Авторская программа «Волшебный мир аппликации»
материал по технологии (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Программа рассчитана на 84 часа в год и состоит из трех блоков, каждое занятие включает в себя семь этапов.Программа рассчитана для детей 7-8 лет-1 группа,9-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_volshebnyy_mir_applikatsii.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа «Волшебный мир аппликации»
Пояснительная записка
В настоящее время, когда активно развивается наука и техника, небывалыми темпами увеличиваются знания, необходимо учить детей творчески мыслить. Поэтому, используя возможности учащихся начальных классов, можно активизировать развитие творческих способностей не только на уроках, но и во внеурочное время.
В связи с этим возникла идея создания программы по трудовому обучению. Предлагаемый курс ориентирован в большей степени на факультативные занятия, группу продленного дня, т.е. на внеурочную деятельность педагога. В то же время многие упражнения могут использоваться на уроках трудового обучения, природоведения, чтения и изобразительного искусства в начальных классах. Эту программу можно эффективно применять в пришкольных лагерях, т.к. дает учащимся специальные знания и практические умения, помогает грамотно решать творческие задачи, возникающие в процессе их деятельности.
Программа «Волшебный мир аппликации» ставит следующие цели:
- развитие художественного видения природы, внимания, мышления, воображения;
- развитие глазомера, моторики рук, координации движений;
- чувства формы, ритма, соотношение частей и целого;
- формирование и совершенствование приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами;
- воспитание любви к труду, деловитости, организованности, бережливости.
На занятиях у учащихся проявляется способность к зрительному анализу. Центральным разделом в данном курсе является аппликация из бумаги.
При овладении умением выполнять аппликации развивается чувство цвета. Оборудование для выполнения аппликации: ножницы, кисти для клея, подставка для клеевых кистей, баночка, простой карандаш, коробочка для обрезков, тряпочка.
Программа рассчитана на 84 часа в год и состоит из трех блоков, каждое занятие включает в себя семь этапов.Программа рассчитана для детей 7-8 лет-1 группа,9-10 лет.
Названия блоков сохраняются на протяжении всех лет. Однако меняются темы блоков и идеи.
Первый блок - «Предметная аппликация»; второй блок – «Декоративная аппликация»; третий блок – «Сюжетная аппликация».
Блок «Предметная аппликация» дает представление о способе изобразительной техники, развивает умение видеть и передавать форму изображения, соотношение высоты и ширины, сходство и различие изображений, правильно определять на глаз пропорции.
Блок «Декоративная аппликация» помогает оформить альбомы, папки, стенды, стенные газеты.
Блок «Сюжетная аппликация» развивает фантазию, воображение, художественное видение природы, точность при передаче сюжета.
Творческие работы выполняются на отдельных листах после коллективного просмотра, анализа за оригинальность композиции и аккуратность ее выполнения, отбирают на выставку или конкурс.
Школьники радуются тому, что сделанная собственными руками работа применяется на уроках в качестве наглядности и дает положительные результаты при получении новых знаний.
Так через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов ребята учатся эстетически осмысливать образы предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Особенность программы в том, что такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их дальнейшего успешного обучения в школе.
Ожидаемые результаты обучения
Год обуче ния | Результаты |
1 год | Должны знать:
Должны уметь и владеть:
Универсальные учебные действия:
|
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся за пределами образовательного учреждения. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн. Ребенок, сравнивая свою поделку с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения - имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности обучающихся (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Нельзя упускать из виду оценочно-воспитательного значения экскурсий в детские объединения технического творчества, на предприятия и природу.
Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с обучающимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации выбора направления технического творчества воспитанников.
Содержание программы
Ι блок «Предметная аппликация» - 22часа
ΙΙ блок «Декоративная аппликация» - 29часов
ΙΙΙ блок «Сюжетная аппликация» - 33часа
Блок «Предметная аппликация»
Все окружающее нас имеет симметричное или несимметричное строение. Симметрия – расположение форм и красок, при этом одна сторона является зеркальным отражением другой. К симметричным формам относятся деревья, посуда, цветы, бабочки.
Тема 1. Вырезание деревьев: ели, березы, яблони
Необходимо учитывать особенности их строения, отличительные признаки. Предварительные наблюдения помогают запомнить силуэт дерева, форму крона и ствола, соотношения между частями.
Тема 2. Вазы различной формы
Изготовлению аппликаций предшествует рассматривание ваз различной формы. Рисовать вазу следует, начиная с разметки ее высоты и нахождения половины ширины. Далее делать прорисовку изгибов.
Тема 3. «Хоровод» елочек и грибов
Вырезание из бумаги, сложенной в несколько раз, или «гармошкой», получаются интересные и полезные вырезки. На одной линии сгиба рисуют половину изображения елочки, а на другой – половина грибка. Получится «хоровод».
Тема 4. «Ягоды, фрукты, овощи»
Эти аппликации привлекают разнообразием форм и цвета. Сначала необходимо изучить форму, определить пропорции, а после этого прорисовывать. Размещать на фоне красиво.
Тема 5. «Цветы»
Надо стремиться, как можно точнее передать в рисунке форму и особенности цветка, лепестков.
Блок «Декоративная аппликация»
Декоративность – способ создания изображений, который отличается цветовой насыщенностью, обобщенностью форм, орнаментальностью.
Тема 1. Орнамент на полосе «Домики и елочки»
Элементы должны быть одинаковыми по размеру, цвету, форме. Для ритмической единицы могут быть использованы животные, растительные и геометрические формы.
Тема 2. «Слоненок и пальмы»
Работа выполняется на зеленом фоне белые аппликации.
Тема 3. «Птички с цветочком»
Работа из кружочков и половинок, где сочетаются удивительный мир животных и растений, с использованием разных цветов бумаги и картона.
Тема 4. «Композиции с рыбками»
Помогает вспомнить разные виды рыб. Передать их форму.
Тема 5. Закладки для книг
Используется разная форма закладок в виде животных, игрушек.
Блок «Сюжетная аппликация»
Сюжет – это определенное событие, ситуация, явление, которое изображено в произведении.
Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. В работе необходимо отражать главные события, взятые в основу аппликации.
Тема 1. «Теремок»
Воспитанники знают много сказок. Поэтому с большим увлечением выполняют аппликации к ним. Точно передают изображения предметов и правильно при этом выбирают цвета.
Тема 2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
При создании композиции, анализируются поступки, главные события, происходящие в сказке, делаются правильные выводы и поэтому у ребят формируется чувство ответственности за порученное дело.
Тема 3. «Золотая осень»
Существует много загадок, песен, стихов об этом времени года. Дети во время экскурсий любуются красотой природы и красками осени. При раскрывании данной темы у детей развивается фантазия, прививается любовь к природе и бережное отношение к ней.
Тема 4. «На прогулке»
Дети часто утомляются, поэтому необходимы прогулки и игры на свежем воздухе. Во время которой они отдыхают, играют, общаются друг с другом и находят себе новых друзей.
Поэтому наиболее интересные сюжеты они раскрывают при выполнении работ.
Тема 5. «Покорение космоса»
Ребята интересуются событиями, происходящими в космосе. Им нравится размышлять, представлять, воображать. Для этого они покоряют космос своими работами.
Тема 6. Экскурсия в выставочный зал
Выставка собственных работ.
Тематический план
Объем курса (84часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | |||||||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | |||||||
Ι блок «Предметные аппликации» | |||||||||
1 | «Деревья в лесу»: ели, березы, яблони | 3 | 3 | ||||||
2 | «Вазы различной формы» | 5 | 5 | ||||||
3 | «Хоровод» елочки и грибы | 3 | 3 | ||||||
4 | «Ягоды, фрукты, овощи» | 3 | 3 | ||||||
5 | «Цветы» | 8 | 8 | ||||||
ΙΙ блок «Декоративная аппликация» | |||||||||
1 | Орнамент в полосе «Домики и елочки» | 6 | 6 | ||||||
2 | «Слоненок и пальмы» | 4 | 4 | ||||||
3 | «Птички с цветочком» | 4 | 4 | ||||||
4 | «Композиции с рыбками» | 5 | 5 | ||||||
5 | «Закладки для книг» | 10 | 10 | ||||||
ΙΙΙ блок «Сюжетная аппликация» | |||||||||
1 | «Теремок» - путешествие в страну сказок | 4 | 4 | ||||||
2 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 4 | 4 | ||||||
3 | «Золотая осень» | 1 | 5 | 6 | |||||
4 | «На прогулке» | 10 | 10 | ||||||
5 | «Покорение космоса» | 5 | 5 | ||||||
6 | Экскурсия в выставочный зал. Выставка собственных работ | 4 | 4 |
Информационно-методическое обеспечение включает в себя:
- разработку регламентирующей и организационно-методической документации;
- подбор и апробирование методик развивающего обучения, форм проведения программных мероприятий;
- разработки сценариев викторин, конкурсов, праздников, соревнований и т.д.;
- творческие отчеты обучающихся.
Методическое обеспечение
1. Формы занятий: беседы, викторины, игры, экскурсий, конкурсы;
2. Техническое оснащение;
а) наборы инструментов (ножницы, линейка, карандаш, циркуль)
б) наборы бумаги и картона;
3. Дидактический материал (рисунки, аппликаций, готовые изделия);
4. Книги, журналы.
Общая литература и Интернет - ресурсы
- Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 2008.
- Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 2009.
- Кроткова Г.Н. Авторская программа «Самоделкин» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. - М.: 2009.
- Кружок «Умелые руки». - СПб: Кристалл, Валерии СПб,2010.
- Грекова Г.М. Учебная программа объединения «Юный конструктор» Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. - М.: 2009. - С. 231-243.
- Кроткова Г.Н. Авторская программа «Самоделкин» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. - М.: 2009. - С. 51-76.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2009.
- Фетцер В.Л. Авиация в моделях. - Ижевск: Удмуртия, 2008.
- Шмидт Норман. Птицы из бумаги. - Мн.: Попурри, 2012.
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html
- http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html
- http://origami-paper.ru/
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://origamka.ru/obuchenie/5-istoriya-origami.htmlhttp://origami-paper.ru/
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://planetaorigami.ru/
- http://www.freeseller.ru/origami/
- https://play.google.com/store/apps/details?id=com.artelplus.origami&hl=ru
- http://www.babylessons.ru/origami-dlya-detej/
Литература и Интернет - ресурсы для педагога
- Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование.
- Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 2008.
- Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. - М.: Патриот, 2009.
- Кроткова Г.Н. Авторская программа «Самоделкин» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. - М.: 2009.
- Кружок «Умелые руки». - СПб: Кристалл, Валерии СПб,2010.
- Грекова Г.М. Учебная программа объединения «Юный конструктор» Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. - М.: 2009. - С. 231-243.
- Кроткова Г.Н. Авторская программа «Самоделкин» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. - М.: 2009. - С. 51-76.
- Кружок «Умелые руки». - СПб: Кристалл, Валерии СПб,2010.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2009.
- Фетцер В.Л. Авиация в моделях. - Ижевск: Удмуртия, 2008.
- Шмидт Норман. Птицы из бумаги. - Мн.: Попурри, 2012.
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html
- http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html
- http://origami-paper.ru/
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://origamka.ru/obuchenie/5-istoriya-origami.html
Литература и Интернет - ресурсы для обучающихся (родителей).
- Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование.-М. Просвещение 2000 .
- Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2009.
- Горбенко К.С. Самолеты строим сами. – М.; Машиностроение,2005. Глушакова И. Сделай сам.- Конструирование из бумаги – М.: Просвещение,2008.
- Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 2009.
- Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Просвещение, 2010.
- Перевертень Г.И. Техническое творчество школьников в начальных классах. - М.: Просвещение, 2006.
- Дубровская Г.И. Самоделки из бумаги. – М.: Провещение,2008
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Самара: Корпорация «Федоров», 2011
- Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ - Пресс, 2007.
- Скрипник Н.М., Механик-конструктор. – Чебоксары, 2009.
- http://origami-paper.ru/
- http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
- http://planetaorigami.ru/
- http://www.freeseller.ru/origami/
- https://play.google.com/store/apps/details?id=com.artelplus.origami&hl=ru
- http://www.babylessons.ru/origami-dlya-detej/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».
Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Авторская статья."Волшебный помощник в логопедической работе - IPad".
Рассматриваются возможности использования планшетного компьютера IPad в коррекционной работе....
Программа "Волшебный мир аппликации"
ПРограмма "Волшебный мир аппликации" предназначена для учащихся 2 класса начальной школы. Дети учатся понимать и ценить произведения искусства, знакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много ...
Авторская программа внеурочной деятельности «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и «Экология») для учащихся начальных классов
Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени. При отборе материала для дан...
Программа художественной направленности «Волшебный мир аппликации»
Актуальность программы - художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей и является его приоритетным направлени...