Проект"Технология обучения чтению младших школьников".
методическая разработка по чтению по теме

Михайлова Нина Васильевна

Постаралась  раскрыть  актуальность  использования  технологии  динамического  чтения  на  первой  ступени  обучения  в  настоящее время.  Наши  дети  очень  мало  или  почти  не  читают.  А  обществу  требуются  люди  с  аналитическим  умом  и  с  творческим  потенциалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx47.78 КБ
Файл vvedenie.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра начального образования

ПРОЕКТ

по теме:

«Технология обучения чтению младших школьников».

Научный руководитель – Рыбакова А.В.

                                                         кандидат  филологических наук,

                                                         доцент кафедры дошкольного  и                

                                                         начального образования ЧРИО

                                                       

                                                         Выполнен – Михайловой  Н.В.

                                                         учителем  МБОУ «СОШ №19»

                                                         г. Чебоксары

Чебоксары

2012

2

Технология обучения чтению младших школьников.

Актуальность: современному обществу требуются люди с аналитическим умом и с творческим потенциалом.

Проблема:  низкий уровень владения литературной речью, снижение

Цель: нравственное, духовное развитие личности посредством приобщения к чтению; разработка системы рекомендаций и приёмов по развитию речи на уроках чтения.

Задачи:

     1. Совершенствование культуры речи. Способствовать развитию чёткой              

         дикции на основе специальных упражнений.

     2. Постепенное развитие темпа и правильности речи.

      3. Способствовать количественному и качественному обогащению

          словаря детей.

      4. Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне,

           позволяющем успешно обучаться в среднем звене.

       5. Сформировать вдумчивого читателя.

Ожидаемый результат:  использование приёмов технологии позволяет развить творческие способности учащихся,  улучшить успеваемость и повысить уровень качества чтения.

Конечный продукт: обобщение опыта работы, разработка системы упражнений по совершенствованию навыка чтения.

3

Содержание проекта:

1. Введение. Актуальность использования технологии.

2. Основная часть. Технология обучения чтению.

    2.1. Основное направление в чтении.

    2.2. Специфика обучения чтению младших школьников.

    2.3. Влияние выразительного чтения на общее развитие учащихся.

3. Из опыта работы. Приёмы и упражнения, применяемые на уроках.

Практическая деятельность учащихся на уроках чтения.

4. Заключение.

5. Литература.

4

1. Введение.

Актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения.

       

                                                 «Если в начальной школе дети мало читали,

                                                  мало мыслили, у них складывалась                                

                                                  структура малодеятельного мозга»

                                                                                         В.А.Сухомлинский.

         

Тема моего проекта на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень не простое время. На сегодняшний день всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Это вызывает серьёзную тревогу.

         Цель современного образования – обучение и всестороннее развитие  личности, способной к творчеству.  Для достижения этой цели существует множество программ, множество технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых знаний» перестаёт быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

         В Федеральном государственном стандарте начального образования в качестве «смысла и цели современного образования» названо развитие личности, что подразумевает «умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы», так как «новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях». Современному учителю постоянно надо работать над организацией активной учебной деятельности школьников, так как она  является главным условием освоения любого

5

учебного курса и способствует формированию универсальных (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных учебных действий. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому предмету.

        Учителю приходится искать разные пути для того, чтобы воспитывать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность, которая способна добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

         Успешное обучение и развитие речи школьников зависит и от их умения читать. В этом учебном году я выпускаю 4 класс. Анализируя  

итоги учебного года, ещё раз убеждаюсь в том, что ученики с хорошими показателями в чтении успевают по всем предметам на «4» и «5». Поэтому

вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов и  начальных, и средних, и старших классов.

         Чтение – это тяжёлый труд. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

          На уроках чтения происходит формирование интеллектуально-речевых умений школьников. На каждом уроке ребёнок читает, слушает, отвечает,  т.е.  общается  с товарищами, учителем, книгой.  У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, умение выражать своё отношение к чему-либо, давать оценку поступку героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекта умений учебного труда.                                                                                                                                            

        Чтение – это то, чему мы учим, и в то же время то,  посредством чего ученик учится сам. Следовательно, чтение выступает как учебное умение самого широкого и универсального плана. Значит, чем лучше ребёнок овладеет навыком чтения, тем легче он будет учиться. А навык правильного беглого литературного чтения формируется на первой ступени обучения – в 1-4 классах. А наши дети сейчас всё меньше читают. Книгу заменяет компьютер, кино, видео, радио. Ученик отвыкает от слова,

6

от книги, теряет связь с родным языком, становится безграмотным в самом прямом смысле. А в содержание программы по чтению входит:

- плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;

- осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов;

- чтение вслух, жужжащее чтение;

- чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

- развитие осознанности и выразительности чтения;

- применение упражнений, необходимых для чтения: усвоения правильного дыхания, составление печатных и письменных букв по элементу, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычёркивание из текста заданной буквы, чтение схем, работа с планами и т.д.

Как научить всех своих учеников хорошо читать к концу 4 класса? В  проекте продемонстрирована технология работы над формированием читательской деятельности школьников. Думаю, что данная технология имеет практическую ценность как пособие по обучению младших школьников правильному литературному чтению.

2. Технология обучения чтению.

2.1. Основное направление в чтении.

           

       Современная школа провозгласила первоочередной задачей всестороннее и гармоничное развитие личности. И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки

7

чтения в начальной школе. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.

            Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чтение по своей психологической структуре – сложное явление. Психолог Н.А.Рыбников писал: «В акте чтения можно подметить следующие психологические процессы: восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержание; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. д.» Не случайно, поэтому школа разносторонне помогает ребёнку приобщаться к искусству

чтения и на уроках обучения грамоте и на уроках чтения, причём в каждом случае процесс обучения протекает своеобразно.

          На уроках обучения грамоте в центре внимания учителя и ребёнка звуки и буквы, слова и предложения. Основной учебный материал – «Букварь», читая который дети овладевают техникой воспроизведения и понимания речи. На уроках чтения навыки техники чтения продолжают отрабатываться, но главным направлением в обучении чтению становится работа с текстом произведения. Задача учителя – формирование читательской деятельности школьников. Чтобы воспитать читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

8

 развивать интерес к чтению, расширить круг чтения, его          начитанность;

         воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

        сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;

         обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;

         научить работать с учебной и детской книгой.

2.2.Специфика обучения чтению младших школьников.

           

           Чтение художественных произведений развивает речь детей; обогащает, уточняет, активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий; развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами  и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об  изобразительных средствах языка художественных произведений. Наряду с этим, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений - об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране,

9

первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.

             Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов. Чтение требует определённых знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт.

        Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие функции, оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

         Учащиеся начальной школы должны ориентироваться в детской и учебной книге для чтения, практически различать стихотворение, рассказ, басню и сказку, оценивать самостоятельно прочитанные книги, доступные пониманию детей этого возраста; использовать материалы, помещённые в детской периодике (газетах, журналах) на уроках по всем предметам и во внеурочное время. Чтобы научиться читать, нужно, прежде всего, научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание текста другими людьми, для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. А речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры. Главная задача – научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

          Применительно к развитию речи существует  « культура речи». В неё входит норма литературного языка в области словоупотребления,

10

грамматики, орфографии. Овладение нормой языка – это минимум культуры речи в школе. Сюда входят следующие качества речи:

           - содержательность, актуальность;

           -логичность, чёткость построения, обоснованность и          доказательность;

           -выразительность речи;

            -ясность;

            -чистота произношения звуков.

           

        Каждый раз, когда я приступаю к работе в 1 классе, меня волнуют вопросы: « С чего начинать?», «Как добиться того, чтобы мои ученики читали бегло, осознанно, выразительно, без ошибок?». Поэтому с первого класса в уроки чтения и русского языка включаю работу над многозначными словами, минутки поэзии, на которых дети учатся понимать красоту авторского слова, его звучание. Эта работа вызывает у детей желание узнать больше.  Практиковала с 1 класса чтение за ведущим. Такое чтение облегчает процесс овладения плавным чтением, быстрее развивает поле зрения. Дети легче усваивают алгоритм чтения и быстрее переходят к слитному чтению. Этот вид работы целесообразно практиковать на этапе закрепления, повторного перечитывания. Чтение за ведущим во 2 классе применяю систематически для обучения правильному и выразительному чтению. Учащиеся вполголоса читают вместе с учителем одновременно, обращая внимание интонационную выразительность, паузы, логические ударения.

11

2.3.Влияние выразительного чтения на общее развитие учащихся.

К критериям литературного образования и развития ребёнка относят: необходимый объём теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно-художественный смысл произведения; саму начитанность ребёнка, т.е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения; и, конечно же, собственное литературное творчество ученика. Читающие люди быстрее схватывают  целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют большой объём памяти. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём дело».

        Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание урокам чтения, особенно выразительному чтению учащихся.    

        Но, что же такое выразительное чтение? По словам Станиславского, выразительное чтение – это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.

        Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает как материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение вошло в практику русской школы и систему    воспитания во второй половине  ХVII века. Оно было связано с театральным искусством. Основные методики чтения разработаны К.Д.Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчёркивал, что

12

«недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

         

 3. Из опыта работы. Практическая деятельность учащихся на уроках чтения. Приёмы и упражнения, используемые на уроках.   

          Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. В 1 классе, чтобы облегчить работу над выразительностью чтения, с первых же дней учёбы   знакомлю детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией. Делаю большой упор на упражнения, развивающие речевой аппарат. Это чистоговорки, скороговорки, сочетания гласных и согласных, потешки, пословицы и т. д.

           За-за-за, за-за-за

           Здесь привязана коза.

           Зы-зы-зы, зы-зы-зы

           Мало травки у козы.

           Зу-зу-зу, зу-зу-зу

           Отвязали мы козу.

 

за – жа               зу – жу           аза - ажа            азу – ажу           аша – ажа

зо –жо               зи – жи           азо – ажо           ази – ажи          ашо – ажо

              жа-жа-жа – иголка у ежа

              жу-жу-жу – я флаг в руках держу

 Не живут ужи, где живут ежи.

13

У ежа ежата, у ужа ужата.

 Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

 Зажужжала муха,  дожужжала паука.

На лужайке я лежу

И на небо я гляжу.

Вот огромный жук ползёт

И жужжит, жужжит, жужжит.

     Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Для правильного дыхания использую упражнения:

        - встать, расправить плечи, голову держать прямо;

        - глубокий вдох – на счёт 1-5, задержка дыхания – на счёт 1-3, выдох – на счёт 1-5,

       - на счёт 1-2 глубокий вдох, на счёт «раз» задержка, выдох – плавный счёт от 1 до 10. Характер звучания речи определяется следующими показателями:

             - дикцией;

             - высотой тона;

             - силой голоса;

             - темпом речи;

             - тембром голоса.

      Чёткая дикция зависит  от правильного положения органов речи (языка, губ) и энергичной их работы. Чёткую дикцию отрабатываю с учащимися на скороговорках.

         

14

         Везёт Сенька Саньку с Сонькой на салазках.

         Проворонила ворона воронёнка.

         У маленькой Сани сани едут сами.

         На горе, на горке горько плачет Егорка.

          Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

         У цапли цыплёнок, у зайки зайчонок.

          У Сени и Сани в сетях сом с усами.

           

        Высота тона, т. е. произношение на определённой ноте отдельных слогов в словах, зависит от степени напряжённости голосовых связок. Даю задания для упражнения в модуляциях голоса по высоте тона:

        Там. Там? Он? Он. Тут! Тут? Ты. Ты! Ты? Идут? Идут. Идут! Толя приехал. Толя приехал?  Толя приехал!

     

 Сила голоса зависит от количества воздуха, выдыхаемого из лёгких и проходящего через напряжённые голосовые связки. Даю задание поупражняться в модуляциях своего голоса по силе.

Мету, мету – не вымету,

Несу, несу – не вынесу,

Стемнеет – само уйдёт.   (Тень).

Прочитать загадку следующим образом:

          а) так, чтобы слышал только сосед по парте;

          б) так, чтобы слышали сидящие за соседней партой;

          в) так, чтобы слышали все в классе.

         Темп речи зависит от быстроты следования одного звука речи за другим. Сюда относится ускорение и замедление речи. Различают быстрый

15

темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Например, даётся задание: прочитать скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» - медленно (один слог в 2 секунды), быстрее (один слог в 1 секунду), быстро (два слога в секунду).

         

        Тембром голоса создаётся эмоциональная окраска предложения, т.е. выражаются различные чувства: радость, восторг, досада, страх,

отвращение, отчаяние, угроза, почтительность, любовь, удивление.          Причины появления эмоциональной окраски в речи могут возникнуть

непосредственно в определённой речевой ситуации. Окраска речи может быть создана по воле говорящего, по его исполнительскому замыслу. Например, читаем вслух басню И.А.Крылова «Ворона и лисица». Словам Лисицы придаём притворно-ласковую окраску: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать – так, право, сказки!»... Окраска речи может придавать словам противоположный смысл, например: «Ты всё пела? Это дело.  Так поди же попляши!», - говорит  Муравей легкомысленной Стрекозе: пение он, конечно, не считает делом, а имеет в виду как раз противоположное понятие; предлагая беззаботной попрыгунье «поплясать», Муравей знает: какие уж тут пляски на голодный желудок! Не плясать, а плакать придётся Стрекозе. Передать противоположный         смысл здесь можно лишь тембровой окраской. Как же определить нужную окраску при чтении текста? Только посредством анализа. Учу детей внимательно вчитываться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения.

         В начале урока в разминку включаю упражнения типа: прочитать предложение: Отец приехал!

                           1. с чувством   восторга;

                           2. с чувством  отчаяния;

16

                           3. с чувством  любви;

                           4. с чувством  страха и т.д.

       Также провожу работу над выработкой умения выделять важные слова в предложениях (правильное логическое ударение).

Например, даю задание: в предложении: Третий ряд закончил свою работу быстрее:

     - усилить голос на слове третий, отвечая на вопрос который?

 Третий ряд закончил свою работу быстрее.  

 - усилить голос на слове работу, отвечая на вопрос, что закончил?

Третий ряд закончил свою работу быстрее.

   

 - усилить голос на слове быстрее, отвечая на вопрос, как закончил?

Третий ряд закончил свою работу быстрее. 

   

 - усилить голос на слове закончил, отвечая на вопрос, закончил ли?

Третий ряд закончил свою работу быстрее.

   

        Подготовить текст к выразительному чтению – значит вникнуть в его содержание, уяснить для себя его тему, конкретно представить себе его действующих лиц, события, те причинно – следственные связи, которые движут события вперёд, понять сложные взаимодействия обстоятельств и, наконец, вытекающие из них обобщения – идею, нравственное правило, вывод. Углубленный анализ образов произведения и выявление идеи дают возможность установить подтекст произведения. Через подтекст раскрывается смысл произведения. Считаю, что нужно в начальной школе

17

на уроках чтения применять все перечисленные виды упражнений, чтобы выработать чтение и повысить скорость чтения учащихся.

     Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:

- трудности произношения / нарушенное произношение/, в этом случае необходима помощь логопеда;

- рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время не

сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребенка;

- нарушение зрения у ребенка - часто взрослые и не догадываются о такой возможности, надо проконсультироваться  у окулиста, чтобы исключить этот фактор;

- нежелание ребенка читать - тогда уже нам, взрослым, нужно задуматься, а все ли мы правильно делаем, занимаясь с ребенком?

Какова же оптимальная скорость чтения вслух? Считается, что чтение со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи (90-120 слов в минуту), наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного. Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.

Итак, работая над скоростью чтения, надо помнить:

- темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок зависит от индивидуальных особенностей ребенка;

- трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и нарушением произношения, и нарушениями зрения, и незрелостью нервной системы, и неверно выбранными способами обучения;

- чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен быть "виден";

18

- осмысленность чтения важнее скорости - если ребенок, увеличивая скорость чтения, теряет смысл прочитанного, надо  прекратить упражнения и продолжать  работу над осмысленным чтением предложений и текстов.

         Правильно пишет в своей книге «Диалог за партой» С.Л.Рябцева: «Дети на уроке большую часть времени учатся читать про себя, а

проверяют их, как они научились читать, вслух. Но они же не учились! Чтение вслух и чтение про себя – это совершенно разные вещи. Чтение вслух предполагает чёткую артикуляцию, хорошо модулированный голос с гибкими интонациями, умение держать паузу. Именно от этих чисто технических показателей и будет зависеть выразительность. И мы настойчиво требуем от детей самой выразительности. Требуем, чтобы она была. Но не учим ей».

       На уроках чтения работаю и над выработкой умения «видеть» слово в тексте. Для учеников начальной школы – это большое достижение, ибо через слово создаётся образ, реализуется основная мысль произведения. На уроках чтения воспитывается внимание к лексической стороне слова, И, прежде всего объектом внимания становятся слова, необходимые для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Научить детей начальной школы различать оттенки значений слов, их образность – важнейшая задача, обуславливающая не только развитие речи, но и понимание произведения, его идейную значимость. Для раскрытия лексического значения слова в начальной школе используются:

     

      1. показ соответствующего предмета или его изображения;

      2. замена данного слова синонимом;

19

      3. разбор слова по составу;

      4. замена этого слова описательным оборотом и т. д.

Первый приём (показ) чаще используется учителем в первом классе. Второй приём (замена слова синонимом)  - наиболее рациональный, так как обогащает словарь учащихся, однако метод подбора синонимов не

всегда применим.

Третий приём (разбор по составу) – эффективный, им целесообразно пользоваться во всех случаях, когда такой разбор может служить целям раскрытия значения слова.

Четвёртый приём (приём использования описательного оборота) учит детей логике речи, вырабатывает у них умение давать чёткие, логически стройные объяснения, т.е. развивает их мышление и речь.

         Работа над значением слова в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и мышления.

Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли. Иными словами, усвоение языка и развитие речи ребёнка надо связывать с познанием его внутреннего «Я» и окружающего мира.

       Большое значение уделяю  чтению молча. А для решения фиксационного поля зрения применяю фотографирование:

Фрагмент урока чтения в 1 классе:

Показываю карточки (1 секунда):

      З  С Ш Ж   - Сколько букв? назови их.

      ЗА  СИ  ШИ  ЖА   -  Что изменилось?  Назови слоги.

      МЫШИ    ЛЫЖИ   -  А теперь что изменилось?  Сколько запомнили? Назовите.

Фрагмент урока чтения в 4 классе:

20

На доске запись:

Ганс Христиан Андерсен

Редъярд Киплинг

Марк Твен

К.И.Чуковский

Братья Гримм

                        - Сколько фамилий писателей запомнили?

                        - В какой последовательности они записаны?

                        - Фамилия какого писателя лишняя в списке?

                        - Почему?

Часто предлагаю учащимся выполнить практические действия с текстом:

1класс – подчеркнуть букву в тексте, расставить условные знаки (темп чтения, паузы, ударения и т.д.)

2 класс – деление рассказа на части, озаглавливание частей текста, поиск нужного отрывка, объяснение слов по словарю словесное рисование;

3 класс – отметить в тексте основные предложения, разделить текст на смысловые части, рисование словесных картин, подробно, кратко, выборочно пересказать;

4 класс – сочинить продолжение рассказа, выписать интересные фразы из текста, составление плана к тексту, работа со словарями: толковым, орфографическим, энциклопедическим, фразеологическим и т. д.

        Основные упражнения по чтению, которые я применяю на своих уроках:

1.   Фотографирование.

2.   Пересказ прочитанного текста.

3.   Групповое чтение.

4.   Чтение – спринт.

5.   Чтение – разведка.

21

6.   Пятиминутки чтения.

7.   Жужжащее чтение.

8.   Чтение перед сном.

9.   Развитие оперативной памяти ( зрительные диктанты)

10. Чтение за диктором.

11. Чистоговорки, скороговорки, потешки.

12. Самозамер скорости чтения.

13. Взаимозамер скорости чтения.

 Призываю родителей учащихся оказывать помощь в привитии интереса к чтению, к книгам. В первом классе на родительском собрании провожу анкетирование. Включаю такие вопросы:

 - Есть ли домашняя библиотека у ребёнка?

- Читают ли родители художественные книги?

- Как часто покупаются книги для ребёнка?

- Есть ли интерес к книгам у ребёнка?

 -Как ребёнок обращается к книгам?

- Есть ли словари в домашней библиотеке?

В течение 4 лет обучения в начальной школе часто поднимаю на родительских собраниях разговор о чтении детей.

      При обучении чтению важную роль играет стимулирование учеников, поэтому на уроке стараюсь отметить даже маленький успех каждого ученика. Об этом прекрасно сказал В.А.Сухомлинский:

      Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей... Этот огонёк легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызывающим обиду или же равнодушие. Живительным воздухом для слабенького  жажды знаний

22

является только успех ребёнка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперёд, поднимаясь по крутой тропинке познания... Если ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды гаснет...ребёнок теряет веру в свои силы, застёгивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя или ещё хуже: чувство достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей».

 

4. Заключение.

        Проблема чтения в начальной школе всегда актуальна, так как  от чтения зависит учёба учащихся. По результатам проверки качества чтения учащихся в конце 4 класса: 25 учащихся прочитали выше 100 слов, 3 – от 90 до 100 слов, 1 ученик  - 72 слова, можно утверждать, что технология обучения чтению эффективна.

На уроках дети учатся чутко воспринимать прочитанное.  Систематические упражнения способствуют повышению познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. В этом

учебном году (4 класс) мои ученики участвовали в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»  в школе, городе, на Региональном этапе.

Итоги: школьный этап – Иванова Дарья – 1место

                                          Чернов Андрей – 1 место

                                           Маков Роман    -  2 место

             

             городской этап – Иванова Дарья  - призёр,   диплом 2 степени

23

Чернов Андрей  - диплом 2 степени за лучший доклад на Открытой студенческой научной конференции Чебоксарского политехнического института (МГОУ)

             

              Региональный этап – Иванова Дарья  - 2 место, диплом

При выполнении этих работ учащимся пришлось прочитать массу литературы, найти нужную информацию по своей теме.

 Принимали участие в школьных и городских конкурсах:

 Садова Людмила – конкурс «Люблю тебя моя Россия».

Кузьмин Иван – победитель городского конкурса  стихотворений, грамота

Вывод: технология обучения чтению даёт позитивные результаты, методы и приёмы, используемые в работе, вызывают у учащихся интерес к книге, помогают понимать прочитанное – а значит, создавать предпосылки для дальнейшего развития ума, нравственного и эстетического восприятия мира, помогают добиваться хороших результатов в обучении учащихся.

24

Литература

1. Преодоление трудностей.

 М.И.Оморокова  М: «Просвещение», 1990 г.

2. Выразительное чтение и рассказывание детям.

Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева М: «Просвещение», 1983г.

3. Диалог за партой.

С.Л.Рябцева М: «Просвещение», 1989г.

4. Сердце отдаю детям.

В.А.Сухомлинский

5. Развитие речи.

Н.В.Новоторцева ТОО «Гринго», 1995г.

6. Работа над рассказом.

Г.М.Перова «Начальная школа».



Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра начального образования

ПРОЕКТ

по теме:

«Технология обучения чтению младших школьников».

Научный руководитель – Рыбакова А.В.

                                                         кандидат  филологических наук,

                                                         доцент кафедры дошкольного  и                

                                                         начального образования ЧРИО

                                                       

                                                         Выполнен – Михайловой  Н.В.

                                                         учителем  МБОУ «СОШ №19»

                                                         г. Чебоксары

Чебоксары

2012

2

Технология обучения чтению младших школьников.

Актуальность: современному обществу требуются люди с аналитическим умом и с творческим потенциалом.

Проблема:  низкий уровень владения литературной речью, снижение

Цель: нравственное, духовное развитие личности посредством приобщения к чтению; разработка системы рекомендаций и приёмов по развитию речи на уроках чтения.

Задачи:

     1. Совершенствование культуры речи. Способствовать развитию чёткой              

         дикции на основе специальных упражнений.

     2. Постепенное развитие темпа и правильности речи.

      3. Способствовать количественному и качественному обогащению

          словаря детей.

      4. Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне,

           позволяющем успешно обучаться в среднем звене.

       5. Сформировать вдумчивого читателя.

Ожидаемый результат:  использование приёмов технологии позволяет развить творческие способности учащихся,  улучшить успеваемость и повысить уровень качества чтения.

Конечный продукт: обобщение опыта работы, разработка системы упражнений по совершенствованию навыка чтения.

3

Содержание проекта:

1. Введение. Актуальность использования технологии.

2. Основная часть. Технология обучения чтению.

    2.1. Основное направление в чтении.

    2.2. Специфика обучения чтению младших школьников.

    2.3. Влияние выразительного чтения на общее развитие учащихся.

3. Из опыта работы. Приёмы и упражнения, применяемые на уроках.

Практическая деятельность учащихся на уроках чтения.

4. Заключение.

5. Литература.

4

1. Введение.

Актуальность использования технологии динамического чтения на первой ступени обучения.

       

                                                 «Если в начальной школе дети мало читали,

                                                  мало мыслили, у них складывалась                                

                                                  структура малодеятельного мозга»

                                                                                         В.А.Сухомлинский.

         

Тема моего проекта на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень не простое время. На сегодняшний день всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Это вызывает серьёзную тревогу.

         Цель современного образования – обучение и всестороннее развитие  личности, способной к творчеству.  Для достижения этой цели существует множество программ, множество технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых знаний» перестаёт быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

         В Федеральном государственном стандарте начального образования в качестве «смысла и цели современного образования» названо развитие личности, что подразумевает «умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы», так как «новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях». Современному учителю постоянно надо работать над организацией активной учебной деятельности школьников, так как она  является главным условием освоения любого

5

учебного курса и способствует формированию универсальных (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных учебных действий. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому предмету.

        Учителю приходится искать разные пути для того, чтобы воспитывать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность, которая способна добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

         Успешное обучение и развитие речи школьников зависит и от их умения читать. В этом учебном году я выпускаю 4 класс. Анализируя  

итоги учебного года, ещё раз убеждаюсь в том, что ученики с хорошими показателями в чтении успевают по всем предметам на «4» и «5». Поэтому

вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов и  начальных, и средних, и старших классов.

         Чтение – это тяжёлый труд. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

          На уроках чтения происходит формирование интеллектуально-речевых умений школьников. На каждом уроке ребёнок читает, слушает, отвечает,  т.е.  общается  с товарищами, учителем, книгой.  У него формируются такие умения, как умение слушать, отвечать на поставленный вопрос, умение выражать своё отношение к чему-либо, давать оценку поступку героя. Все эти умения теснейшим образом связаны между собой и являются частью комплекта умений учебного труда.                                                                                                                                            

        Чтение – это то, чему мы учим, и в то же время то,  посредством чего ученик учится сам. Следовательно, чтение выступает как учебное умение самого широкого и универсального плана. Значит, чем лучше ребёнок овладеет навыком чтения, тем легче он будет учиться. А навык правильного беглого литературного чтения формируется на первой ступени обучения – в 1-4 классах. А наши дети сейчас всё меньше читают. Книгу заменяет компьютер, кино, видео, радио. Ученик отвыкает от слова,

6

от книги, теряет связь с родным языком, становится безграмотным в самом прямом смысле. А в содержание программы по чтению входит:

- плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;

- осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и текстов;

- чтение вслух, жужжащее чтение;

- чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;

- развитие осознанности и выразительности чтения;

- применение упражнений, необходимых для чтения: усвоения правильного дыхания, составление печатных и письменных букв по элементу, восстановление слов с пропущенными буквами, составление слов из букв и слогов, вычёркивание из текста заданной буквы, чтение схем, работа с планами и т.д.

Как научить всех своих учеников хорошо читать к концу 4 класса? В  проекте продемонстрирована технология работы над формированием читательской деятельности школьников. Думаю, что данная технология имеет практическую ценность как пособие по обучению младших школьников правильному литературному чтению.

2. Технология обучения чтению.

2.1. Основное направление в чтении.

           

       Современная школа провозгласила первоочередной задачей всестороннее и гармоничное развитие личности. И в этом огромное значение приобретают предметы эстетического цикла, особенно уроки

7

чтения в начальной школе. Это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своём распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература.

            Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чтение по своей психологической структуре – сложное явление. Психолог Н.А.Рыбников писал: «В акте чтения можно подметить следующие психологические процессы: восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержание; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. д.» Не случайно, поэтому школа разносторонне помогает ребёнку приобщаться к искусству

чтения и на уроках обучения грамоте и на уроках чтения, причём в каждом случае процесс обучения протекает своеобразно.

          На уроках обучения грамоте в центре внимания учителя и ребёнка звуки и буквы, слова и предложения. Основной учебный материал – «Букварь», читая который дети овладевают техникой воспроизведения и понимания речи. На уроках чтения навыки техники чтения продолжают отрабатываться, но главным направлением в обучении чтению становится работа с текстом произведения. Задача учителя – формирование читательской деятельности школьников. Чтобы воспитать читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

8

 развивать интерес к чтению, расширить круг чтения, его          начитанность;

         воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

        сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;

         обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;

         научить работать с учебной и детской книгой.

2.2.Специфика обучения чтению младших школьников.

           

           Чтение художественных произведений развивает речь детей; обогащает, уточняет, активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий; развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия. На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами  и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об  изобразительных средствах языка художественных произведений. Наряду с этим, художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений - об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране,

9

первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.

             Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов. Чтение требует определённых знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт.

        Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие функции, оно формирует отношение ребёнка к жизни, к людям, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.

         Учащиеся начальной школы должны ориентироваться в детской и учебной книге для чтения, практически различать стихотворение, рассказ, басню и сказку, оценивать самостоятельно прочитанные книги, доступные пониманию детей этого возраста; использовать материалы, помещённые в детской периодике (газетах, журналах) на уроках по всем предметам и во внеурочное время. Чтобы научиться читать, нужно, прежде всего, научиться слушать чужое чтение, воспринимать и понимать содержание текста другими людьми, для смысловой переработки содержания важен пересказ, рассказ о прочитанном, то есть устная речь. А речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь закладываются основы языковой культуры. Главная задача – научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

          Применительно к развитию речи существует  « культура речи». В неё входит норма литературного языка в области словоупотребления,

10

грамматики, орфографии. Овладение нормой языка – это минимум культуры речи в школе. Сюда входят следующие качества речи:

           - содержательность, актуальность;

           -логичность, чёткость построения, обоснованность и          доказательность;

           -выразительность речи;

            -ясность;

            -чистота произношения звуков.

           

        Каждый раз, когда я приступаю к работе в 1 классе, меня волнуют вопросы: « С чего начинать?», «Как добиться того, чтобы мои ученики читали бегло, осознанно, выразительно, без ошибок?». Поэтому с первого класса в уроки чтения и русского языка включаю работу над многозначными словами, минутки поэзии, на которых дети учатся понимать красоту авторского слова, его звучание. Эта работа вызывает у детей желание узнать больше.  Практиковала с 1 класса чтение за ведущим. Такое чтение облегчает процесс овладения плавным чтением, быстрее развивает поле зрения. Дети легче усваивают алгоритм чтения и быстрее переходят к слитному чтению. Этот вид работы целесообразно практиковать на этапе закрепления, повторного перечитывания. Чтение за ведущим во 2 классе применяю систематически для обучения правильному и выразительному чтению. Учащиеся вполголоса читают вместе с учителем одновременно, обращая внимание интонационную выразительность, паузы, логические ударения.

11

2.3.Влияние выразительного чтения на общее развитие учащихся.

К критериям литературного образования и развития ребёнка относят: необходимый объём теоретических сведений литературоведческого характера; владение специальными читательскими умениями, помогающими понять идейно-художественный смысл произведения; саму начитанность ребёнка, т.е. что он читает и по какому признаку отбирает книги для чтения; и, конечно же, собственное литературное творчество ученика. Читающие люди быстрее схватывают  целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют большой объём памяти. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём дело».

        Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание урокам чтения, особенно выразительному чтению учащихся.    

        Но, что же такое выразительное чтение? По словам Станиславского, выразительное чтение – это умение действовать словами, т.е. воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.

        Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает как материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение вошло в практику русской школы и систему    воспитания во второй половине  ХVII века. Оно было связано с театральным искусством. Основные методики чтения разработаны К.Д.Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчёркивал, что

12

«недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

         

 3. Из опыта работы. Практическая деятельность учащихся на уроках чтения. Приёмы и упражнения, используемые на уроках.   

          Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. В 1 классе, чтобы облегчить работу над выразительностью чтения, с первых же дней учёбы   знакомлю детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией. Делаю большой упор на упражнения, развивающие речевой аппарат. Это чистоговорки, скороговорки, сочетания гласных и согласных, потешки, пословицы и т. д.

           За-за-за, за-за-за

           Здесь привязана коза.

           Зы-зы-зы, зы-зы-зы

           Мало травки у козы.

           Зу-зу-зу, зу-зу-зу

           Отвязали мы козу.

 

за – жа               зу – жу           аза - ажа            азу – ажу           аша – ажа

зо –жо               зи – жи           азо – ажо           ази – ажи          ашо – ажо

              жа-жа-жа – иголка у ежа

              жу-жу-жу – я флаг в руках держу

 Не живут ужи, где живут ежи.

13

У ежа ежата, у ужа ужата.

 Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

 Зажужжала муха,  дожужжала паука.

На лужайке я лежу

И на небо я гляжу.

Вот огромный жук ползёт

И жужжит, жужжит, жужжит.

     Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Для правильного дыхания использую упражнения:

        - встать, расправить плечи, голову держать прямо;

        - глубокий вдох – на счёт 1-5, задержка дыхания – на счёт 1-3, выдох – на счёт 1-5,

       - на счёт 1-2 глубокий вдох, на счёт «раз» задержка, выдох – плавный счёт от 1 до 10. Характер звучания речи определяется следующими показателями:

             - дикцией;

             - высотой тона;

             - силой голоса;

             - темпом речи;

             - тембром голоса.

      Чёткая дикция зависит  от правильного положения органов речи (языка, губ) и энергичной их работы. Чёткую дикцию отрабатываю с учащимися на скороговорках.

         

14

         Везёт Сенька Саньку с Сонькой на салазках.

         Проворонила ворона воронёнка.

         У маленькой Сани сани едут сами.

         На горе, на горке горько плачет Егорка.

          Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

         У цапли цыплёнок, у зайки зайчонок.

          У Сени и Сани в сетях сом с усами.

           

        Высота тона, т. е. произношение на определённой ноте отдельных слогов в словах, зависит от степени напряжённости голосовых связок. Даю задания для упражнения в модуляциях голоса по высоте тона:

        Там. Там? Он? Он. Тут! Тут? Ты. Ты! Ты? Идут? Идут. Идут! Толя приехал. Толя приехал?  Толя приехал!

     

 Сила голоса зависит от количества воздуха, выдыхаемого из лёгких и проходящего через напряжённые голосовые связки. Даю задание поупражняться в модуляциях своего голоса по силе.

Мету, мету – не вымету,

Несу, несу – не вынесу,

Стемнеет – само уйдёт.   (Тень).

Прочитать загадку следующим образом:

          а) так, чтобы слышал только сосед по парте;

          б) так, чтобы слышали сидящие за соседней партой;

          в) так, чтобы слышали все в классе.

         Темп речи зависит от быстроты следования одного звука речи за другим. Сюда относится ускорение и замедление речи. Различают быстрый

15

темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Например, даётся задание: прочитать скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» - медленно (один слог в 2 секунды), быстрее (один слог в 1 секунду), быстро (два слога в секунду).

         

        Тембром голоса создаётся эмоциональная окраска предложения, т.е. выражаются различные чувства: радость, восторг, досада, страх,

отвращение, отчаяние, угроза, почтительность, любовь, удивление.          Причины появления эмоциональной окраски в речи могут возникнуть

непосредственно в определённой речевой ситуации. Окраска речи может быть создана по воле говорящего, по его исполнительскому замыслу. Например, читаем вслух басню И.А.Крылова «Ворона и лисица». Словам Лисицы придаём притворно-ласковую окраску: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать – так, право, сказки!»... Окраска речи может придавать словам противоположный смысл, например: «Ты всё пела? Это дело.  Так поди же попляши!», - говорит  Муравей легкомысленной Стрекозе: пение он, конечно, не считает делом, а имеет в виду как раз противоположное понятие; предлагая беззаботной попрыгунье «поплясать», Муравей знает: какие уж тут пляски на голодный желудок! Не плясать, а плакать придётся Стрекозе. Передать противоположный         смысл здесь можно лишь тембровой окраской. Как же определить нужную окраску при чтении текста? Только посредством анализа. Учу детей внимательно вчитываться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения.

         В начале урока в разминку включаю упражнения типа: прочитать предложение: Отец приехал!

                           1. с чувством   восторга;

                           2. с чувством  отчаяния;

16

                           3. с чувством  любви;

                           4. с чувством  страха и т.д.

       Также провожу работу над выработкой умения выделять важные слова в предложениях (правильное логическое ударение).

Например, даю задание: в предложении: Третий ряд закончил свою работу быстрее:

     - усилить голос на слове третий, отвечая на вопрос который?

 Третий ряд закончил свою работу быстрее.  

 - усилить голос на слове работу, отвечая на вопрос, что закончил?

Третий ряд закончил свою работу быстрее.

   

 - усилить голос на слове быстрее, отвечая на вопрос, как закончил?

Третий ряд закончил свою работу быстрее. 

   

 - усилить голос на слове закончил, отвечая на вопрос, закончил ли?

Третий ряд закончил свою работу быстрее.

   

        Подготовить текст к выразительному чтению – значит вникнуть в его содержание, уяснить для себя его тему, конкретно представить себе его действующих лиц, события, те причинно – следственные связи, которые движут события вперёд, понять сложные взаимодействия обстоятельств и, наконец, вытекающие из них обобщения – идею, нравственное правило, вывод. Углубленный анализ образов произведения и выявление идеи дают возможность установить подтекст произведения. Через подтекст раскрывается смысл произведения. Считаю, что нужно в начальной школе

17

на уроках чтения применять все перечисленные виды упражнений, чтобы выработать чтение и повысить скорость чтения учащихся.

     Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:

- трудности произношения / нарушенное произношение/, в этом случае необходима помощь логопеда;

- рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время не

сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребенка;

- нарушение зрения у ребенка - часто взрослые и не догадываются о такой возможности, надо проконсультироваться  у окулиста, чтобы исключить этот фактор;

- нежелание ребенка читать - тогда уже нам, взрослым, нужно задуматься, а все ли мы правильно делаем, занимаясь с ребенком?

Какова же оптимальная скорость чтения вслух? Считается, что чтение со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи (90-120 слов в минуту), наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного. Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.

Итак, работая над скоростью чтения, надо помнить:

- темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок зависит от индивидуальных особенностей ребенка;

- трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и нарушением произношения, и нарушениями зрения, и незрелостью нервной системы, и неверно выбранными способами обучения;

- чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен быть "виден";

18

- осмысленность чтения важнее скорости - если ребенок, увеличивая скорость чтения, теряет смысл прочитанного, надо  прекратить упражнения и продолжать  работу над осмысленным чтением предложений и текстов.

         Правильно пишет в своей книге «Диалог за партой» С.Л.Рябцева: «Дети на уроке большую часть времени учатся читать про себя, а

проверяют их, как они научились читать, вслух. Но они же не учились! Чтение вслух и чтение про себя – это совершенно разные вещи. Чтение вслух предполагает чёткую артикуляцию, хорошо модулированный голос с гибкими интонациями, умение держать паузу. Именно от этих чисто технических показателей и будет зависеть выразительность. И мы настойчиво требуем от детей самой выразительности. Требуем, чтобы она была. Но не учим ей».

       На уроках чтения работаю и над выработкой умения «видеть» слово в тексте. Для учеников начальной школы – это большое достижение, ибо через слово создаётся образ, реализуется основная мысль произведения. На уроках чтения воспитывается внимание к лексической стороне слова, И, прежде всего объектом внимания становятся слова, необходимые для того, чтобы понять художественный образ, событие и в целом идею произведения, определить сначала, как описан предмет, какими словами, а затем понять, какую роль в его оценке они играют, в каком смысле употребляются. Научить детей начальной школы различать оттенки значений слов, их образность – важнейшая задача, обуславливающая не только развитие речи, но и понимание произведения, его идейную значимость. Для раскрытия лексического значения слова в начальной школе используются:

     

      1. показ соответствующего предмета или его изображения;

      2. замена данного слова синонимом;

19

      3. разбор слова по составу;

      4. замена этого слова описательным оборотом и т. д.

Первый приём (показ) чаще используется учителем в первом классе. Второй приём (замена слова синонимом)  - наиболее рациональный, так как обогащает словарь учащихся, однако метод подбора синонимов не

всегда применим.

Третий приём (разбор по составу) – эффективный, им целесообразно пользоваться во всех случаях, когда такой разбор может служить целям раскрытия значения слова.

Четвёртый приём (приём использования описательного оборота) учит детей логике речи, вырабатывает у них умение давать чёткие, логически стройные объяснения, т.е. развивает их мышление и речь.

         Работа над значением слова в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и мышления.

Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли. Иными словами, усвоение языка и развитие речи ребёнка надо связывать с познанием его внутреннего «Я» и окружающего мира.

       Большое значение уделяю  чтению молча. А для решения фиксационного поля зрения применяю фотографирование:

Фрагмент урока чтения в 1 классе:

Показываю карточки (1 секунда):

      З  С Ш Ж   - Сколько букв? назови их.

      ЗА  СИ  ШИ  ЖА   -  Что изменилось?  Назови слоги.

      МЫШИ    ЛЫЖИ   -  А теперь что изменилось?  Сколько запомнили? Назовите.

Фрагмент урока чтения в 4 классе:

20

На доске запись:

Ганс Христиан Андерсен

Редъярд Киплинг

Марк Твен

К.И.Чуковский

Братья Гримм

                        - Сколько фамилий писателей запомнили?

                        - В какой последовательности они записаны?

                        - Фамилия какого писателя лишняя в списке?

                        - Почему?

Часто предлагаю учащимся выполнить практические действия с текстом:

1класс – подчеркнуть букву в тексте, расставить условные знаки (темп чтения, паузы, ударения и т.д.)

2 класс – деление рассказа на части, озаглавливание частей текста, поиск нужного отрывка, объяснение слов по словарю словесное рисование;

3 класс – отметить в тексте основные предложения, разделить текст на смысловые части, рисование словесных картин, подробно, кратко, выборочно пересказать;

4 класс – сочинить продолжение рассказа, выписать интересные фразы из текста, составление плана к тексту, работа со словарями: толковым, орфографическим, энциклопедическим, фразеологическим и т. д.

        Основные упражнения по чтению, которые я применяю на своих уроках:

1.   Фотографирование.

2.   Пересказ прочитанного текста.

3.   Групповое чтение.

4.   Чтение – спринт.

5.   Чтение – разведка.

21

6.   Пятиминутки чтения.

7.   Жужжащее чтение.

8.   Чтение перед сном.

9.   Развитие оперативной памяти ( зрительные диктанты)

10. Чтение за диктором.

11. Чистоговорки, скороговорки, потешки.

12. Самозамер скорости чтения.

13. Взаимозамер скорости чтения.

 Призываю родителей учащихся оказывать помощь в привитии интереса к чтению, к книгам. В первом классе на родительском собрании провожу анкетирование. Включаю такие вопросы:

 - Есть ли домашняя библиотека у ребёнка?

- Читают ли родители художественные книги?

- Как часто покупаются книги для ребёнка?

- Есть ли интерес к книгам у ребёнка?

 -Как ребёнок обращается к книгам?

- Есть ли словари в домашней библиотеке?

В течение 4 лет обучения в начальной школе часто поднимаю на родительских собраниях разговор о чтении детей.

      При обучении чтению важную роль играет стимулирование учеников, поэтому на уроке стараюсь отметить даже маленький успех каждого ученика. Об этом прекрасно сказал В.А.Сухомлинский:

      Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей... Этот огонёк легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызывающим обиду или же равнодушие. Живительным воздухом для слабенького  жажды знаний

22

является только успех ребёнка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперёд, поднимаясь по крутой тропинке познания... Если ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды гаснет...ребёнок теряет веру в свои силы, застёгивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя или ещё хуже: чувство достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей».

 

4. Заключение.

        Проблема чтения в начальной школе всегда актуальна, так как  от чтения зависит учёба учащихся. По результатам проверки качества чтения учащихся в конце 4 класса: 25 учащихся прочитали выше 100 слов, 3 – от 90 до 100 слов, 1 ученик  - 72 слова, можно утверждать, что технология обучения чтению эффективна.

На уроках дети учатся чутко воспринимать прочитанное.  Систематические упражнения способствуют повышению познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения. В этом

учебном году (4 класс) мои ученики участвовали в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»  в школе, городе, на Региональном этапе.

Итоги: школьный этап – Иванова Дарья – 1место

                                          Чернов Андрей – 1 место

                                           Маков Роман    -  2 место

             

             городской этап – Иванова Дарья  - призёр,   диплом 2 степени

23

Чернов Андрей  - диплом 2 степени за лучший доклад на Открытой студенческой научной конференции Чебоксарского политехнического института (МГОУ)

             

              Региональный этап – Иванова Дарья  - 2 место, диплом

При выполнении этих работ учащимся пришлось прочитать массу литературы, найти нужную информацию по своей теме.

 Принимали участие в школьных и городских конкурсах:

 Садова Людмила – конкурс «Люблю тебя моя Россия».

Кузьмин Иван – победитель городского конкурса  стихотворений, грамота

Вывод: технология обучения чтению даёт позитивные результаты, методы и приёмы, используемые в работе, вызывают у учащихся интерес к книге, помогают понимать прочитанное – а значит, создавать предпосылки для дальнейшего развития ума, нравственного и эстетического восприятия мира, помогают добиваться хороших результатов в обучении учащихся.

24

Литература

1. Преодоление трудностей.

 М.И.Оморокова  М: «Просвещение», 1990 г.

2. Выразительное чтение и рассказывание детям.

Л.А.Горбушина, А.П.Николаичева М: «Просвещение», 1983г.

3. Диалог за партой.

С.Л.Рябцева М: «Просвещение», 1989г.

4. Сердце отдаю детям.

В.А.Сухомлинский

5. Развитие речи.

Н.В.Новоторцева ТОО «Гринго», 1995г.

6. Работа над рассказом.

Г.М.Перова «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля при обучении чтению младших школьников на уроках английского языка

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Использование чтения в качестве источника получения ин...

Трудности обучения чтению младших школьников на уроках английского языка.

В школах английский язык предлагается изучать со второго класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предм...

Проблемы и методы обучения чтению младших школьников

Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Можно сказать, что именно они являются основой всего...

"Информационно - ценностный подход в обучении чтению младших школьников"

В данной статье описывается опыт работы: приемы обучения навыкам чтения и отработка техники чтения младших школьников....

Карточка для обучения чтению младших школьников

Эта карточка-тренажёр была сделана для вебинара "Как научить младщих школьников читать на английском языке"...

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....