Технологическая карта урока по технологии: "Аппликация. Пальма."
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока технологии
во 2 классе по теме «Аппликация «Пальма»»
Тема урока | Аппликация |
Тип урока | «Открытие нового знания» |
Цель | Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление аппликации «Пальма». |
Задачи | Образовательные: 1) познакомить с понятием «симметрия»; расширить знания детей о видах аппликации и способах ее выполнения; 2) закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану; 3) закрепить навыки выполнения технологических операций: разметки деталей по шаблонам; вырезания деталей из бумаги по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон; Развивающие:способствовать развитию логического, образного, художественного мышления; устной речи, мелкой моторики, пространственного воображения, глазомера. Воспитательные: способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Основные понятия | Аппликация, симметрия. |
Оборудование | Оборудование учителя: образец аппликации«Пальма», пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация:образцы аналогичных работ по теме урока; иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами. Оборудование учащихся: Материалы: желтый картон, цветная бумага для аппликаций, клей. Инструменты:ножницы, карандаш, ластик, кисточкадля клея. Приспособления:клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора. |
Литература, интернет-ресурсы | Литература: 1.Е.А. Лутцева. Технология:: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: Вентана-Граф. |
Ход урока
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Актуализация знаний |
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Здравствуйте, ребята! Встаньте из-за парт, выровняйтесь, покажите мне свою готовность к уроку, приведите в порядок свое рабочее место. Садитесь, меня зовут Дарья Романовна, и сегодня урок технологии у вас проведу я. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. | ||
Формулирование темы урока, постановка цели | Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи (узнаем, что такое симметрия, изготовим симметричную аппликацию «пальма»), выясняет практическую значимость изделия - Рассмотрите работы, представленные на слайде. В какой технике выполнены эти работы? (аппликация). -Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация? (Ответы детей) -Верно ребята. Аппликация в переводе «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон. При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству,применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания картин. При создании аппликации для вырезания деталей часто используется прием симметрии. Кто знает, что такое симметрия? (Ответы детей) - Сегодня мы рассмотрим понятие «симметрия», будемучится вырезать симметричные детали, развивать навыки работы с ножницами и клеем, изготовим симметричную аппликацию. -А для того чтобы все поставленные задачи реализовать, нужно быть активным и внимательно слушать. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока, высказывают свое мнение о практической значимости изделия | Регулятивные УУД: -уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя | |
Фиксация затруднения | Выясняет степень усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации. -Ребята, посмотрите на слайд, на нем вы видите разные виды аппликаций. -(Перечисляю, показываю картинки и немного рассказываю о представленных видах аппликаций). - Послушайте песенку «Чунга-чанга». Что вы представляете себе, слушая эту песенку? - Какой характер музыки передает ее содержание? (Веселый, задорный) - Как вы думаете, о какой стране идет речь? Если вы были внимательны, то услышали, что речь идет о кокосах и бананах. А пальмы с этими плодами растут только в теплых странах, на берегу океана. | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Знать: виды изучаемыхматериалов,ихсвойства и названия | Познавательные УУД: добыватьновыезнания из совместной беседы, обобщать полученнуюинформацию. Личностные УУД: -называтьиобъяснятьсвои чувства от прослушивания музыки и просмотра видов аппликаций,объяснять своё отношениек ним. |
Постановка учебной задачи | Подготовка к практической работе | |||
Построение алгоритма выхода из затруднения | Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: количество частей, деталей, способы их соединения, приемы украшения; выявляет материалы, инструменты и приспособления; проводит чтение графического изображения изделия; составляет краткий план работы; проводит физминутку а) Анализ образца изделия Откройте страницу 10 учебника. Рассмотрите аппликацию. Что напоминает вам эта картинка? Можно ли сказать, что она является иллюстрацией песни, которую мы слушали? (Да). Почему? - Почему для основы (фона) выбрали бумагу оранжевого цвета? (Жара, много солнца.) - Как называются деревья, на которых растут кокосы? (Пальмы.) -Мы рассмотрели аппликацию, определили ее фон. Давайте рассмотрим аппликацию «Пальма» -Из каких частей состоит аппликация? (Из двух – основы и сюжетной картинки - аппликации). Сколько деталей в сюжетной картинке – аппликации (две пальмы и кокосы). - Как присоедены пальмы и кокосы к основе, к фону? (приклеены) - Из каких деталей состоит пальма? (Ствол, пять резных листьев, плоды.) Обратите внимание на ствол пальмы. Какую геометрическую фигуру он напоминает? (Перевернутые треугольники.) - Какого цвета дерево? (Ствол - коричневого, листья – зеленого, кокосы – коричневого, темного цвета.) - Обратите внимание на способ вырезания деталей. Он называется симметричным. Что это значит? (Это значит, что вырезая деталь по сложенной заготовке, а потом раскрыв ее, получим зеркальное отражение одной части в другой). -А какие симметричные детали вы можете найти в природе?(ответы детей) - Как соединяются детали аппликации с основой (фоном)? (с помощью клея, неподвижно). - Какие материалы использованы?(Бумага, клей) - Какие необходимы инструменты? (Ножницы, карандаш, ластик, кисточка для клея) -Какие приспособления нам необходимы? клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора. Проанализировали работу, теперь давайте составим план её выполнения. б) Составление краткого плана работы План: 1. Складывание заготовок для симметричного вырезания 2.Разметка деталей аппликации. 3.Вырезание деталей. 4.Компоновка деталей на фоне. 5.Наклеивание деталей на фон. 6. Высушивание аппликаций под грузом. -Мы определили, по какому плану будем работать, а теперь давайте немного отдохнем. в) Проведение физминутки -Итак, мы отдохнули а теперь нужно проверить вашу готовность к уроку. | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме, составляют план практической работы, выполняют физминутку | Знатьконструк-циимногоде -тальные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки. Уметь:анализиро-вать,планирова - тьпредсто-ящуюпрактичес-куюработу; спомощьюучителярешатьдоступные конструкторско-техно- логическиезадачи. | Коммуникативные УУД: -вступатьвбеседуиобсуждение,донестисвою позициюдо других, слушатьипониматьречь других, уметь сотрудничать, уважительноотноситьсякпозициидругого. Регулятивные УУД: -учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наоснове коллективногообсуждениязаданий, –проговариватьпоследовательностьдействийнауроке; – с помощьюучителя объяснятьвыбор наиболееподходящих для выполнениязаданияматериаловиинструментов; |
Первичное закрепление | Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений. Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами - Прежде чем приступить к работе, давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах. Чтоб работа закипела, Приготовьте всё для дела, Будем клеить, мастерить – Всё должно в порядке быть. Ножницы, бумагу, клей Клади на место поскорей. Не забудь про карандаш – Он в труде помощник наш. Линейку, ластик положи, В порядке вещи содержи. Все готовы? Молодцы! - Сначала необходимо подготовить детали аппликации: вырезать листья, затем – ствол и кокосы. Для этого повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножницами. Правила безопасной работы ножницами:
-Как нужно правильно работать с клеем? (Клей-карандаш закрывать, мыть руки после работы с ним). -Применяйте все правила, и ваша работа принесет вам лишь удовольствие. -Мы подготовились к практической работе, а теперь можно к ней приступить. | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами | Уметь:организовы-ватьрабочееместо и поддерживатьпорядокна нём во времяработы. | Регулятивные УУД: учиться готовитьрабочееместо, объяснятьвыбор наиболееподходящего оборудования для выполнениязадания. |
Практическая работа | Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на пооперационную технологическую карту); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль. -Оценивать работу буду по следующим критериям:
Придется хорошо постараться. Внимательно посмотрите на заготовки, которые я вам приготовила. Цветные прямоугольники - это ствол, листья, а кокосы готовые. Также на ваших партах лежат шаблоны листьев пальмы в форме полуовала, которые нужно будет обвести. -Мы будем делать только одну пальму, поэтому нам нужен будет 1 ствол, 5 листьев и 5 кокосов. Практическую работу выполняем по составленному плану. 1. Складывание заготовок для симметричного вырезания -Берем заготовку ствола, это коричневыйпрямоугольник, складываем его пополам. Берем все заготовки листьев и складываем их также. Посмотрите, как это делаю я. 2.Разметка деталей аппликации. Далее берем шаблон полуовал, прикладываем его на край листа, обводим его карандашом на изнаночной (не цветной) стороне.Убираем шаблон в сторону или отдаем соседу по парте. Размечаем 5 листов. 3.Вырезание Берем в руки ножницы, не забываем про технику безопасности, и аккуратно вырезаем листья по обведенному полуовалу. Далее берем заготовки и вырезаем зубчики, режем или кончиками ножниц или серединойножниц, если кончики не смыкаются(показ). 4.Компоновка деталей на фоне. Вырезанные детали мы прикладываем к основе (фону). Сейчас мы скомпонуем нашу композицию. Разложите ваши детали так, как в учебнике или на слайде. 5.Наклеивание деталей на фон. Сейчас берем в руки клей, не забываем про правила работы с клеем, намазываем все детали полностью, хорошо промазываем края деталей на макулатурной бумаге. Приклеиваем сначала ствол в центр листа. Потом листья и кокосы, как показано в учебнике. 6. После завершения работы аппликацию необходимо высушить под грузом. Наше занятие подходит к концу. Сейчас посмотрим ваши аппликации. | Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту | Уметь:правильноработать ручнымиинструментами;выполнятьэкономную и рациональную разметкудеталей по шаблонам, аккуратновыполнятьсборкудеталей, реализовыватьтворческий замыселвсоответствиис заданнымиусловиями. | Регулятивные УУД: учиться проговариватьпоследовательностьдействийнауроке;выполнятьпрактическую работупо плану;предлагать свои конструкторско-технологические приёмыиспособы выполненияотдельныхэтапов изготовления изделий; осуществлятьконтрольточностивыполнения технологических операций |
Самооценка учебной деятельности | Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу согласно критериям; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения.Организует самооценку учебной деятельности. - В ходе работы мы закрепили представление об аппликации; продолжили знакомство, с какими фигурами? (с симметричными фигурами) Выставка работ детей -Выйдите, пожалуйста, к доске те, кому я положила звёздочку. Вы получаете «5». Мне очень понравились ваши работы. Молодцы! Сейчас выйдете те, кому я положила квадратики. Вы получаете «4», у вас тоже получились хорошие работы, видно, что вы старались. А те ребята, кому я положила треугольники, постарайтесь обязательно завершить работу. | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | Регулятивные УУД: учитьсясовместносучителеми другимиученикамидавать эмоциональнуюоценкудеятельности классанауроке; вдиалогесучителемучитьсявырабатыватькритерииоценки иопределятьстепеньуспешностивыполнениясвоейработыиработывсех,исходяизимеющихсякритериев. | |
Рефлексия | - Какие трудности встретились в практической работе? - Расскажите, что вам понравилось в вашей работе. Какие ошибки вы допустили? Что бы вам хотелось исправить или дополнить? -Если вам понравился сегодняшний урок, давайте друг другу похлопаем, если нет, потопаем. - Работали вы дружно, помогая друг другу советами, выполняя правила по технике безопасности, пользуясь планом. Молодцы! | Наводят порядок на рабочем столе | Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочееместо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по технологии "Аппликация из семян.Изделие: панно-насекомое" (УМК "Перспективная начальная школа",2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: обучение технологии аппликации из пластилина и семян; освоение технологии изготовления аппликации из природных материалов на пластилине, изг...
Технологическая карта урока по технологии "Аппликация из листьев" ( УМК «Перспектива» 1 класс)
Цель урока: раскрытие содержания понятия «аппликация», развитие представления о природном материале и его разнообразии, возможностях использования на уроках технологии. Задачи у...
Технологическая карта урока по технологии "Аппликация из резаных ниток, изделие "Мир животных" (3 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: "открытия" нового знания Цель урока: формирование умения создавать композицию из резанных нитей .передавая сходство с реальным объектом посредством техники "Аппликация и...
Технологическая карта урока по Технологии аппликация в технике обрывания Изделие: «Крепость» (2 класс)
Цель урока: формирование представление учащихся о технике изготовления обрывной аппликации, освоение технических приемов вырезания и обрывания. Задачи урокаПредметные 1.Знать основные опред...
Технологическая карта урока по технологии. Аппликация. Делаем прическу. 2 класс
Интересный и познавательный урок по технологии....
Технологическая карта урока по технологии Аппликация мозаика из цветной бумаги
Выполнение изделия в виде мозаики из цветной бумаги...
Технологическая карта урока по технологии "Аппликация из семян.Улитка" (2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями и свойствами семян; познакомить с правилами и способами выполнения аппликации из семян.Задачи урокаПлан...