Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство оригами".
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа во внеурочной деятельности "Искусство оригами" для учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pogramma_umelye_ruki.docx | 56.26 КБ |
rabochaya_programma_iskusstvo_origami_shitova_t.a.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 31 имени Романа Петровича Стащенко»
Утверждено приказом МБОУ ЦО № 31
№ __ от ________ 2017__ г.
м.п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
Учитель: Шитова Т.А.
Принято на заседании педагогического совета
протокол № __ от __ августа 2017 __ г.
Оглавление.
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности .
- Оценка результатов образовательной деятельности.
- Методическое обеспечение программы.
- Тематический план.
- Содержание программы.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для обучающихся.
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Занятия в детском объединении помогают развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Также занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающегося, расширению его кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Занимаясь внеурочной деятельностью, ребенок сможет углубить знания и умения по интересующему ему делу и применить на практике в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. На занятиях обучающиеся знакомится с терминами, обозначающими технику изготовления изделий. Овладение этими терминами, также как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам, которые не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к обучению. В начале изучения новой темы дается теоритические знания. Это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете. Далее следуют практические работы, которые включают изготовление, оформление поделок (изделий). Таким образом, ребенок учится последовательности в работе, развивает навыки самоконтроля. Занятия заинтересовывают и увлекают обучающегося также возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, а также помогают, овладевают умением подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учится постигать технику, секреты мастеров.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Продолжительность обучения 1 год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1 часа. Темы занятий на усмотрения учителя в зависимости от интересов обучающихся и их творческих способностей могут меняться местами.
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей ребенка в процессе выполнения различных работ. Создать условия для развития самостоятельности анализа и мышления, воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого.
Задачи программы:
1. Обучающие: обучить конкретным трудовым навыкам, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов изготовления поделок, обучить детей безопасным приемам работы с различными инструментами.
2. Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение, познакомить обучающихся с различными видами декоративно-прикладного искусства из бумаги; развитие художественного вкуса и творческого потенциала, познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду.
3. Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, формирование самостоятельности, воспитывать нравственные качества ребенка и эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества
Дети видят результат своей деятельности, что позволяет не утратить интерес к своей работе и завершить ее на творческой "нотке". Работа на занятиях основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, а также на совместном продуктивном сотрудничестве.
На занятии используются различные методы обучения: словесный, наглядно-образный, практический. Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, готовые поделки, книги и пр.). Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности ребенка, обогащают словарный запас. Прежде чем начать обучение простейшим приемам, необходимо отработать с детьми тренировочные упражнения, направленные на развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики кисти. Особое внимание на занятиях уделяется правилам безопасной работы с инструментами.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Умелые руки».
- формирование интереса к обучению и различным видам работ (технологиям) из бумаги и картона;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- овладение навыками работы с инструментами, используемыми на занятиях, правилами техники безопасности при работе с ними;
- освоение различных видов разметок, основных технологических приемов и операций;
- составление порядка работы над изделием и формирование самостоятельности в работе;
- формирование уверенности в собственных силах и умения общаться в коллективе
- способность к осуществлению самоконтроля;
- самостоятельный выбор материалов и способов обработки, осуществление самоконтроля;
- возможность изготовления моделей по рисунку, замыслу, воображению;
- иметь осознанное восприятие линии, формы, цвета, пропорциональности – как показателя знаний художественного конструирования и выразительности;
- умение обосновывать конструкторский замысел, находить решения в новой ситуации, работать самостоятельно и в коллективе.
Таким образом, хорошо организованная, продуктивная деятельность обучающегося поможет ему стать инициативным, последовательным, доводить начатое дело до конца, учит самостоятельности.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам. Ребенок, сравнивая свою работу с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Методическое обеспечение программы.
При организации деятельности детей в детском объединении учитывается ряд психологических требований. Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет ребенок в процессе серии занятий.
Целью занятий является в объединении является также развитие нравственных качеств: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Обучающийся должен прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения ребенка в атмосфере радости, творческих, открытий, игры.
В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, понять что, каким образом и зачем будет делать.
Для работы в детском объединении необходимы следующие материалы и инструменты:
- альбом;
- картон, бумага (цветная, бархатная, гофрированная), цветные салфетки;
- карандаши, линейка, ластик, ножницы;
- клей ПВА, клей-карандаш;
- бросовый материал;
- природный материал.
;
Тематический план
1 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Ознакомление с программой детского объединения. Цели и задачи, содержание, техника безопасности. Организация рабочего места, инструменты и материалы, правила безопасности труда. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Бумага, ее свойства и виды. Бумажная пластика, способ и приемы БП. Прорезные изделия из бумаги. «Вытынанки». Метод бумажных петель. | 1 | 5 | 6 |
3 | Поделки из природного и бросового материала | 0,5 | 2,5 | 3 |
4 | Аппликация, ее виды. Объемная и плоская аппликация. Аппликация в смешанной технике. | 1 | 4 | 5 |
5 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодних и рождественских сувениров и игрушек. | 1 | 2 | 3 |
6 | Оригами. Складывание из бумаги. Базовые формы в оригами. Создание простейших объемных поделок. | 2 | 5 | 7 |
7 | Начальные сведения о художественном конструировании и техническом моделировании. Форма, цвет, пропорциональность. | 1 | 3 | 4 |
8 | Работа с салфетками. Изделия из салфеток. Метод торцевания. | 0,5 | 2,5 | 3 |
9 | Заключительное занятие. Выставка работ учащихся за год. Комментированный показ лучших изделий. | 1,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО: | 9 | 25 | 34 |
Содержание программы
начальные классы (34 часа)
№ занятия | Раздел, тема | Кол-во часов | Теория | Кол-во часов | Практика | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 | Вводное занятие. Ознакомление с программой детского объединения. Цели и задачи, содержание, техника безопасности. Организация рабочего места, инструменты и материалы, правила безопасности труда. | 0,5 | Беседа. Демонстрация образцов. | 0,5 |
2 | Бумага, ее свойства и виды. Бумажная пластика, способ и приемы БП. Прорезные изделия из бумаги. «Вытынанки». Метод бумажных петель. | 6 | Бумага, ее свойства и виды. | 0,5 | Операция «вырезание», операция «складывание», «складывание гармошкой». | 05 |
Вырезание кружков разными способами (по шаблону, вырезание из квадратного листа, сложенного гармошкой). Аппликация из кружков («Бабочка», «Пингвин», «Цветок» - по выбору). | 1 | |||||
Бумажная пластика, способ и приемы БП. | 0,5 | Прорезные изделия из бумаги. «Закладка». | 0,5 | |||
Вытынанки «Осенний лес». | 1 | |||||
Вытынанки «Мой город» | 1 |
Метод бумажных петель. «Хризантема», «Лебедь» - по выбору. | 1 | |||||
3 | Поделки из природного и бросового материала | 3 | Виды бросового материала. Поделки из природного материала | 0,5 | Поделки из пластилина, шишек, каштанов, желудей, веточек и других материалов по замыслу | 0,5 |
Панно из сухих листьев и цветов. | 1 | |||||
Открытка из картона бисера, ваты, сухих листьев «Серебряное копытце» | 1 | |||||
4 | Аппликация, ее виды. Объемная и плоская аппликация. Аппликация в смешанной технике. | 4 | Аппликация на плоская из геометрических фигур | 0,5 | Проработка способов «вырезания» и «наклеивания». Ига-конкурс «Составь симметричный узор». | 0,5 |
Объемная аппликация «Подводный мир» | 1 | |||||
Обрывная. аппликация | 0,5 | «Собачка» | 0,5 | |||
Апликация в смешанной технике «Морской пейзаж» | 1 | |||||
5 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодних и рождественских сувениров и игрушек | 3 | Новогодние украшения, их виды | 0,5 | Изготовление объемной снежинки из 6 деталей | 0,5 |
Новогодние украшения, их виды | 0,5 | Изготовление объемной снежинки из 2 деталей. | 0,5 | |||
Изготовления объемного елочного шара | 1 | |||||
6 | Оригами. Создание простейших объемных поделок. | 7 | Складывание из бумаги. Базовые формы в оригами. | 0,5 | Складывание «Квадрат», «двойной квадрат». Изготовление корзинки | 0,5 |
Базовая форма | 0,5 | Складывание коробочки | 0,5 | |||
Базовая форма «треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей» | 0,5 | Изготовление поделки «Тюльпан» | 0,5 | |||
«Кусудамы» | 0,5 | Изготовление деталей простой кусудамы | 0,5 | |||
Изготовление деталей простой кусудамы | 1 | |||||
Изготовление Кусудама» из 8 элементов | 1 | |||||
Изготовление поделки в технике оригами «Рождественская звезда» | 1 | |||||
7 | Начальные сведения о художественном конструировании и техническом моделировании. Форма, цвет, пропорциональность. Техника аппликации. | Виды моделирования. | 0,5 | Изготовление объемного домика по шаблону № 1. | 0,5 | |
Виды конструирования. | 0,5 | Изготовление объемного домика по шаблону № 1. | 0,5 | |||
Изготовление объемной поделки «Слон» из отдельных элементов. | 1 | |||||
Изготовление поделки «Мышка», «Лисичка» из конуса. | 1 | |||||
8 | Работа с салфетками. Изделия из салфеток. Метод торцевания. | Виды изделий из бумажных салфеток. Техника торцевание, основные способы и приемы | 0,5 | Изготовление цветов из бумажных салфеток. Составление панно. | 05 | |
Нанесение рисунка на лист картона по замыслу. Подготовка деталей для торцевания. | 1 | |||||
Работа над панно в технике торцевание. | 1 | |||||
9 | Заключительное занятие. Выставка работ учащихся за год. Комментированный показ лучших изделий. | Подведение итогов работы. | 1,5 | Оформление выставки лучших работ учащихся | 1,5 |
Список литературы для учителя
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
- Выгонов, В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В. Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
- Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б. Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б. Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
Список литературы для обучающихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.
3. Гомозова С. А. «Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам». - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
4. Лазарева Л.А. «Большая энциклопедия поделок». - М.: Росмэн, 2005.
5. Леонова О. В. «Рисуем нитью: Ажурные картинки». – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
6. Лыкова И., Коротеева Е. и др. «Большая книга детского творчества». - М.: Олма Медиа Групп, 2007.
7. Чибрикова А. «Забавные подарки по поводу и без». – М.: Издательство Эксмо, 2006.
6. Левина М. 365 уроков труда. – М., 2001.
7. Гомзова Ю.В. «Калейдоскоп чудесных ремесел». – М, 2005.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 31 имени Романа Петровича Стащенко»
Утверждено приказом МБОУ ЦО № 31
№ __ от ________ 2017__ г.
м.п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Искусство оригами»
Учитель: Шитова Т.А.
Принято на заседании педагогического совета
протокол № __ от __ августа 2017 __ г.
Оглавление
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
- Оценка результатов образовательной деятельности
- Содержание программы.
- Календарно-тематическое планирование
- Список литературы
Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Рабочая программа детского объединения «Искусство оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, окружающий мир, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
- конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
- объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
- наглядное сопровождение темы урока – например, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
- средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Искусство оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Искусство оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год (33 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности или не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности или не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны | |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку | |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Содержание программы
(34 часа)
№ | Дата | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |
2. | Простые базовые формы оригами | 3 | 3 | ||
3. | Базовая форма «Треугольник» | 7 | 7 | ||
4. | Базовая форма «Воздушный змей» | 3 | 3 | ||
5. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 | 2 | ||
6. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 7 | 7 | ||
7. | Базовая форма «Конверт» | 5 | 5 | ||
8. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 2 | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 3 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
33 часа
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Календарно-тематическое планирование | Формирование УУД |
1 | Вводные занятия | 2 ч. | Цели и задачи курса обучения. Правила техники безопасности на занятия. | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция; |
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. | ||||
2 | Простые базовые формы оригами. | 3 ч. | Складывание базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. | Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
Складывание «Кленовые листья», «Осенняя композиция» | ||||
«Осенняя композиция», оформление и декорирование работы. | ||||
3 | Базовая форма: | 7.ч. | Базовая Форма «Треугольник». Складывание: «Домик с крыльцом». | Познавательные - поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
Базовая Форма «Треугольник». Складывание: «Забавные зверушки». | ||||
Складывание: «Бабочки». | ||||
Складывание: «Тюльпан». | ||||
Составление композиции : «Бабочка на лугу» | ||||
Складывание: «Лодочка», «Яхта» | ||||
Складывание: «Стаканчик». | ||||
4 | Базовая форма: | 3 ч. | Складывание: «Овощи» | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; |
Оформление композиции «Осенний урожай» | ||||
Складывание: «Шлем Самурая», «Колпак» | ||||
5 | Базовая форма: | 2ч. | Складывание: «Тюльпан». |
Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; |
Складывание: «Водяная бомбочка». | ||||
6 | Базовая форма: |
| Складывание: «Коробочка простая» | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; |
Складывание: «Коробочка - Звезда» | ||||
Складывание: «Ваза» | ||||
Складывание «Корзинка» | ||||
Складывание: «Цветок» | ||||
Складывание «Лилия» | ||||
Складывание: «Ползущий жук» | ||||
7 | Базовая форма: «Конверт» | 5 ч. | Складывание: «Рюкзак и книжка» | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; |
Складывание: «Простая кусудама из 8 деталей» | ||||
Складывание: «Простая кусудама из 8 деталей» | ||||
Складывание: «Лодка с парусом» | ||||
Складывание: «Яхта» | ||||
8 | Итоговые занятия | 3 ч | Игра: «Знаю, умею, покажу!» | |
Выставка лучших работ. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество» http://stranamasterov.ru
- Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
- Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А. Дюрлюкова Волгоград, 2012
- Цветы и вазы оригами. С. Афонькин, Е. Афонькина, 2002
Интернет ресурсы.
http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс
Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс предназначена для учителей начальных классов, а так же воспитателям группы продлённого дня....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1класс
Курс Очумелые ручки «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность ...
рабочая программа по внеурочной деятельности " Оригами" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....