Рабочая программа по технологии 1 класс "Планета знаний"
рабочая программа по технологии (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», требований федерального стандарта к рабочим программам по учебным предметам, на основании приказа минобрнауки от 31.12.2015 года №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373», приказом Минобрнауки №253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования», на основе авторской программы курса «Технология» авторы – О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Работа с пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с текстильными материалами», «Работа с разными материалами».
Цели программы изучения учебного предмета
— развитие творческого потенциала личности ребёнка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
— формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;
— представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;
— воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.
В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Программа курса «Технология» позволяет решить следующие задачи:
— знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства;
— освоение технологических приёмов, включающее знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;
— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
— ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;
— знакомство с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приёмов работы на компьютере с учётом техники безопасности;
— формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;
— развитие интересов ребёнка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта;
— формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребёнка;
— пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
— формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
— воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды;
— развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;
— развитие стремления к расширению кругозора и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;
— развитие речи, памяти, внимания;
— развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.;
— развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
— развитие коммуникативной культуры ребёнка;
— развитие пространственного мышления;
— развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности.
Место учебного предмета в учебном базисном плане
Учебный курс «Технология» изучается через обязательную часть учебного плана. Общий объём часов в 1 классе – 33 (1 час в неделю).
Планируемые результаты усвоения предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение к урокам технологии. Учащиеся получат возможность для формирования:
• познавательного интереса к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
• уважительного отношения к людям труда, к разным профессиям;
• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;
• эмоционально-ценностного отношения к результатам
труда.
Предметные
Учащиеся научатся:
• определять и называть виды материалов (пластилин, бумага, ткань, нити, верёвки, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
• понимать назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);
• использовать заданную последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;
• называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и
т. д.);
• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея, эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку и пр.);
• использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;
• сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять неподвижные соединения деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
• организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом (в соответствии с требованиями учителя);
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок;
• выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, шов «вперёд-иголка» и пр.);
• удобным для себя способом изготавливать из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему, по своему желанию.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
• выполнять работу по заданной инструкции;
• использовать изученные приёмы работы с разными материалами и инструментами;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
• вносить коррективы в свою работу. Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать цель выполняемых действий;
• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
• адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• решать творческую задачу, используя известные средства;
• включаться в самостоятельную практическую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• «читать» условные знаки, данные в учебнике, простые чертежи;
• различать материалы и инструменты по их назначению, плоские и объёмные фигуры, виды работ и др.;
• находить нужную информацию в учебнике;
• выявлять особенности оформления и обработки;
• наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о свойствах материала.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• характеризовать материалы по их свойствам;
• группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
• конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• рассказывать о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• комментировать последовательность действий;
• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Содержание программы
1 класс (33 ч)
Работа с пластилином (5 ч)
Глина как предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с применением пластических материалов. Пластилин как поделочный материал. Инструменты для работы с пластилином. Правила безопасной работы с пластилином и инструментами. Свойства пластилина. Подготовка к лепке.
Практическая деятельность. Объёмная лепка. Лепка на каркасе. Объёмное конструирование.
Работа с бумагой (12 ч)
Работа с бумагой без помощи ножниц (4 ч)
История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги.
Практическая деятельность. Обрывание. Мозаичная обрывная аппликация. Обрывная аппликация по контуру.
Работа с бумагой при помощи ножниц (4 ч)
История возникновения ножниц. Профессии людей, связанные с применением ножниц. Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правильное обращение с ножницами. Правила безопасной работы с ножницами.
Практическая деятельность. Вырезание по контуру. Плоскостная аппликация. Объёмное конструирование. Гирлянды.
История развития искусства оригами. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изделий из нее.
Работа с бумагой в технике оригами (4 ч)
Линии сгиба — гора и долина. Базовые формы оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Летающие и плавающие модели. Развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Базовые приёмы техники оригами, деление прямоугольного листа линиями складывания на нужные части. Самостоятельное прочтение чертежей к первым этапам работы.
Практическая деятельность. Складывание бумаги. Объёмное конструирование. Подвижные модели.
Работа с природными материалами (5 ч)
Многообразие природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной природы. Флористика. Правила безопасной работы с семенами и ягодами.
Практическая деятельность. Плоскостная аппликация. Объёмная аппликация. Объёмное конструирование.
Работа с текстильными материалами (5 ч)
Профессии людей, связанные с применением тканей и нитей. Ознакомление с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки.
Практическая деятельность. Нити, верёвки. Прядение. Кручение. Свивание. Плетение. Аппликация. Ткань. Раскрой. Аппликация. Вышивка на картонной основе. Пришивание пуговиц на картонной основе.
Работа с различными материалами
с применением изученных технологий (6 ч)
Профессии людей, связанные с применением различных умений и материалов. Первичное профориентирование.
Практическая деятельность. Сочетание изученных видов деятельности.
Календарно-тематической планирование
Предмет: Технология
Класс: 1
Учебник Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Технология», 1 класс. УМК «Планета Знаний»
33 часа (1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые УУД | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||
Пластилиновая страна (5ч) | |||||
1-2 | Пластилиновый мир и его законы. | 2 | К: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Выбор оснований и критериев для сравнения. | 1-8.09 11-15.09 | |
3 | Волшебные превращения комочка пластилина. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации. | 18-22.09 | |
4 | Пластилин-строитель. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации. | 25-29.09 | |
5 | Пластилиновая сказка. | 1 | К: умение договариваться, находить общее решение. Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность. П: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 2-6.10 | |
Бумажная страна (4ч) | |||||
6 | Законы бумажного мира. | 1 | К: умение работать в паре. Р: умение контролировать свою деятельность. П: умение структурировать знания. | 9-13.10 | |
7 | Мозаика бумажной мостовой. | 1 | К: учёт разных умений и умение обосновать собственное (основные критерии оценивания). Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков. | 16-20.10 | |
8 | Бумажные силуэты. | 1 | К: учёт разных умений и умение обосновать собственное (основные критерии оценивания). Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков. | 23-27.10 | |
9 | Бумажная история. | 1 | К: способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решение проблем творческого и поискового характера. | 7-10.11 | |
Кладовая природы (5ч) | |||||
10-11 | Конструктор - природа. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном; моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | 13-17.11 20-24.11 | |
12 | Кружево листьев. | 1 | К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; готовность к преодолению трудностей. П: построение логической цепи рассуждений; формирование проблемы. | 27-1.12 | |
13 | Мозаика семян. | 1 | К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; готовность к преодолению трудностей. П: построение логической цепи рассуждений. Формирование проблемы. | 4-8.12 | |
14 | Мастерская природы. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей; готовность к преодолению трудностей. П: построение логической цепи рассуждений. Формирование проблемы. | 11-15.12 | |
Страна волшебных ножниц (4ч) | |||||
15 | Золотые ножницы. | 1 | К: учёт разных мнений и умение обосновать собственное (основные критерии оценивания) Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Построение логической цепи рассуждений. | 18-22.12 | |
16 | Вырезной конструктор. | 1 | К: учёт разных мнений и умение обосновать собственное (основные критерии оценивания) Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия, выведение следствия. | 25-12.01 | |
17 | Зимняя сказка из бумаги. | 1 | К: учёт разных мнений и умение обосновать собственное (основные критерии оценивания) Р: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия, выведение следствия. | ||
18 | Бумажный карнавал. | 1 | К: учёт разных мнений и умение обосновать собственное (основные критерии оценивания). Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. П: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | 15-19.01 | |
Город ткачей (5ч) | |||||
19 | На улице прядильщиков. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации; формирование проблемы. | 22-26.01 | |
20-21 | Иголка – вышивальщица. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации; формирование проблемы. | 29-2.02 5-9.02 | |
22 | Царство ткани. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации; формирование проблемы. | 12-16.02 | |
23 | Сердечный сувенир. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации; формирование проблемы. | 26-2.03 | |
Страна оригами (4ч) | |||||
24 | Волшебный квадрат. | 1 | К: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор оснований и критериев для сравнения. | 5-9.03 | |
25-26 | Цветочное оригами. | 1 | К: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Р: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор оснований и критериев для сравнения. | 12-16.03 19-23.04 | |
27 | Бравая бумага. | 1 | К: Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. П: Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Выбор оснований и критериев для сравнения. | 2-6.04 | |
Страна фантазия (6ч) | |||||
28 | Весёлые проделки бумаги. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. Готовность к преодолению трудностей. П: Умение структурировать знания. | 9-13.04 | |
29 | Выход в открытый космос. | 1 | К: Умение договариваться, находить общее решение. Р: Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка). П: Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решение проблем творческого и поискового характера. | 16-20.04 | |
30-31 | Подарок Курочки Рябы. | 1 | К: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Р: формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. Готовность к преодолению трудностей. П: умение структурировать знания. | 23-27.04 14-18.05 | |
32 | Бумажные вестники мира. | 1 | К: умение договариваться, находить общее решение. Р: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка). П: постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решение проблем творческого и поискового характера. | 21-25.05 | |
33 | Праздничные поделки. | 1 | К: Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Р: Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей. Готовность к преодолению трудностей. П: Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | 28-31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изго...
рабочая программа по технологии 4 класс умк планета знаний нефедова, узорова
программа по технологии 4 класс умк планета знаний нефедова, узорова...
рабочая программа по технологии для 1 класса по УМК "Планета знаний"
Программа разработана мною в соответствии с ФГОС....
Технология. Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по технологии М.:АСТ: А...
Рабочая программа по технологии 1-4 классы программа "Планета знаний"
Рабочая программа по технологии предназначена для учителей начальной школы, работающих по УМК " Планета знаний, составлена в соответствии с ФГОС НОО....