КТП. Ручной труд
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Изучение учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение образовательно-коррекционной цели: формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интереса к разнообразным видам труда, воспитания трудолюбия, развития ручных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018-2019 учебный год
по ручному труду
Уровень обучения (класс): начальное общее, 1 «Б»
Общее количество часов: 33
Количество часов в неделю: 1 Уровень: базовый (3.3)
Учитель: Шитова Алена Владимирова
Квалификационная категория: нет
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слепых обучающихся
Учебник, автор «Технология 1 класс» в 2-х частях, Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П
Издательство, год издания «Просвещение», 2016
г. Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение учебного предмета «Ручной труд» направлено на достижение образовательно-коррекционной цели: формирование у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) интереса к разнообразным видам труда, воспитания трудолюбия, развития ручных умений.
Задачи:
1) формирование умений работать с отдельными видами материалов;
2) овладение способами обработки материалов в зависимости от их свойств;
3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми приемами ручной обработки материалов;
4) овладение доступными трудовыми умениями и навыками использования инструментов при обработке отдельных видов материалов;
5) овладение правилами безопасной работы и соблюдение офтальмо-гигиенических требований, обеспечивающих охрану нарушенного зрения;
6) формирование представлений о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;
7) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
Общая характеристика учебного предмета «Ручной труд»
Контингент учащихся школ для детей с нарушением зрения за последние годы стал сложнее, потому что слепота и интеллектуальные нарушения у детей все чаще отягощаются соматическими заболеваниями. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, а также не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введение пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными разнообразными видами работы с различными материалами.
Особенность программы 1-го класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении поделок практически не используются инструменты. Дети работают в основном с пластическим материалом (пластилин). Работа с ним позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений пальцев рук, достаточно легко создавать объёмные модели несложной формы (овощи, фрукты, растения, игрушки и т.д.), уточняя при этом представления обучающихся о натуральных предметах. При знакомстве с объектом образцом, его плоскостной или объёмной моделью учителю необходимо постоянно направлять внимание детей на соответствие образца выполняемым заданиям (поделкам), соблюдая пропорции, формы, величину и другие признаки.
Программа 1-го класса предусматривает и выполнение объёмных изделий из бумаги без использования инструментов. При работе с бумагой также важно, помимо опоры на образец, уточнять соответствие конструкции поделки натуральному предмету (стол, стул, стилизованные фигурки животных)
Работа с текстильными материалами направлена на совершенствование и развитие мелких движений кисти и пальцев рук. На формирование достаточно сложных умений, необходимых учащимся в дальнейшем при плетении и шитье. Работа с природными материалами также позволяет развивать пространственное, конструктивное мышление, создаёт необходимые предпосылки для воспитания любви к природе.
На учебный предмет «Ручной труд» в учебном плане отводится 66 часов в год, т.е. 2 часа в неделю.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Ручному труду» слепыми обучающимися с легкой умственной отсталостью на конец обучения в 1классе.
Предметные результаты по ручному труду.
- называть материалы, основные цвета;
- называть проделанные операции;
- владеть основными приёмами обработки, соответствующими данному материалу (размять пластилин, скатать шарик, раскатать столбик; согнуть, разорвать по сгибу бумагу, связать две нити узлом);
- выполнять совместно с учителем определённые работы.
Базовые учебные действия
Личностные
- личностная готовность к осуществлению предметно-практической деятельности;
- понимание значения предметно-практической деятельности для жизни в социуме.
Коммуникативные
- включение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе предметно-практической деятельности;
- умение задавать вопросы (познавательного, уточняющего, коммуникативного характера) для ориентации в совместной с учителем и сверстниками деятельности;
- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами предметно-практической деятельности (при помощи учителя);
- умение взаимодействовать с партнерами в системе координат «слепой – зрячий», «слепой - слепой» в процессе овладения доступными трудовыми умениями и навыками.
Регулятивные
- умение придерживаться заданной последовательности учебно-практических и познавательных действий при решении предметно-практических задач (с помощью учителя).
Познавательные
- овладение представлениями о трудовых профессиях и понимание роли труда в жизни человека;
- умение выполнять доступные трудовые операции при решении предметно-практических задач;
- использование сохранных анализаторов (в том числе остаточного зрения) в предметно-практической деятельности;
- сравнение и элементарный анализ простых объектов, их свойств, строения при решении предметно-практических задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводное занятие. Ознакомление учащихся с изделиями, которые планируется выполнить в течение учебного года, а также с материалами для поделок. Сообщение правил поведения вовремя занятий ручным трудом, требований к организации рабочего места.
Работа с пластилином
Практические работы. Лепка по образцу фруктов и овощей круглой, конической, грушевидной формы. Гроздь винограда. Компоновка плодов на блюде из бумаги (коллективная работа).
Технические сведения. Пластилин. Название материала его свойства. Холодный пластилин – твёрдый, тёплый пластилин – мягкий, вязкий. Цвета пластилина. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Приёмы работы. Отщипывание пластилина от целого куска. Разминание его пальцами до размягчения. Раскатывание шара на подкладной доске. Вытягивание одной стороны шара – редиска; сплющивание стороны шара для придания ему грушевидной формы. Скатывание шара ладонями круговыми движениями. Вдавливание ямки на поверхности шара. Раскатывание шара до овальной формы.
Работа с природными материалами
Экскурсия в природу, сбор природного материала (плодов репейника), знакомство с его свойствами.
Практические работы. Выполнение игрушек из плодов репейника: неваляшка, медвежонок, собачка. Опора на образец. Выполнение большой игрушки (коллективная работа).
Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природного материала: цвет, форма, величина, цепкость плодов репейника. Организация рабочего места.
Приёмы работы. Сборка большой игрушки из деталей, заготовленными учащимися (под руководством и с помощью учителя).
Работа с бумагой
Практические работы. Сгибание бумаги. Разрывание её по линии сгиба. Выполнение веера. Изготовление книжечки.
Технические сведения. Название материала. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается.
Комбинирование материалов
Практические работы. Лепка игрушек (ёжик, мышка, бабочка) из пластилина с использованием природного материала.
Технические сведения. Свойства природного материала: цвет, форма, величина, хрупкость сухих листьев. Определение места дополнительных деталей.
Приёмы работы. Прикрепление деталей из природного материала к пластилиновой основе.
Работа с бумагой
Практические работы. Выполнение ёлочных гирлянд из заготовленных учителем полосок бумаги, Гирлянда из одной полоски бумаги (скручивание предварительно закреплённой на стене полоске, окончательное закрепление бумаги учителем). Гирлянда из двух полосок бумаги (исходное положение полосок бумаги под прямым углом и закрепление их выполняется учителем, так же как и закрепление в конце работы).
Технические сведения. Понятие «праздник». Украшение помещения к празднику. Способы украшения жилищ. Приёмы скручивания полосок бумаги (направления скручивания). Последовательное перекладывание полосок бумаги.
Работа с пластилином
Практические работы. Выполнение ёлочных игрушек из пластилина шарообразной, конической формы (шарик, снеговик, сосулька и т.п.) с использованием дополнительных материалов (обрезки фольги и т.п.). Изготовление петли из прочных ниток.
Технические сведения. Фольга. Свойства материала. Применение.
Приёмы работы. Продавливание углубления. Вкладывание петли. Замазывание. Коллективное украшение помещения класса.
Работа с бумагой.
Практические работы. Обвёртывание книги бумагой. Выполнение объёмных поделок из заготовок, сделанных учителем (скамейка, стол, кровать и т.п.) Игра «Меблировка комнаты». Складывание стилизованных фигурок лошади, белки, собачки из развёрток, заготовленных учителем.
Технические сведения. Название материала. Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность. Основные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: гладилка. Организация рабочего места.
Приёмы работы. Складывание листа бумаги: а) по средней линии, с угла на угол, совмещая срезы; б) по намеченной учителем линии. Разглаживание гладилкой от центра к краям; в) разрывание бумаги по намеченной учителем линии. Разглаживание гладилкой от центра к краям.
Работа с проволокой
Практические работы. Изготовление пружинок из проволоки.
Технические сведения. Название материала. Свойство проволоки: гибкая, сохраняет форму.
Приёмы работы. Накручивание пружинки на палец, карандаш, стержень. Выполнение комбинированных игрушек: закрепление пружинок на пластилиновой основе (цветок, осьминог и др.).
Работа с подручными материалами
Практические работы. Изготовление поделок из футляров от киндера– сюрпризов с использованием пластилина. Бумаги, проволоки.
Технические сведения. Подручные материалы и материалы-отходы, которые можно использовать для поделок. Способы крепления деталей.
Приёмы работы. Обмазывание футляра пластилином. Заготовка отделочных деталей из бумаги способом отрывания. Крепление дополнительных деталей к основе.
Работа с пластилином
Практические работы. Раскатывание столбиков различной толщины и длины в ладонях и на подкладной доске. Заготовка полосок из столбиков путём сплющивания. Выполнение пластилинового дерева из столбиков различной толщины и длины. Укрепление дерева на подставке. Изготовление забора, лесенки, ёлки из столбиков и полосок. Складывание избушки из пластилиновых «брёвен» (столбиков). Сборка макета «Деревня» с использованием природных материалов (мох, тонкие веточки для плетня, репейник для собачки и т.п.).
Технические сведения. Способы подготовки пластилина к работе: разогрев и разминание. Соединение деталей примазыванием. Составление простейшего эскиза макета. Понятие о расположении предметов на подставке в определённой последовательности при компоновке макета.
Приёмы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске. Соединение деталей примазыванием. Закрепление деталей на подставке.
Направления работы.
Диагностическое направление предполагает проведение диагностических процедур [вводная (начало учебного года), промежуточная и итоговая диагностика (конец учебного года)], анализ результатов, позволяющих получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, о продвижении в овладении знаниями, умениями и навыками при освоении учебного материала по ручному труду, мониторинг достижений планируемых результатов обучающихся в освоении программы 1 класса. (Все данные заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, а также в протоколы консилиумов).
Коррекционно-развивающее направление предполагает:
- обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития и профилактику вторичных отклонений в развитии;
- проведение уроков по ручному труду с учетом специальных образовательных потребностей слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (участие в выставках поделок в классе);
- корректирования программы по ручному труду 1 класса с учетом результатов диагностических исследований;
- участие в реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями).
Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:
- взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения слепых с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями;
- проведения консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- участие в разработке комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.
Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов. Так же формами организации учебных занятий по ручному труду в 1 классе является организация выставок работ обучающихся, участие обучающихся совместно с родителями в мини проектах, экскурсии в природу, сюжетно - ролевая игра.
Основные виды деятельности.
На уроках ручного труда в 1 классе слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- лепят из пластилина;
- работают с природным материалом;
- работают с проволокой;
- работают с бумагой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество уроков |
1 | Изделия ручной работы. Материалы для поделок. | 1 |
2 | Правила во время занятий ручным трудом. | 1 |
3 | Лепка фруктов. Яблоко. | 1 |
4 | Лепка грозди винограда. | 1 |
5 | Лепка овощей. Помидор. | 1 |
6 | Лепка овощей. Огурец. | 1 |
7 | Выполнение игрушки. Собака. | 1 |
8 | Выполнение большой игрушки (коллективная работа). | 1 |
9 | Выполнение веера из бумаги. | 1 |
10 | Лепка игрушек с использованием природного материала. Ёжик. | 1 |
11 | Лепка игрушек с использованием природного материала. Мышка. | 1 |
12 | Лепка игрушек с использованием природного материала. Бабочка. | 1 |
13 | Сгибание бумаги. Разрывание её по линии сгиба. | 1 |
14 | Гирлянда из одной полоски. | 1 |
15 | Последовательное перекладывание полосок бумаги. | 1 |
16 | Гирлянда из двух полосок. | 1 |
17 | Выполнение ёлочных игрушек из пластилина. Шарик. | 1 |
18 | Выполнение ёлочных игрушек из пластилина. Снеговик. | 1 |
19 | Обвёртывание бумагой разные предметы. | 1 |
20 | Выполнение объёмной поделки. Скамейка. | 1 |
21 | Выполнение объёмной поделки. Стол. | 1 |
22 | Выполнение объёмной поделки. Кровать. | 1 |
23 | Игра. Меблировка комнаты. | 1 |
24 | Работа с природными материалами. Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. «Сова». | 1 |
25 | Подарок маме. | 1 |
26 | Работа с бумагой. Складывание листа бумаги в квадрат. | 1 |
27 | Работа с бумагой. Складывание листа бумаги в треугольник. | 1 |
28 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков ниток. «Девочка». | 1 |
29 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков ниток. «Мальчик». | 1 |
30 | Проволока. Свойства проволоки. | 1 |
31 | Пружинка. Накручивание на палец, карандаш. | 1 |
32 | Изготовление игрушки. Цветок. | 1 |
33 | Заключительный обобщающий урок. | 1 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1. Прибор «Графика»
2. Прибор «Ориентир» (малый)
3. Наборы плоских и объемных геометрических фигур
4. Муляжи фруктов и овощей
5. Природный материал (семена, плоды, шишки, желуди и т. д.)
6. Пластилин, бумага
7. Игрушки (неваляшка, медвежонок, собачка и т.д.)
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г. №1598),
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых (вариант 3.3)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу первого года обучения ручному труду слепых первоклассников с легкой умственной отсталостью планируются обучающиеся должны:
- называть материалы, основные цвета;
- называть проделанные операции;
- владеть основными приёмами обработки, соответствующими данному материалу (размять пластилин, скатать шарик, раскатать столбик; согнуть, разорвать по сгибу бумагу, связать две нити узлом);
- выполнять под руководством или совместно с учителем поделки из пластилина и бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...
Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей
Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кру...
Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Урок показан на профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...
Воспитание трудолюбия у детей в ручном труде
Воспитание трудолюбия у детейв ручном труде...
Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.
Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...
Доклад «От азбуки ручного труда в школе – к высокой культуре труда в жизни»
1.Работа содержит:-пояснительную записку- цели и задачи- место курса "Технология" в учебном плане- результаты изучения курса2. Технологическая карта изготовления "Панно из хризантем"...
Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.
Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...