«Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Зaлещенок Галина Анатольевна

Сегодня, одним из приоритетных направлений педагогики, является задача развития творчества учащихся. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Младший школьник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в школьных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_seminar_poslednee.doc81 КБ
Файл 00050ac6-fe8b6f32.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ «Дороховская СОШ»

«Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»

научно-методический  региональный семинар

Тема:

«Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»

Подготовила: Г.А.Залещенок,                                                                                                                                    учитель начальных классов, в.к.к.                                                                                                                                                    

29 ноября 2017года

      (Слайд №1.) 

      Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности.  Сегодня, одним из приоритетных направлений педагогики, является задача развития творчества учащихся. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

           Младший школьник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в школьных учреждениях, ТРИЗ занимает особое место.

            (Слайд№2) ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана  в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «Творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы.  

       (Слайд№3)    Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.

 Г. С. Альтшуллер 

                       

(Слайд№4)    Цель ТРИЗ-педагогики:  всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.                                                  

Главная задача данной методики: научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. 

(Слайд№5)    Использование ТРИЗ  технологии способствует развитию у детей:

- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;

- развитие интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задач;

- преодолевают стереотипность мышления;

- развитию творческого воображения, фантазии;

- развитию познавательной активности;

- раскрепощению детей на занятиях;

- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.                                                                              ТРИЗ помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Сочинение лимериков. (Составление стихотворных небылиц)
Учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. ТРИЗ предлагает использовать жанр весёлой нелепицы, пятистрочного стихотворения, которое получило своё одноимённое название от ирландского городка Лимерик.

    (Слайд№6)     Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Мастер – класс

«Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»

Цель: Развитие у детей творческого мышления посредством составления загадок  (по технологии ТРИЗ), рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с моделью составления рифмованных текстов в стиле нелепицы и  упражнять детей в их создании.

- Закрепить умение детей подбирать рифмованные слова как без опоры на графические картинки, так и к изображениям предметов, названия которых рифмуются, рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Развивающие:

- Способствовать развитию воображения и фантазии детей, формированию интереса к художественному жанру «Небылицы»;

- Развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающему нас миру.

Виды деятельности:

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Материал:

  1. Кукольный театр  (бабка, дед, внучка, лягушка, петушок, коза, щенок, лисичка), проектор, ноутбук,  предметные картинки;  магнитная доска, схема лимерика.

Содержание занятия

Этапы

Действия, деятельность        педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Организационный этап (3 минуты)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Педагог, обращается к детям:

- Скажите, пожалуйста, кто из вас любит отгадывать загадки?

Сегодня к нам на занятие пришел литературный герой. Кто он? Попробуйте отгадать мою загадку:

Всегда одет я супер модно,                           Веду себя всегда свободно,                                 Всегда и всем я отвечаю: «Отстаньте, братцы, я не знаю!»

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

(Незнайка)

Прикрепляет на доску портрет Незнайки.

-Почему его так зовут?

-Кто хочет помочь Незнайке?

-А кто любит сочинять свои собственные загадки и придумывать небылицы?

А кто любит рисовать и фантазировать?

- Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране ВООБРАЗИЛИЯ!!!

Отвечают на вопросы. Работают в группах.

Отгадывают загадки.

Рассуждения детей.

Задача: (Слайд№7)   

Вовлечь в поисковую деятельность (отвечать на нестандартные вопросы)

Давайте проведём разминку и попробуем ответить на вопросы.

Как правильно сказать: не вижу белый желток или не вижу белого желтка?

Сколько лет двадцатисемилетнему капитану?

На полке стояли детские книжки. Подбежала Жучка, взяла одну, а потом еще три книжки. Сколько книг она прочитала?

Катится по столу колесо разноцветное. Один угол красный, другой желтый, третий зеленый и четвертый синий. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?

Сидит на дереве волк. Идут два охотника, один с собакой, другой без собаки. Кто первый убьет волка?

Слушают, рассуждают, предлагают свои варианты ответов.

Постановка проблемы и мотивация детей  

- А что нужно уметь, чтобы сочинять небылицы и смешные стишки?

Отвечают на вопрос.

(Много знать, уметь  подбирать рифму…)

II. Основной этап (25 минут)

Актуализация речевых умений детей:

Задача:

Упражнять детей в создании рифмованных строчек по заданному словосочетанию

Задача:

Упражнять детей

в создании рифмованных строчек по предложенным картинкам.

- А знаете, что однажды случилось с Незнайкой?  Он бы вам рассказал, да забыл некоторые слова. Поможем ему?

 («Пирог» Д. Хармса).

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Я захотел устроить бал

И  гостей к себе … (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый … (пирог)

Пирог, ножи и вилки - тут,

Но что - то гости … (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек … (откусил)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту… (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошки… (не нашли).

-Можно так себя вести?

-Почему?

- Рифму вы уже умеете подбирать. А вот сможете ли вы помочь Незнайке найти рифмованные картинки? Посмотрите, какие Цветик дал Незнайке подсказки.                     (На доске различные картинки. Надо назвать их, подобрать рифму и найти пару.)

Жила-была … (лягушка)

Была похожа на … (подушку)

Жил-был … (щенок)

Был похож на …(колобок)                                              

Жила-была … (лисичка)

Была похожа на …(сестричку)

Жила-была … (внучка)

Была похожа на …(ручку)

Жила-была … (бабка)

Была похожа на … (шляпку)

Жил-был … (дед)

Был похож на …(пистолет)        

Жил-был … (петушок)

Был похож на …(поплавок)

Жила-была……(коза)

Была  как….(стрекоза)

Придумывают и подбирают рифмы.

Дети подходят к доске и составляют рифмованные строчки, используя таблички.

Дети поочереди выбегают к доске и берут картинки парами.

Задача:

Развивать творческие способности у детей (рассказать небылицы в лицах)

Задача:

Познакомить детей с моделью составления рифмованных текстов в стиле нелепицы и  упражнять детей в их создании.

Алгоритм составления лимериков

(Слайд№8)   

Возникновение

проблемной ситуации

Задача:

придумать свою сказку(Слайд№9)   

Учитель: Сегодня к нам пришли  герои русских народных сказок. Они хотят рассказать Незнайке весёлые небылицы.

Учитель предлагает поиграть в кукольный спектакль.

Теперь давайте попробуем сочинить свою небылицу. Выберите из придуманных нами рифмованных строчек одну, про кого (или про что) вы хотите сочинить рифму.

А поможет нам схема.

Воспитатель вывешивает на доску табличку со схемой лимерика.             - У нас уже есть рифмованные строчки.

Жил(а) –был(а) …                                  Был(а) похож(а) на …

Какой вопрос можно поставить к первой строчке?

1. (Кто?  Откуда?)
2. (Какой?)                                3. (С кем общался?)                4. (Что произошло?)
5. (Чем закончилось?)

- Что общего вы заметили у этих лимериков? (Пять строчек: первая, вторая и пятая строчки рифмуются между собой; четвертая рифмуется с третьей)  

- Ура! У нас получилось настоящее стихотворение! А как называется то, чего на самом деле не бывает? (Например, разве кошка похожа на ложку?).

- Значит, мы придумали стихотворение-небылицу!

А вы знате р.н.с. «Колобок». А что произойдёт если…??

Колобок три раза будет встречать лису и у него будут сказочные помощники (шапка-невидимка, ковёр-самолет, скатерть-самобранка)

- Молодцы! Вы замечательные сказочники!

Дети озвучивают  кукольных героев и рассказывают небылицы.

Составляют свои небылицы.

Дети подходят к модели составления стихотворения (лимерика).

Работают в группах.

Творчество детей.

Рассказывают придуманные лимерики.

Придумывают новую сказку на основе р.н. сказки «Колобок»

ІІІ. Составления загадок в технологии ТРИЗ

Алгоритм 1 (способ составления загадок) по опорным таблицам

(Слайд№10)   

(Слайд№11)   

  1. Составление опорной таблицы вида
  2. Выбор объекта (солнце)
  3. Заполнение левой части таблицы; затем правой
  4. Вставка «слов-связки»- А, НЕ…

А сейчас давайте попробуем придумать свою загадку.

Перед вами лежит танаграм, если вы правильно его соберёте, то узнаете о ком или о чём мы будем сочинять загадку. Чья команда быстрей соберёт???

По заданной таблице

«Какая? (Какой? Какое?)»

«Что такое же?»

Яркое

Лампа

Круглое

Колесо

Жаркое

Огонь

Какой? мудрый, а не ученый

Что делает? Летает, а не самолёт

Охотится на мышей, а не кот

Круглые глаза, а не стрекоза.

(Фили)

Дети составляют танаграм и  придумывают загадку к  картинке

( солнце, филин)

IV. Заключительный этап (2 минуты)

Рефлексивный компонент

(Слайд№12)

(Слайд№13)   

- Вам понравилось наше занятие?

-Кому понравилось помогать Незнайке? Наверно, сегодня, благодаря вам, он стал немножечко Знайка!?

- Вы хотели бы научить своих друзей сочинять небылицы и загадки?

-Кто  почувствовал себя сегодня фантазером и выдумщиком?

-А кто понял, что он может стать поэтом?

Учитель, обращаясь к каждому ребенку:

- Что удалось тебе? Как ты это почувствовал?  Как понял? Что тебе понравилось?

Спасибо за занятие!!! Дома попробуйте сочинить небылицу или загадку.

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Дороховская СОШ» Н аучно-методический региональный семинар «Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы» 2017г «Освоение технологии составления сказок, загадок, стихотворных небылиц в стиле лимериков (по технологии ТРИЗ) с младшими школьниками»

Слайд 3

Теория Решения Изобретательских Задач Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта. Г.С. Альтшуллер

Слайд 4

Цель ТРИЗ-педагогики: Всестороннее развитие творческих способностей ребёнка Главная задача данной методики: НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДУМАТЬ НЕСТАНДАРТНО И НАХОДИТЬ СОБСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ

Слайд 5

ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей: Формирование нестандартного мышления учащихся; Формирование интереса к поисковой деятельности, умение найти выход из затруднительной ситуации; Умение в зглянуть на проблему под иным углом зрения;

Слайд 6

Теория решения изобретательских задач Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время учить детей жить в изменяющемся мире. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Слайд 7

Разминка Как правильно сказать: не вижу белый желток или не вижу белого желтка? Сколько лет двадцатисемилетнему капитану? На полке стояли детские книжки. Подбежала Жучка, взяла одну, а потом еще три книжки. Сколько книг она прочитала? Катится по столу колесо разноцветное. Один угол красный, другой желтый, третий зеленый и четвертый синий. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим? Сидит на дереве волк. Идут два охотника, один с собакой, другой без собаки. Кто первый убьет волка?

Слайд 8

Сочиняем разные лимерики Лимерики – короткое стихотворение, появившееся в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

Слайд 9

Сказка по - новому Представь, что у КОЛОБКА появились волшебные помощники: Шапка- невидимка Волшебная палочка Скатерть-самобранка Придумай свою сказку….

Слайд 10

Составление загадок

Слайд 11

Составление загадок

Слайд 13

Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!!!

Слайд 14

Список источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в обучении младших школьников

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...

Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников

Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребно...

Проект"Технология обучения чтению младших школьников".

Постаралась  раскрыть  актуальность  использования  технологии  динамического  чтения  на  первой  ступени  обучения  в  настоящее время. ...

Применение мультимедийных технологий в обучении младших школьников. Методы проектирования как инновационная форма творческой деятельности учащихся.

Пример работы класса над проектом по теме: «Птичья столовая» (4 класс).Тип проекта: учебный, практико-ориентированный.Аннотация: Данный проект проводится в рамках внеклассной работы и предметных...

"Применение ТРИЗ-технологии в обучении младшего школьника"

В статье представлен обобщенный опыт работы по применению элементов одной из инновационных технологий формирования УУД- ТРИЗ-технологии...

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....