ручной труд 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс)
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Занимательный труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классы», автор А. М. Щербакова, под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)
Цель рабочей программы – всестороннее развитие личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Рабочая программа по ручному труду в 3 классе решает следующие задачи:
- расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формировать практические умения и навыки использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- развивать аналитико-синтетическую деятельность, деятельность сравнения, обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия, контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий;
- корригировать интеллектуальные и физические недостатки учащихся с учётом их возрастных особенностей;
- воспитывать положительные качества личности ученика, интерес к разнообразным видам труда.
В программе по ручному труду обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня в 3 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 3 класса по 5-балльной шкале системы отметок.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
В ходе реализации рабочей программы «Ручной труд» в 3 классе отслеживается мониторинг всех групп БУД, который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Он состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).
Для оценки сформированности каждого действия используем следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Ручной труд как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение. Уроки ручного труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Рабочая программа по ручному труду включает следующие разделы:
- Работа с природным материалом (комбинированные работы).
- Работа с текстильными материалами.
- Работа с металлом.
- Работа с металлоконструктором.
- Работа с бумагой.
- Работа с пластилином.
- Работа с древесными материалами.
В 3 классе программный материал уроков ручного труда носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. Рабочей программой определён объём познавательного материала: простейшие сведения о применении, назначении и свойствах бумаги, ниток, ткани, природных материалов, древесины, металла, предусмотрена работа с металлоконструктором, пластилином и комбинированные работы; группы инструментов, правила обращения с ними; санитарно – гигиенических требованиях к работе с разными материалами.
Программой предусмотрено закрепление и совершенствование таких умений и навыков, как резание ножницами, сгибание, сминание и склеивание бумаги, выполнение разметки по шаблону, вводится разметка с помощью линейки. На уроках ручного труда учащиеся получают знания о поделочных и подручных материалах, их свойствах и приёмах обработки, о применении этих материалов в быту, в игре, об инструментах и правилах безопасной работы с ними.
Учащиеся закрепляют сведения о приёмах работы с проволокой, о пластилине, продолжают знакомиться с металлоконструктором. Особое внимание уделяется работе с текстильным материалом, применением и назначением ткани в жизни человека, свойствам ткани, выполняют прямой стежок «вперёд иголку», косой обмёточный и соединительный стежки; получают сведения о нитках, о применении и свойствах ниток, о видах работ с нитками.
В 3 классе учащиеся получают элементарные сведения о древесине, способах обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой); знакомятся с видами металла и его применением.
Занятия с природным материалом создают условия для развития наблюдательности, воображения умственно отсталых детей. В 3 классе предлагаются комбинированные виды работ, выполненных из различных природных материалов: аппликации из засушенных цветов и трав; объёмные изделия, сочетающие в себе пластилин, проволоку и скорлупу грецких орехов; изделия, выполненные на основе пластилина и шишек.
Отличительной особенностью обучения в третьем классе является увеличение самостоятельности учащихся при ориентировке в задании, планировании, выполнении объекта и самоконтроле. На каждом уроке учащиеся поэтапно знакомятся с организацией труда, учатся ориентироваться в задании, анализировать образец, отмечать количество деталей, их форму, способы крепления, планировать работу, делать разметку, выполнять приёмы обработки материалов, подводить итоги. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, рисования, математики.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в образовательную область «Технология» обязательной части учебного плана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» программа рассчитана на 34 часа в год (1часа в неделю).
VI. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса базовых учебных действий:
1. Личностные учебные действия:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
2. Коммуникативные учебные действия
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
3. Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Предметные результаты
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны знать:
Достаточный уровень.
- названия и основные свойства материалов;
- возможности использования изученных материалов;
- названия объектов работы;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе;
- правила безопасной работы с инструментами.
Минимальный уровень:
- названия и основные свойства материалов;
- названия и назначение инструментов, (с помощью учителя) указанных в программе;
- правила безопасной работы с инструментами.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень.
- организовывать свою работу по устной инструкции учителя;
- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
- составлять простейшую композицию макета и делать аппликацию по образцу;
- давать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определять назначение изделия).
- самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец поделки, натуральный образец, предметную карту.
Минимальный уровень:
- организовывать свою работу по устной инструкции учителя;
- выбирать и называть операции, специфические для данного материала;
- самостоятельно организовывать свои действия с опорой на образец поделки, натуральный образец, предметную карту;
- делать отчёт о проделанной работе.
V. Содержание учебного предмета
V.1. Содержание программы
Работа с природным материалом (комбинированные работы).
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Составление композиции по образцу и представлению из различных природных материалов - композиция «Осенний букет».
Изготовление стилизованной фигурки паука из скорлупы грецких орехов, плюски жёлудя, проволоки, пластилина.
Самостоятельное изготовление по устному описанию стрекозы из пластилина, крылаток, травинок.
Аппликация из природного материала «В лесу».
Работа с бумагой.
Упражнение в разметке бумаги и картона по линейке.
Изготовление кормушки для птиц из подручных материалов.
Изготовление ёлочной игрушки «Солнышко».
Изготовление ёлочных игрушек. Фонарик – витраж из 3 деталей.
Изготовление новогодней гирлянды из бумажных колец.
Окантовка картона полосками бумаги, листом.
Работа с металлоконструктором.
Сборка по образцу стола, стула, скамейки. Разборка собранных изделий.
Самостоятельная сборка по образцу стола с перекрещенными ножками.
Сборка по образцу тележки на 2 колёсах.
Работа с пластилином.
Лепка посуды из жгутиков.
Лепка чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга при помощи стеков.
Работа с текстильными материалами.
Изделия, выполняемые из ткани. Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника.
Ознакомление с ручным стежком «вперёд иголку», упражнения на полосе бумаги.
Ознакомление с косым обмёточным стежком, упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Ознакомление с ручным соединительным стежком. Закрепление нитки в начале и в конце работы.
Изготовление игольницы по выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани.
Нитки, их назначение и применение. Экскурсия в швейную мастерскую «Виды работ с нитками».
Вязание спицами лицевых петель.
Вязание спицами изнаночных петель.
Работа с металлом.
Знакомство с видами металла и его применением. Свойства алюминиевой фольги (сминание, сгибание, скручивание, сжимание, разрывание, разрезание).
Изготовление из проволоки по образцу и представлению стилизованных фигурок рыб, птиц, животных).
Работа с древесными материалами.
Знакомство с древесиной. Способы обработки древесины ручными инструментами (зачистка напильником, наждачной бумагой). Экскурсия в столярную мастерскую.
Изготовление по образцу флажков из бумаги и палочек, обработанных наждачной бумагой.
V.2. Тематическое планирование
Наименование разделов | Всего часов | |
1. | Работа с природным материалом (комбинированные работы). | 5ч |
2. | Работа с пластилином. | 2ч |
3. | Работа с бумагой. | 7ч |
4. | Работа с металлоконструктором. | 4ч |
5. | Работа с текстильными материалами. | 11ч |
6. | Работа с металлом. | 2ч |
7. | Работа с древесными материалами. | 3ч |
34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...
Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Урок показан на профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...
Коррекционный урок по ручному труду во 2 классе. Работа с бумагой и картоном.
Коррекционный урок по ручному труду во 2 классе. Работа с бумагой и картоном.Тема: Конструирование по типу оригами. Кошка....
МО по предмету Лепка, рисование, ручной труд 2 класс VIII вид (сложный дефект)
Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по предмету....
урок по ручному труду 3 класс
конспект урока по ручному труду...
Доклад «От азбуки ручного труда в школе – к высокой культуре труда в жизни»
1.Работа содержит:-пояснительную записку- цели и задачи- место курса "Технология" в учебном плане- результаты изучения курса2. Технологическая карта изготовления "Панно из хризантем"...
Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.
Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...