конспект урока технологии 2 класс УМК "Перспектива" по теме "Русская печь" лепка.
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

проект и презентация по технологии 2 класс УМК "Перспектива"   по теме "Русская печь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tehnologii_vo_2_klasse.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Убранство избы. Работа с пластичным материалом (пластилин).

Лепка. Изделие: «Русская печь».  2 класс УМК «Перспектива»

Тема урока: Внутреннее убранство избы. (Изделие: «Русская печь»). Работа с пластичным материалом (пластилин). Лепка.

Цель урока : научиться лепить «русскую печь».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с внутренним убранством избы и назначением русской печи в быту.
  • Познакомить с приемами конструирования из пластичных материалов.
  • Закрепить приемы лепки.
  • Воспитывать чувство уважения к истории, к народной культуре.
  • Расширить представления учащихся о профессии печника.
  • Помочь учащимся освоить основные термины и понятия (устье, лежанка, шесток, убранство).

Планируемые результаты:

Предметные:

-составлять композицию по заданному образцу или по собственному замыслу;

-изготовить модель печи из пластилина;

-использовать умение работать с пластичным материалом при выполнении изделия;

-оформлять изделие по собственному замыслу.

Метапредметные:

регулятивные: 

-самостоятельно составлять план изготовления изделия;

-осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию;

-оценивать качество изготовления изделия;

-презентовать композицию по заданному плану.

познавательные: 

-выделять основные элементы убранства избы по иллюстрации;

-анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы;

-называть устройство печи: лежанка, устье, шесток;

-по иллюстрации учебника анализировать убранство русской печи и определять название утвари;

-называть материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника.

коммуникативные: 

-составлять рассказ об устройстве печи, печной утвари по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям.

Личностные:

-формировать ценностное и бережное отношение к окружающему миру, результату деятельности человека и культурно-историческому наследию;

-проявлять интерес к конструктивной деятельности.

Ресурсы и оборудование:

-образец изделия, презентация с изображениями печи, инструменты и материалы (пластилин, стеки, подкладной лист, картон),учебник, рабочая тетрадь, карточки – помощники .

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Самоопределеие к деятельности.

-Продолжим работу над проектом «Русская изба».

-Отгадайте  старинную загадку.

   В теплом царстве есть пещера каменная, а в пещере лютый змий. И, как бывает в том царстве стужа, змий раскручинится, и начинает у него изо рта пламень огненный исходить и из ушей кудряв дым метается, а из очей искры сыплются.

-О чем пойдет речь на уроке? (о печи)    

-Прочитайте тему нашего урока  « Изделие «Русская печь» (композиция) (рисунок печи)

-Что мы будем делать на нашем уроке? (изготавливать печь)

-На прошлом уроке мы с вами заглядывали  в крестьянскую избу. Теперь на протяжении нескольких уроков мы будем изучать особенности внутреннего убранства ,обстановки крестьянской избы и работать над созданием целого проекта-комнаты крестьянина.

-Какую подготовку мы проводили к данному проекту? (подготовили материалы, загадки, сказки, пословицы, поговорки, посещали музей Г.Тукая)

-Что вы там нового узнали об убранстве избы?

-Какие предметы вы запомнили?  

3. Работа по теме урока:

-Ребята, что же самое главное  в русской избе ?(печь) (рисунок печи)

- Она всегда стояла посреди избы. Можно было обойтись без кровати или без шкафа, но без печки обойтись нельзя. слайд №1                                                                                                                  

-Вы знаете, как народ  ласково называл печь? (матушка, кормилица,  «Божья ладонь»)

-Почему так ласково люди обращались к печке?( печь кормила, спасала от холода) слайды №2,3                                                                                                                  

- Да и не только, печка лечила, предсказывала погоду, мыла и парила и стирала.

(рисунок  люди моются  в печке) слайд №4                                                                                                                  

-Да, да, не удивляйтесь, Для этого из печи после топки удаляли угли, внутри подметали, настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой -и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота погреться в печном пару.

(рисунок –сушат грибы, ягоды)  слайд №5                                                                                                                

-На  печке сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. 

( рисунок-работа около печи) слайд №6                                                                                                              

-Как печка предсказывает погоду? Русская печь - домашняя метеостанция. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель

Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

- В избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка.

"Без печки изба - не изба»

-Даже праздник придумали в честь печи.19 мая –день русской печи

- Про печку придумывали загадки, пословицы,  слагали легенды и сказки.

-Какие пословицы и загадки про печь вы приготовили? (учитель дополняет)

(дети говорят и учитель дополняет)

Загадки:

-Рогат, да не бык.

Хватает, да не сыт.

Людям отдает,

А сам на отдых идет. (Ухват)

-Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Пословицы:

Хочешь есть калачи — не сиди на печи. 

Кто сидел на печи - тот уже не гость, а свой.

  • У холодной печи не согреешься.
  • Сижу подле печи да грею плечи.
  • Иного хлебом не корми, только с печи не гони.
  • Сижу у печи да слушаю людские речи.

Приметы:

  • зола взятая из печи в праздник, считалась лечебной
  • отправляясь в дальний путь люди брали с собой горсть родной земли и золу из печи
  • по колебаниям пламени в печи предсказывали судьбу и угадывали какой будет урожай
  • когда молодые люди уезжали из родного гнезда они брали с собой                                   горящие угли, чтоб сохранить связь с родными
  • плюнуть на очаг считалось великим грехом
  • а если кто-то заливал водой чужой очаг , появлялась вражда

-Давайте, вспомним сказки, в которых печь является действующим героем. («По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Колобок», «Сивка-бурка», «Василиса Прекрасная», )

-А вы знаете, ребята, сколько замечательных стихотворений о русской печке ? (стихотворение)                                                                                                                                                                                             Деревня завалена снегом

Дома из сугробов торчат,

Морозы лютуют, а в печке

Отрадно поленья трещат.

Дымок из трубы вылетает

Как в древней далекой Руси.

В России домов не бывает

Без русской добротной печи.

Изба без печи сиротеет

Без неё нет в доме тепла.

Она словно символ России,

Бала, есть и будет всегда.

- Из какой сказки этот отрывок? «По щучьему велению»

-Закончите предложение.. слайд №7

Ленивый Емеля заставлял печку ездить, куда ему надо. А может Емеля был не ленивый, а просто ……… и печка его ….

- А лечить печка могла от многих болезней (простуды, радикулита,….)

Вот и лежал Емеля на лежанке. (слово на доску   -лежанка)

Лежанка – невысокий длинный каменный выступ у печи, на котором можно лежать, спать.  слайды  №8,9 -Покажите лежанку  .

-Еще один отрывок из сказки   слайды № 10,11

Добежала девочка до печки:

-Печка, матушка, спрячь меня!

- Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.

- Из какой сказки этот отрывок? («Гуси-лебеди»)

-Покажите устье?  слайды №12,13

Устье – отверстие в передней части печи. Через устье в печь закладывается топливо, и ставятся чугунки и горшки. Устье печи закрывается заслоном с одной или двумя ручками.

(слово на доску   -устье)

-Кроме лежанки и устья у печки есть шесток .

– Шесток - ровная площадка из кирпича перед устьем русской печи.) слайд №9

- Кроме этого, у печки есть дымоход, отечье, слайд №14

-Печка это сложный механизм, неудачно сделанная печь не сможет радовать своих хозяев.

- Как называется специалист по кладке и ремонту печей? (печник) слово на доску

- Хороший печник всегда пользовался почетом и уважением среди людей.

- Какой материал использовали печники для кладки печи? (песок и глину)

-Кто из вас видел настоящую печку?

-Чем топят печку? (осиновыми дровами, они самые жаркие)

-Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь  существует  только около четырёх тысяч лет?

-А как же обходились люди раньше

Доклад   «История возникновения печи»

5.Физминутка

ЧА - ча – ча ( 3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча ( 4 прыжка)

Чи – чи – чи ( 3 хлопка над головой)

Печет печка калачи ( 4 приседания)

Чу – чу – чу (3 хлопка за спиной)

Калачи я есть хочу.

Продолжение работы по теме урока

- Почувствуем себя в роли печника и вылепим печь.

- Из какого материала мы с вами могли бы сделать печь  изделие? (пластилин)

- Какие еще вам известны пластичные материалы? (глина, соленое тесто)

- Сегодня мы будем использовать в своей работе пластилин.

- Какой инструмент нам потребуется в работе? (стека)

- Вспомните, какими свойствами обладают пластичные материалы? ( Они пластичны, их можно отрезать, мять, вытягивать, сплющивать, раскатывать, вдавливать, прилеплять, прищипывать.)

Заполним карту. 

Прочитайте.

- Познакомимся с планом работы.

-Давайте еще раз вспомним о строении печи? слайд №15,16,17                                                                                                                  

Самостоятельная работа учащихся.

Оценивание работы.

Памятка для представления:

-Какая у меня печка получилась?

Красивая, грубая,  добрая, неаккуратная, кривая, ладная, аккуратная, гладенькая,

-Какие части  есть у моей  печки?

Перекрыша, лежанка, устье, подпечек,

шесток

-Хотелось бы тебе иметь такую печь в своём доме и почему?

Готовить еду, греться, мыться, сушить вещи, сушить продукты, определять погоду

Моя оценка:

Оценка учителя:

8.Рефлексия.

-Что нового узнали о печке?

-А закончить наш урок, я хочу словами пословицы:                                                                    Печка кормит, печка греет, печка – мать родная.

Помните слова сказки « Не один век русская печка людям служила и еще послужит».

9.Домашнее задание

.-Найти информацию о том, какие предметы мебели наполняли древнерусскую избу, чем её украшали

Приложение:

Памятка для представления:

-Какая у меня печка получилась?

-Какие части  есть у моей  печки?

-Хотелось бы тебе иметь такую печь в своём доме и почему?

Моя оценка:

Оценка учителя:

Слова на доску:

лежанка

устье

шесток

печник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макет «Дом Дедушки Мороза. Русская изба-сруб». Мастер-класс. План-конспект урока технологии во 2 классе

Данная разрабоотка плана-конспекта урока технологии может быть использована как на уроках технологии так и на занятиях по  внеурочной деятельности по декаративно-прикладному искусству. Также это ...

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»

Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...

Конспект урока технологии, проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 24 октября 2014 г.

Тема. Урожай из пластилина.Цель: научить изготавливать муляжи овощей из пластилина.Задачи: 1. Предметные:- познакомить с элементами овощей;- совершенствовать умение работать с пластилином;- совершенст...

Конспект урока технологии .Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»

Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»...

Конспект урока технологии «Виды швов в ручной вышивке, технология выполнения», 3 класс

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока технологии на тему «Технология использования воздуха». Изделие: «воздушный змей»» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя:усвоение технологии использования воздуха в конструировании;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметны...