конспект урока технологии 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Русская печь" лепка.
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему
проект и презентация по технологии 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Русская печь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehnologii_vo_2_klasse.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Убранство избы. Работа с пластичным материалом (пластилин).
Лепка. Изделие: «Русская печь». 2 класс УМК «Перспектива»
Тема урока: Внутреннее убранство избы. (Изделие: «Русская печь»). Работа с пластичным материалом (пластилин). Лепка.
Цель урока : научиться лепить «русскую печь».
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с внутренним убранством избы и назначением русской печи в быту.
- Познакомить с приемами конструирования из пластичных материалов.
- Закрепить приемы лепки.
- Воспитывать чувство уважения к истории, к народной культуре.
- Расширить представления учащихся о профессии печника.
- Помочь учащимся освоить основные термины и понятия (устье, лежанка, шесток, убранство).
Планируемые результаты:
Предметные:
-составлять композицию по заданному образцу или по собственному замыслу;
-изготовить модель печи из пластилина;
-использовать умение работать с пластичным материалом при выполнении изделия;
-оформлять изделие по собственному замыслу.
Метапредметные:
регулятивные:
-самостоятельно составлять план изготовления изделия;
-осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию;
-оценивать качество изготовления изделия;
-презентовать композицию по заданному плану.
познавательные:
-выделять основные элементы убранства избы по иллюстрации;
-анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы;
-называть устройство печи: лежанка, устье, шесток;
-по иллюстрации учебника анализировать убранство русской печи и определять название утвари;
-называть материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника.
коммуникативные:
-составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям.
Личностные:
-формировать ценностное и бережное отношение к окружающему миру, результату деятельности человека и культурно-историческому наследию;
-проявлять интерес к конструктивной деятельности.
Ресурсы и оборудование:
-образец изделия, презентация с изображениями печи, инструменты и материалы (пластилин, стеки, подкладной лист, картон),учебник, рабочая тетрадь, карточки – помощники .
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Самоопределеие к деятельности.
-Продолжим работу над проектом «Русская изба».
-Отгадайте старинную загадку.
В теплом царстве есть пещера каменная, а в пещере лютый змий. И, как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится, и начинает у него изо рта пламень огненный исходить и из ушей кудряв дым метается, а из очей искры сыплются.
-О чем пойдет речь на уроке? (о печи)
-Прочитайте тему нашего урока « Изделие «Русская печь» (композиция) (рисунок печи)
-Что мы будем делать на нашем уроке? (изготавливать печь)
-На прошлом уроке мы с вами заглядывали в крестьянскую избу. Теперь на протяжении нескольких уроков мы будем изучать особенности внутреннего убранства ,обстановки крестьянской избы и работать над созданием целого проекта-комнаты крестьянина.
-Какую подготовку мы проводили к данному проекту? (подготовили материалы, загадки, сказки, пословицы, поговорки, посещали музей Г.Тукая)
-Что вы там нового узнали об убранстве избы?
-Какие предметы вы запомнили?
3. Работа по теме урока:
-Ребята, что же самое главное в русской избе ?(печь) (рисунок печи)
- Она всегда стояла посреди избы. Можно было обойтись без кровати или без шкафа, но без печки обойтись нельзя. слайд №1
-Вы знаете, как народ ласково называл печь? (матушка, кормилица, «Божья ладонь»)
-Почему так ласково люди обращались к печке?( печь кормила, спасала от холода) слайды №2,3
- Да и не только, печка лечила, предсказывала погоду, мыла и парила и стирала.
(рисунок люди моются в печке) слайд №4
-Да, да, не удивляйтесь, Для этого из печи после топки удаляли угли, внутри подметали, настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой -и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота погреться в печном пару.
(рисунок –сушат грибы, ягоды) слайд №5
-На печке сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку.
( рисунок-работа около печи) слайд №6
-Как печка предсказывает погоду? Русская печь - домашняя метеостанция. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель
- Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.
- В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка.
"Без печки изба - не изба»
-Даже праздник придумали в честь печи.19 мая –день русской печи
- Про печку придумывали загадки, пословицы, слагали легенды и сказки.
-Какие пословицы и загадки про печь вы приготовили? (учитель дополняет)
(дети говорят и учитель дополняет)
Загадки:
-Рогат, да не бык.
Хватает, да не сыт.
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват)
-Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Пословицы:
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Кто сидел на печи - тот уже не гость, а свой.
- У холодной печи не согреешься.
- Сижу подле печи да грею плечи.
- Иного хлебом не корми, только с печи не гони.
- Сижу у печи да слушаю людские речи.
Приметы:
- зола взятая из печи в праздник, считалась лечебной
- отправляясь в дальний путь люди брали с собой горсть родной земли и золу из печи
- по колебаниям пламени в печи предсказывали судьбу и угадывали какой будет урожай
- когда молодые люди уезжали из родного гнезда они брали с собой горящие угли, чтоб сохранить связь с родными
- плюнуть на очаг считалось великим грехом
- а если кто-то заливал водой чужой очаг , появлялась вражда
-Давайте, вспомним сказки, в которых печь является действующим героем. («По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Сивка-бурка», «Василиса Прекрасная», )
-А вы знаете, ребята, сколько замечательных стихотворений о русской печке ? (стихотворение) Деревня завалена снегом
Дома из сугробов торчат,
Морозы лютуют, а в печке
Отрадно поленья трещат.
Дымок из трубы вылетает
Как в древней далекой Руси.
В России домов не бывает
Без русской добротной печи.
Изба без печи сиротеет
Без неё нет в доме тепла.
Она словно символ России,
Бала, есть и будет всегда.
- Из какой сказки этот отрывок? «По щучьему велению»
-Закончите предложение.. слайд №7
Ленивый Емеля заставлял печку ездить, куда ему надо. А может Емеля был не ленивый, а просто ……… и печка его ….
- А лечить печка могла от многих болезней (простуды, радикулита,….)
Вот и лежал Емеля на лежанке. (слово на доску -лежанка)
Лежанка – невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать. слайды №8,9 -Покажите лежанку .
-Еще один отрывок из сказки слайды № 10,11
Добежала девочка до печки:
-Печка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
- Из какой сказки этот отрывок? («Гуси-лебеди»)
-Покажите устье? слайды №12,13
Устье – отверстие в передней части печи. Через устье в печь закладывается топливо, и ставятся чугунки и горшки. Устье печи закрывается заслоном с одной или двумя ручками.
(слово на доску -устье)
-Кроме лежанки и устья у печки есть шесток .
– Шесток - ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи.) слайд №9
- Кроме этого, у печки есть дымоход, отечье, слайд №14
-Печка это сложный механизм, неудачно сделанная печь не сможет радовать своих хозяев.
- Как называется специалист по кладке и ремонту печей? (печник) слово на доску
- Хороший печник всегда пользовался почетом и уважением среди людей.
- Какой материал использовали печники для кладки печи? (песок и глину)
-Кто из вас видел настоящую печку?
-Чем топят печку? (осиновыми дровами, они самые жаркие)
-Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует только около четырёх тысяч лет?
-А как же обходились люди раньше
Доклад «История возникновения печи»
5.Физминутка
ЧА - ча – ча ( 3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча ( 4 прыжка)
Чи – чи – чи ( 3 хлопка над головой)
Печет печка калачи ( 4 приседания)
Чу – чу – чу (3 хлопка за спиной)
Калачи я есть хочу.
Продолжение работы по теме урока
- Почувствуем себя в роли печника и вылепим печь.
- Из какого материала мы с вами могли бы сделать печь изделие? (пластилин)
- Какие еще вам известны пластичные материалы? (глина, соленое тесто)
- Сегодня мы будем использовать в своей работе пластилин.
- Какой инструмент нам потребуется в работе? (стека)
- Вспомните, какими свойствами обладают пластичные материалы? ( Они пластичны, их можно отрезать, мять, вытягивать, сплющивать, раскатывать, вдавливать, прилеплять, прищипывать.)
Заполним карту.
Прочитайте.
- Познакомимся с планом работы.
-Давайте еще раз вспомним о строении печи? слайд №15,16,17
Самостоятельная работа учащихся.
Оценивание работы.
Памятка для представления:
-Какая у меня печка получилась? | Красивая, грубая, добрая, неаккуратная, кривая, ладная, аккуратная, гладенькая, |
-Какие части есть у моей печки? | Перекрыша, лежанка, устье, подпечек, шесток |
-Хотелось бы тебе иметь такую печь в своём доме и почему? | Готовить еду, греться, мыться, сушить вещи, сушить продукты, определять погоду |
Моя оценка: | Оценка учителя: |
8.Рефлексия.
-Что нового узнали о печке?
-А закончить наш урок, я хочу словами пословицы: Печка кормит, печка греет, печка – мать родная.
Помните слова сказки « Не один век русская печка людям служила и еще послужит».
9.Домашнее задание
.-Найти информацию о том, какие предметы мебели наполняли древнерусскую избу, чем её украшали
Приложение:
Памятка для представления:
-Какая у меня печка получилась? | |
-Какие части есть у моей печки? | |
-Хотелось бы тебе иметь такую печь в своём доме и почему? | |
Моя оценка: | Оценка учителя: |
Слова на доску:
лежанка
устье
шесток
печник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Макет «Дом Дедушки Мороза. Русская изба-сруб». Мастер-класс. План-конспект урока технологии во 2 классе
Данная разрабоотка плана-конспекта урока технологии может быть использована как на уроках технологии так и на занятиях по внеурочной деятельности по декаративно-прикладному искусству. Также это ...
Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"
Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....
Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»
Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...
Конспект урока технологии, проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 24 октября 2014 г.
Тема. Урожай из пластилина.Цель: научить изготавливать муляжи овощей из пластилина.Задачи: 1. Предметные:- познакомить с элементами овощей;- совершенствовать умение работать с пластилином;- совершенст...
Конспект урока технологии .Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»
Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»...
Конспект урока технологии «Виды швов в ручной вышивке, технология выполнения», 3 класс
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока технологии на тему «Технология использования воздуха». Изделие: «воздушный змей»» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цели деятельности учителя:усвоение технологии использования воздуха в конструировании;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметны...