Рабочая программа по технологии 3 класс УМК " ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
рабочая программа по технологии (3 класс)

Белухина Светлана Ивановна

Рабочая программа предназначена для учителей начальной школы, которые работают по УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ

3 КЛАСС

Пояснительная записка

Программа по технологии составлена в соответствии с ФГОС НОО, на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой  «Технология»,  М.:  Академкнига/Учебник , 2016 г.

В учебном плане лицея №7  в  3-ем  классе на изучение предмета «Технология» выделяется 1 час в неделю – 34 часа в год. 

               Планируемые результаты изучения курса «Технология» 3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 3–м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в  предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3−м классе  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;

- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов)

Познавательные УУД

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

 Планируемые предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;

- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды);

- отбирать картон с учётом его свойств;

- применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник), колющими (шило);

- экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;

          - работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

Обучающийся получит возможность научиться:

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;

- изготавливать плоскостные изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Содержание учебного предмета  (34 часа)

Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность в жизни человека

Распространённые виды профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой.

Общее представление о технологическом процессе

Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.

Элементарная творческая и проектная деятельность

Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности – «Парк машин для перевозки грузов».

Самообслуживание

Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (18 ч)

Искусственные материалы

Бумага и картон (16 ч)

Виды бумаги,  используемые  на уроках: цветная для аппликаций и  для принтера, копирка, крепированная, калька.  Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.

Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цвет прочность, толщина, гибкость, жёсткость, фактура поверхности. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.

Выбор картона для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику.  Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом,  гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление  новогодних подвесок, декоративных композиций, упаковок, коробок, подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.

Текстильные материалы (6 ч)

Общее представление о текстильных материалах, их практическое применение в жизни.

Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения.  Сопоставление тканей по основным свойствам: цвету, фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей.

Нитки используемые на уроках: швейные, мулине, для вышивания. Выбор ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу,  сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.  

Практические работы: изготовление вышитых картинок, подвесок, обложек для записных книг, открыток, закладок, аппликаций, кукол для пальчикового театра, коллажа, нитяной графики.

Металлы

Виды металлов, используемые на уроках: фольга, проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранять форму.

Экономное расходование материалов при разметке.

Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, скручивание.

Практические работы: изготовление новогодних украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.

Искусственные материалы

Пластичные материалы (3 ч)

Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.

Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (животных), декоративных композиций по рисункам.

Утилизированные материалы (2 ч)

Вид материала: пластмассовые разъёмные упаковки-капсулы.

Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, шила.

Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: разметка по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком), отделка клейкой бумагой.

Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.

Конструирование и моделирование (7 ч)

Понятие о конструкции изделия. Различные виды конструкции (разъёмная, неразъёмная) и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия).

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, схеме и простейшему чертежу, эскизу, по заданным условиям (функциональным, декоративно - художественным).

Практические работы: сборка моделей, деталей, машин, изготовление устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха; змейки для определения движения тёплого воздуха; устройства из полос бумаги.

Календарно-тематическое планирование

Технология - 3 класс  (34 часа)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика  деятельности учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

1

Работа с пластилином. Лепка птиц.

1

Исследовать доступные материалы: их виды, свойства, способы обработки.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Выполнять заготовки для фигур, объёмные предметы, украшать изделия

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

03.09 - 07.09

2

Работа с пластилином. Лепка животных.

1

10.09 - 14.09

3

Работа с пластилином. Лепка декоративных пластин.

1

17.09 - 221.09

4

Работа с бумагой. Устройство из полос.

1

Исследовать доступные материалы: их виды, свойства, способы обработки (размётка, выделение деталей, сборка), особенности используемых инструментов (линейка, угольник, циркуль); приёмы работы с приспособлениями (шаблон).

Выделять известное и неизвестное.

Анализировать и читать рисунки, схемы.

Применять различные приемы работы с бумагой и картоном; выполнять приёмы соединения деталей; выполнять разметку на бумаге и картоне с помощью циркуля и треугольника.

Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

24.09 - 28.09

5

Работа с картоном. Мера для измерения углов.

1

01.10 - 05.10

6

Работа с картоном и бумагой. Подставка для письменных принадлежностей.

1

08.10 - 12.10

7

Работа с картоном и бумагой. Коробка со съёмной крышкой.

1

15.10 - 19.10

8

Работа с картоном и бумагой. Коробка со съёмной крышкой.

1

22.10 - 26.10

9

Работа с разным материалом. Устройство для определения направления движения тёплого воздуха.

1

12.11 - 16.11

10

Работа с разным материалом. Змейка для определения направления движения тёплого воздуха.

1

19.11 - 23.11

11

Работа с тканью. Куклы для пальчикового театра.

1

Объяснять представители, каких профессий работают с текстильными материалами; понятия «лицевая», «изнаночная» сторона тканей из растительных волокон.

Выбирать материалы с учетом их свойств; анализировать свойства текстильных материалов; выкраивать и вырезать детали по разметке; сшивать их ручными швами; декоративно оформлять изделия (вышивкой, накладными деталями, пришивание пуговиц с 4 отверстиями)

Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

26.11 - 30.11

12

Работа с тканью. Куклы для пальчикового театра.

1

03.12 – 07.12

13

Работа с тканью. Куклы для пальчикового театра.

1

10.12 - 14.12

14

Работа с разным материалом. Новогодние игрушки.

1

Анализировать конструкторско – технологические и декоративно – художественные особенности предлагаемых изделий; создавать мысленный образ изделия; воплощать мысленный образ в материале с опорой на графическое изображение.

Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

17.12 - 21.12

15

Работа с разным материалом. Новогодние игрушки.

1

24.12 - 26.12

16

Работа с разным материалом. Игрушки – сувениры из пластмассовых упаковок – капсул.

1

14.01 - 18.01

17

Работа с бумагой. Упаковка для подарков.

1

21.01 - 25.01

18

Аппликация из ниток  Дерево.

1

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении практической работы.

Выполнять работу по шаблону, используя инструкцию.

Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

28.01 – 01.02

19

Аппликация из ниток. Дерево.

1

04.02 – 08.02

20

Работа с бумагой. Открытка – ландшафт «Этажи леса».

1

Исследовать доступные материалы: их виды, свойства, способы обработки (размётка, выделение деталей, сборка), особенности используемых инструментов (линейка, угольник, циркуль); приёмы работы с приспособлениями (шаблон).

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла; отбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

11.02 – 15.02

21

Работа с бумагой. Открытка – ландшафт «Этажи леса».

1

18.02 – 22.02

22

Подарочные открытки из гофрированного картона.

1

25.02 – 01.03

23

Работа с картоном и бумагой. Декоративное панно «Цветы».

1

04.03 – 08.03

24

Работа с картоном и бумагой. Декоративное панно «Цветы».

1

11.03 – 15.03

25

Работа с разным материалом. Коллаж «Портрет».

1

18.03 – 22.03

26

Работа с разным материалом. Коллаж «Портрет».

1

08.04 – 12.04

27

Работа с разным материалом. Картонные фигурки с элементами движения для театра.

1

15.04 – 19.04

28

Работа с разным материалом. Картонные фигурки с элементами движения для театра.

1

22.04 – 26.04

29

Ремонт книг с заменой обложки.

1

29.04 – 03.05

30

Работа с конструктором. Сборка простейших моделей.

1

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями; подбирать соответствующие инструменты; читать простейшую техническую документацию и выполнять по ней работу.

Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Анализировать, сравнивать, делать выводы.

06.05 – 10.05

31

Сборка модели часов из конструктора.

1

13.05 – 17.05

32

Работа с конструктором. Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов.

1

20.05 – 24.05

33

Работа с конструктором. Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов.

1

20.05 – 24.05

34

Итоговый урок. Защита детских проектов.

1

27.05 – 31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основной образовательн...

Рабочая программа учителя 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, основной образовательн...

Рабочая программа по технологии 1 кл Перспективная начальная школа

Рабочая программа по технологии 1 кл Перспективная начальная школа...

Рабочая программа по технологии 2 кл Перспективная начальная школа

Рабочая программа по технологии 2 кл Перспективная начальная школа...

Рабочие программы для 1 класса УМК "Перспективная начальная школа"

РАБОЧИЕ  ПРОГРАММЫ для 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"по предметам: «Обучение грамоте», "Русский язык", "Литературное чтение", &quo...

Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Математика+информатика

Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Математика+информатика...