Технологии обучения
методическая разработка по технологии (2 класс)

Мельник Лариса Александровна

Нак примере урока технологии во 2 классе представлены игровые технологии через знакомство с профессией 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технологии обучения»

Конспект урока технологии во 2 классе по программе Е.А.Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века»).

Тема урока «Знакомство с профессиями. Повар».

Выполнила:

Мельник Лариса Александровна

(ФИО)

учитель технологии

(должность)

МБОУ «СОШ №5» г. Югорск

(место работы)

Пояснительная записка

         Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, в том числе и профессионального,  создания условий для ее реализации. Профориентационная работа, которая начинается в начальной школе и продолжается в основной школе, способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом будет развитие качеств, определяющих жизненную философию человека. Поэтому акцент в ранней профориентации целесообразно делать на расширении представлений о мире профессий. В младшем школьном возрасте закладываются основы не столько профессионального, сколько личностного самоопределения как основы выбора профессиональной сферы и профессии в подростковом возрасте.  На младший школьный возраст приходится стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий. В это время ребенок «проигрывает» действия профессионалов, которые может наблюдать. У детей младшего школьного возраста должно формироваться позитивное отношение к профессиональной деятельности и закладываться начальные трудовые навыки, т.е. должны решаться жизненные задачи, соответствующие возрасту.

Одним из путей решения этих задач является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные способности.Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям относятся игровые технологии.

Я представляю проект урока технологии во 2 классе по программе Е.А.Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века»). Тема урока «Знакомство с профессиями. Повар». Данный урок рекомендую проводить с использованием ролевой игры на перевоплощение. Образовательные задачи включены в содержание игровых моментов. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:

  • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи
  • Учебная деятельность подчиняется правилам игры
  • Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования
  • Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. На данном уроке я предлагаю учащимся поиграть во взрослую жизнь – «стать поварами». Считаю, что ролевая игра дает возможность отличиться ученику, имеющему трудности в обучении, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний со стороны учителя и одноклассников.

          При проектировании урока учитывала уровень подготовленности класса: учащиеся умеют работать в группах, индивидуально; высказывать свое мнение при фронтальном опросе, работать над разрешением проблемной ситуации. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога. Данный урок проводился во 2 классе, коллектив уже сформирован, поэтому мы разделились на группы по выбору «лидера.

          Для создания интригующей ситуации на уроке группам предлагается найти ключевое слово темы урока разными способами: 1 группа – отгадывает кроссворд, 2 группа – составляет слово из предложенных букв, 3 группа – решает ребус. Отгадав ключевое слово «повар» формулируется учащимися тема урока. Начинается игра «перевоплощения»: все учащиеся становятся поварами, а лидер – шеф-поваром.

          Урок «Знакомство с профессиями. Повар» - урок первичного предъявления новых знаний. Форма урока – ролевая игра. Игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования УУД.

           Проект урока разработан поэтапно.

           Этап подготовки: изучение источников, разработка сценария, подготовка презентационных материалов, формирование заданий, ввод в игру (разделение на группы, выбор руководителей), прогнозирование изменений модели в зависимости от действия игроков.

            Этап проведения: мозговой штурм, соревнование, работа с различными источниками информации, работа в группах, представление и защита результатов работы.

             Этап анализа и обобщения: вывод из игры – анализ, рефлексия – самооценка работы, выводы и обобщения.

Технологическая карта урока

Цели для ученика

1.Начальное знакомство с понятиями «профессия», «средства и результаты труда»

2.Осознание значимости любой профессии

3.Расширение общего кругозора и словарного багажа

4.Изготовление изделия, соответствующего заданным критериям

Цели для учителя

Образовательные:

- создать условия для более полного представления о профессии

- закрепить представление о мире профессий на примерах трудовой деятельности людей, окружающих учеников

Развивающие:

- развитие познавательной мотивации, речи, памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, творческих способностей школьников

- формировать начальные трудовые навыки

Воспитательные:

Воспитывать уважение к людям различных профессий, формировать позитивное отношение к профессиональной деятельности

Опорные понятия, термины

Знают понятия «профессия», «средства труда», повар, кондитер

Работа с портфолио

Нарисовать рисунок на тему «Кем работают мои родители»

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера,  презентация, раздаточный материал для выполнения практического задания, средства получения информации (ПК, толковый словарь).

Основная часть

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Планируемые результаты

1.

Организационный момент

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого -то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам

- Доброе утро всем мальчикам!

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!

- Доброе утро всем, кто любит конфеты!

- Доброе утро всем, кто хочет знать, тему нашего урока!

Приветствуют учителя: машут рукой. Проявление интереса к материалу изучения

Игра «Доброе утро»

Личностные:

- положительное отношение к уроку

Регулятивные:

- настраивать себя на продуктивную работу

2. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, нам по почте пришло письмо.  Но я не могу прочитать, кто его написал. Помогите мне, ребята.О ком сегодня пойдет речь,  вы узнаете, если правильно выполните задание (задание выполняет свое каждая группа)

Проверим ваши ответы:  ПОВАР.

Давайте  прочтём его письмо.

« Дорогие  дети.   Нас заколдовал  злой волшебник «Обжоркин» .   Спасите нас!  Ваши повара».

- Ребята, злой « Обжоркин» хочет оставить всех детей нашей школы без обеда.  Требуется ваша незамедлительная  помощь. Поднимите руку, кто готов помочь нашим поварам? Работа предстоит нелёгкая, только ваше терпение, старание, смекалка и сообразительность помогут преодолеть все препятствия.

 Как только вы  правильно  справитесь с одним из заданий , «Обжоркин»  постепенно будет исчезать. А решив все задания, мы уничтожим « Обжоркина» и вернём наших поваров на свои  рабочие места.

Работать будем по группам:

Ведь у нас сегодня в классе начинается игра:

Все девчонки – поварихи,

Все мальчишки – повара.

А в каждой группе надо выбрать самого главного повара. Его называют шеф-повар (одевают поварской колпак). Шеф–повар в каждой группе работает сам и помогает при необходимости другим.

А я буду вашим руководителем, буду вашим помощником в решении трудных вопросов.

Сформулируйте тему урока

Выдвигают предположения

1 группа –отгадывает загадку

2 группа –решает ребус

3 группа – из предложенных букв составляет слово

Шеф-повара в каждой группе встают и называют фамилию, имя

Формулируют тему урока, используя опорные слова

Мозговой штурм

Словесный метод

Познавательные:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в задании

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

3. Актуализация знаний

 А вот и первое препятствие.

- Ребята, кто такой повар?

- Как вы думаете, кто может работать поваром?

- Давайте дадим характеристику, какими качествами должен обладать повар . Лишние слова – уберите.

Посмотрите, ребята, «Обжоркин» стал постепенно  исчезать.  Наши «чары» начали действовать

Следующее задание.

- В какой особой комнате готовит повар?  

На кухне у него есть предметы, которые ему помогают в готовке.

«Загадочные картинки»

Разглядите картинку, найдите спрятанные на ней предметы, посчитайте,  сколько их?

-   Назовите и покажите их.

-Как сказать одним словом, что это?

Вы отлично справляетесь с заданиями! «Обжоркин» продолжает исчезать!

Рано-рано встают наши школьные повара, чтобы успеть приготовить вам завтрак. Давайте посмотрим видеосюжет о том, как они работают - Скажите, чем отличается работа ваших мам и бабушек, которые каждый день готовят пищу для своей семьи, от работы профессионального повара?

Отвечают на вопросы. В случае затруднения учитель демонстрирует опорные слова.

Убирают на доске лишние слова

(Доброта,     вежливость,       грубость,       аккуратность,

фантазия,           выдумка,     трусость,      неряшливость)

Просмотр видеосюжета

Игра «Убери лишнее слово»

Игра «Найди спрятанные предметы»

Соревнование

Личностные:

- стремление к успешности в учебной деятельности.

Познавательные:

- понимать знаки, символы, модели, соответствующие этапу обучения

Регулятивные:

- определять с помощью учителя цель учебной деятельности

-понимать выделенные учителем ориентиры в поставленных вопросах

Коммуникативные:

- принимать участие в работе группами

- формировать собственное мнение и позицию, строить высказывание, задавать вопросы

4. Проверка понимания

- А как вы думаете «повар» и «кондитер» - это разные профессии?

- А если мы не знаем ответ на вопрос, какие есть способы его узнать.

- Вы справились с одним из самых сложных заданий. Действительно – это одна и та же профессия. Часто поваров называют повар-кондитер.

Отвечают на вопрос (найти в толковом словаре, спросить у взрослых, найти информацию в интернете)

Каждая группа выбирает один из способов нахождения правильного ответа.

Выступают представители группы

Групповая работа, частично-поисковый метод

Познавательные:

- извлекать необходимую информацию из разных источников

Коммуникативные:

- принимать участие в работе группами

- уметь давать оценку работе одноклассников

физминутка

5. Первичное усвоение новых знаний

- Сегодня мы с вами тоже попробуем каждый себя в роли повара-кондитера и приготовим вкусное, красивое, сахарное печенье.

В каждой группе на столе лежит набор продуктов и инструментов, которые нужны для приготовления печенья

- Выберите те предметы, которые точно нам сегодня не пригодятся

- Как вы думаете, какого очень важного продукта не хватает на столе, чтобы приготовить печенье? (тесто)

-Но вот проблема. Чтобы ее решить, вам надо вспомнить, о чем вы сегодня узнали на уроке математики. У меня целый большой кусок теста, вас 3 группы поваров, какая доля должна достаться каждой группе? (1/3)

- на сколько долей надо разделить тесто, чтобы каждому в группе досталось одинаково? (зависит от кол-ва поварят)

Молодцы! «Обжоркина» уже почти не видно!

- Теперь у нас с вами все готово для работы.

- А есть ли среди вас те, кто хоть раз готовил печенье с мамой или бабушкой?

- Тогда вы мне сейчас обязательно поможете расположить в нужном порядке картинки с этапами приготовления печенья

В каждой группе корзинки с набором   продуктов, надо выбрать только нужные

Отвечают на вопросы, применяя знания, полученные на уроке математике по теме «Доли»

На интерактивной доске двигаем и расставляем картинки в правильной последовательности

Игра «Загадочные картинки»

Словесный метод

Частично-поисковый

Познавательные:

- извлечение правильной информации

- обобщать

Коммуникативные:

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

-высказывать свое мнение

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

6. Первичное закрепление.

Практическая работа

- Пока вы только пробуете быть поварами, поэтому ваше печенье будет из специального теста для поделок, попробовать на вкус мы его не сможет. А вот постараться сделать очень красивым -необходимо! У вас на столах есть детали, которыми вы можете его украсить. Как настоящим поварам на руки необходимо одеть перчатки и смело приступить к работеНаш кондитерский цех начинает свою работу!

Инструктаж по выполнению работы

«Шеф-повара» представляют работы своих групп

Индивидуальная работа, практический метод

Личностные:

- самооценка на основе критерия успеха

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действий

-контроль и оценка процесса и результатов своих действий

7. Рефлексия

- Итак, мы справились с «чарами» злого « Обжоркина», расколдовали поваров и нам наши повара написали слова благодарности, прочитайте их.

Вот и подошёл к концу наш урок.

- Какая задача перед нами стояла?

-Удалось ли нам решить поставленную задачу?

- Какой момент урока наиболее запомнился, понравился? Почему?

-Как оцениваете свою работу? (с помощью схем → тучка, тучка с солнышком, солнышко)

- Оцените работу всего класса

Дома расскажите родителям, что вы узнали о профессии повара. На отдельном листе нарисуйте, кем работают ваши родители.

Оценивают свою работу

Практический метод

Коммуникативные:

- допускать существование разных точек зрения.

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения

-давать самооценку

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Познавательные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения той или иной проблемы

Список источников

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

2. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2014;

     3. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М., Просвещение, 2013;

     4. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение,

         2014;

     5. Учебно-методический комплекс ранней профориентации  «Лаборатория профессий. Младший школьник»,

         Казакова Г.М., Ханты-Мансийск,  2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....