Рабочая программа кружка "Волшебный пластилин"
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Волшебный пластилин" расчитана для 1года обучения. На первом этапе дети знакомятся с простейшими геометрическими фомами, учатся создавать предметы на основе этих форм. На следующем создаются предмены на основе нескольких геометрических форм и на заключительном этапе дети используют полученные знания для создания композиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_plastilin.docx | 54.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит на второй план. Имеется ли путь, который может изменить это направление развития нашего общества?
Да! И начинать, этот путь нужно с детства.
В начале необходимо научить детей видеть прекрасное в простом, взращивать в детских сердцах чуткость к прекрасному, к доброму, тогда у них появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов:
Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Задачи программы:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными видами лепки;
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- Формировать эстетический и художественный вкус.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных форм;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
*Учитель для ученика, а не ученик для учителя.
*Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
*Нет предела совершенствованию.
*Учет психофизических особенностей детей.
*Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
*индивидуальная
*групповая
*выставка
*экскурсия
*творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов за год составляет 33 часа.
Педагогические приёмы:
*формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
* организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
*стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
* сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
*свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
-инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
-практическая работа
-физкультминутки
-подведение итогов, анализ, оценка работ
-приведение в порядок рабочего места)
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
Условия реализации программы
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Основное оборудование:
*нож (стёк);
*материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Демонстрационные пособия:
*предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди, плоды каштана и т.п.;
* основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы – вы показываете объемную форму при анализе нового изделия, совмещаете ее с рисунком этой же формы на плакате, предъявляете при определении пропорций. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия;
*большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
*таблицы-памятки, схемы;
*альбомы с образцами, фотографиями.
Методические рекомендации
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.
Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации.
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Всего | Уровень Ожидаемый воспитательный результат | |
Вводный блок | ||||||
1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | |
Выполнение изделий самых простых объёмных форм | ||||||
2 | «Магазин игрушек» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | |
Исходная форма-шар. Изделие «Неваляшка». | ||||||
3 | Исходная форма-цилиндр. Изделие -дерево. | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | |
4 | Исходная форма-конус. Изделие-пирамидка. | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | |
Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм. | ||||||
5 | «Урожай» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | |
Изделия «Апельсин» и «Лимон» | ||||||
6 | Изделия «Вишня» и «Виноград» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
7 | Изделие «Корзина». Коллективная работа. Композиция по теме. | 0,5 | 0,5 | 1 | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом | |
8 | «Большой праздник» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделие «Торт» | ||||||
9 | Изделие «Пирог» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
10 | «Дары леса» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделия «Подосиновик» и «Травка» | ||||||
11 | Изделия «Мухомор» и «Лисичка». Коллективная работа. Композиция по теме. | 0,5 | 0,5 | 1 | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом | |
12 | «Подарок маме» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделия «Ваза» и « Нарцисс» | ||||||
13 | Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Коллективная работа. Композиция по теме. | 0,5 | 0,5 | 1 | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом | |
14 | «С Новым годом!» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделие «Снеговик» | ||||||
15 | Изделие «Ёлочка пушистая» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
16 | Изделие «Снегурочка» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
17 | Изделие Дед Мороз». Коллективная работа. Композиция по теме. | 0,5 | 0,5 | 1 | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом | |
18 | «Кто на листике живёт?» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделия «Гусеница» и Сороконожка» | ||||||
19 | Изделия «Улитка» и «Бабочка» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Выполнение сложных изделий | ||||||
20 | «Озеро» | 0,5 | ,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделия «Утка» и «Гусь». | ||||||
21 | Изделие «Лебедь» и «Улитки». Коллективная работа. Композиция по теме. | 0,5 | 0,5 | 1 | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом | |
22 | «Пасха» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделие «Кулич» | ||||||
23 | Изделие «Яйцо» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
24 | «Птичий двор» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделие «Курица с цыплятами» | ||||||
25 | Изделия «Петушок» и «Индюк». Коллективная работа. Композиция по теме. | 0,5 | 0,5 | 1 | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом | |
26 | «Море» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделия «Морская звезда» и «Осьминог». | ||||||
27 | Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Коллективная работа. Композиция по теме. | 0,5 | 0,5 | 1 | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом | |
28 | «Джунгли» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
Изделие «Слон» | ||||||
29 | Изделие «Черепаха» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | |
30 | Изделие «Пальма». Коллективная работа. Композиция по теме. | 0,5 | 0,5 | 1 | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом | |
31 | Создание картин | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | |
Картина «Ночное небо» | ||||||
32 | Картина «Портрет» | 0,5 | 0,5 | 1 | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | |
33 | Посещение выставок прикладного творчества. | 1 | 1 | III уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. | ||
Итого | 17ч | 16ч | 33ч |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Развиваемые способности | Планируемые результаты Характеристика деятельности ( Личностные и метапредметные) | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1
| Вводный блок. 1. Инструменты и материалы. Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности. Материал — пластилин. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструкциями. |
2 | Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра. 2. Изделие «Неваляшка». 3. Изделие -дерево. 4. Изделие-пирамидка. | Развитие концентрации внимания. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. | Умение осознанно пользоваться инструментом, инструкциями. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе с инструментом и материалом. |
3 | Тема: « Урожай» 5. Изделия «Апельсин», и «Лимон» 6. Изделия «Вишня» и «Виноград» | Тренировка внимания. Развитие мышления, пространственного воображения | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом | Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом |
4 | 7. Изделие «Корзина». Композиция. | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. |
5 | Тема: «Большой праздник» 8. Изделия «Торт» 9. Изделия « Пирог» | Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом |
6 | Тема: « Дары леса» 10. Изделия «Подосиновик» и «Травка» | Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции. | Формирование умения выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить работу в парах. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной работе инструментом и материалом |
7 | 11. Изделия «Мухомор» и «Лисичка». Композиция по теме. | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. |
8 | Тема: «Подарок маме» 12. Изделия «Ваза» и « Нарцисс» | Совершенствование воображения. Действие по образцу. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. |
9 | 13. Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Композиция по теме. | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию. |
10 | Тема: «С новым годом!» 14. Изделие «Снеговик» 15. Изделие «Ёлочка пушистая» 16. Изделие «Снегурочка» | Совершенствование воображения. Действие по образцу. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
11 | 17. Изделие Дед Мороз». Композиция по теме. | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию |
12 | Тема: «Кто на листике живёт?» 18. Изделия «Гусеница» и Сороконожка» 19. Изделия «Улитка» и «Бабочка» | Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений). | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий | Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. |
13 | Тема: «Озеро» 20. Изделия «Утка» и «Гусь». | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления. | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
14 | 21. Изделие «Лебедь» и «Улитки». Композиция по теме. | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. Развитие саморегуляциир как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию |
15 | Тема: « Пасха» 22. Изделие «Кулич» 23. Изделие «Яйцо» | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
16 | Тема: « Птичий двор» 24. Изделие «Курица с цыплятами» | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
17 | 25. Изделия «Петушок» и «Индюк». Композиция по теме. | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению. Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
18 | Тема: « Море» 26. Изделия «Морская звезда» и «Осьминог». | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» | Уметь анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков | Формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
19 | 27. Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Композиция по теме. | Развитие пространственного мышления. Развитие аналитических способностей, умения осуществлять синтез на основе известных параметров. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению | Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию |
20 | Тема: « Джунгли» 28. Изделие «Слон» 29. Изделие «Черепаха» | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитического мышления | Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений) | Формирование умения представлять, фантазировать, соотносить выполненное задание с образцом. | Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий | Умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
21 | 30. Изделие «Пальма». Композиция по теме | Развитие мышления | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению | Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию |
22 | Тема «Картина из пластилина» 31. «Ночное небо» 32. «Портрет» | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Структурирование знаний при выработке умения работы с композицией. Умение осуществлять предметную деятельность на основе изученных правил | Формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества ориентация на партнёра по общению | Умение адекватно принимать задачу, заданную в определенном условии. Развитие саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии к волевому усилию |
23 | 33. Посещение выставок прикладного творчества. | Полнота наблюдения - исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. | Формирование предпочтения классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | Структурирование знаний при выработке умения читать задание, работать с учебной литературой | Умение понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору | Умение адекватно принимать задачу, данную в определённом условии, формировать умение самопроверки по образцу |
Диагностика результативности
Методика Н. И. Гуткиной "Домик".
Задания А. Л. Венгера "Дорисуй мышкам хвосты" и "Нарисуй ручки для зонтиков".
Методика Д. Б. Эльконина - А. Л. Венгера: графический диктант и "образец и правило".
Методика А. Л. Венгера "Лабиринт"
Литература
1. Бардина Р. А. «Изделия народных художественных промыслов и сувениры»
2. Глазова М. «Я леплю из пластилина»
3. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»
4. "Лепим из пластилина" от из-ва "Русич"
5. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»
Приложение
Правила поведения
1. На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.
2. На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.
3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.
4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина, приноси его из дома распакованным.
5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
6. Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи. Грязным пластилином никогда не работай.
7. Используй чистый пластилин второй раз, третий, даже если все цвета смешались и он стал серым.
8. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
9. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
10. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
11. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока
1. Достань принадлежности лепки.
2. Надень рабочую одежду.
3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
(за 2–3 минуты до конца занятия)
1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.
3. Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Волшебный пластилин».
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования , предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно - эстетическому напра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Художественное творчество:керамика, пластилин, папье-маше"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Художественное творчество: керамика, пластилин, папье-маше» разработана на основе авторской программы В.Д....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я леплю из пластилина»
Программа курса внеурочной деятельности «Я леплю из пластилина» предназначена для обучающихся 2 классов МБОУ «СШ № 21». “Я леплю из пластилина” реализует художественно – эстетическое напра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лепка из пластилина"
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для обучающихся 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка (пластилин) " для 1-3 класса
Курс внеурочной деятельности "Лепка" способствует развитию у учащихся трехмерного восприятия объемнойформы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствамиобъем и пространство, ...
Рабочая программа внеурочной занятости "Веселый пластилин" 1 класс.
Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности, реализуемой на занятиях кружка «Веселый пластилин», рассчитанного на у...