Методическая разработка "Рабочая программа по технологии" (Лутцева, Зуева)
рабочая программа по технологии по теме
Рабочая программа по учебнику УМК "Школа Росии" 1 класс (Лутцева, Зуева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1_klass_tehnologiya_luttseva_zueva.docx | 45.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа составлена в соответствии с «Методическими рекомендациями» по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин» (Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0) и Положением о разработке рабочих программ ГБОУ № 371, а также на основании:
- Государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии
- Примерной программы по технологии
- Авторская программа Лутцева Е.А. , Зуева Т. П. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы
- Образовательной программы начального общего образования ГБОУ № 371
- Учебного плана ГБОУ № 371 на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена учебниками «Технология» для 1-4 кл.;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Цели и задачи предмета
Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Межпредметные и метапредметные результаты учебного предмета
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов:
Личностными результатами является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций, коммуникативных качеств.
Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и обществ; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Количество учебных часов по четвертям
Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2015-2016 учебному году). При 33 учебных неделях общее количество часов на изучение предмета «Технология» в 1 классе составит 33 часа.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
9 часов | 7 часов | 9 часов | 8 часов |
Учет особенностей обучающихся класса
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 1 классе обучаются дети 7–8 лет, у которых только начинает складываться осознанная система представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Именно в этот период начинается формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и учебно-познавательной мотивации. При благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребёнка. Следует отметить различный уровень предметной и психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Первоклассники владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Одни дети хорошо подготовлены к обучению, а другие с трудом удерживают внимание, быстро устают, не могут выполнять самостоятельно задание. Поэтому каждый ученик будет усваивать учебный материал на своем уровне и в своем темпе согласно разработанному под руководством учителя образовательному маршруту.
Учебно-тематический план
№ п\п | Название раздела | Тема | Кол-во часов |
1. | ПРИРОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ (8 ЧАСОВ) | Рукотворный и природный мир села. Урок-экскурсия. | 1 |
На земле, на воде и в воздухе. Урок-игра. | 1 | ||
Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Урок – экскурсия. | 1 | ||
Семена и фантазии. Урок-экскурсия. | 1 | ||
Фантазии из шишек, желудей, каштанов Урок-экскурсия в природу. | 1 | ||
Композиция из листьев. Что такое композиция? Урок-исследование. | 1 | ||
Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Урок-игра. | 1 | ||
Природные материалы. Как их соединить? Урок-наблюдение. | 1 | ||
2. | ПЛАСТИЛИНОВАЯ МАСТЕРСКАЯ (4 ЧАСА) | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 |
В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 1 | ||
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 | ||
Наши проекты. Аквариум | 1 | ||
3. | БУМАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ (16 ЧАСОВ) | Мастерская Деда Мороза | 1 |
Наши проекты. Скоро Новый год! | 1 | ||
Бумага. Каик у неё есть секреты? | 1 | ||
Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 | ||
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 | ||
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 | ||
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 | ||
Наша армия родная | 1 | ||
Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 | ||
Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? | 1 | ||
Шаблон. Для чего он нужен? | 1 | ||
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 | ||
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 | ||
Образы весны. Какие краски у весны? | 1 | ||
Настроение весны. Что такое колорит? | 1 | ||
Праздники и традиции весны. Какие они? | 1 | ||
4. | ТЕСТИЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ (5 ЧАСОВ) | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 |
Игла-труженица. Что умеет игла? | 1 | ||
Вышивка. Для чего она нужна? | 1 | ||
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 | ||
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе | 1 | ||
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Природная мастерская (8 ч)
Знакомство с учебником. Прогулка по селу. Называние транспортных средств в окружающем детей пространстве. Сбор природных материалов, способы засушивания листьев, составление композиций из листьев. Сбор семян деревьев и кустарников, цветов, составление композиций с использованием семян. Знакомство с понятием «композиция», составление композиции из листьев по инструкционной карте. Составление разных орнаментов из одних деталей-листьев. Освоение способов соединения деталей из природных материалов (пластилином, на ватно0клеевую прослойку).
Пластилиновая мастерская (4 ч)
Знакомство с пластичными материалами - глина, пластилин, тесто. Свойства пластилина. Введение понятия «инструмент». Знакомство со стеками, их особенностями. Подготовка рабочего места. Введение понятия «технология». Знакомство с профессией кондитера. Изготовление пирожных, печенья из пластилина. Повторение и использование правил составления композиций. Изготовление морских обитателей из пластилина. Проект «Аквариум» (работа в группах, работа с опорой на рисунки).
Бумажная мастерская (16 ч)
Оборудование рабочего места. Подбор и соотнесение материалов и ёлочных игрушек. Техника безопасности при работе с ножницами. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок. Проект «Скоро Новый год!». Введение понятия «бумага – материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием. Исследование свойств нескольких видов бумаги. Введение понятия «картон – материал». Исследование свойств картона в сравнении со свойствами бумаги. Введение понятия «оригами». Освоение приёмов сгибания и складывания. Точечное наклеивание деталей. Изготовление изделий в технике оригами. Введение понятия «аппликация» Определение конструктивных особенностей изделий и технологий их изготовления. Использование законов композиций для изготовления аппликации. Представления о 23 февраля – Дне защитника отечества, о родах войск, защищающих небо, землю, о родственниках, служивших в армии. Введение понятия «техника». Введение понятий «конструкция», «мозаика». Разновидности ножниц. Приём резания ножницами бумаги. Выполнение резаной мозаики. Весенний праздник 8 Марта. Изготовление изделия, включающего отрезание и вырезание бумажных деталей по прямым, кривым и ломаным линиям. Назначение шаблона. Разнообразие форм шаблона. Правила разметки по шаблону. Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблона. Изготовление изделий, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблону. Знакомство с понятием «колорит». Изготовление рамок для аппликаций. Введение понятия «коллаж». Изготовление коллажных изделий.
Текстильная мастерская (5ч)
Введение понятия «ткани и нитки – материалы». Знакомство с отдельными видами ткани, их использованием. Исследование нескольких видов тканей, их сравнение между собой и бумагой. Завязывание узелка. Введение понятий: игла – швейный инструмент» «швейные приспособления», «строчка», «стежок». Строение иглы. Виды игл, их назначение. Правила хранения игл и булавок, безопасной работы с иглой. Приёмы отмеривания нитки для шитья. Вдевание нитки в иголку. Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка. Значение и назначение вышивки. Приём осыпания края ткани. Знакомство с понятием «мережка». Изготовление изделий с вышивкой строчкой прямого стежка и её вариантами. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.
Формы и виды контроля
С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-игра, урок фантазирования, урок-выставка.
Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы.
Для контроля за освоением программного материала используются самостоятельные практические работы.
Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практических работ, творческих отчетов.
Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка его качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная и продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Календарно-тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение
Литература
1. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 1 класс. Учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
2. Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2013.
- Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Оборудование
- Заготовки природного материала.
- Классная доска.
- Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть».
- Компьютер.
- Комплекты тематических таблиц.
- Набор инструментов для работы с различными материалами.
- Набор металлических конструкторов.
- Наборы цветной бумаги, картона, кальки, гофрированной бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по технологии (Лутцева) 3 класс "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа и развёрнутое тематическое планирование по технологии (Лутцева) 3 класс "Начальная школа 21 век"...
Рабочая программа по технологии (Лутцева)
для 1 класса...
Календарно-тематическое планирование по технологии.( Лутцева Е.А., Зуева Т.П.) 3 класс. УМК "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по технологии.( Лутцева Е.А., Зуева Т.П.) 3 класс. УМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по технологии (Лутцева Е.А., Зуева Т.П.) 1 класс
Календарно-тематическое планирование по технологии (Лутцева Е.А., Зуева Т.П.) 1 класс...
Рабочая программа по технологии Лутцева Школа России и КТП
Рабочая программа по технологии 1-4 Лутцева Школа России и КТП...
Рабочая программа по технологии Лутцева 1 класс (ФГОС) .docx
Рабочая программа по технологии Лутцева 1 класс (ФГОС)УМК "Начальная школа 21 век"...
Календарно-тематическое планирование по технологии Лутцева,Зуева 4 класс. УМК "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по технологии Лутцева,Зуева 4 класс. УМК "Школа России"...