Технологии обучения
методическая разработка по технологии (2 класс)
Нак примере урока технологии во 2 классе представлены игровые технологии через знакомство с профессией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 121.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии обучения»
Конспект урока технологии во 2 классе по программе Е.А.Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века»).
Тема урока «Знакомство с профессиями. Повар».
Выполнила:
Мельник Лариса Александровна
(ФИО)
учитель технологии
(должность)
МБОУ «СОШ №5» г. Югорск
(место работы)
Пояснительная записка
Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, в том числе и профессионального, создания условий для ее реализации. Профориентационная работа, которая начинается в начальной школе и продолжается в основной школе, способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека. Поэтому акцент в ранней профориентации целесообразно делать на расширении представлений о мире профессий. В младшем школьном возрасте закладываются основы не столько профессионального, сколько личностного самоопределения как основы выбора профессиональной сферы и профессии в подростковом возрасте. На младший школьный возраст приходится стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. В это время ребенок «проигрывает» действия профессионалов, которые может наблюдать. У детей младшего школьного возраста должно формироваться позитивное отношение к профессиональной деятельности и закладываться начальные трудовые навыки, т.е. должны решаться жизненные задачи, соответствующие возрасту.
Одним из путей решения этих задач является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные способности.Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям относятся игровые технологии.
Я представляю проект урока технологии во 2 классе по программе Е.А.Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века»). Тема урока «Знакомство с профессиями. Повар». Данный урок рекомендую проводить с использованием ролевой игры на перевоплощение. Образовательные задачи включены в содержание игровых моментов. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:
- Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
- Учебная деятельность подчиняется правилам игры
- Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования
- Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. На данном уроке я предлагаю учащимся поиграть во взрослую жизнь – «стать поварами». Считаю, что ролевая игра дает возможность отличиться ученику, имеющему трудности в обучении, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний со стороны учителя и одноклассников.
При проектировании урока учитывала уровень подготовленности класса: учащиеся умеют работать в группах, индивидуально; высказывать свое мнение при фронтальном опросе, работать над разрешением проблемной ситуации. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога. Данный урок проводился во 2 классе, коллектив уже сформирован, поэтому мы разделились на группы по выбору «лидера.
Для создания интригующей ситуации на уроке группам предлагается найти ключевое слово темы урока разными способами: 1 группа – отгадывает кроссворд, 2 группа – составляет слово из предложенных букв, 3 группа – решает ребус. Отгадав ключевое слово «повар» формулируется учащимися тема урока. Начинается игра «перевоплощения»: все учащиеся становятся поварами, а лидер – шеф-поваром.
Урок «Знакомство с профессиями. Повар» - урок первичного предъявления новых знаний. Форма урока – ролевая игра. Игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования УУД.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовки: изучение источников, разработка сценария, подготовка презентационных материалов, формирование заданий, ввод в игру (разделение на группы, выбор руководителей), прогнозирование изменений модели в зависимости от действия игроков.
Этап проведения: мозговой штурм, соревнование, работа с различными источниками информации, работа в группах, представление и защита результатов работы.
Этап анализа и обобщения: вывод из игры – анализ, рефлексия – самооценка работы, выводы и обобщения.
Технологическая карта урока
Цели для ученика 1.Начальное знакомство с понятиями «профессия», «средства и результаты труда» 2.Осознание значимости любой профессии 3.Расширение общего кругозора и словарного багажа 4.Изготовление изделия, соответствующего заданным критериям | Цели для учителя Образовательные: - создать условия для более полного представления о профессии - закрепить представление о мире профессий на примерах трудовой деятельности людей, окружающих учеников Развивающие: - развитие познавательной мотивации, речи, памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, творческих способностей школьников - формировать начальные трудовые навыки Воспитательные: Воспитывать уважение к людям различных профессий, формировать позитивное отношение к профессиональной деятельности |
Опорные понятия, термины Знают понятия «профессия», «средства труда», повар, кондитер | |
Работа с портфолио Нарисовать рисунок на тему «Кем работают мои родители» |
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, презентация, раздаточный материал для выполнения практического задания, средства получения информации (ПК, толковый словарь).
Основная часть
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы, приемы, формы | Планируемые результаты |
1. Организационный момент | Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого -то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. - Доброе утро всем девочкам - Доброе утро всем мальчикам! - Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы! - Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! - Доброе утро всем, кто любит конфеты! - Доброе утро всем, кто хочет знать, тему нашего урока! | Приветствуют учителя: машут рукой. Проявление интереса к материалу изучения | Игра «Доброе утро» | Личностные: - положительное отношение к уроку Регулятивные: - настраивать себя на продуктивную работу |
2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Ребята, нам по почте пришло письмо. Но я не могу прочитать, кто его написал. Помогите мне, ребята.О ком сегодня пойдет речь, вы узнаете, если правильно выполните задание (задание выполняет свое каждая группа) Проверим ваши ответы: ПОВАР. Давайте прочтём его письмо. « Дорогие дети. Нас заколдовал злой волшебник «Обжоркин» . Спасите нас! Ваши повара». - Ребята, злой « Обжоркин» хочет оставить всех детей нашей школы без обеда. Требуется ваша незамедлительная помощь. Поднимите руку, кто готов помочь нашим поварам? Работа предстоит нелёгкая, только ваше терпение, старание, смекалка и сообразительность помогут преодолеть все препятствия. Как только вы правильно справитесь с одним из заданий , «Обжоркин» постепенно будет исчезать. А решив все задания, мы уничтожим « Обжоркина» и вернём наших поваров на свои рабочие места. Работать будем по группам: Ведь у нас сегодня в классе начинается игра: Все девчонки – поварихи, Все мальчишки – повара. А в каждой группе надо выбрать самого главного повара. Его называют шеф-повар (одевают поварской колпак). Шеф–повар в каждой группе работает сам и помогает при необходимости другим. А я буду вашим руководителем, буду вашим помощником в решении трудных вопросов. Сформулируйте тему урока | Выдвигают предположения 1 группа –отгадывает загадку 2 группа –решает ребус 3 группа – из предложенных букв составляет слово Шеф-повара в каждой группе встают и называют фамилию, имя Формулируют тему урока, используя опорные слова | Мозговой штурм Словесный метод | Познавательные: -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения - понимать выделенные учителем ориентиры действия в задании Коммуникативные: - слушать и понимать речь других |
3. Актуализация знаний | А вот и первое препятствие. - Ребята, кто такой повар? - Как вы думаете, кто может работать поваром? - Давайте дадим характеристику, какими качествами должен обладать повар . Лишние слова – уберите. Посмотрите, ребята, «Обжоркин» стал постепенно исчезать. Наши «чары» начали действовать Следующее задание. - В какой особой комнате готовит повар? На кухне у него есть предметы, которые ему помогают в готовке. «Загадочные картинки» Разглядите картинку, найдите спрятанные на ней предметы, посчитайте, сколько их? - Назовите и покажите их. -Как сказать одним словом, что это? Вы отлично справляетесь с заданиями! «Обжоркин» продолжает исчезать! Рано-рано встают наши школьные повара, чтобы успеть приготовить вам завтрак. Давайте посмотрим видеосюжет о том, как они работают - Скажите, чем отличается работа ваших мам и бабушек, которые каждый день готовят пищу для своей семьи, от работы профессионального повара? | Отвечают на вопросы. В случае затруднения учитель демонстрирует опорные слова. Убирают на доске лишние слова (Доброта, вежливость, грубость, аккуратность, фантазия, выдумка, трусость, неряшливость) Просмотр видеосюжета | Игра «Убери лишнее слово» Игра «Найди спрятанные предметы» Соревнование | Личностные: - стремление к успешности в учебной деятельности. Познавательные: - понимать знаки, символы, модели, соответствующие этапу обучения Регулятивные: - определять с помощью учителя цель учебной деятельности -понимать выделенные учителем ориентиры в поставленных вопросах Коммуникативные: - принимать участие в работе группами - формировать собственное мнение и позицию, строить высказывание, задавать вопросы |
4. Проверка понимания | - А как вы думаете «повар» и «кондитер» - это разные профессии? - А если мы не знаем ответ на вопрос, какие есть способы его узнать. - Вы справились с одним из самых сложных заданий. Действительно – это одна и та же профессия. Часто поваров называют повар-кондитер. | Отвечают на вопрос (найти в толковом словаре, спросить у взрослых, найти информацию в интернете) Каждая группа выбирает один из способов нахождения правильного ответа. Выступают представители группы | Групповая работа, частично-поисковый метод | Познавательные: - извлекать необходимую информацию из разных источников Коммуникативные: - принимать участие в работе группами - уметь давать оценку работе одноклассников |
физминутка | ||||
5. Первичное усвоение новых знаний | - Сегодня мы с вами тоже попробуем каждый себя в роли повара-кондитера и приготовим вкусное, красивое, сахарное печенье. В каждой группе на столе лежит набор продуктов и инструментов, которые нужны для приготовления печенья - Выберите те предметы, которые точно нам сегодня не пригодятся - Как вы думаете, какого очень важного продукта не хватает на столе, чтобы приготовить печенье? (тесто) -Но вот проблема. Чтобы ее решить, вам надо вспомнить, о чем вы сегодня узнали на уроке математики. У меня целый большой кусок теста, вас 3 группы поваров, какая доля должна достаться каждой группе? (1/3) - на сколько долей надо разделить тесто, чтобы каждому в группе досталось одинаково? (зависит от кол-ва поварят) Молодцы! «Обжоркина» уже почти не видно! - Теперь у нас с вами все готово для работы. - А есть ли среди вас те, кто хоть раз готовил печенье с мамой или бабушкой? - Тогда вы мне сейчас обязательно поможете расположить в нужном порядке картинки с этапами приготовления печенья | В каждой группе корзинки с набором продуктов, надо выбрать только нужные Отвечают на вопросы, применяя знания, полученные на уроке математике по теме «Доли» На интерактивной доске двигаем и расставляем картинки в правильной последовательности | Игра «Загадочные картинки» Словесный метод Частично-поисковый | Познавательные: - извлечение правильной информации - обобщать Коммуникативные: - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -высказывать свое мнение Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения |
6. Первичное закрепление. Практическая работа | - Пока вы только пробуете быть поварами, поэтому ваше печенье будет из специального теста для поделок, попробовать на вкус мы его не сможет. А вот постараться сделать очень красивым -необходимо! У вас на столах есть детали, которыми вы можете его украсить. Как настоящим поварам на руки необходимо одеть перчатки и смело приступить к работеНаш кондитерский цех начинает свою работу! | Инструктаж по выполнению работы «Шеф-повара» представляют работы своих групп | Индивидуальная работа, практический метод | Личностные: - самооценка на основе критерия успеха Познавательные: - рефлексия способов и условий действий -контроль и оценка процесса и результатов своих действий |
7. Рефлексия | - Итак, мы справились с «чарами» злого « Обжоркина», расколдовали поваров и нам наши повара написали слова благодарности, прочитайте их. Вот и подошёл к концу наш урок. - Какая задача перед нами стояла? -Удалось ли нам решить поставленную задачу? - Какой момент урока наиболее запомнился, понравился? Почему? -Как оцениваете свою работу? (с помощью схем → тучка, тучка с солнышком, солнышко) - Оцените работу всего класса Дома расскажите родителям, что вы узнали о профессии повара. На отдельном листе нарисуйте, кем работают ваши родители. | Оценивают свою работу | Практический метод | Коммуникативные: - допускать существование разных точек зрения. Регулятивные: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения -давать самооценку -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Познавательные: - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения той или иной проблемы |
Список источников
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
2. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2014;
3. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М., Просвещение, 2013;
4. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение,
2014;
5. Учебно-методический комплекс ранней профориентации «Лаборатория профессий. Младший школьник»,
Казакова Г.М., Ханты-Мансийск, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-99319-1635239558.jpg)
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-534903-1421585394.jpg)
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601479-1425123732.jpg)
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-877654-1511624198.jpg)
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....