Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Бондаренко Ирина Николаевна

В данном файле представлены материалы по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondarenko_i.n._tekhnologiya.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса «Технология»

в 1 «А» классе

на 2013-2014 уч. год

                                                                 Составитель:

                                                                 Бондаренко Ирина Николаевна

                                                                  учитель начальных классов

                                                                  ГБОУ ЦО №1455

   г.Москва

        

Рабочая программа по технологии.

1 класс. «Начальная школа 21 века»

                                                                                    Пояснительная записка.

В 21 веке технологическое образование становится технической необходимостью. Настоящий этап развития общества интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004 года и авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

  1. развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
  2.  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
  3. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  4. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  5. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  6. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  7. овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  8. расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся,   ознакомление с миром профессий и их социальным значением;

Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.    

Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  1. качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  2. степень самостоятельности;
  3. уровень творческой деятельности

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации

Содержание курса

Тема раздела

Кол -во часов

Планируемые результаты

Корректировка

Универсальные учебные деятельности

Предметные задания

Знать

Уметь

1.

Что нас окружает

3

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • поиск необходимой информации;
  • произвольное построение речевого высказывания;
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация объектов.

  Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владение монологической и диалогической речью.

Личностные

  • Самоопределение
  • Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

  • Наблюдать

сравнивать, делать простейшие обобщения;

  • передавать

смысловые связи между предметами; выражать  свои  чувства, настроение

2.

Кто где живет

6

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение объектов.

Коммуникативные

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • планирование учебного сотрудничества
  • владение диалогической и монологической речью

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

  • прогнозирование
  • планирование
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • о роли и месте

человека в окружающем ребенка мире;

  • о созидательной,

творческой деятельности человека и природе как   источнике его вдохновения;

  • о человеческой

деятельности утилитарного и эстетического характера;

  • о некоторых

профессиях, о силах  природы, их пользе и опасности для человека;

  • когда деятельность

человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

 самостоятельно

выполнять  композицию  иллюстрации, выделять и узнавать  главное

  • передавать

свои  наблюдения  и  переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в   поделках смысловые связи между предметами

3.

Азбука мастерства

7

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • моделирование
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование
  1. Постановка и решение проблемы:
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов;
  • управление поведением  партнера;
  • умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция
  • оценка.

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

  • технику работы с

природными материалами.

  • правила  работы  с

несъедобными  семенами  растений

  • приёмы соединения

деталей пластилином.

  • выполнять

аппликацию из засушенных растений

  • выполнять

мозаику  из  семян.

  • Изготавливать

сказочных героев из природного материала

4.

Работаем с бумагой

 5

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • выбор эффективных способов решения задач.
  • структурирование знаний
  • рефлексия
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  1. Постановка и решение проблемы:
  • Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

  • планирование;
  • контроль;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • технику  выполнения

аппликации

  • технику  выполнения

мозаики.

  • приёмы разметки

складыванием.

  •  приёмы плетения

из бумажных полос.

  • выполнять

мозаику  из  мятой  бумаги.

  • выполнять

мозаику  из  рваной  бумаги

  • выполнять

симметричное вырезание

  • выполнять

аппликацию из бумажных полос.

5

Помощники мастерства

2

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний.
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение; и классификация объекта.
  1. Постановка и решение проблемы
  • самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные

  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка

Коммуникативные

  • планирование
  • постановка вопросов
  • управление поведением партнера
  • умение полно и точно выражать свои мысли
  • правила безопасной

работы с иглами и ножницами.

  • изображать форму,

общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

6

Сначала рисуем

5

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач.
  • структурирование знаний
  • рефлексия
  1. Постановка решения проблемы:
  • самостоятельное создание способов решения проблемы

Регулятивные

  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка.

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • приёмы разметки

складыванием.

  • чертить

развёртку.

Выполнять

технику «гармошка».

Выполнять

аппликацию из геометрических фигур.

Технология 1 класс

Поурочно - тематическое планирование.

Всего: 33 часа.

№ п/п

Название темы урока

Дата

Тип урока

Кол.ч

Наглядность

Примечание.

1

Экскурсия, игры на воздухе: «Кто назовет больше предметов окружающего мира»

общеметодологической направленности

1

2

Мир природы. Как засушить листья.

открытие нового

знания

1

листья

3

Мир рукотворный. Любимые занятия.

урок рефлексии

1

различные материалы

4

Экскурсия «как люди нашего города, села, деревни относятся к природе». Фантазия из листов и цветов.

общеметодологической направленности

1

листья, цветы, бумага, клей

5

Экскурсия в краеведческий музей. Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем?

общеметодологической направленности

1

6

Если хочешь - сделаешь (значение трудовой деятельности для человека).

открытие нового

знания

1

изделия трудовой деятельности

7

Готовим праздник.

открытие нового знания

1

различные материалы

Подари сказку «Колобок»

общеметодологической направленности

8

Из чего сделан рукотворный мир (общее представление о материалах).

открытие нового знания

1

различные материалы

9

Как устроены разные изделия (общее представление о конструкции).

открытие нового знания

1

различные материалы

10

Шаг за шагом (общее представление о конструкции изделий). Пластилин волшебник.

открытие нового знания

1

пластилин

11

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?

открытие нового знания

1

бумага, ткань

12-13

Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки.

открытие нового знания

2

бумага, ткань

14-15

Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать детали (клеевое соединение бумажных деталей)

открытие нового знания

2

бумага, ножницы, клей

16

Фантазии из бумаги (приемы работы ножницами).

рефлексия

1

бумага, ножницы, клей

17

Почему ножницы разные? (особенности конструкции инструментов в зависимости от их назначения).

открытие нового знания

1

иллюстрации ножниц

18

С кем линии дружат (понятие линии).

открытие нового знания

1

различные материалы

19

Из ниток и веревочек (виды линий).

открытие нового знания

1

нитки

20

Путь - дорожка (виды линий).

рефлексия

линейка, бумага

21

Размечаем круги (разметка деталей по шаблону).

открытие нового знания

1

шаблоны

22

Размечаем прямоугольники (разметка деталей по шаблону).

открытие нового знания

линейка, бумага, образец

23

Размечаем треугольники ( разметка деталей по шаблону)

открытие нового знания

шаблоны

24-25

Несложные прямые сгибания.

рефлексия

2

линейка, бумага

26-27

Изготовление памятки.

открытие нового знания

2

различные материалы

28

Свойство бумаги и ткани.

открытие нового знания

1

бумага, ткань

29-30

Иглы и булавки (швейные приспособления)

открытие нового знания

2

швейные приспособления

31

Домики для иголок и булавок.

рефлексия

1

булавки, иголки

32

Самостоятельная работа с опорой на инструкцию. Бант-заколка

развивающий контроль

1

различные материалы

33

Комплексная работа «Книжкина больница».

развивающий контроль

1

различные материалы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

    Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения  и  авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой...

Рабочая программа по технологии. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по курсу: «Технология».1 класс (базовый уровень).на 2013 – 2014 учебный год. Учебник: «Технологи» для 1 класса четырёхлетней начальной школы. Лутцева Е. А.  ...

Рабочая программа по технологии, 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по технологии, 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по технологии 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по технологии 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по технологии 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по технологии 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века" календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Начальная школа 21 века" соответствует требованиям ФГОС. Автор учебника Е.А.Лутцева....

рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения  и  авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой....