемы работы с текстом"...
Презентация "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"
Презентация к мастер-классу "Приемы работы с текстом на основе технологии развития критического мышления"...
Методы и приемы работы с текстом
Одним из важнейших учебных умений, которые мы формируем у младших школьников, является работа с текстом. На это указывают новые образовательные стандарты. Младший школьник должен учиться осмысл...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...