Методическая разработка урока технологии в 3 классе "Работа с бумагой, изделие "Апельсин" в технике плетения"
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

Лотина Галина Сергеевна

Методическая разработка урока технологии в 3 классе "Работа с бумагой, изделие "Апельсин" в технике плетения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: учитель нач. классов Лотина Галина Сергеевна

Тема: «Работа с бумагой, аппликация «Апельсин» с использованием техники прямого плетения»

Класс: 3

УМК «Школа России»

Тема урока: работа с бумагой

Изделие: аппликация с использованием техники прямого плетения «Апельсин» (подарок)

Цель урока: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по отработке приема плетения из бумаги, выполнения аппликации

Планируемые достижения: личностные, метапредметные, предметные

  • Предметные знания:  
  • представление о художественной технике, виде декоративно-прикладного искусства – плетении;
  • приемы создания изделия в данной технике

Предметные умения:

  • выполнять разметку по шаблону;
  • подбирать гармоничные по цвету материалы;
  • готовить детали для работы в технике плетения;
  • переплетать элементы, выполнять сборку изделия;

  • Метапредметные (УУД):
  • совершенствование логических действий;
  • выполнение анализа на примере анализа образца;
  • упражнение в умении планировать свою работу, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • совершенствование умения объяснять свой выбор при подборе цвета

  • Личностные:
  • формирование эстетических потребностей;
  • побуждение делать подарки и др. собственными руками

Оборудование урока: а) наглядные пособия: образец изделия; полоски бумаги; плетеный бумажный коврик; б) изобразительные наглядные пособия (иллюстрации подобных работ); в) материалы и инструменты (материалы – цветная бумага (трех цветов), шаблоны (основа и шаблон листьев), инструменты – карандаш, линейка, ластик, ножницы, клей). Электронная презентация, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  Учитель просит детей проверить готовность рабочих мест к уроку технологии.

Давайте проверим готовность к уроку. Разгадайте загадки и проверьте, всё ли у вас есть на партах.

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.. (Карандаш)

Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка)

Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится…
(Ластик)

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ножницы)

Склеить корабль, машину, солдата,
Паровоз, животное и шпагу.
Помогает нам, ребята,
Разноцветная… (Бумага)

Два листа между собой
Скрепит он, колпак открой.
Можешь мазать, не жалей.
А зовут его все …?( Клей)

Что должно быть на партах? Что еще у вас лежит на партах? Проверили? Молодцы, можем начинать.

  1. Рассказ учителя (пополнение, обобщение знаний), беседа. Постановка темы, трудовой задачи, цели.

Ребята, посмотрим на слайд, что перед нами? (Лапти, корзинка, коврик)

Что объединяет все эти работы? (Выполнены при помощи техники плетения)

Что же такое плетение? (Определение: способ ручного соединения полос эластичного материала (нитей, стеблей, прутьев, волокон), при котором каждая из полос проходит попеременно то сверху, то снизу других, под прямым или косым углом)

Из каких материалов могут быть сплетены различные вещи? Разберемся.

Слайды с картинками:

бумага, береста,  прутья, нити, газет и т.д.

Что еще можно выполнить в данной технике? (закладка)

Плетеные вещи известны людям с древности. Ведь раньше не было многих материалов, в т.ч.  ткани. Первую одежду плели из трав, она была прообразом современных тканей.

Как называлась такая плетеная обувь (слайд)? (лапти)

Постепенно материал плетения изменился, появились дополнительные приспособления. Но основной принцип остался.

Что видим на слайде? (Аппликация) Вспомним, что такое аппликация? (Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых кусков цветной бумаги, материи и т.д.)

Можно ли при выполнении аппликации использовать технику плетения? Как видим, на слайде – да.

Ребята, а вы любите фрукты? Какие знаете? Есть ли среди них полезные, которые могут поднять настроение?

О каком фрукте речь?

Фрукт оранжевого цвета –
Словно солнце жарким летом!
Сходим с мамой в магазин,
Купим сочный… (Апельсин)

Как считаете, почему эту загадку нам загадали?

Что же будем делать на уроке, какая художественная техника нам поможет? (Апельсин, плетение)

Показ наглядных пособий.

Выполняли уже подобные работы? (да)

Тогда мы без труда вспомним, как необходимо работать.

Цель урока: «Сегодня будем делать аппликацию «Апельсин» с использованием техники плетения, а также вспомним, как нужно правильно работать с бумагой, клеем, ножницами».

Как вы сможете потом использовать данную работу? (в подарок или повесить на стену и т.п.)

  1. Анализ образца.

Учитель организует анализ образца с помощью вопросов:

Посмотрим на изделие. Из какого материала мы чаще всего выполняем плетение?  (бумага)

Почему? (гибкая, распространена)

Из каких частей состоит изделие, какова их функция? (основа – держит изделие, для прочности; сама аппликация, плетеная часть – создает рисунок, красоту, а также украшение - лист)

Из каких деталей состоит изделие, какова их форма? (основа и переплетенные  полосы бумаги)

Вспомним, какие части, в свою очередь, можно выделить при плетении? (основа с надрезами и вплетаемые полосы)  

Какая деталь данного изделия главная? (обе важны)

Из какого материала основа? (картон) Почему?

Какая более трудоемкая деталь? (бумажные)

Как же соединены между собой полосы? (сплетены) А как соединены основа и аппликация? (склеивание)

Какие требуются инструменты для работы? (карандаш, линейка, ластик, ножницы, клей)

Какие операции нужно выполнить? (берем половину листа бумаги - вырезаем, размечаем и делаем надрезы, размечаем полосы и вырезаем  – заготовка деталей, сплетение, вырез. по шаблону, сборка с помощью клея, украшение (по шаблону или сами размечаем и вырезаем листья)).

  1. Планирование хода работы.

Мы все перечислили, теперь давайте для удобства запишем это в план

План работы:

  1. Заготовить материалы. В т.ч. по цвету подобрать бумагу.

Нужно ли готовить основу? (нет, ее выдали) Поэтому следующим пунктом будет подготовить аппликацию, т.е. приступаем к плетению.

  1. Заготовить аппликацию:  Вырезать объект, сложить его пополам.
  2. Провести ограничительные поля.
  3. Сделать поперечные надрезы на бумаге от сгиба до прочерченной линии.
  4. Бумагу другого цвета разрезать на полосы.
  5. Вплести полосы в объект.

Показать коврик. Спросить, что же получится. Как получить апельсин. Обсудить второй способ.

  1. Приложить картон, склеить, вырезать.

Чего не хватает? (листьев)

  1. Доделать, украсить.

Можно разместить на картоне.

  1. Планирование времени.

Сколько пунктов плана вы успеете выполнить за урок?

Можете успеть выполнить и все пункты, если постараться, а если не успеете, то доделать останется немного.

  1. Планирование материалов и инструментов.

Вызванный ученик перечисляет материалы и инструменты, необходимые для выполнения намеченных пунктов плана (цветная бумага, карандаш и линейка, ластик, ножницы, шаблон, клей).

  1. Физминутка.
  2. Практическая работа.
  1. Работа по первому пункту плана. Вызванный ученик зачитывает пункт плана. Инструктаж учителя: «Нужно подобрать листы бумаги двух хорошо сочетающихся цветов, основа также должна сочетаться».  Вспомним цветовой круг. Выполнение детьми. Контроль.
  2. Работа по второму пункту плана. Вызванный ученик зачитывает пункт плана.

Перед вами должна быть половина листа бумаги, значит, что необходимо сделать? (сложить лист пополам, держим горизонтально, отрезать половину)

Вспомним правила работы с ножницами, т.б.:

  • Передавай кольцами вперед.
  • Смотри, чтобы концы ножниц были направлены по линии разметки.
  • Широко раскрывай лезвия, режь средней их частью, не смыкай концы до окончания разреза.
  • Не размахивай рукой с ножницами.
  • После окончания работы клади в установленное место.

Складываем оставшуюся часть листа пополам.

Контроль.

  1. Работа по третьему пункту плана.

Ограничительные поля. Лист кладем перед собой вертикально, сгиб внизу. От верхнего края отступаем 2 см, отмечаем, чертим линию. Затем размечаем на этом листе полосы шириной 1 см.

Контроль.

  1. Работа по четвертому пункту плана.

Делаем надрезы до ограничительной линии по разметке.

  1. Берем бумагу другого цвета. Кладем вертикально, размечаем полосы шириной 1 см (13 штук). Если понадобится больше, потом можно доделать.
  2. Сплетение. 1 через один продеваем, чередуя в шахматном порядке.

Контроль.

  1. Приложить шаблон, склеить, вырезать.

Приложить по центру с изнаночной стороны. Что потребуется для сборки изделия? (клей)

Инструктаж: необходимо подготовить место для работы с клеем. Наносим на всю поверхность от середины к краям. Собираем. Берем лист, промокаем в конце работы, чтобы клей не остался.

  1. Чего не хватает? (листьев)

Шаблон держи одной рукой, карандаш другой; карандаш держи прямо; обводи шаблон слева направо, а потом из-под руки слева-вниз-направо.

Как можем проверить выполнение? (повторно наложить шаблон)

Линия разметки должна быть тонкой, сплошной, располагаться близко к краю шаблона.

Теперь обведем листья, приложим. Склеиваем.

Нужны ли еще доп. детали? Можно ли приклеить на картон, привязать ниточку и т.д.?

Самоконтроль и контроль.

Заканчиваем сборку.

  1. Подведение итогов урока (уроков), рефлексия, оценка работы учащихся. 

Понравился урок?

Что было интересно?

Что нового узнали?

Что мы сделали? (сувенир)

Какие знакомые приемы использовали?

Хорошо работали на уроке?

А в итоге получились ваши поделки аккуратными? Подобранные цвета хорошо сочетаются?

Мне кажется, если именно эти условия выполнены, то у вас должна выйти чудесная работа.

Посмотрим, что же у вас получилось.

Ребята каждого ряда сейчас по очереди выйдут и покажут нам то, что у них получилось.

Что вы можете сказать о работах? (Оригинальность, аккуратность, подбор цветов)

Кто не успел? Как думаете, почему? (нужно быстрее выполнять, в сл. раз будет лучше. Попробуете? Хорошо.)

  1. Домашнее задание.

Доделайте дома аппликацию, кто не доделал.

  1. Уборка рабочего места. 

Аккуратно собрать весь мусор, выкинуть в мусорное ведро. Оставшуюся бумагу сложить  аккуратно, клей закрыть, убрать все принадлежности для уроков технологии в портфель.

Молодцы!  Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии

Здесь показана работа с берестой...

Методическая разработка урока технологии 1 класс "Чудесные превращения" УМК "Гармония"

Сказочна и богата природа. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от  нечаянно увиденного чуда в природе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности с...

Методическая разработка урока технологии по теме "Открытка-ландшафт".

Методическая разработка урока технологии для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа". Раздел "Работа с бумагой и картоном". Тема:"Открытка-ландшафт." Урок разработан с учётом Федерального госу...

Методическая разработка урока технологии 3 класс

Тема урока: Изготовление ёлочных украшенийЦели: Учиться выполнять ёлочные украшения из цветной бумаги и природного материала. Развивать мелкую моторику рук, внимание, глазомер. Воспитывать аккур...

Методическая разработка урока технологии для 1-го класса. Работа с бумагой в технике мозаика. Изделие "Сова".

Знакомство с технологией изготовления мозаики из различных материалов. Последовательное изготовление мозаики дано в рисунках....

Приемы работы с текстовым редактором.Методическая разработка урока технологии в 3 классе.

Методическая разработка урока технологии в 3 классе (модуль информатики)....

Методическая разработка урока физической культуры модуль Плавание по теме «Техника работы ног брасс в согласовании с дыханием.»

Методическая разработка урока физической культуры модуль Плавание по теме «Техника работы ног брасс в согласовании с дыханием.» в помощь учителю физической культуры для 3-х классов...