Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
статья (3 класс) на тему
Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.docx | 31.28 КБ |
tema_uroka.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Давиденко Ирина Борисовна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Проблемы здоровья населения России являются причиной для беспокойства государственных организаций, общества, самих граждан. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше мы говорили: "В здоровом теле - здоровый дух", то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Взрослые ошибочно считают: для детей самое важное - это хорошо учиться. Средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью. Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам, как ребят, так и педагогов, родителей.
Моя задача - серьёзное внимание уделять развитию двигательной активности детей, решать эту проблему - проблему здоровья детей, необходимо комплексно.
Очень важно формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни. Детям необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть, расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
На своих уроках ежедневно я провожу физкультминутки, музыкальные паузы, минутки отдыха, которые приводят к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.
Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Провожу и активные перемены, которые помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость. В системе начального школьного образования большое место занимают проблемы, связанные с противоречием между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний, а также с противоречием между необходимостью усвоения все большего объёма информации и ухудшающимся состоянием здоровья детей. Организация занятий на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, положительно влиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы младшего школьника. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки - с 1,9 до 16, 8%. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения - 30-40%. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особо актуальным. Дети полагают, что токсикомания не является вредной привычкой при эпизодическом применении токсических веществ, считают единичный прием наркотиков безвредным для организма и не вызывающим впоследствии зависимости, не считают наркоманию опасной для здоровья.
Многие учащиеся не имеют представления о степени рискогенности аутопатогенного поведения, низкий уровень валеологической грамотности. Они не задумываются, какой образ жизни ведут эти люди, не имеющие мотивации на его улучшение.
Завышенная самооценка здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение является одной из причин роста патологии. Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
- активного участия в этом процессе самих ребят;
- создания здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и
- грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни. Я провожу оздоровительную гимнастику, пальцевую, для бодрости, прививаю детям элементарные навыки (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки класса; чередую занятия с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (подвижные игры, занятия оздоровительной физкультурой); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, выход на природу, походы, экскурсии); а также в работе с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий с родителями).
Формирование у ребят ответственности, в том числе и за своё здоровье, - воспитательный процесс, который я рассматриваю в качестве одной из важнейших задач в своей работе. Моя задача - научить ребят общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.
Современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Подготовить ребят к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной. Создаю на уроке модели реальных условий жизни - те мостики, которые позволяют ребенку в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом. Это искусство - подготовка ребёнка к реальной жизни - определяет профессионализм учителя, является содержанием "педагогической адаптологии", рассматривающей в определённом аспекте многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья ребят.
Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют целое - дорогу к здоровью. Я не должна " навязывать" ученику информацию, ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ.
Моя задача - научить ученика спрашивать. Для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых ребёнком вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности. Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у ребят и большей удовлетворённостью от урока, как у меня, так и у моих ребят. Все это - косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта технологии.
Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы класса - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Обучение без творческого заряда - неинтересно, является насилием над собой, которое разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. "Цена обучения для здоровья" - критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит мне мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий. Одним из индикаторов оценки может служить степень интереса школьника к учебе, конкретному предмету, часто обличённое желание или нежелание идти в школу. Ученик, для которого школа - тяжелое неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.
Наш класс самый зеленый в школе. Выращивание растений целесообразно, связано с задачами сохранения и укрепления здоровья. Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят детям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие уличного шума. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Я решаю и другую не менее важную задачу - воспитательную. Выращивание растений, уход за ними выполняют сами дети. Привлекаясь к уходу за цветами, дети приучаются бережно относиться к ним, значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания. Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. "Хороший смех дарит здоровье". Я считаю, что учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность - признак психологического нездоровья. Я считаю, что улыбка, искренний смех ребенка на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока - показатель его качества, критерий для оценки. Я считаю, что ролевые игры, пение, художественное оформление класса, актового зала, школы - это не лечебные, а образовательные формы работы.
Я провожу беседы о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указываю на недопустимость появления вредных привычек. Рассказываю ребятам о сущности каждого показателя (боль, настроение, сон, самочувствие, аппетит), о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья моих учеников, я вместе с родителями подвожу итоги работы по здоровьесбережению моих подопечных. Я очень люблю и широко использую в практике проведение нестандартных уроков:
урок - игра, урок - соревнование, урок - КВН, урок- аукцион, урок - конкурс, урок - экскурсия, уроки творчества, урок - путешествие, уроки обобщения и другие уроки.
На этих уроках немаловажное значение отводится задаче здоровьесбережения. Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и как следствие на работоспособность. Большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности, утомляемости. В первом классе уже к началу 4 урока скорость и точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение работоспособности особенно заметно к концу недели. Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей на их работоспособность, должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Я уверена, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Я должна работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Я занимаю одно из центральных мест в жизни своих ребят. Я олицетворяю для них всё то новое, важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу.
Я должна изменить своё мировоззрение, отношение к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения (над чем я постоянно работаю), изменить отношения к ребятам, к задачам учебного процесса педагогики оздоровления.
Младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте несомненно должны занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЗА 2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД.
- Ребята 2 класса стали меньше болеть, улучшилась успеваемость по всем предметам.
- Отряд "Солнышко" занял 1 место в соревнованиях, посвященных памяти В.И.Костина.
- Ребята показали хороший результат в лыжных гонках.
- Отряд занял 1 место в соревнованиях "Вперед, мальчишки!" и 1место на смотре строя и песни.
- Ребята победили в играх "Веселый поезд", "Шуточные эстафеты".
- Класс занял 3 место, участвуя первый раз в городских соревнованиях "Веселые старты".
- Участие отряда в турпоходе по "экологической тропе".
- Участие и победа ребят 6 класса и 2 класса в "Сказочных эстафетах" на Дне Здоровья осенью 2007 года.
- Участие ребят 6 класса в городских спортивных соревнованиях в октябре 2007 года, где Медзвелия Юлия была второй, Катков Максим занял 3 место.
Индивидуальная программа здорового образа жизни.
ЦЕЛИ:
- Проводить учебно- воспитательную работу до начала приобретения
- негативных привычек, появления хронических заболеваний.
- Уменьшить количество случаев заболеваний в классе.
- Научить ребят ответственному тношению к своему здоровью.
- Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках.
- Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
- умеет преодолевать усталость;
- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение,
- самообучаемость;
- честен, самокритичен;
- коммуникабелен;
- уравновешен.
Во всех материалах по здоровому образу жизни красной нитью проходит идея "очищения физического и духовного". Духовное очищение - первоочередная забота учителя, т.к. под духовным очищением подразумевается очищение, оздоровляющее не только душу, но и тело.
ПЛАН.
1. "Врач - Солнечный свет".
Праздник "Доктор Солнышко".
2. "Врач - Чистая вода".
Беседа с Доктором Чистая вода.
3. "Врач - Физические упражнения".
Игры, соревнования.
4. "Доктор - Правильная осанка".
Беседы и игры.
5. "Доктор - Правильное питание".
Беседа "Что такое аппетит?"
6. "Доктор - Активный отдых".
Праздничное представление.
7. "Доктор - Разум".
Путешествие с ромашкой.
8. "Доктор - Свежий воздух".
Беседы, игры, викторины.
9. "Доктор - Голодание".
Беседы, викторины.
Я рассматриваю здоровье как явление социальное (социум, материальное состояние родителей), физическое (здоровье учащихся, родителей, режим дня, питание, школьные перегрузки, спорт, физическая культура), психическое (эмоциональная адаптация учащихся, микроклимат в классе, взаимоотношения; внеурочная деятельность).
Я провожу нестандартные уроки, интегрированные уроки, что снизило напряжённость в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока, устраняю перегрузку и строго дозирую домашнее задание, ежедневно провожу на свежем воздухе оздоровительный час, все и в 6 классе, и во 2 классе мои дети питаются в школьной столовой. Провожу внешкольные спортивные мероприятия ("Сказочные эстафеты", "Вперед, мальчишки!", другие), Дни здоровья, праздники, Уроки на природе, где пропагандирую здоровый образ жизни. В своём 2 классе провела родительские собрания "Как сохранить зрение?", "Окружающая среда и здоровье человека". Анализ работы прошлых лет в классе и теперь во 2 классе по сохранению здоровья ребят показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний и не прогрессируют хронические заболевания. Мои шестиклассники о своём здоровье говорят: "Если мы сами не позаботимся о своём здоровье, никто за нас не сделает это" (Медзвелия Юлия). "Здоровый человек - это счастливый человек. Я занимаюсь танцами. Это помогает мне быть в форме, поддерживать хорошее настроение, следить за своим здоровьем" (Савин Егор). "Главный путь к здоровью - спорт, я занимаюсь футболом, правильное питание и знание своего тела и души" (Куликов Илья).
2005-2006 учебный год - это начало моей работы. Я продолжу изучение материала по новым технологиям, разработаю материал по курсу "Основы Школы Здоровья", главной целью которого считаю всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Я считаю, что человеческая личность - это гармония мысли и движения, т.к. отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно двигаться. Я надеюсь, что вся моя работа положительно скажется на поддержке и развитии устойчивого интереса к учению, к знаниям, к школе у ребят, что будет выражено в развитии способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания. В последнее время я столкнулась с трудностями в обучении детей 1 класса, их неподготовленностью к школе. Передо мной встала задача: проводить с первого дня обучения упражнения по развитию речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, личностно- мотивационной сферы через работу с развитием движений кисти и пальцев. Введя в программу обучения упражнения по моторике, буду не только формировать у детей навык грамотного письма и воспитанность, но и способствовать росту здоровых и уверенных в себе людей. Дети - это наше будущее. Я уже сейчас думаю о тех, кто нам поможет в преклонном возрасте: ведь я помогаю воспитывать достойное поколение. Я не упущу свой шанс! Я хочу видеть детей здоровыми! Здоровье современных школьников - серьёзная национальная проблема. Я считаю, что одной из основных задач обучения является формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся. Учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности могут явиться источником отрицательного воздействия на здоровье детей. Я должна не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. Колесов Д.В. говорил, что "только при таком подходе может быть реализован принцип "здоровье через образование"".
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ "Об образовании":
- это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст.2);
- это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст.51).
В Законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст.28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. В Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы сказано, что сохранение здоровья учащихся является одним из основных направлений и принципов организации воспитания во всех образовательных учреждениях.
В Концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел "Образование и здоровье", где изложены основные направления деятельности образовательных учреждений в этой области, в том числе и формирование здорового образа жизни обучающихся.
Литература.
- Канаева И.Ю. Растить ученика здоровым. "Начальная школа" №6 2001 г.
- Колесов Д.В. Здоровье через образование. "Биология в школе" № 2 2000 г.
- Похова А.И. Укреплять здоровье. "Начальная школа" №6 1990 г.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М., 1991 год.
- Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников. Шуя, 2000.
- Шклярова О.А., Козупица Г.С. Культура здоровья в содержании общего образования.
- Материалы 3 Международного конгресса валеологов. Под ред. проф. В.В.Колбанова . СПб, 2002 год.
- Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М., Просвещение, 1971 год.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., Просвещение, 1987 год.
- Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу - с радостью.
- Практическая психология для учителя. Мн., "Амалфея", 1998 г.
- Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск., 1984 год.
- Ильющенко В.В. Здоровье и образование. СПб., 1993.
- Калинова Г.С. Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. - М., Генезис,1997.
- Карнова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, "Академия развития", 1997 год.
- Киколова А.И. Обучение и здоровье : Методическое пособие. М., 1988 год.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989 год.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003 год.
- Яковлев В.Г. , Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977 год.
Предварительный просмотр:
Тема урока. Огонёк здоровья.
3 класс
учитель начальных классов высшей категории Давиденко Ирина Борисовна.
Цели урока: 1) научить ребят быть здоровыми душой и телом;
2) стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с
законами природы, законами бытия;
3) формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения,
безопасной жизни, физического воспитания;
4) обеспечить физическое и психическое саморазвитие.
Ход урока.
(1 часть урока проходит в форме театрализованной постановки)
Ведущая (девочка в белом халате, шапочке и с фонендоскопом, исполняет роль дежурного врача). Здравствуйте, дорогие наши пациенты! Говорить друг другу здравствуйте – это, значит, желать здоровья. Здравствуйте! Говорят при встречах, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости, Здравствуйте! Наш урок посвящён тому, как быть здоровыми, как закаляться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать гигиену, хорошо трудиться и умело отдыхать. А чтобы проще было воспользоваться нашими советами, начнём наш урок. Позвольте вам представить наших дорогих гостей. Вести программу мне помогут наши медицинские работники – сестра милосердия времён врача Н.И.Пирогова и девушка-медсестра времён Великой Отечественной войны. Итак, мы начинаем наш приём. Найдите свой пульс, проверьте его работу (пауза). Пульс правильный, дыхание ровное. А теперь закройте рот, откройте глаза, дышите глубоко и слушайте.
Сестра милосердия. Врачеванием в России в далёкую старину занимались знахари, шаманы, монахи. Эпидемии за эпидемиями уносили тысячи людей. Так, только в Москве в 1771 году от чумы погибло 56 тысяч человек. Во время бесчисленных войн помощь раненым не оказывалась, и они умирали. Только Пирогов, основатель русской медицины, ввёл правило, обязывающее медиков оказывать первую помощь раненым непосредственно на поле боя.
Девушка-медсестра. Великая Отечественная война является одной из самых ярких страниц истории нашей страны. Впервые в истории войн действующая армия и тыловые госпитали не испытывали недостатка в кадрах среднего и младшего медицинского персонала. В спасении раненых воинов принимало участие 451 тысяча сандружинниц. Свыше двух тысяч медсестёр окружали заботой и лаской раненых и больных воинов, содействовали в деле возвращения солдат и офицеров в строй. В строй возвратились 72 процента раненых и больных воинов.
(в класс входят Гиппократ и богиня здоровья Гигия)
Гиппократ. Простите, это школа№16? Здесь учатся быть здоровыми ребята третьего класса?
Ведущая. Да
Гиппократ. Дело в том, что наш общий друг Айболит посоветовал побывать у вас на уроке.
Ведущая. Вы пришли очень кстати, Гиппократ.
Гиппократ. Благодарю вас. Моя спутница – дочь греческого мифологического бога врачевания Эскулапа – Гигия – богиня здоровья.
Гигия. Отсюда и гигиена – наука о здоровье. Мы пришли к вам из глубокой истории. Так, очень давно, с 467 по 577 годы нашей эры жил выдающийся древнегреческий врач Гиппократ.
Гиппократ. Очень многие мои мысли лежат в основе современной медицины. Правда, в настоящее время современная медицина ушла далеко вперёд, излечиваются болезни, ранее считавшиеся смертельными, уже пересаживают сердце одного человека к другому. Поэтому можно надеяться, что со временем не будет равнодушных, бессердечных людей.
Гигия. Вашему вниманию мы представляем викторину.
(вопросы задают поочерёдно Гиппократ и Гигия)
- Знаком ли кашель эскимосам? (нет, для бацилл за полярным кругом слишком холодно)
- Кто родной брат кашля? (насморк)
- Какой орган позволяет человеку чувствовать запах хлеба, цветов, духов и т.д.? (нос)
- Является ли застенчивость болезнью? (нет, но если человек не будет работать над собой,
это может перейти в болезненное состояние)
- Назовите отечественных учёных, чьи жизни тесно связанны с медициной?
(Пирогов Н.И., Боткин С.П., Мечников М.И., Сеченов И.М., Филатов В.П., Павлов И.П.)
Гиппократ. Есть много народных пословиц о здоровье:
В здоровом теле, здоровый дух.
Лет до ста расти нам без старости.
Здоровье всему голова.
Здоровье дороже золота.
Ум да здоровье всего дороже.
А наше время истекает. В память о нашей встречи мы оставляем благотворное масло, которое вы будете подливать в огонь вашей работы.
(вынимает из дорожной сумки большую бутылку и передаёт медсестре)
Гигия. Я оставляю вам, ребята, рецепты здоровья. Если будите выполнять все, что написано, проживёте 100 лет (передаёт рецепты сёстрам, они раскладывают их по столам).
Вы ещё можете с нами встретиться на страницах увлекательных и интересных книг, а мы прощаемся пока с вами (уходят).
2 часть урока проходит в форме игры-путешествия.
Ведущий. Мы отправляемся в путешествие по стране Здоровья. Нас ждёт много станций, где мы проведём конкурсы на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять (каждая станция оборудована).
(звучит песня «Голубой вагон»)
1 станция «Мойдодыр» (выполнение личной гигиены).
- Что возьмёшь с собой в баню? Выбери.
На столе лежат: чистые майка, трусы, полотенце, губка, мыло, зубная паста,
щётка, одеколон, бинт, иголка, нитка, ножницы, стакан, мягкие игрушки,
книга, тетрадь.
- Покажи, как умеешь чистить зубы.
Зубная паста, порошок, зубная щётка, стакан, футляр для щётки.
- Назови правила ухода за кожей.
2 станция «Неосторожность» (оказание первой неотложной помощи при несчастных
случаях).
- Окажи помощь при вывихе в голеностопном суставе. (Тугая повязка)
- Окажи помощь при ушибе колена.
- Чем отличается тепловой удар от солнечного?
3 станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний).
- Твоего товарища тошнит и рвёт, что будешь делать?
(сказать врачу или медсестре; вызвать врача; пока их нет, заставить товарища
выпить два литра кипячёной воды, лучше с растворёнными кристаллами
марганца).
- Как бактерии дизентерии попадают человеку от больного?
(содержатся в кишечнике, с калом попадают на бельё и руки, если руки не мыть
после туалета, то бактерии попадают на продукты, на одежду, ручки дверей,
могут с фекалиями при удобрении огородов попасть на овощи и фрукты, со
сточными водами, при стирке белья в реку, через мух на продукты).
- Перечисли меры профилактики кишечных инфекций.
4 станция «Опрятность» (уход за одеждой).
- Чем отличается уход за нательным бельём от ухода за верхней одеждой?
(нательное бельё меняют каждый день, стирают, а верхнюю одежду чистят
по мере необходимости).
- Уход за волосами (ежедневно расчёсывать не менее двух раз, на ночь –
массажной щёткой, мыть не реже одного раза в неделю, не пользоваться чужой
расчёской, косынкой, лентой, шапочкой, при появлении перхоти обратиться к
врачу).
- Правила ухода за обувью и верхней одеждой.
(показать, как следует чистить кожаную обувь, чистить брюки).
5 станция «Долой грязь» (гигиена жилища, правила уборки помещения).
- Правильно подмети пол (ведро с водой, веник, совок).
- Как убирать комнату больного человека?
(только влажным способом с добавлением средств, при открытой форточке).
- Как быстро проветрить комнату? (сквозное проветривание)
6 станция «За столом, или приятного аппетита»
(гигиена питания, сервировка стола, правила поведения за столом).
- Составь меню завтрака из имеющихся продуктов
(мясо, молоко, каша, яйцо, колбаса, 2-3 гарнира, масло, варенье, хлеб белый,
хлеб чёрный, пирожное, сок).
- Как правильно питаться?
- Как вести себя за столом во время еды?
- Сколько тебе надо выпить молока в день и почему?
(0,5 литра, т.к. в этом количестве содержится суточная норма солей кальция)
7 станция «Закаляйся как сталь»
(закаливание организма, правила пользования солнцем, воздухом, водой).
- Придумай комплекс для утренней зарядки из 5 упражнений.
- Покажи, как надо начинать закаливание водой.
Что возьмёшь с собой на пляж? Выбери.
(коврик или одеялко небольшое, шляпу от солнца, книгу, мяч, завтрак, воду,
аптечку, кружку, зеркало, телепрограмму, цветы, мягкую игрушку).
- Когда воздух может стать вредным для здоровья? Значение свежего воздуха
для человека?
(когда содержит дым от папирос, от грязного белья, много влаги или наоборот
сильно сухой, когда в нём есть вредные вещества от котельной, от газовых
плит, промышленных предприятий, содержит пыль).
- В каких случаях солнце друг, в каких враг?
8 станция «В походе» (гигиенические требования и навыки походной жизни).
- Сложи вещи в рюкзак (одеяло, спальный мешок, котёл, кружка, ложка, фляга,
миска, ведро, свитер, шляпа, мыло, зубная щётка, паста, аптечка, мяч,
бадминтон, фонарь).
- Оденься для турпохода (кеды, брюки, рубашка, носки тёплые, туфли,
ботинки, платье, шорты).
- Как следует поступать, если в походе ты увидишь змею? (зашуметь, затопать
– змея уползёт).
- Что даёт туризм человеку? Какие правила гигиены должен соблюдать юный
турист в походе? Какие несчастные случаи могут произойти во время
похода? Какую помощь нужно оказать?
9 станция «В лесу» (знание лекарственных растений, овощей, ягод, грибов).
- Какие знаете съедобные и несъедобные грибы, ягоды?
Рисунки разложи на съедобные и несъедобные.
Первая помощь при пищевом отравлении.
- Что за трава, которую и слепые знают? (крапива).
- Какое значение имеет для здоровья озеленение?
10 станция «Будь внимателен и осторожен»
(поведение на территории, улице, соблюдение правил уличного движения).
- Как следует перейти улицу, железнодорожное полотно?
- Что означает на улице полосатая дорожка?
- Какие сигналы светофора ты знаешь и каково их значение для пешехода?
11 станция «Всё сумею, всё успею сделать».
- Выжми половую тряпку.
- Очистить картофель (на время, меньше среза).
- Застелить кукольную кровать (на время, вытряхивание простыни обязательно
учитывать).
- Накрой стол к завтраку, либо обеду, либо ужину.
Подведение итогов игры. Выигрывают призы те ребята, у кого больше жетонов.
- Ребята, я думаю, вы задумались о своём здоровье. Здоровье – это такое состояние
организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех
его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления.
Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям
внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Домашнее задание. Проект «Моя спортивная семья».
Каждое такое занятие, каждый урок приносит моим детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждает желание прийти на занятие снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Программа по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников в рамках введения ФГОС» (из опыта работы)
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальны...
Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников
Статья раскрывает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения младших школьников....
Опыт работы "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников"
Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, ...
Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.
laquo;Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов....
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении младших школьников.В основе педагогического опыта лежат идеи о психологических аспектах теории игры и игровых систем Л.В.Выготского, ...
Статья. "Здоровьесберегающие технологии в обучении младших школьников".
Здоровьесбережение младших школьников, одна из главных задач обучения....