Рабочая программа по предмету "Умелые руки " 2 класс ОВЗ (школьный компонент)
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Умелые руки» реализует часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений предметной области «Технология» и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования детей с ОВЗ. Разработана на основе Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ГКОУ «Барско - Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и авторской программы Т. Н. Просняковой по технологии «Художественное творчество: станем волшебниками».
Программа предназначена для учащихся 2-4 класса с интеллектуальными нарушениями.
Цель программы: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества и трудовой деятельности.
Задачи курса:
- развить творческий потенциал детей;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к истории культуры своего народа, уважительное отношение к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_umelye_ruki.docx | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Барско–Городищенская специальная коррекционная общеобразовательная
школа-интернат»
Рассмотрено на педагогическом совете протокол №___ от «__»_____2018 г.
| Утверждено Приказ № __ от «___»_____2018 г. Директор Малай М.В. |
Рабочая программа по предмету
«Умелые руки»
для 2-4 класса
учитель Ладьина О.А.
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Умелые руки» реализует часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений предметной области «Технология» и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования детей с ОВЗ. Разработана на основе Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «ГКОУ «Барско - Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и авторской программы Т. Н. Просняковой по технологии «Художественное творчество: станем волшебниками».
Программа предназначена для учащихся 2-4 класса с интеллектуальными нарушениями.
Цель программы: гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества и трудовой деятельности.
Задачи курса:
- развить творческий потенциал детей;
- формировать прикладные умения и навыки;
- воспитывать интерес к истории культуры своего народа, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системно - деятельностный подход в начальном обучении. Уроки по данной программе познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся с ОВЗ, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении данного курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Выделяется и другие приоритетные направления:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и формирование базовых учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа рассчитана на 3года обучения.
Общее количество часов: 2-4 по 34 часа).
Тематический план программы
Разделы | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1. | Бумагопластика и аппликация | 13 | 13 | 13 |
2. | Лепка. | 8 | 8 | 8 |
3. | Мозаика. | 13 | 13 | 13 |
Итого: | 34 | 34 | 34 |
Содержание программы
№ п/п | Наименование раздела | Виды учебной и художественной деятельности |
1 | Бумагопластика и аппликация | Осмысливать основы чертежа (линии, размеры), его элементы и особенности (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места. Осваивать технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработкаих различными ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Выполнять соединение деталей, сборка с помощью клея. Исследовать собственные проекты нестандартной формы, моделировать детали и разные варианты композиций |
Поделки из бумаги, картона. | ||
Аппликация из природных материалов. | ||
Объёмная аппликация (гофрированная бумага, бросовый материал) | ||
2 | Лепка | Осваивать историю возникновения пластилина, основные технологические сведения и приемы обработки. Познакомиться с приемами лепки из пластилина. Заочная экскурсия в «Мир пластилиновых фантазий»: видео презентация «Я леплю из пластилина». Знакомство с различными видами лепки: традиционная, плоская, полуобъёмная. Традиционная лепка. Закрепление знаний о свойствах пластилина. Формирование навыков: вылепливание из целого куска, разминание, скатавание, растягивание пластилина. Полуобъёмная лепка. Формирование навыка раскатывания жгутиков, формирование из них композиции на листе картона; отработка техники «Прищипывание» и закручивания пластилина. Соединение плоских деталей с объемными. Плоская лепка. Формирование навыков: расплющивание пластилина, размазывание пластилина тонким слоем по поверхности. Отрабатывание техники смешивания цветов . |
Традиционная лепка | ||
Плоская лепка | ||
Полуобъемная лепка | ||
3 | Мозаика | Заочное путешествие в мир мозаики. Видео фильм «Мозаичное искусство». Беседа о материалах, используемых в мозаике. Просмотр слайдов «Работы из мозаики сделанные детьми» Мозаика из бумаги. Закрепление навыка разрывания бумаги на мелкие части по размеру (крупные, средние, мелкие). Цветовое решение (яркие цвета, постельные цвета). Формирование навыка выкладывания мозаики по контуру. Мозаика из круп. Применение в мозаике групп: гречки, риса, гороха, фасоли, ячки, пшена. Формирование навыка составления композиции из нескольких видов круп, приклеивание круп к поверхности по контуру. Мозаика из ниток. Применение различных видов ниток в мозаике: мулине, вязальные, швейные. Формирование навыка разрезания ниток на элементы разных размеров, приклеивание ниток на поверхность композиции по контуру. |
Мозаика из круп | ||
Мозаика из бумаги | ||
Мозаика из ниток |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «УМЕЛЫЕ РУКИ»
- Формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формировать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Коммуникативные учебные действия:
учить обучающихся:
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
- сотрудничать с взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
учить обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видородовые отношения предметов
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
- пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
- читать;
- писать;
- наблюдать;
- выполнять арифметические действия;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Тематическое планирование 2 класс (34 ч)
№ урока | Тема | Кол-во часов | Материалы | Дата план | Дата факт |
I четверть (9ч) | |||||
1 | Бумагопластика. «Летний букет» | 1ч | Цветная бумага, клей, ножницы. | 03.09 | |
2 | Аппликация из природного материала «Осенняя птица» | 1ч | Засушенные цветы, листья, картон, клей. | 10.09 | |
3 4 | Бумагопластика. Открытка с секретом «С Днём учителя» | 2ч | Картон, цветная бумага, спичечный коробок, элементы декора. | 17.09 24.09 | |
5 6 | Мозаика из круп «Грибное царство». | 2ч | Крупы: гречневая, рисовая, ячневая, клей ПВА, шаблон «Грибы», гуашь, фломастеры. | 01.10 08.10 | |
7 8 | Лепка на плоскости «Фруктово-ягодная фантазия». | 2ч | Раскраска-основа, картон, пластилин. | 15.10 22.10 | |
9 | Аппликация из бумаги «Российский флаг» | 1ч | Цветная бумага, ножницы, клей | 29.10 | |
II четверть (7ч) | |||||
10 11 | Аппликация из бросового и природного материала «Подводный мир»». | 2ч | DVD диски, картон, фасоль, гуашь. | 12.11 19.11 | |
12 13 | Лепка на плоскости «Курочка Ряба» | 2ч | Картон, шаблон, пластилин. | 26.11 03.12 | |
14 | Аппликация из бросового материала и элементов декора «Зима» | 1ч | Картон, ватные диски, тесьма, клей, фломастеры. | 10.12 | |
15 16 | Бумагопластика. 3D открытка «С Новым Годом!» | 2ч | Картон, цветная бумага, декор | 17.12 24.12 | |
III четверть (10ч) | |||||
17 18 | Мозаика из круп «Рождественская ель» | 2ч | Крупа рисовая, пшённая, перловая, фасолевая; клей ПВА, бисер. | 14.01 21.01 | |
19 20 | Бумагопластика. Панно «Рукавичка» | 2ч | Картон, бумага, клей, ножницы, декор. | 28.01 04.02 | |
21 | Бумагопластика. Объёмная открытка для папы «Военная форма» | 1ч | Картон, цветная бумага, декор | 11.02 | |
22 | Мозаика из ниток «Снегирь на ветке» | 1ч | Картон, нитки для вязания, клей ПВА, ножницы, раскраска-основа. | 18.02 | |
23 | Объёмная аппликация из бумаги «Букет для мамы» | 1ч | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, декор | 25.02 | |
24 | Аппликация из бросовых материалов «Первые весенние цветы» | 1ч | Картон, ватные диски, пуговицы, бусины, гофрированная бумага. | 04.03 | |
25 26 | Лепка на плоскости «Весна красна идёт!» | 2ч | Раскраска-основа, пластилин. | 11.03 18.03 | |
VI четверть (8ч) | |||||
27 28 | Мозаика из бусин и пуговиц «Стаканчик» | 2ч | Пластиковый стаканчик, бусины, пуговицы, тесьма, клей. | 01.04 08.04 | |
29 30 | Объёмная аппликация из гофрированной бумаги. «Сирень Победы» | 2ч | Гофрированная бумага, картон, клей. | 15.04 22.04 | |
21 32 | Объёмная аппликация из цветной бумаги. «Бабочки над цветами». | 2ч | Цветная бумага, картон, клей, декор. | 29.04 06.05 | |
33 34 | Лепка на плоскости «Летняя пора» | 2ч | Картон, пластилин. | 13.05 20.05 |
Литература и интернет ресурсы:
1.Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 2.Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.
3.Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с. 4.Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.
5.Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
6.Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ
Рабочая программа кружка...
Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.
Программа " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени. Программа проектной деятельности...
Рабочая программа по технологии 4 класс с региональным компонентом
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» (сборник «Концепция и программы для начальных классов», «Школа России», Москва, Издатель...
Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом
Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....
Рабочая программа по предмету "Занимательная математика" 2-4 класс ОВЗ (школьный компонент)
Рабочая программа по предмету «Занимательная математика» разработана на основе Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отс...
Рабочая программа "Радужный английский 4 класс" с региональным компонентом
Рабочая программа "Радужный английский 4 класс" с региональным компонентом....