Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство оригами".
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Шитова Татьяна Алексеевна

Рабочая программа во внеурочной деятельности "Искусство оригами" для учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 31 имени Романа Петровича Стащенко»

Утверждено приказом  МБОУ ЦО № 31

№ __  от  ________ 2017__ г.

м.п

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«УМЕЛЫЕ РУКИ»

Учитель: Шитова Т.А.

Принято на заседании педагогического совета

протокол  №  __  от  __  августа 2017 __   г.

 


Оглавление.

                                                                             

                                                                             

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения  обучающимися  программы внеурочной деятельности .
  3. Оценка  результатов  образовательной деятельности.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Тематический план.
  6. Содержание программы.
  7. Список литературы для учителя.  
  8. Список литературы для обучающихся.


«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

 Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются  хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Занятия в детском объединении помогают развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Также занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия  обучающегося, расширению его кругозора, развитию способности  воспринимать и чувствовать прекрасное.

Занимаясь внеурочной деятельностью, ребенок сможет углубить знания и умения по интересующему ему делу и применить на практике в школе и дома.  

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед  необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения  задания. На занятиях обучающиеся знакомится с терминами, обозначающими технику изготовления изделий. Овладение этими терминами, также как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам, которые  не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к обучению.  В начале изучения новой темы дается теоритические  знания. Это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете. Далее следуют  практические работы, которые  включают изготовление, оформление поделок (изделий). Таким образом, ребенок учится  последовательности в работе, развивает  навыки самоконтроля.  Занятия заинтересовывают и увлекают обучающегося также возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, а также помогают, овладевают умением  подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учится постигать технику, секреты мастеров.

 Программа рассчитана на учащихся начальной школы. Продолжительность обучения 1 год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1 часа. Темы занятий на усмотрения учителя в зависимости от интересов обучающихся и их творческих способностей могут меняться местами.

 В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель  программы:  создать условия для развития творческих способностей ребенка в процессе выполнения различных работ. Создать условия для  развития самостоятельности анализа и мышления, воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого.

Задачи программы:  

1. Обучающие: обучить конкретным трудовым навыкам, овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов изготовления поделок, обучить детей безопасным приемам работы с различными инструментами.

2. Развивающие: развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение, познакомить обучающихся с различными видами декоративно-прикладного искусства из бумаги;    развитие  художественного вкуса и творческого потенциала,  познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду.

3. Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, формирование самостоятельности, воспитывать нравственные качества ребенка и  эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества

Дети видят результат своей деятельности, что позволяет не утратить интерес к своей работе и завершить ее на творческой "нотке". Работа на занятиях  основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней детей, а также на совместном продуктивном сотрудничестве.

На занятии используются различные методы обучения: словесный, наглядно-образный, практический. Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, готовые поделки, книги и пр.).  Занятия увлекательны и разнообразны, они развивают не только образное мышление, воображение, но и раскрывают творческие способности ребенка, обогащают словарный запас. Прежде чем начать обучение простейшим приемам, необходимо отработать с детьми тренировочные упражнения, направленные на развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики кисти. Особое внимание на занятиях уделяется правилам безопасной работы с инструментами.


Планируемые результаты

освоения  обучающимися  программы внеурочной деятельности «Умелые руки».

-  формирование  интереса к обучению  и различным видам работ (технологиям) из бумаги и картона;

-  обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- овладение  навыками работы с инструментами, используемыми  на занятиях,  правилами техники безопасности при работе с ними;

- освоение различных  видов разметок, основных технологических приемов и операций;

- составление порядка работы над изделием и формирование самостоятельности в работе;

- формирование уверенности в собственных силах и  умения общаться в коллективе

-  способность к  осуществлению  самоконтроля;

- самостоятельный выбор материалов и способов обработки, осуществление   самоконтроля;

-  возможность изготовления моделей по рисунку, замыслу, воображению;

- иметь осознанное восприятие линии, формы, цвета, пропорциональности – как   показателя знаний художественного конструирования и выразительности;

- умение обосновывать конструкторский замысел, находить решения в новой ситуации,  работать самостоятельно и в коллективе.

Таким образом,  хорошо организованная, продуктивная деятельность обучающегося поможет ему стать инициативным, последовательным, доводить начатое дело до конца, учит самостоятельности.


Оценка  результатов  образовательной деятельности

                Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

      Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам. Ребенок, сравнивая  свою  работу  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

          Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус).


Методическое обеспечение программы.

При организации деятельности детей в детском объединении учитывается ряд психологических требований. Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет ребенок в процессе серии занятий.

Целью занятий является в объединении является также развитие нравственных качеств: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Обучающийся должен прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения ребенка в атмосфере радости, творческих, открытий, игры.

В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, понять что, каким образом и зачем будет делать.

 Для работы в детском объединении необходимы следующие материалы и инструменты:

  • альбом;
  • картон, бумага (цветная, бархатная, гофрированная), цветные салфетки;
  • карандаши, линейка, ластик, ножницы;
  • клей ПВА, клей-карандаш;
  • бросовый материал;
  • природный материал.

;


Тематический план

1 год обучения

(34 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Ознакомление с программой детского объединения. Цели и задачи, содержание, техника безопасности. Организация рабочего места, инструменты и материалы, правила безопасности труда.

0,5

0,5

1

2.

Бумага, ее свойства и виды. Бумажная пластика, способ и приемы БП. Прорезные изделия из бумаги. «Вытынанки». Метод бумажных петель.

1

5

6

3

Поделки из природного и бросового материала

0,5

2,5

3

4

Аппликация, ее виды. Объемная и плоская аппликация. Аппликация в смешанной технике.

1

4

5

5

Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодних и рождественских сувениров и игрушек.

1

2

3

6

Оригами. Складывание из бумаги. Базовые формы в оригами. Создание простейших объемных поделок.

2

5

7

7

Начальные сведения о художественном конструировании и техническом моделировании. Форма, цвет, пропорциональность.

1

3

4

8

Работа с салфетками. Изделия из салфеток. Метод  торцевания.

0,5

2,5

3

9

Заключительное занятие. Выставка работ учащихся за год. Комментированный показ лучших изделий.

1,5

0,5

1

ИТОГО:

9

25

34


Содержание программы

начальные  классы  (34 часа)

№ занятия

Раздел, тема

Кол-во

часов

Теория

Кол-во

часов

Практика

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

1

Вводное занятие. Ознакомление с программой детского объединения. Цели и задачи, содержание, техника безопасности. Организация рабочего места, инструменты и материалы, правила безопасности труда.

0,5

Беседа. Демонстрация образцов.

0,5

2

Бумага, ее свойства и виды. Бумажная пластика, способ и приемы БП. Прорезные изделия из бумаги. «Вытынанки». Метод бумажных петель.

6

Бумага, ее свойства и виды.

0,5

Операция «вырезание», операция «складывание», «складывание гармошкой».

05

Вырезание кружков разными способами (по шаблону, вырезание из квадратного листа, сложенного гармошкой).  Аппликация из кружков («Бабочка», «Пингвин», «Цветок»  - по выбору).

1

Бумажная пластика, способ и приемы БП.

0,5

Прорезные изделия из бумаги.  «Закладка».

0,5

Вытынанки «Осенний лес».

1

Вытынанки «Мой город»

1


Метод бумажных петель. «Хризантема», «Лебедь» - по выбору.

1

3

Поделки из природного и бросового материала

3

Виды бросового материала. Поделки из природного материала

0,5

Поделки из пластилина, шишек, каштанов, желудей, веточек и других материалов по замыслу

0,5

Панно из сухих листьев и цветов.

1

Открытка из картона бисера, ваты, сухих листьев «Серебряное  копытце»

1

4

Аппликация, ее виды. Объемная и плоская аппликация. Аппликация в смешанной технике.

4

Аппликация на плоская из геометрических фигур

0,5

Проработка способов «вырезания» и «наклеивания».  Ига-конкурс «Составь симметричный узор».

0,5

Объемная аппликация «Подводный мир»

1

Обрывная.        

аппликация

0,5

«Собачка»

0,5

Апликация в смешанной технике «Морской пейзаж»

1

5

Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодних и рождественских сувениров и игрушек

3

Новогодние украшения, их виды

0,5

Изготовление объемной снежинки из 6 деталей

0,5

Новогодние украшения, их виды

0,5

Изготовление объемной снежинки из  2 деталей.

0,5

Изготовления объемного елочного шара

1

6

Оригами. Создание простейших объемных поделок.

7

Складывание из бумаги. Базовые формы в оригами.

0,5

Складывание «Квадрат», «двойной квадрат». Изготовление корзинки

0,5

Базовая форма

0,5

Складывание коробочки

0,5

Базовая форма «треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей»

0,5

Изготовление  поделки «Тюльпан»

0,5

«Кусудамы»

0,5

Изготовление деталей простой кусудамы

0,5

Изготовление деталей простой  кусудамы

1

Изготовление Кусудама» из  8 элементов

1

Изготовление поделки в технике оригами «Рождественская звезда»

1

7

Начальные сведения о художественном конструировании и техническом моделировании. Форма, цвет, пропорциональность. Техника аппликации.

Виды моделирования.

0,5

Изготовление объемного домика по шаблону № 1.

0,5

Виды конструирования.

0,5

Изготовление объемного домика по шаблону № 1.

0,5

Изготовление  объемной поделки «Слон» из отдельных элементов.

1

Изготовление поделки «Мышка», «Лисичка»  из конуса.

1

8

Работа с салфетками. Изделия из салфеток. Метод  торцевания.

Виды изделий из бумажных салфеток.

Техника торцевание, основные способы и приемы

0,5

Изготовление цветов из бумажных салфеток. Составление панно.

05

Нанесение рисунка на лист картона по замыслу. Подготовка деталей для торцевания.

1

Работа над панно в технике торцевание.

1

9

Заключительное занятие. Выставка работ учащихся за год. Комментированный показ лучших изделий.

Подведение итогов работы.

1,5

Оформление выставки лучших работ учащихся

1,5


Список литературы для учителя

  1. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  2. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю.  Игрушки из бумаги [Текст]   /     Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой     [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
  4. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты      [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  5. Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами      [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
  7. Выгонов, В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение.    Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В. Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  8. Долженко,  Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.-  Ярославль: Академия холдинг, 2007.
  9. Коротеев,  И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
  10. Сержантова,  Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]:  книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б. Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2006
  11. Сержантова,  Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]:  книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б. Сержантова.  М.:  Айрис-пресс, 2007
  12. Соколова,  С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/  С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  13. Соколова,  С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/             С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001


Список литературы для обучающихся

1.    Афонькина, Е. Ю,  Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]:  экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.

2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.

3. Гомозова С. А. «Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам». - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

4.  Лазарева Л.А. «Большая энциклопедия поделок». - М.: Росмэн, 2005.

 

5.  Леонова О. В. «Рисуем нитью: Ажурные картинки». – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.

6.  Лыкова И., Коротеева Е. и др. «Большая книга детского творчества». - М.: Олма Медиа Групп, 2007.

7.  Чибрикова А. «Забавные подарки по поводу и без». – М.: Издательство Эксмо, 2006.

6.  Левина М. 365 уроков труда. – М., 2001.

7. Гомзова  Ю.В. «Калейдоскоп чудесных ремесел». – М, 2005.

                       



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 31 имени Романа Петровича Стащенко»

Утверждено приказом  МБОУ ЦО № 31

№ __  от  ________ 2017__ г.

м.п

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Искусство оригами»

Учитель: Шитова Т.А.

Принято на заседании педагогического совета

протокол  №  __  от  __  августа 2017 __   г.

 


Оглавление

                                                                             

                                                                             

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
  3. Оценка  результатов  образовательной деятельности
  4. Содержание программы.
  5.  Календарно-тематическое планирование
  6. Список литературы


Пояснительная записка

                                                      Таинственный  мир  превращенья  бумаги.
                                                     Здесь  все  чародеи,  волшебники,  маги.
                                                     Творят  они  сказки  своими  руками.
                                                      И  мир  тот чудесный зовут  ОРИГАМИ.        

           Рабочая программа детского объединения  «Искусство оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

          Одним из видов конструирования является оригами.  Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

Оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;

  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  •  улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, окружающий мир, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.   Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:

  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
  • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока – например,  кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
  •  средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  •  элемент мероприятий – например,  «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.                                                                                                             Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

           Программа «Искусство оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.  

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы: 
Обучающие

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

           Программа «Искусство оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год (33 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

           Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
         Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
        Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимания причин успешности или не успешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности или не успешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;  
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу


Оценка  результатов  образовательной деятельности

        Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

      Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн, характеристики  движения   (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

          Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус).


Содержание программы

 (34 часа)


п/п

         Дата

                                 Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2

2.

Простые базовые формы оригами

3

3

3.

Базовая форма «Треугольник»

7

7

4.

Базовая форма «Воздушный змей»

3

3

5.

Базовая форма «Двойной треугольник»

2

2

6.

Базовая форма «Двойной квадрат»

7

7

7.

Базовая форма «Конверт»

5

5

8.

Итоговое занятие. Оформление выставочных работ

2

2

2

ИТОГО:

3

34


Календарно-тематическое планирование

33 часа

п/п

Тематическое планирование

Часы

Календарно-тематическое планирование

Формирование   УУД

1

Вводные занятия

2 ч.

Цели и задачи курса обучения. Правила техники безопасности на занятия.

Познавательные                                        

 - формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.

2

Простые базовые формы оригами.

3 ч.

Складывание базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Познавательные                                        

 - знаково-символические

- моделирование;

- анализ;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

Регулятивные

- целеполагание;

 - волевая саморегуляция;

Складывание «Кленовые листья», «Осенняя композиция»

«Осенняя композиция», оформление и декорирование работы.

3

Базовая форма:
«Треугольник»  

7.ч.

Базовая Форма «Треугольник». Складывание: «Домик с крыльцом».

Познавательные                                        

 - поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные

- мотивация учения;

- смыслообразование;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- планирование;

- контроль и коррекция;

Регулятивные

- целеполагание;

 - волевая саморегуляция;

Базовая Форма «Треугольник». Складывание: «Забавные зверушки».  

Складывание: «Бабочки».

 Складывание: «Тюльпан».

Составление композиции : «Бабочка на лугу»

Складывание: «Лодочка», «Яхта»

Складывание: «Стаканчик».

4

Базовая форма:
«Воздушный змей»

3 ч.

Складывание: «Овощи»  

Познавательные

 - формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение информации;

 - знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

 - волевая саморегуляция;

 - мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

 - волевая саморегуляция;

Оформление  композиции «Осенний урожай»

 Складывание: «Шлем Самурая», «Колпак»

5

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

 2ч.

Складывание: «Тюльпан».

 

Познавательные

 - формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение информации;

 - знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

 - волевая саморегуляция;

 - мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

 - волевая саморегуляция;

Складывание: «Водяная бомбочка».

6

Базовая форма:
«Двойной квадрат»

  1. чч..

Складывание: «Коробочка простая»

Познавательные

 - формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение информации;

 - знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

 - волевая саморегуляция;

 - мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

 - волевая саморегуляция;

Складывание: «Коробочка - Звезда»

Складывание: «Ваза»

Складывание «Корзинка»

Складывание: «Цветок»

Складывание «Лилия»

Складывание: «Ползущий жук»

7

Базовая форма: «Конверт»

5

ч.

Складывание: «Рюкзак и книжка»

Познавательные

 - формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение информации;

 - знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные

- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

 - волевая саморегуляция;

 - мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;

Коммуникативные

- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;

Регулятивные

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

 - волевая саморегуляция;

Складывание: «Простая  кусудама из 8 деталей»

Складывание: «Простая  кусудама из 8 деталей»

Складывание: «Лодка с парусом»

Складывание: «Яхта»

8

Итоговые занятия

3 ч

Игра: «Знаю, умею, покажу!»

Выставка лучших работ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  http://stranamasterov.ru
  2. Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  3. Художественная творческая деятельность. Оригами. Авторы-составители И.А.Рыбакова, О.А. Дюрлюкова Волгоград, 2012
  4. Цветы и вазы оригами. С. Афонькин, Е.  Афонькина, 2002

Интернет ресурсы.

http://stranamasterov.ru

http://www.encyclopedia.ru/

http://www.nachalka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Оригами и развитие ребенка" 2 класс

Полная рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами. Развитие ребенка" для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности Оригами 3 класс предназначена для учителей начальных классов, а так же воспитателям группы продлённого дня....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1класс

Курс Очумелые ручки «Оригами» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности правил, требований; дает возможность ...

рабочая программа по внеурочной деятельности " Оригами" для обучающихся 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....