Технологическая карта урока по предмету "Технология" Тема :"Рачительный хозяин. Сувенирный веник «Домовушка»
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему
УМК «Планета Знаний»
Предмет технология
Класс 4
Цель урока: изготовить поделку из природных материалов сувенирный веник «Домовушка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Олейник Евгения Александровна
Район, ОУ Петродворцовый, ГБОУ СОШ №416 «Школа развития личности им. В.В. Павловой»
УМК «Планета Знаний»
Предмет технология
Класс 4
Тема: Рачительный хозяин. Сувенирный веник «Домовушка» | Тип: комбинированный урок. | |
Цель урока: изготовить поделку из природных материалов сувенирный веник «Домовушка» | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: осознанно подбирать материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни и в соответствии с поставленной задачей; соблюдать безопасные приёмы труда, в том числе с ручными инструментами; изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия; создавать мысленный образ конструкции с целью передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале; работать с различными материалами, зная их свойства (природными материалами, тканью); | Метапредметные: Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно; оценка, контроль; удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности; действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности; осознанно использовать безопасные приёмы труда; самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; различать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам; конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; задавать вопросы уточняющего характера; высказывать собственное мнение о результатах творческой работы, объяснять инструкции по изготовлению поделок; | Личностные: развитие интереса к практической деятельности, желания создавать что-то своими руками; формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности; уважительное отношение к труду людей и людям труда, к традициям своего народа; развивать способность к самооценке; |
Ресурсы урока: Для учителя: Информационно-технологические ресурсы :компьютер; мультимедиа проектор; презентация Power Point «Сувенир - оберег», иллюстрации с изображением оберегов, отрывок из мультфильма «Домовенок Кузя»; Для учащихся: учебник и рабочая тетрадь О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Технология» 4 класс, АСТ «Астрель», М., 2015 г., технологическая карта по изготовлению оберега, таблица с правилами безопасной работы с ножницами, памятка с символикой оберега; Материалы: веничек; детали для декора; образец оберега; Инструменты: ножницы; клей; Приспособления: подкладной лист или клеёнка, подкладная доска, тряпочка для вытирания рук. | ||
Ход урока | ||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |
Мотивация к деятельности | ||
1.Организационный момент, приветствие. 2. Повторение организации работы при изготовлении поделки (Приложение 4, 3). 3. Показывает отрывок из мультфильма «Домовенок Кузя», где он убирает квартиру. Предлагает ответить на вопрос про кого фрагмент? Кем он был в жизни людей? Показывает куклу – домовенка. 4. Рассказывает о традициях изготовления оберегов и их разнообразии с демонстрацией авторских и детских работ, иллюстраций и презентации. Знакомство с видами и символикой оберегов.(работа с таблицей «символика оберегов» Традиция защищать свой дом оберегами – вениками, венками, плетеными тынами, ложками и т.д. восходит к древним славянским народам. В Толковом словаре В.И.Даля говорится: «Оберегать, оберечь, охранять, защищать, укрывать, отстаивать, стеречь, хранить в целости, сторожить, заботиться уходом». «Оберег – талисман ,ладанка, привеска от сглаза, от огня и воды, змеи, свадеб, болезней и прочее». Название «оберег» говорит само за себя – оберегать от болезней и других несчастий. 5. Задает наводящие вопросы для формулирования цели урока и задач. Какие обереги вы видели? Где? Есть ли у вас они дома? Чем отличается покупной оберег от рукодельного? Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Какие знания нам понадобятся для изготовления оберега? | Проверяют организацию рабочего места. Повторяют правила ТБ. При затруднении в формулировании обращаются за помощью к рабочей тетради с. 4-6. Сморят фрагмент мультфильма, презентацию и слушают вступительное слово учителя. Отвечают на вопросы после презентации, формулируют цель урока и задачи с помощью которых можем достичь цели. | |
Актуализация необходимых знаний | ||
Уточняет, какой оберег учащиеся будут изготавливать. Древнейшим оберегом дома считается веник. Делались веники не только для обычной уборки, но и декоративные. Их украшали ленточками, сухоцветами, горохом, зернами. Наши предки, славяне, считали, что такой вот веник из растений, тряпочек, ленточек оберег от всякой нечисти и заботился о нем домовой дома. Предлагает рассмотреть внимательно образец, провести его анализ по опорным вопросам. Из чего состоит это оберег? Какие материалы использовались? С чего можно начать работу? Чем можем украсить? В какой последовательности и как будем приклеивать? Почему древние славяне выбирали такие интересные украшения для веночка? Каждое украшение имело древний символический смысл, соответственно которому оно приносило в дом богатство, здоровье и семейное благополучие. Предлагает познакомиться с технологической картой выполнения работы и памяткой по символике декора оберега (приложения 1 и 2) | Рассматривают образец поделки, проводят анализ. Высказывают предположения о последовательности выполнения работы, перечисляю возможные детали декора, почему их будут выбирать. Знакомятся с технологической картой урока и памяткой символики декора оберега. | |
Организация познавательной деятельности | ||
Знакомит учащихся с этапами работы, дает инструкции по изготовлению. Украсьте ваш оберег по своему усмотрению. По традиции на нем находится 12 предметов – символов, не больше и не меньше. Список того, что можно разместить в виде композиции на веничке и что это будет обозначать в памятке на ваших столах. Этапы работы сотрите в технологической карте. Помните, чтобы вы не приклеили, ваш оберег будет настоящим, если это сделано с любовью и хорошими мыслями. И напоследок один нюанс. Помните, что веник можно вешать ручкой вниз только на входной двери со стороны улицы. Считалось, что в этом положении он обладает способностью останавливать нечистую силу на пороге дома. Такой веник выметал из дома болезни, горе, несчастья. В доме же веник вешали только ручкой вверх. Дальнейшее зависит от вас. Если вы делаете оберег в подарок, то символы выбирают из того, что вы хотите пожелать тому, кому преподносится подарок. Во время работы помогает учащимся, которые испытывают затруднения в работе, а также обращает внимание на типичные ошибки и подсказывает пути решения проблемы. | Самостоятельно работают по технологической карте, подбирают символы для украшения оберега, создают свой образ работы, используют собственные сочетания символов. Оформляют верхнюю и нижнюю части веника. для этого берут красивую декоративную ленточку (тесьму) и закрывают ею место крепления с помощью клея. Затем крепят крупные детали и дополняют композицию мелким декором. С помощью мелких семечек, злаковых, кукурузы - по желанию выкладывают орнаменты и символы, давая дополнительную силу оберегу и реализуют творческий замысел. | |
Рефлексия деятельности | ||
Предлагает учащимся вновь обратиться к схеме организации работы при изготовлении поделки в учебнике, вспомнить этапы работы. Для эффективного самооценивания своей работы, рекомендует воспользоваться планом на с. 7 рабочей тетради. Затем дает возможность учащимся показать и прокомментировать результат своей работы, поделиться своим замыслом, путем представления работы на мини- выставке. Подводит итоги урока. Поясняет, что веник – «оберег» можно повесить в любое место в квартиры. Принято считать, что домовой чаще находится на кухне, около домашнего очага. Считалось, что домовой (берет в руки куклу-домовенка) мог обитать и под обычным веником. На Федорин день он вообще не покидал своего убежища и в этот день мусор не выносили. Поэтому чаще всего веник вешали на кухне, в том месте, где обитают домовые, хранители домашнего очага. | По схеме анализируют этапы работы. Формулируют презентацию работы, ориентируясь на опорные вопросы рабочей тетради. Выявляют затруднения и озвучивают найденные пути решения. Рассказывают о своем обереге, почему выбрали такие символы для украшения, с какой целью изготавливали. Поясняют, что нового узнали, какие новые навыки практической работы усвоили. Организуют выставку работ в классе, в центре которой помещают куклу — домовенка. Завершают свою работу на уроке организацией своего рабочего места, согласно инструкции. (пункт « окончание работы» р.т. с. 4) |
Приложение 1.
Символика оберегов
Лавровый лист – слава, успех. | Гнездо – продолжение рода. | Мешковина – изобилие. Петушок сахарный – чтобы в доме звучал радостный детский смех. |
Приложение 2.
Технологическая карта. Оберег- веничек.
Изображение этапов работы | Описание работы | Изображение этапов работы | Описание работы |
Места крепления скройте под широкой декоративной тесьмой. Такой же тесьмой оформите нижнюю часть веничка. | Затем приступайте к приклеиванию, согласно замыслу | ||
При украшении оберега заранее выбранными символами стоит знать, что веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметает из дома болезни, горе и напасти. Используем клей ПВА или универсальный клей «титан». | В соответствии с первоначальным замыслом дополните композицию зернами фасоли, тыквы и другими деталями. В завершение работы необходимо сделать петельку сзади веничка из атласной ленты для того, чтобы можно было повесить оберег в качестве украшения на стену. | ||
Сначала приложите к веничку выбранные символы декора, подвигайте детали, измените их, если потребуется для боле гармоничной композиции. Начинать лучше с больших деталей, дополняя более мелкими. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»».
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе.УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»»....
Технологическая карта внеурочного мероприятия "Я будущий хозяин земли"
Проект «Я будущий хозяин». Задачи урока: формирование положительного отношения учащихся к земле, на которой живешь; ориентирование детей на сельский образ жизни; отр...
В.Осеева .Кто хозяин?.технологическая карта урока 1 класс
технологическая карта урока литературного чтеия 1 класс В. Осеева Кто хозяин?...
Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказ»
Тема урока: Как слон спас хозяина от тигра». Подробный пересказЦель урока: Формирование читательской компетенции в процессе изучения Учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключ...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...