Программа "Волшебный мир аппликации"
рабочая программа (2 класс) на тему

Ускова Ольга Николаевна

ПРограмма "Волшебный мир аппликации" предназначена для учащихся 2 класса начальной школы. Дети учатся понимать и ценить произведения искусства, знакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много интересного об истории и культуре своего края и страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnyy_mir_applikatsii.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Внеклассная и внешкольная работа способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся начальных классов, является внеклассная работа по созданию и украшению изделий аппликацией.

Аппликация — интересный вид художественной деятельности — способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества.

Выполнение аппликаций приносит большую пользу детям. Она развивает у них глазомер, вырабатывает усидчивость, трудолюбие, даёт навык в рисовании с натуры, понятие о симметрии и ритмичности, воспитывает художественный вкус, понимание цветовых сочетаний.

Вырезая аппликации, школьники научатся правильно обращаться с ножницами, резать точно по прямой линии, упражняться в вырезании фигур с плавными переходами, закруглёнными овалами, работать с трафаретом,  закрепят умение аккуратно работать с клеем.

Аппликация - увлекательнейший мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок! Они доступны детям разного возраста, начиная с самого раннего.  

Актуальность изучения данного курса в том, что ребята учатся понимать и ценить произведения искусства, знакомятся с изделиями народных промыслов, узнают много интересного об истории и культуре своего края и страны. В значительной степени работа способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

Программа включает в себя не только обучение приемам аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, с использованием изделий в технике аппликации в сочетании с другими формами работы.

Цель данной программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, формирование умений и навыков работы с разными материалами, повышение эффективности их обучения в средней школе.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  1. Обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза, аппликации и отражать их в речи), направленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  2. Коррекция недостатков познавательной деятельности ребят в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, величины, цвета аппликации, эскиза;
  3. Формирование способности эстетического, творческого восприятия;
  4. Обогащение словарного запаса учащихся на основе использования соответственной терминологии;
  5. Исправление недостатков моторики;
  6. Профессиональное самоопределение, адаптация и реабилитация в обществе.
  7. Развитие у них способности к творчеству, пробуждение интереса к
    трудовой деятельности, привитие навыков культуры и товарищеской взаимопомощи.
  8. Обучение более глубокому ознакомлению с окружающим миром,
    наблюдению за происходящими в нём изменениями,
    выработке у ребят  таких черт характера, как  аккуратность, усидчивость, умение доводить  начатое дело до конца, работая в  коллективе.  Занятия в кружке   позволят применять различные искусственные и природные материалы,  научат  самостоятельности в выборе сюжетов. Неограниченные во  времени дети проявляют больше творчества и фантазии.

Планируемые для выполнения изделия по своей конструкции, технологии, художественному оформлению посильны учащимся младшего школьного возраста.

Очень важно сформировать у ребёнка постоянное чувство интереса к процессу повседневного труда, чтобы любую работу он делал с удовольствием, творчески, радовался бы удачам и с упорством старался исправить недостатки, добиваясь во всём аккуратности и красоты.

Большинство заданий носят  индивидуальный характер, чтобы каждый ребёнок смог применить все свои знания, навыки при выполнении той или иной работы, выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, подбирая цвет, размер. Также учащиеся выполнят несколько коллективных работ.

Большое значение для успешных занятий в кружке имеет непринуждённая обстановка, обеспечивающая проявление творческих возможностей каждого школьника. Деловые, доброжелательные отношения со всеми ребятами создадут в кружке радостный настрой, повысится желание изготовлять поделки.  Занятия будут проходить в помещении класса, где учащиеся могут оставить незавершённые работы.

Программа «Волшебный мир аппликации» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Блоки программы повторяются, наполняясь более сложным содержанием от класса к классу. Ниже представлено содержание программы «Волшебный мир аппликации», второй класс.

Содержание программы

  1. Введение.
  1. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения при изготовлении аппликации из разных материалов
  1. Работа с природным материалом.
  1. Аппликация «Зоопарк»
  2. Аппликация «Сказочный лес»
  3. Аппликация из природного материала «В подводном царстве»
  1. Работа с бумагой.
  1. Закладки
  2. Аппликация «Грибной дождик»
  3. Аппликация из кругов и полукругов
  4. Новогодняя открытка с элементами аппликации
  1. Работа с бросовым материалом.
  1. Аппликация из яичной скорлупы «Зимний лес»
  2. Аппликация «Замок Снежной королевы»
  1. Работа с нитками.
  1. Аппликация с использованием косичек
  2. Аппликация из нарезных ниток мулине
  3. «Попугай» из ниток
  4. Аппликация из ниток «Весенняя корзина»
  1. Работа с тканью.
  1. Аппликация «Бабочка»
  1. Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание альбома.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  •  научатся    различным       приемам      работы     с     бумагой,        тканью,   природными  и другими материалами;
  • будут знать основные понятия, базовые формы и виды аппликации;
  • научатся  следовать  устным  инструкциям,  работать с эскизами;
  • создавать изделия аппликации, обогатят познавательный опыт;
  • разовьют   внимание,   память,   мышление,   пространственное   воображение; мелкую    моторику    рук    и    глазомер;    художественный   вкус,   творческие способности и фантазию;
  •  овладеют навыками культуры труда;
  •  улучшат   свои   коммуникативные   способности  и   приобретут  навыки работы в коллективе.

Методический инструментарий (формы, методы, приёмы, средства обучения).

Название темы

Кол-во часов

Опорные понятия

Форма проведения занятий

Формы контроля

  1. Введение (1 час)

1.1

Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения при изготовлении аппликации из разных материалов

1

Аппликация, техника безопасности, правила поведения при изготовлении аппликации

Рассказ, беседа

Устная тестовая работа

  1. Работа с природным материалом (7 часов)

2.1

Аппликация «Зоопарк»

2

Форма, природный материал, соотношение частей

Беседа, анализ образца, практическая работа

Презентация работ учащихся, составление альбома животных

2.2

Аппликация «Сказочный лес»

2

Форма, композиция, соотношение части и целого

Беседа, знакомство с технологией выполнения, практическая работа

Презентация работ учащихся, выставка работ в классе

2.3

Аппликация из природного материала «В подводном царстве»

3

Форма, композиция, цвет, соотношение части и целого  

 Беседа, анализ, знакомство с технологией выполнения, практическая работа

Выставка работ учащихся в классе, рассказ о жизни морских обитателей

  1. Работа с бумагой (7 часов)

3.1

Закладки

1

Форма изделия, цветовое решение, размер

Беседа, анализ образца, практическая работа

Сообщение «Значение закладок»

3.2

Аппликация «Грибной дождик»

2

Композиция, геометрическая фигура, цветовое решение

Беседа, анализ образца, практическая работа

Школьная выставка работ учащихся

3.3

Аппликация из кругов и полукругов

3

Круг, полукруг, цветовое решение, соотношение части и целого

Беседа, анализ образца, практическая работа

Выставка работ учащихся в классе

3.4

Новогодняя открытка с элементами аппликации

1

Холодные и теплые цвета, форма, символы праздника  

Беседа, анализ образца, практическая работа

Подобрать поздравление к открытке

  1. Работа с бросовым материалом (4 часа)

4.1

Аппликация из яичной скорлупы «Зимний лес»

2

Холодные оттенки цвета, композиция, бросовый материал

Рассказ, беседа, знакомство с технологией выполнения, практическая работа

Рассказ о зиме, школьная выставка работ учащихся

4.2

Аппликация «Замок Снежной королевы»

2

Холодные оттенки цвета, композиция, симметрия, бросовый материал

Рассказ, беседа, знакомство с технологией выполнения, практическая работа

Сказочная страна Снежной королевы

  1. Работа с нитками (12 часов)

5.1

Аппликация с использованием косичек

2

Виды ниток, симметрия, косичка,  цветовое сочетание

Беседа, анализ образца, практическая работа

Выставка работ учащихся в классе

5.2

Аппликация из нарезных ниток мулине

3

Цветовое решение, нарезные нити мулине

Беседа, анализ образца, практическая работа

Выставка работ учащихся в классе

5.3

«Попугай» из ниток

3

Технологическая карта, цветовое решение, нарезные нити мулине

Беседа, знакомство с технологической картой, практическая работа

Выставка работ учащихся в классе

5.4

Аппликация из ниток «Весенняя корзина»

4

Композиция, цветовое решение, нарезные нити мулине, симметрия

Беседа, знакомство и технологической картой, коллективная работа

Презентация работы на школьном уровне

  1. Работа с тканью (2 часа)

6.1

Аппликация «Бабочка»

2

Виды ткани, симметрия, цветовое решение

Рассказ, беседа, знакомство с технологией выполнения, практическая работа

Выставка работ учащихся в классе

  1. Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание альбома (1 час)

7.1

Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание альбома

1

Выставка

Практическая работа

Итого 34 часа

Методический аппарат (рекомендации, инструкции)

Критерии оценивания: отметка по завершению практической работы (конкретного изделия). Качественно и аккуратно выполненные работы еженедельно вывешиваются в классе. Наиболее удачные и творческие решения изделий выставляются раз в четверть на школьные выставки.

Во введении дается понятие «аппликации», её разновидностей. Занятие строится в форме беседы с элементами рассказа, на котором учащиеся узнают новые сведения об аппликации, вспоминают правила техники безопасности при работе с разными инструментами и правила поведения при выполнении аппликации.

В теме «Работа с природным материалом» (7 часов) школьники знакомятся со способом приготовления материала (через бумагу утюгом) за короткий срок, составляют композиции. Большое внимание уделяется самостоятельной работе, развитию творческого мышления. Закрепляются понятия: «Форма», «Соотношение частей и целого».

В теме «Работа с бумагой» (7 часов) учащиеся занимаются по различным направлениям. Школьники выполняют аппликации из геометрических фигур, по шаблонам, по образцу. Большое внимание уделяется умению анализировать образец, подбирать цвет и сочетать оттенки одного цвета.

В теме «Работа с бросовым материалом» (4 часа) выполнение аппликации сочетается с изобразительной деятельностью. На заранее выполненный рисунок наносится аппликация из бросового материала (яичная скорлупа, части расколотых дисков, блестки). Подробно рассматриваются холодные цвета и оттенки цвета.

В теме «Работа с нитками» (12 часов) работа ведется в двух направлениях – использование целых нитей и мелконарезанных. Основой обоих направлений является формирование умения сочетать разные цвета и оттенки нитей. В теме вводится понятие «технологическая карта» изделия. Формируется аккуратность, эстетический вкус.    

В теме «Работа с тканью» (2 часа) учащиеся получают представление о видах тканей (ситец, сатин, шерсть, хлопок и другие), особенностях работы с ними. На примере конкретного изделия отрабатывается понятие «симметрия».

            В теме «Подготовка и оформление выставки работ учащихся, создание альбома» (1 час) учащиеся под руководством педагога отбирают лучшие работы, созданные за год и составляют альбом.

Список литературы

  1. Гуронимус Т. Я все умею делать сам. 1 класс. М., Просвещение 2006 год.
  2. Гуронимус Т. Я все умею делать сам. 4 класс. М., Просвещение 2005 год.
  3. Гусакова М. А. Аппликации. М.,2003
  4. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах . М. Просвещение 2007 г.
  5. Перевертень Г. И. Самоделки из бумаги. М. Просвещение, 2003 год.
  6. Перевертень Г. И. Самоделки из разных материалов. М. Просвещение, 2005 год.
  7. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах. М.,Просвещение 2000 год

Заключение

Программа данного кружка рассчитана на материал, предлагаемый в виде рассказов и бесед, практические занятия, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся под руководством руководителя. Данный курс поможет учащимся развивать всестороннее интеллектуальное и эстетическое восприятие окружающего мира, раскроет творческие способности и сформирует умения работы с разными материалами, способствует повышению эффективности их обучения по остальным предметам, так как прослеживаются тесные метапредметные связи с предметами гуманитарного цикла и точными науками.

Всё, что окружает учащегося  в его повседневной жизни, так или иначе связано с творчеством, изготовлением поделок и изделий, необходимых в современной жизни. К сожалению, в школьном курсе изготовлению аппликации и технологии в целом отводится все меньшее место и учащиеся не всегда могут реализовать свои способности и проявить творчество, изобретательность и смекалку. Поэтому этот курс направлен на удовлетворение интересов учащихся в области, выходящей за рамки учебной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление аппликации из пластилина фигурки петушка (символ года 2017) на бумаге и инкрустация аппликации бисером

Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию конспект занятия и презентацию мастер-класса предназначенные для работы воспитателей групп продленного дня с детьми младшего школьного возраста. Также эта р...

Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».

Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...

Технологическая карта урока технологии "Аппликация из бумаги и картона (Аппликация аквариум)" (2 класс)

Тип урока: урок «открытие» нового знания. Цель урока: формирование умения и навыка работы с цветной бумагой и картоном, с приёмами работы с шаблоном. Задачи урока  Дидактические:1. Вы...

Беседа: «Виды аппликаций. Знакомство с техникой объёмной аппликации»

- А, что такое аппликация? (прикладывание, присоединение.)- Аппликация - от латинского слова - прикладывание, присоединение заключается в вырезании, наложении различных форм и закреплении их на фоне.-...

Конспект урока по технологии «Полуобъемная аппликация (ребристая многослойная аппликация)» (4 класс)

Тип урока: ОНЗЦель урока: изготовления открытки - валентинки в технике полуобъемная аппликация.Задачи урока:Дидактические:Освоение приемов работы (ребристая многослойная аппликация) ;Изучение алгоритм...