Конспект- урок по технологии «Изонить.»
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Познакомить учащихся с новым видом вышивания.
Научить прошивать окружность, работать с трафаретом, циркулем, подбирать цвет к фону. Владение шилом, иглой, ножницами.
Закрепить прием нового вида художественной деятельности, полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг – друга. Абстрактное мышление, обучить плоскостному моделированию. Мелкой моторики пальцев рук. Сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение. Художественные способности, эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_po_tehnologii.docx | 519.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект- урок по технологии «Изонить.»
Цели:
Познакомить учащихся с новым видом вышивания.
Научить прошивать окружность, работать с трафаретом, циркулем, подбирать цвет к фону. Владение шилом, иглой, ножницами.
Закрепить прием нового вида художественной деятельности, полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг – друга. Абстрактное мышление, обучить плоскостному моделированию. Мелкой моторики пальцев рук. Сенсорное восприятие, глазомер, логическое мышление, воображение. Художественные способности, эстетический вкус.
Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных приемом изонить с заполненными окружностями. Швейные иглы с широким ушком; ножницы; шило или большая игла; линейка; карандаш; циркуль. Цветные нитки (обычные швейные нитки, лучше № 20-40, мулине или ирис); набор цветного картона; бархатная бумага; кусок пенопласта. Схемы прошивания углов, окружностей. Компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1 Организационный момент.
(Проверка наличия учащихся, готовности к уроку)
Все виды декоративного – прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.
2 Сообщение темы и цели урока.
Уч. Сегодня мы на уроке познакомимся и научимся еще одному виду вышивания «Изонить» или нитяная графика
Что такое "ИЗОНИТЬ"?
Вы б у нас спросили.
Как нитью по картону шить,
Мы б Вам объяснили.
Нужно большое желание,
Бурная фантазия.
Старание, терпение
И хорошее настроение!
И тогда!..
Ромашка расцветёт,
И Жар-птица оживёт.
Ангел крыльями взмахнёт,
И кораблик поплывёт!
3 Изучение нового материала.
Из истории «Изонить»
Изонить – оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходит корнями к народным промыслам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали нити, получались ажурные изделия, которыми украшали жилища. Со временем технология несколько усовершенствовалась и распространилась на картон, в котором предварительно прокалывают дырочки. Тут, с моей точки зрения, начинается самое интересное.
В этом замысловатом переплетении нитей есть что-то завораживающе красивое и загадочное. Эти картины стоят очень дорого, так как они уникальны
Изонить – это умение использовать нить с целью создания картин на дереве, картоне, ткани и др. материалах.
С помощью этой технологии можно создавать великолепные открытки, обложки, закладки, декоративные панно, орнаменты. «Умные руки» всегда помогали голове думать. Так считали многие великие: Менделеев, Ньютон, Максвелл, Эйнштейн.
Для работы с изонитью потребуются следующие материалы:
основа, на которой, собственно, предполагается вышивать(бархатная бумага, чаще картон);
то, чем будем прокалывать дырочки в основе (шило или английская булавка с бусиной на конце);
швейные нити (мулине, ирис);
скотч или клей (для закрепления концов нитей с изнаночной стороны);
иголка;
тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.
Начнем с основы, она же фон. Для изонити наиболее часто используют картон или плотную бумагу. Менее плотная бумага мягкая и в процессе вышивки может легко помяться. Кроме того, она напитывает влагу с пальцев и сильнее деформируется.
Чаще всего используют картон для детского творчества, с одной стороны цветной.
Цвет фона выбирают исходя из замысла картинки. Помимо однотонного фона это может быть фон, распечатанный на принтере. Используют в качестве фона обои, наклеенные на картон.
Правильно подобранные нитки являются основой восприятия картины. Вышивать можно любыми не очень толстыми нитками.Работы выглядят лучше, если вышиты блестящими нитками, а не матовыми. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей.
При первом знакомстве с техникой «изонить» переплетение кажется очень сложным.
Для освоения техники изонити достаточно знать два основных приёма: «Заполнение угла» и «Заполнение окружности».
Приём «Заполнение угла»
Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6 (всего 12)равных частей (можно через 5 мм).
Пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «0».
Сделать иглой большей толщины или шилом, подложив пенопласт под картон, проколы во всех точках, кроме вершины(«0»).
Вдеть нить в более тонкую иглу.
Заполнить угол по схеме, начиная с изнанки.
Учитель. Какие меры предосторожности надо предпринять?
Дети. Надо подложить пенопласт и проколоть дырочки шилом или иголкой, соблюдая технику безопасности.
Учитель. На что надо обратить внимание?
Дети. Нумерация точек на верхней стороне – от края к вершине, на нижней стороне – от вершины угла к краю.
Приём «Заполнение окружности»
Начертить окружность (сначала небольшого радиуса 30-50 мм).
Разделить окружность на 12 равных частей. После освоения приема,ребята делят окружность «на глаз», прокалывая картон через равные промежутки (чем меньше расстояние между проколами, тем ажурнее и интереснее получается работа). Важно, чтобы точек было четное количество.
Сделать проколы в полученных точках.
Вдеть нить в иглу.
Заполнить окружность по схеме.
Упражнение для глаз.
Прошивание окружности хордами разной длины.
Учитель. Одну и ту окружность можно прошить стежками разной длины. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность.
Сейчас вы вместе с соседом по парте разметите два одинаковых круга. Заполнять их будете разными хордами.
Дети различают один круг по первому способу, второй – по второму.
Учитель. У первого круга иголку с ниткой из точки 1 будете вкалывать по лицевой стороне в точку 4, то есть через две дырочки(стежок 1–4) и так далее.
У второго круга стежок будет 1–7, то есть будете прокалывать через шесть дырочек.
Как изменился рисунок заполнения в зависимости от длины хорды или нашего стежка при остальных одинаковых условиях?
Дети. Чем длиннее хорда, тем меньше незаполненное отверстие в середине круга.
Учитель. А если хорда равна диаметру?
Дети. Тогда внутри круга не будет пустого, незаполненного места.
Окружности, так же как и углы, можно прошивать нитками одного цвета, а можно его менять.
Для составления композиции недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фигуры,которые наиболее часто встречаются в работе.
Овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же правилам,что и окружности.
4. Закрепление изученного материала.
Практическая работа
Для работы потребуется:
- Лист бархатной бумаги. В данной работе используется черный, т.к. на черном бархатном фоне рисунок выглядит более эффектно., главное, чтобы цвет фона не совпадал с цветом выбранных ниток.
- Белые швейный нитки – шарики одуванчиков.
- Зеленые нитки двух тонов – для листьев, стебельков, прожилок. На стебельки и прожилки пойдет более темный цвет.
- Швейная игла
- Булавка в виде иглы с шариком на конце. Ею удобно протыкать дырочки
- Ножницы
- Клей-карандаш
Изонить: схемы с цифрами
Для начала потренируемся вышивать круг и угол. Начнем с круга. Начертите от руки или с помощью циркуля круг. Разделите его окружность на 16 равных частей (пополам, каждую половину – пополам, каждую четверть – пополам, каждую восьмую – пополам). Фото1
Проставьте нумерацию, как показано на рисунке. Это следует делать с изнаночной стороны. Фото 2
Прокалываем дырочки в каждом делении. Начинаем вышивать. На схеме стрелочками показано направление нити. В 1 выходим, в 2 заходим, в 3 выходим и т.д. пока не вышьете весь круг. Фото 3
Вышитый круг с лицевой стороны выглядит следующим образом: фото 4
Изонить: схемы Фото 5,6,7,8
С изнаночной: фото 5
Обратимся к углу. Начертите его. Каждую сторону разделите на равное количество частей. Каждая примерно 0,5 – 0,7 см. фото 6
Нумеруем деления, как показано на рисунке: фото 7
Вышиваем угол по тому же принципу, что и круг. В 1 выходим, в 2 заходим, в 3 выходим, в 4 заходим и т.д. В итоге с лицевой стороны будет следующий рисунок (зеленый цвет): фото 8
Изонить: цветы одуванчики
Ну, и наконец приступаем к цветам в технике изонить. Для начала нарисуем их на листе писчей бумаги. Скопируйте предложенный вам рисунок. Сразу разделим шарики и листья на кусочки. Перенесем рисунок на обратную сторону фона.
Изонить: техника
Шарики одуванчика будем вышивать как окружности, листья – углы.
Начнем с шариков. Их вышиваем белыми нитками. Каждый кусочек шарика вышиваем как окружность. Для этого с изнаночной стороны разделите окружность на части, длина которых примерно 0,5 см. Протыкаем дырочки булавкой. Вышиваем.
Так же поступаем с остальными частями.
Можете прошить край каждого шарика. Тогда контур будет более четким. Но я этого не делаю именно для того, чтобы контур не был четким. Чтобы одуванчик получился пушистым рыхлым.
Каждый кусочек листика – промежуток между прожилками – вышиваем как угол. Для этого расчерчиваем с изнаночной стороны лист на углы, делим на отрезки по 0,5 см. Прокалываем. Вышиваем.
Весь лист вышиваем аналогично.
С остальными листиками поступаем так же.
Вышиваем чашелистики. Они вышиваются как незамкнутые окружности.
Прожилки и стебельки вышиваем более темной нитью. Вышиваются они следующим образом: весь стебель делится на отрезки по 1 см. Пронумеруйте их по порядку. Выходим в 1, заходим в 3, выходим в 2, заходим в 4 и т.д. Вот такая вот изонить техника, надеемся, что наш мастер-класс научил вас создавать изонить цветы по готовым схемам для начинающих. Приобретая навыки вы сами сможете рисовать схемы в технике изонить.
А между тем, одуванчики готовы.
Но, конечно, следует оформить панно изонить в рамочку. Желательно и под стекло, т.к. влажная уборка для бархатной бумаги не рекомендуется. Да и под стеклом работа будет выглядеть более достойно и шикарно.
Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность выполнения приемов, соблюдение техники безопасности.
5. Анализ и оценка урока.
Учитель анализирует урок, отмечает типичные ошибки, определяет пути их исправления, выставляет оценки учащимся за урок.
VI. Итог урока.
Учитель. Посмотрите на свои работы и скажите, какую из них вы считаете самой красивой. Чем занимались сегодня?
Дети. Продолжили вышивать нитками по картону
Учитель. В чем отличие сегодняшней работы от прошлой?
Дети. На прошлом занятии заполняли углы, а сегодня заполняли круг вышитыми стежками, так как изонить – особым образом выполненная вышивка по картону. Очень интересно наблюдать, как появляется ажурное изображение углов.
Учитель. Чем выполняется изонить?
Дети. Цветными толстыми нитками – ирисом, швейными нитками,мулине.
Учитель просит повторить план разметки круга.
Учитель. Как выбирается длина хорды при заполнении круга?
Дети. В зависимости от того, как надо заполнить круг, выбирается длина хорды, которая соответствует размеру лицевого стежка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии 2 класс изонить "Золотая рыбка""
Конспект урока по технологии 2 класс изонить "Золотая рыбка""...
Конспект урока по технологии «Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие «Золотая рыбка».
Цель урока: познакомить учащихся с техникой «изонить»; развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике.Тип урока: изучение нового материала....
Конспект урока по технологии, тема: «Изонить» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с нитяной графикой «изонитью», формирование умений выполнять изделие с использованием данной техники для группового пр...
Конспект урока по технологии "Изготовление поздравительной открытки к празднику 9 мая в технике «Изонить»", 2 класс.
В данном документе представлен конструкт урока по технологии, 2 класс, УМК "Школа России"....
Конспект урока по технологии "Изонить"
Цели деятельности учителя: знакомство с художественной техникой изонить; формирование умения в изготовлении изделий в художественной технике изонить; подбирать материалы и инструменты для выполнения п...
Конспект урока по технологии 3 кл "Изонить"
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с нитяной графикой «изонитью», формирование умений выполнять изделие с использованием данной техники для группового пр...
Конспект урока по технологии "Изонить"
Тема: «ИЗОНИТЬ»Цели деятельности учителя: знакомство с художественной техникой изонить; формирование умения в изготовлении изделий в художественной технике изонить;Планируемые результатыПр...