Рабочая программа по технологии 3 класс УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
рабочая программа по технологии (3 класс)
Рабочая программа предназначена для учителей начальной школы, которые работают по УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_tehnologii.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
3 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа по технологии составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой «Технология», М.: Академкнига/Учебник , 2016 г.
В учебном плане лицея №7 в 3-ем классе на изучение предмета «Технология» выделяется 1 час в неделю – 34 часа в год.
Планируемые результаты изучения курса «Технология» 3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3−м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)
Познавательные УУД
- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Планируемые предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);
- отбирать картон с учётом его свойств;
- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);
- экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
Обучающийся получит возможность научиться:
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Содержание учебного предмета (34 часа)
Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность в жизни человека
Распространённые виды профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой.
Общее представление о технологическом процессе
Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.
Элементарная творческая и проектная деятельность
Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности – «Парк машин для перевозки грузов».
Самообслуживание
Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (18 ч)
Искусственные материалы
Бумага и картон (16 ч)
Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций и для принтера, копирка, крепированная, калька. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.
Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цвет прочность, толщина, гибкость, жёсткость, фактура поверхности. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.
Выбор картона для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление новогодних подвесок, декоративных композиций, упаковок, коробок, подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.
Текстильные материалы (6 ч)
Общее представление о текстильных материалах, их практическое применение в жизни.
Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по основным свойствам: цвету, фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей.
Нитки используемые на уроках: швейные, мулине, для вышивания. Выбор ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические работы: изготовление вышитых картинок, подвесок, обложек для записных книг, открыток, закладок, аппликаций, кукол для пальчикового театра, коллажа, нитяной графики.
Металлы
Виды металлов, используемые на уроках: фольга, проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранять форму.
Экономное расходование материалов при разметке.
Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, скручивание.
Практические работы: изготовление новогодних украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Искусственные материалы
Пластичные материалы (3 ч)
Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (животных), декоративных композиций по рисункам.
Утилизированные материалы (2 ч)
Вид материала: пластмассовые разъёмные упаковки-капсулы.
Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, шила.
Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: разметка по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком), отделка клейкой бумагой.
Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
Конструирование и моделирование (7 ч)
Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъёмная, неразъёмная) и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия).
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме и простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно - художественным).
Практические работы: сборка моделей, деталей, машин, изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения тёплого воздуха; устройства из полос бумаги.
Календарно-тематическое планирование
Технология - 3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
1 | Работа с пластилином. Лепка птиц. | 1 | Исследовать доступные материалы: их виды, свойства, способы обработки. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Выполнять заготовки для фигур, объёмные предметы, украшать изделия Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | 03.09 - 07.09 | |
2 | Работа с пластилином. Лепка животных. | 1 | 10.09 - 14.09 | ||
3 | Работа с пластилином. Лепка декоративных пластин. | 1 | 17.09 - 221.09 | ||
4 | Работа с бумагой. Устройство из полос. | 1 | Исследовать доступные материалы: их виды, свойства, способы обработки (размётка, выделение деталей, сборка), особенности используемых инструментов (линейка, угольник, циркуль); приёмы работы с приспособлениями (шаблон). Выделять известное и неизвестное. Анализировать и читать рисунки, схемы. Применять различные приемы работы с бумагой и картоном; выполнять приёмы соединения деталей; выполнять разметку на бумаге и картоне с помощью циркуля и треугольника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | 24.09 - 28.09 | |
5 | Работа с картоном. Мера для измерения углов. | 1 | 01.10 - 05.10 | ||
6 | Работа с картоном и бумагой. Подставка для письменных принадлежностей. | 1 | 08.10 - 12.10 | ||
7 | Работа с картоном и бумагой. Коробка со съёмной крышкой. | 1 | 15.10 - 19.10 | ||
8 | Работа с картоном и бумагой. Коробка со съёмной крышкой. | 1 | 22.10 - 26.10 | ||
9 | Работа с разным материалом. Устройство для определения направления движения тёплого воздуха. | 1 | 12.11 - 16.11 | ||
10 | Работа с разным материалом. Змейка для определения направления движения тёплого воздуха. | 1 | 19.11 - 23.11 | ||
11 | Работа с тканью. Куклы для пальчикового театра. | 1 | Объяснять представители, каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «лицевая», «изнаночная» сторона тканей из растительных волокон. Выбирать материалы с учетом их свойств; анализировать свойства текстильных материалов; выкраивать и вырезать детали по разметке; сшивать их ручными швами; декоративно оформлять изделия (вышивкой, накладными деталями, пришивание пуговиц с 4 отверстиями) Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | 26.11 - 30.11 | |
12 | Работа с тканью. Куклы для пальчикового театра. | 1 | 03.12 – 07.12 | ||
13 | Работа с тканью. Куклы для пальчикового театра. | 1 | 10.12 - 14.12 | ||
14 | Работа с разным материалом. Новогодние игрушки. | 1 | Анализировать конструкторско – технологические и декоративно – художественные особенности предлагаемых изделий; создавать мысленный образ изделия; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | 17.12 - 21.12 | |
15 | Работа с разным материалом. Новогодние игрушки. | 1 | 24.12 - 26.12 | ||
16 | Работа с разным материалом. Игрушки – сувениры из пластмассовых упаковок – капсул. | 1 | 14.01 - 18.01 | ||
17 | Работа с бумагой. Упаковка для подарков. | 1 | 21.01 - 25.01 | ||
18 | Аппликация из ниток Дерево. | 1 | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практической работы. Выполнять работу по шаблону, используя инструкцию. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | 28.01 – 01.02 | |
19 | Аппликация из ниток. Дерево. | 1 | 04.02 – 08.02 | ||
20 | Работа с бумагой. Открытка – ландшафт «Этажи леса». | 1 | Исследовать доступные материалы: их виды, свойства, способы обработки (размётка, выделение деталей, сборка), особенности используемых инструментов (линейка, угольник, циркуль); приёмы работы с приспособлениями (шаблон). Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. | 11.02 – 15.02 | |
21 | Работа с бумагой. Открытка – ландшафт «Этажи леса». | 1 | 18.02 – 22.02 | ||
22 | Подарочные открытки из гофрированного картона. | 1 | 25.02 – 01.03 | ||
23 | Работа с картоном и бумагой. Декоративное панно «Цветы». | 1 | 04.03 – 08.03 | ||
24 | Работа с картоном и бумагой. Декоративное панно «Цветы». | 1 | 11.03 – 15.03 | ||
25 | Работа с разным материалом. Коллаж «Портрет». | 1 | 18.03 – 22.03 | ||
26 | Работа с разным материалом. Коллаж «Портрет». | 1 | 08.04 – 12.04 | ||
27 | Работа с разным материалом. Картонные фигурки с элементами движения для театра. | 1 | 15.04 – 19.04 | ||
28 | Работа с разным материалом. Картонные фигурки с элементами движения для театра. | 1 | 22.04 – 26.04 | ||
29 | Ремонт книг с заменой обложки. | 1 | 29.04 – 03.05 | ||
30 | Работа с конструктором. Сборка простейших моделей. | 1 | Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; подбирать соответствующие инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Анализировать, сравнивать, делать выводы. | 06.05 – 10.05 | |
31 | Сборка модели часов из конструктора. | 1 | 13.05 – 17.05 | ||
32 | Работа с конструктором. Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов. | 1 | 20.05 – 24.05 | ||
33 | Работа с конструктором. Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов. | 1 | 20.05 – 24.05 | ||
34 | Итоговый урок. Защита детских проектов. | 1 | 27.05 – 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основной образовательн...
Рабочая программа учителя 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основной образовательн...
Рабочие программы для 1 класса. УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочие программы по обучению грамоте...
Рабочая программа по технологии 1 кл Перспективная начальная школа
Рабочая программа по технологии 1 кл Перспективная начальная школа...
Рабочая программа по технологии 2 кл Перспективная начальная школа
Рабочая программа по технологии 2 кл Перспективная начальная школа...
Рабочие программы для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа"
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"по предметам: «Обучение грамоте», "Русский язык", "Литературное чтение", &quo...
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Математика+информатика
Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Математика+информатика...