Конспект урока по технологии (ФГОС)
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему
Тема урока: Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: технология
Класс (количество учащихся): 2 «Б» класс (29 учащихся)
Дата проведения: 02 марта 2013г.
Ф.И.О. студента: Наталья Юрьевна Сизова
Ф.И.О. учителя: Татьяна Георгиевна Свистунова
Тема урока: Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Цель:
познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов
Задачи:
- развить творческие способности, познавательную активность; развить уверенность в своих силах.
- воспитать стремление создавать своими руками красивые вещи;
- формирование бережного и уважительного отношения к культурно-историческому наследию страны.
- создать условия для формирования УУД:
Предметные: выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;
- Познавательные УУД: искать и отбирать информацию о национальном костюме (из учебника, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма; выделять детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически;
- Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.
Основные понятия: Народный костюм, рубаха, сарафан, епанечка, кокошник, лапти, лыко, пряха, ткачиха, вышивальщица, плетение, аппликация, технологическая карта изделия.
Оборудование: заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги), бисер для украшения, шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка.
Методы, формы организации работы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная.
Ход урокаЭтап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые (универсальные учебные действия) |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку. (1 мин) - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня интересная тема урока. Пожелаем друг другу удачи на уроке. Упражнение «Ладошки». Дети соединяют свои ладошки. Мы ладонь к ладошке положили И всем дружбу предложили. Будем дружно мы играть, Чтобы умными, добрыми стать! Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет! Мы друг друга уважаем? Да, да, да! Мы друг друга обзываем? Нет, нет, нет! Мы друг другу помогаем? Да, да, да! Размыкают руки. - Тихонько садитесь. | Демонстрируют готовность к уроку. | Регулятивные: контролируют свои действия. |
II. Подготовка к восприятию нового материала. | Воспроизведение знаний, необходимых для «открытия» нового знания.(4 мин) Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока. - Послушайте стихотворение. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. (В. Степанов) - О чем это стихотворение? (о родине) - В какой стране мы живем? (в России) - Назовите столицу России. (Москва) - Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, чем занимались. - Кто знает, как называлось наше государство в давние времена? (Русь) -Кто такие предки? (люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки) - Дети, как и где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, музеев) - Какую одежду носили на Руси? Как украшали себя красны девицы? Как создавались костюмы? -Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема? (народный костюм) - Что мы узнаем на уроке? (познакомимся с народным костюмом, узнаем о его изготовлении и украшении) | Слушают учителя, вступают в речевое обращение, отвечают на вопросы. | Познавательные: выделяют нужную информацию, опираясь на сведения, полученные от учителя, собственный жизненный опыт; формулируют тему и цели урока. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; под руководством учителя формулируют тему и цели урока. Коммуникативные: ведут диалог на заданную тему, формулируют высказывания. Личностные: формируют представление о себе как гражданине России. |
III. Открытие новых знаний. | Словесно-иллюстративный рассказ, беседа об особенностях национального костюма.(10 мин) - Рассмотрите женский народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды входят в национальный костюм? (рубаха, сарафан, передник, епанечка, платок, кокошник) - Посмотрите внимательно. Где изображен повседневный костюм, а где праздничный? - Почему вы так считаете? - Какие русские народные праздники вы знаете? (масленица, рождество, святки, пасха) - По праздникам на Руси люди надевали самую лучшую и красивую одежду. Устраивали гуляния, игры, водили хороводы, пели песни. Праздничную одежду хранили в сундуках. Нередко ее передавали из поколения в поколение. Такую одежду старались шить из дорогой ткани, украшали яркими вышитыми орнаментами. И это не удивительно, ведь по народным поверьям, вышитые узоры приносили счастье, здоровье, удачу и достаток в дом. Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего детства. - Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте определить, где изображена пряха, ткачиха и вышивальщица? (пряха – крутит нить из волокон на прялке; ткачиха – женщина, которая работает на станке, пропуская уток через основу, тем самым создавая ткань; вышивальщица - вышивает) Кроме того русские красавицы носили украшения. Посмотрите на иллюстрацию. Какие? Из чего изготавливали ожерелья, серьги, монисту? (драгоценные камни, жемчуг, металл, янтарь и т.д.) - Каждому человеку необходима обувь. Как называется обувь, которую носили на Руси? (лапти) Их плели из лыка или бересты. - Головной убор на Руси играл огромную роль. По нему можно было определить возраст женщины и семейное положение. Девушки носили косы или распущенные волосы, одевая лишь повязку, а замужней женщине строго запрещалась ходить с непокрытой головой. Поэтому женщины прятали волосы под кокошник. Этот головной убор бережно хранили и даже передавали по наследству. Это не удивительно, ведь на изготовление кокошника уходило много времени. Его расшивали жемчугом и разноцветными камнями, вышивали узоры золотыми и серебряными нитями. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья символизировали струи, капли росы. - С незапамятных времен художники и поэты восхищались красотой русской женщины. Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей; Она кругом себя взирает: Ей нет соперниц, нет подруг; Красавиц наших бледный круг В ее сияньи исчезает. Куда бы ты ни поспешал, Хоть на любовное свиданье, Какое б в сердце ни питал Ты сокровенное мечтанье, — Но, встретясь с ней, смущенный, ты Вдруг остановишься невольно, Благоговея богомольно Перед святыней красоты. (А.С.Пушкин) - Давайте сегодня и мы сделаем русскую красавицу. Изготовим кокошник и украсим его как русские мастерицы. Физминутка. Мы работали, устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз, два, три! Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немного отдохнем И работать вновь начнем. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней! Анализ готового изделия. Повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем.(2 мин) - Посмотрите какую красавицу мы сегодня изготовим. Какие материалы нам понадобятся для работы? (картон, нитки, бумага, пайетки) - Какие инструменты и приспособления нам понадобятся? (ножницы, клей, салфетка) - Вспомните правила работы с ножницами и клеем.
Составление плана работы.(5 мин) План работы:
Учитель демонстрирует учащимся слайдовый план работы, в котором указана последовательность операций. - Прежде чем приступить к работе в парах, вспомните, как нужно работать вместе. Об этом мы говорили в начале нашего урока (работаем дружно, договариваемся, прислушиваемся к мнению друг друга). | Слушают учителя; вступают в речевое обращение, отвечают на вопросы; ищут и отбирают информацию о национальных костюмах (из учебника, собственных наблюдений, других источников); анализируют детали праздничного женского (девичьего) головного убора и причёски. Выполняют элементарные физические упражнения. Вспоминают правила работы с ножницами и клеем, отвечают на вопросы учителя, проводят анализ готового изделия «Русская красавица». | Познавательные: определяют под руководством учителя особенности народного костюма; выделяют детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически. Коммуникативные: высказывают свое мнение, обосновывая свою точку зрения, ведут диалог на заданную тему, используют средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулируют высказывания. Личностные: формируется бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны и родного края; этические чувства (прекрасного и безобразного). Регулятивные: контролируют свои действия. Познавательные: проводят анализ изделия и определяют необходимые для работы материалы и инструменты. Коммуникативные: формулируют высказывания, задают вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче. Личностные: имеют представление о правилах безопасного использования инструментов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; при помощи учителя составляют план выполнения изделия. Личностные: осознают ценность коллективного труда в процессе создания изделия и реализации проекта. |
IV.Закрепление знаний и умений. | Самостоятельная работа учащихся в парах. - Вы можете приступать к выполнению композиции «Русская красавица». Вам поможет в этом план, который мы вместе составили. Желаю вам успехов. Во время выполнения работы звучит песня «Во поле березка стояла». | Выполняют работу, опираясь на составленный план, осваивают приемы плетения косички в три нити, используют приёмы работы с бумагой, применяют правила безопасной работы с ножницами. | Регулятивные: контролируют и корректируют свою деятельность; осуществлять действия по заданному плану. Познавательные: работают по алгоритму с опорой на образец, создают композицию. Коммуникативные: оказывают поддержку друг другу; договариваются и приходят к общему решению, учитывая мнение партнера при работе в паре и над проектом. Личностные: проявляют интерес к творческому труду; формируется потребность к творческой деятельности. |
V. Подведение итогов работы. | Обсуждение и выставка работ учащихся. (1 мин) - Придумайте имя своей красавице. - Какой кокошник выбрали? Почему? Кто предложил идею? Какой костюм мог бы подойти вашей красавице? Составление технологической карты изделия. (2 мин) - Давайте составим технологическую карту изделия.
| Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения, учатся заполнять технологическую карту. | Коммуникативные: формулируют высказывания, проявляют инициативу в ситуации общения. |
VI. Рефлексия и оценивание работ. | Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности, выставление оценок.(10 мин) - Давайте оценим работы. Какие работы заслуживают оценки 5, какие 4? Почему? Прокомментируйте свое мнение. - Продолжите предложения:
Наш урок подошел к концу. В заключение мне хочется, чтобы прозвучал гимн всем женщинам России, которые во все времена были прекрасными! Русская красавица, Как же хороша! Счастьем улыбается У тебя душа. Сердце твоё чистое, В нём корысти нет, Очи же лучистые Источают свет! Русская красавица, Нет тебя милей! Ищут – зря стараются, По земле по всей! (В. Садовник) | Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения. Оценивают свою работу и работы одноклассников. | Регулятивные: проводят рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учителя, проводят самооценку, воспринимают оценку своей работы, данную учителем и одноклассниками. Познавательные: осознают важность освоения новых знаний и умений. Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли. Личностные: проявляют интерес к предмету, творческому труду, приобретают мотивацию учения, формируется бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны |
VII. Домашнее задание. | Творческое задание на дом. Дома попробуйте нарисовать русскую красавицу в народном костюме. | Записывают в дневник. |
Учитель: ______________________ Т.Г. Свистунова
Методист: ______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по технологии на тему "Осеннее панно в технике пластилиновая живопись"4 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по технологии на тему "Осеннее панно в технике пластилиновая живопись"4 класс(конспект+презентация)...
Конспект урока по технологии для 2 класса по теме "Технология изготовления композиции из яичной скорлупы». Изделие: «Крепость»" (УМК "Перспектива") + презентация
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Технология изготовления композиции из яичной скорлупы».Изделие: «Крепость».Цели деятельности учителя: усвоение технологии создания композиции...
Конспект урока по технологии на тему "«Технология использования воздуха» Изделие:«воздушный змей»." 3 класс УМК "Школа России"
laquo;Технология использования воздуха» Изделие:«воздушный змей»....
Конспект урока по технологии «Зоопарк. Работа с бумагой. Изделие: «Птицы» в технологии оригами» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: закрепление знаний и умений в технике оригами, научить технологии изготовления птицы из бумаги.Планируемые результатыПредметные: - знать условные обозначения техники оригами...
Конспект урока по технологии 3 класс, программа: «Перспектива»; Учебник: Роговцева Н.И. Технология. 3 класс.
Цели: - Формирование умений и навыков работы с бумагой;- Расширение представлений о видах аппликации и технологии её изготовления из бумаги...
Конспект урока по технологии: "Работа с бумагой. "Птица счастья" в технологии оригами" 2кл.
Цель деятельности учителя: расширение знаний у учащихся о способах обработки бумаги, приёмах складывания изделий в технике оригами; формирование знаний об основных понятиях и приемах.Планируемые...
Конспект урока по технологии "Изготовление театрального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии" (3 класс)
Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся умения делать театральный косюм для мальчика и девочки.Дидактические:1. Познакомить с понятием "театральный ко...