Технологическая карта урока технологии системы ПНШ 2 класс "Композиция "Космос"
план-конспект урока по технологии (2 класс)

Технологическая карта по технологии для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Г.А. Макешина

Предмет

Технология

Класс

2

Тип занятия

Открытие новых знаний.

Тема занятия

Композиция «Космос»

Цель занятия

Повторение  основных сведений о космосе; совершенствование  техники работы с пластилином.

Развитие умения самостоятельного выполнения изделия.

Задачи занятия

1.Познакомить с новым термином «объект», «композиция».

2.Формировать представления о том, что такое космос.

3. Формировать умение искать и выделять необходимую информацию изсправочного материала.

4. Расширять кругозор учащихся.

5. Развивать умения самостоятельно выполнять изделия.

6. Формировать нравственные качества (добросовестное отношение к делу).

7. Формировать умение рационального размещения на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений.

8. Создавать условия для развития навыков совместной продуктивной деятельности (распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи).

9. Формировать умение отбирать материал, соблюдать правила безопасной работы с  пластилином.

10. Закреплять приёмы лепки с опорой на справочный материал.

11. Развивать мелкую моторику.

Основные термины, понятия

Космос, композиция, объект.

Планируемый результат

Предметные умения

- повторить и закрепить материал о свойствах пластилина, развивать умения и навыки работы с ним;

- совершенствовать умение работать по плану;

- развивать фантазию детей с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия.

Личностные результаты:

-формирование правил поведения, ответственности и чувства долга;

- развитие самооценки, сопереживания, стремления к справедливости;

-воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества;

- формирование нравственных качеств (добросовестное отношение к делу).

Метапредметныерезультаты:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

-умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;

 - совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений;

- умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- умение контролировать и оценивать свои действия;

- умение корректировать свою деятельность на основе контроля и оценки своих действий;

-совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- формирование умений использовать в работе основные приёмы лепки для получения соответствующих форм;

- формирование умения подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты;

- освоение приёмов безопасного и рационального труда;

- составление композиции с использованием пластилина по теме урока, оформление изделия по задуманному плану.

Коммуникативные результаты:

-совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

-формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- формировать умения излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- формирование умения договариваться о сотрудничестве в группе;

- формирование умения осуществлять контроль при работе в группе;

- формирование умений владеть языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;

- формирование способности и готовности к общению;

 -формирование умения слушать и слышать;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

Список литературы для учителя

  1. Лидия Обухова. Любимец века. Повесть воспоминание. Издательство «Молодая гвардия», 1979
  2. К.А. Гильзи. Эра космическая. Издательство «Детская литература», Москва, 1972
  3. Ю. Зверев, Г. Оксюта. Юрий Гагарин на земле Саратовской. Приволжское книжное издательство, Саратов, 1972

4.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. -944стр., с. 394.

Список литературы для учащихся

  1. В. Севастьянов, лётчик космонат СССР. В космос. Издательство «Малыш», Москва, 1985
  2. Илья Туричин. Кому лететь. Азбука для будущего космонавта. Издательство «Детская литература», Ленинград, 1972
  3. Анатолий Маркуша. Ваш – взлёт. Издательство  «Детская литература», 1974
  4. М. Ребров. Дом в космосе. Издательство «Малыш», Москва, 1974

Оборудование: учебник,пластилин, инструменты для работы с пластилином, цветной картон,  звёздочки разного цвета,компьютер, медиапроектор, презентация.

Интернет-ресурсы

Этап занятия

Цель

Содержание

взаимодействия

с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Использование ИКТ

1. Организационный блок

Проверка готовности

учащихся, их настроя на работу.

- Здравствуйте, ребята! Пусть каждый выберет себе цветную звёздочку. А теперь объединяемся в группы по цвету и присаживаемся.

 Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Давайте друг другу улыбнёмся и поделимся хорошим настроением, пусть это настроение останется на весь день с вами!

Приветствует учащихся, распределяет учеников по группам, создаёт доброжелательную обстановку, проверяет их готовность к занятию.

Рассаживаются за столы по цвету звёздочки,

берутся за руки, улыбаются.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к занятию.

Личностные:

-воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания.

Метапредметные:

-формирование умений устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;

-формирование способности и готовности к общению.

2.

Мотивационно-ориентировочный блок

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества

Подведение учащихся к формулированию темы и постановке учебных задач..

- Отгадайте загадку

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
 (космос)

- Ребята, как вы думаете, что такое космос?

(звёзды, солнце, луна, планеты, кометы)

- А как люди узнали, что в космосе есть звёзды, планеты, кометы и т.д.?

(ответы детей)

- Ночью на небе мы видим луну и множество звёзд, а днём мы видим – солнце.

Наблюдаемые нами на небе звезды, солнце, луна называются - небесными или космическими телами.

- Люди изучают космос и космические тела.

- Как вы думаете, для чего они это делают?

(чтобы знать какое влияние они оказывают на человека; на его здоровье; для развития наук; чтобы уметь ориентироваться в пространстве, интересно, красиво.) 

-Ребята, а вы знаете, какой день в году посвящен космосу?

( 12 апреля).

-Как называется праздник, который мы празднуем 12 апреля?

( День космонавтики)

- Что произошло в этот день?

 (Много лет назад, в 1961 году 12 апреля первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос на ракете).

- Его ракета сделала вокруг Земли всего один круг, но это было великим достижением. До этого момента ни один человек не мог увидеть родную планету из космоса.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(ответы детей)

-Вы правы. Тема нашего занятия композиция «Космос».

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на занятии?

- Посоветуйтесь в группе и выскажите вашу точку зрения.

(ответы детей)

-Верно, сегодня на уроке мы вспомним, какие объекты существуют в космическом пространстве, и научимся лепить объекты космоса из пластилина.

Включает слайд

Организует диалог с учащимися, в ходе которого выясняется, что такое космос формулируется тема.

Настраивает на

рабочий лад.

Создаёт ситуацию успеха.

Читают загадку. Отгадывают её.

Участвуют в диалоге с учителем.

Слушают информацию, просматривая презентацию.

Выдвигают свои предположения о теме урока.

Высказывают своё мнение.

Метапредметные:

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

корректировать свою деятельность на основе контроля и оценки своих действий;

-совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

звёздное небо

Слайд 6

солнце

Слайд 7

фото Ю.АГагарин

Слайд 8

3. Организационно-деятельностный блок

Выход на тему занятия, решение учебных задач

1. Беседа

- Ребята, а что такое композиция?

(ответы детей)

- Найдите значения слов «композиция» в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

- Давайте попробуем разобраться, что в нашей композиции мы назовём «целым», а что - «частью»?

(космос – целое, а объекты космоса – частью)

- Выберите объекты, которые относятся к космосу.

- Из какого материала на ваш взгляд можно изготовить композицию «Космос»?

(ответы детей)

- Я предлагаю вам отгадать, из чего мы будем делать нашу композицию.

- Как вы думаете, что ещё понадобится нам для работы?

(ответы детей)

- Ребята сейчас мы с вами будем создавать/лепить космическое пространство, а для этого нам нужно подготовить рабочее место. Уберите все лишнее и оставьте на парте только необходимые материалы для работы.

- Давайте с вами вспомним технику безопасности при работе с пластилином.

  1. Работай на клеёнке или дощечке.
  2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.
  3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
  4. По окончании работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Нельзя брать пластилин в рот.

Нельзя  тереть глаза грязными руками.

Помни, что инструменты острые.

- А какие приёмы работы с пластилином вы знаете?

Скатывание

Раскатывание

Сплющивание

Прищипывание

Оттягивание

Заглаживание

Разрезание

Соединение

2. Творческая работа в группах.

- Теперь распределите в группе, кто какой объект будет выполнять, и приступайте к работе. (Звучит песня)

           ФИЗМИНУТКА

Раз-два, стоит ракета.

(поднять руки вверх)

Три-четыре, скоро взлёт.

(развести руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца.

(круг руками)

Космонавтам нужен год.

(руки положить на щуки, покачать головой)

Но дорогой нам не страшно

(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет.

(сгибать руки в локтях)

Пролетая над землёю

(развести руки в стороны)

Ей передадим привет.

(поднять руки вверх и

помохать)

3. Уборка рабочего места.

Выставка работ.

- Уберите все свои принадлежности в папку

- И так наши композиции готовы. Давайте сделаем выставку наших замечательных работ.

4. Путешествие в космос

- Ребята, поднимите руку, кто из вас хотел бы полететь в космос?

- А как называют человека, который летает в космос на космическом корабле? (космонавт)

- Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова «космонавт».

Космонавт – специалист, совершающий полёт в космическом пространстве.

- Нужна ли космонавту особая одежда для полёта в космос?

- Тогда выберите из предложенных вариантов одежду для космонавта.

- А сейчас я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие на наших космических кораблях в полёт к далёким звёздам знаний. Наш корабль нас доставит на разные планеты учебной галактики.

- Ребята, а космонавту нужна специальная одежда для полёта в космос?

- Давайте выберем одежду для космонавта.

- И так одеваем шлем, скафандр, перчатки, не забываем кислородный баллон

Мы в ракету смело сели.

Шлем на голову надели.

5, 4, 3, 2, 1

«Пуск» - и в космос мы летим.

(Звучит музыка.)

3. Игры «Копилка знаний о космосе»,

«Доскажи словечко»,

«Скажи, согласен или нет»,

 кроссворд

(по выбору детей)

- А теперь приготовились к посадке.

Путь наметили к нашей планете.

Помахали вслед комете.

Посмотрели в телескоп.

Надавили кнопку стоп!

(Звучит музыка)

- Наш полёт окончен. Вы были отличными космонавтами.

- Ребята, а кого вы можете назвать из первых советских космонавтов?

- Я хочу вам показать фотографии некоторых первых советских космонавтов.

Организует беседу, выявляющую представления детей о значении слов «композиция».

Предлагает проверить свои представления о значении слова по толковому словарю..

Предлагает выбрать объекты космоса, материал для изготовления композиции.

Предлагает вспомнить правила и приёмы работы с пластилином.

.

Создаёт условия для выполнения творческого задания в группах

Организует физминутку.

Организует уборку рабочего места и выставку работ

Организует беседу, выявляющую представления детей о значении слов «космонавт».

Предлагает проверить свои представления о значении слова по толковому словарю

Предлагает детям совершить заочное путешествие в космос

Организует игры, слушает высказывания ребят, даёт положительную оценку.

Предлагает посмотреть слайды

Участвуют в беседе, проверяют правильность своих представлений о значении предложенного

слова по толковому словарю.

Выбирают объекты относящиеся к космосу.

Выбирают материал для изготовления композиции.

Подготавливают рабочее место.

Рассказывают технику безопасности с пластилином.

Рассказывают приёмы работы с пластилином.

.

Каждая группа определяет, кто какой объект будет делать.

Изготавливают объекты космоса.

Выполняют физминутку.

Убирают рабочее место.

Участвуют в беседе, проверяют правильность своих представлений о значении предложенного

слова по толковому словарю.

Выбирают игру. Принимают участие в играх.

Метапредметные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

-умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления.

Личностные:

-формирование правил поведения;

-развитие навыков сотрудничества;

Предметные:

Умение рациональ

но размещать на рабочем месте материалы, инструмены и

приспособления с опорой на справочный материал;

-создание образа в соответствии с

замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные:

-совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- формированиеспособности и готовности к общению;

 -совершенствовать умения излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения.

Слайд 9

Слайд 10

ракета

планета

комета

спутник

слоник

ласты

сноуборд

Слайд 11

пластилин

смайлик 1

смайлик 2

Слайд 12

Слайд 13

приёмы лепки

https://yandex.ru/images/search

Слайд 14

космонавт

пожарный

аквалангист

космонавт

смайлик

Слайд 15

Слайд 16

смайлик

Слайды 17-22

поросёнок

Слайды 23-37

Слайды 38-52

Слайд 53

Слайд 54

Слайды 55-60

Ю.А.Гагарин

В.В.Терешкова

А.А.Леонов

4.

Рефлексивно-оценочный блок

Обеспечение позитивного настроя на полученные знания

Подведение итогов

-  О чём мы сегодня говорили на занятии? (о космосе)

- Чем занимались?

(изготавливали композицию «Космос»)

- Что нового ты узнал на занятии о космосе?

- У вас на столе есть солнышки, облачко и тучки. Прикрепите к космонавту на доске -

солнышко  – было очень интересно и всё получилось;

облако – было интересно, но не всё получилось;

тучку –было  неинтересно, ничего не получилось

- Посмотрите какое солнечное небо у нашего космонавта.

- Молодцы!

Задаёт вопросы о выполнении плана урока.

Подводит итог урока.

Организует самоанализ.

Обеспечивает положительную реакцию на успех и неудачу.

Проговаривают новые знания, обобщают их, делают выводы.

Выбирают картинку и крепят её к доске

Высказывают свои впечатления от урока.

Получают позитивный настрой.

Личностные:

-формирование правил поведения,

- развитие самооценки;

Метапредметные:

- умение контролировать и оценивать свои действия;

-умение корректировать свою деятельность на основе контроля и оценки своих действий.

Г.С.Титов

С.Е.Савицкая

Слайд 61

Салют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...

Технологическая карта урока технологии "Работа с пластичными материалами" Изделие: пейзаж "Деревня" (УМК: "Перспектива", учебник Технология 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умений работать с пластичными материалами и создать изделие пейзаж «Деревня» в технике пластилинография.Задачи урока:...

Технологическая карту урока технологии - 1 класс "Обрывная аппликация" (УМК "Технология" Е.А.Лутцева)

Тема урока: «Обрывная аппликация»Изделие : «Открытка ко дню матери»  Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работ навыков &laq...

Технологическая карта урока технологии 4 класс "Кукла Мартиничка" (УМК "Технология" Е.А. Лутцева)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работы с нитками и ножницами на основе изготовления куклы «Мартиничка».Задачи урока:Дидактические:1. Сов...

Технологическая карта урока технологии для 3 класса. Шитье. Система Занкова

Урок шитья в начальной школе,для учащихся 3 класса по "Система развивающего обучения Занкова". Изготавление игрушки из перчатки....