«Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме
Сегодня, одним из приоритетных направлений педагогики, является задача развития творчества учащихся. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Младший школьник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в школьных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar_poslednee.doc | 81 КБ |
00050ac6-fe8b6f32.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дороховская СОШ»
«Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
научно-методический региональный семинар
Тема:
«Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»
Подготовила: Г.А.Залещенок, учитель начальных классов, в.к.к.
29 ноября 2017года
(Слайд №1.)
Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Сегодня, одним из приоритетных направлений педагогики, является задача развития творчества учащихся. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Младший школьник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в школьных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.
(Слайд№2) ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «Творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы.
(Слайд№3) Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
(Слайд№4) Цель ТРИЗ-педагогики: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Главная задача данной методики: научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
(Слайд№5) Использование ТРИЗ технологии способствует развитию у детей:
- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;
- развитие интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задач;
- преодолевают стереотипность мышления;
- развитию творческого воображения, фантазии;
- развитию познавательной активности;
- раскрепощению детей на занятиях;
- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;
Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми. ТРИЗ помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Сочинение лимериков. (Составление стихотворных небылиц)
Учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. ТРИЗ предлагает использовать жанр весёлой нелепицы, пятистрочного стихотворения, которое получило своё одноимённое название от ирландского городка Лимерик.
(Слайд№6) Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Мастер – класс
«Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»
Цель: Развитие у детей творческого мышления посредством составления загадок (по технологии ТРИЗ), рифмованных текстов в стиле нелепицы.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с моделью составления рифмованных текстов в стиле нелепицы и упражнять детей в их создании.
- Закрепить умение детей подбирать рифмованные слова как без опоры на графические картинки, так и к изображениям предметов, названия которых рифмуются, рифмованные строчки по заданному словосочетанию.
Развивающие:
- Способствовать развитию воображения и фантазии детей, формированию интереса к художественному жанру «Небылицы»;
- Развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающему нас миру.
Виды деятельности:
Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Материал:
- Кукольный театр (бабка, дед, внучка, лягушка, петушок, коза, щенок, лисичка), проектор, ноутбук, предметные картинки; магнитная доска, схема лимерика.
Содержание занятия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теория Решения Изобретательских Задач Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Г.С. Альтшуллер
Цель ТРИЗ-педагогики: Всестороннее развитие творческих способностей ребёнка Главная задача данной методики: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДУМАТЬ НЕСТАНДАРТНО И НАХОДИТЬ СОБСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ
ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей: Формирование нестандартного мышления учащихся; Формирование интереса к поисковой деятельности, умение найти выход из затруднительной ситуации; Умение в зглянуть на проблему под иным углом зрения;
Теория решения изобретательских задач Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.
Разминка Как правильно сказать: не вижу белый желток или не вижу белого желтка? Сколько лет двадцатисемилетнему капитану? На полке стояли детские книжки. Подбежала Жучка, взяла одну, а потом еще три книжки. Сколько книг она прочитала? Катится по столу колесо разноцветное. Один угол красный, другой желтый, третий зеленый и четвертый синий. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? Сидит на дереве волк. Идут два охотника, один с собакой, другой без собаки. Кто первый убьет волка?
Сочиняем разные лимерики Лимерики – короткое стихотворение, появившееся в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Сказка по - новому Представь, что у КОЛОБКА появились волшебные помощники: Шапка- невидимка Волшебная палочка Скатерть-самобранка Придумай свою сказку….
Составление загадок
Составление загадок
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!!!
Список источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий в обучении младших школьников
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...
Применение проектной технологии в обучении младших школьников
Доклад для шмо "Начальные классы"...
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребно...
Проект"Технология обучения чтению младших школьников".
Постаралась раскрыть актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения в настоящее время. ...
Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.
Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...
"Применение ТРИЗ-технологии в обучении младшего школьника"
В статье представлен обобщенный опыт работы по применению элементов одной из инновационных технологий формирования УУД- ТРИЗ-технологии...
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....