ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
статья по технологии
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. [4]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Маркова Р.И., Молчанова Е.А.,
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а средством для самореализации каждого человека. [4]
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Именно в этом возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности учащихся. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. [5] Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Она позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации. [1]
Урок технологии не только занимателен, но и полезен для общего развития ребенка. Деятельность учащихся на уроках технологии первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Реализация исследовательской деятельности представлена как самим исследованием, так и отождествлением с понятием «проектная деятельность». Проектная деятельность в курсе технологии рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации.
С проектом учащиеся знакомятся непосредственно на уроке, но выполняют его во внеурочное время под руководством учителя. Проекты, если рассматривать их с точки зрения содержания, бывают технологические, информационные, комбинированные. [3] Дети проявляют творчество в отборе материала, в его изложении, в форме презентования результата своей работы. Важно, чтобы тема проектного исследования была близка ребенку, интересна, личностно или общественно значима, т.к. проект на уроке технологии – это самостоятельная творческая работа. Учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, консультанта и помощника. Перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Эффективность этой работы находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности и от степени самостоятельности. Главное создать ситуацию для успешной деятельности каждого, учитывая, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.
На уроках технологии дети не только выполняют исследовательско-проектные работы в полном их понимании, но здесь всегда есть место исследованиям, в которых они проявляют творчество и смекалку. Исследуют разные виды бумаги, ткани и нитки различного происхождения, применение бросового материала (конфетных оберток, станиц из глянцевых журналов, пластиковых баночек, упаковочного материала и т.п.). Сюда можно отнести: выполнение работ по заданному учителем условию (придумать свою игрушку, выполненную из модулей оригами или из сложенных «гармошкой» геометрических фигур, сконструировать поделку на основе образца), выполнение работ по собственному замыслу и в любой технике.
В программах по технологии исследовательская деятельность не всегда может быть явно обозначена, но из поставленных задач (точное повторение образца, воплощение собственного замысла, развитие умений планирования последовательности выполнения действий) и предоставленной учителю возможности планирования материала по своему усмотрению, а детям – выбора способа выполнения работы, понятно, что она активно применяется.
Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность, которая является не только увлекательным занятием, способствующим формированию всесторонне развитой личности, но и развивает уважительное отношение к труду и к окружающему миру во всем его многообразии. [2]
Список литературы
1. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа плюс До и После, № 2, 2005.
2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
3. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. – Екатеринбург, 2004.
4. Стандарты второго поколения «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». - М.: Просвещение, 2010.
5. Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. - М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся
Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...
Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Отчет по методической теме....
Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"
Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...
Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"
Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...
Проектная деятельность в начальной школе на уроках математики как средство развития мотивации к учению
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы образовательной траектории, псих...
«Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития познавательных способностей»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. С ...
Использование проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности
Использование проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности, презентация...