Программа дополнительного образования "Рукодельница"
рабочая программа по технологии (3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 878.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат
среднего полного общего образования»
_____________________________________________________________________________
Программа
дополнительного образования детей
кружок декоративно-прикладного творчества
«Рукодельница»
по теме «Бумажные фантазии»
Группа - комплексная;
Состав - постоянный;
Набор в группу - свободный;
Форма занятий - индивидуальное, групповое;
Срок реализации программы -2 года обучения;
Количество обучающихся -10-12 человек
Возраст от 9 -12 лет;
Занятия проводятся -2 раза в неделю, по 1часу;
Всего -68 часов в год; 136 часов за 2 года обучения
Место занятия – кабинет №4.
Автор - составитель: Чекмарёва О.С. – учитель начальных классов
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка:
1.1. Актуальность программы.
1.2. Основная цель программы.
1.3. Основные задачи программы.
1.4. Главные принципы реализации программы.
1.5. Методы и формы обучения.
1.6. Возраст детей.
1.7. Сроки реализации программы.
1.8. Структура и режим занятий.
1.9. Общий план занятий.
1.10.Структура реализуемых этапов
1.11.Прогнозируемые результаты.
1.12. Мониторинг.
2.Учебно-тематическое планирование.
3. Содержание программы.
4. Учебно-методическое обеспечение.
5. Приложения
5.1. Анкета для оценки уровня мотивации воспитанников.
5.2. Анкета для родителей.
5.3. Календарно-тематическое планирование.
5.4. Эффективность и результаты данной программы.
5.5. Творческие работы учащихся.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Этим обуславливается актуальность данной программы.
Младший школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии эстетической и духовной красоты.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Она известна всем с раннего детства. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе " Бумажные фантазии ", дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
1.2.Цель программы – создание оптимальных организационно-педагогических условий для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.
1.3.Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
- знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами модульного оригами и квилинга;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству мастера, дизайнера;
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;
- развивать пространственное воображение.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
1.4. Главные принципы реализации программы.
В основу построения программы положен концентрический принцип: принцип повторяемости и постепенного усложнения выполняемых работ. Все работы основываются на уже приобретенных навыках и дают возможность ребенку сделать очередной шаг в своем развитии, осваивая новые техники и материалы, выполняя все более сложные изделия, приобретая новые умения.
Принцип научности, доступности и посильности;
Принцип наглядности;
Принцип деятельности;
Обучение для опыта и через опыт. Усвоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности, чтобы появилась внутренняя мотивация, удовольствие от деятельности, познавательный интерес.
Принцип личностной ориентации и дифференциации;
Учёт уровня развития и способностей каждого ученика.
Принцип связи теории с практикой;
Принцип занимательности;
Принцип разнообразия форм и видов работы;
Принцип добровольности.
1.5. Методы и формы обучения.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:
- Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, метод примера.
- Наглядные методы: использование подлинных вещей;
просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
- Практические методы: изготовление предметов (открыток, поделок, украшений, картин, предметов интерьера);
выполнение эскизов;
экскурсии на выставки, оформление выставок творческих работ кружковцев.
- Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся;
к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки);
долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
- Методы контроля: теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.
- Методы создания положительной мотивации обучаемых:
эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью
волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 9 до 11 лет. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12 человек.
1.7. Сроки реализации программы.
Два года обучения 136 часов. Режим работы кружка – 2 раза в неделю по 1 часу (всего - 68 часов в год).
1.8. Структура и режим занятий.
Продолжительность занятий с учетом возрастных возможностей младших школьников может составлять 40-50 минут. Из этого времени на теоретическую часть обычно отводится от10 до 20 минут и от 20 до 30 минут учащиеся занимаются практической работой.
1.9.Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (пейзаж, животные, цветы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.)
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):
- повторение действий прошлого занятия
- повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности
3. Введение в новую тему:
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;
- энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, цветов; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей);
- повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
- показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
- анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
1.10.Структура реализуемых этапов
Реализация программы проходит в два этапа
Этапы обучения | Содержание | Ключевая педагогическая идея |
1-й год обучения «Путешествие в удивительный мир бумаги» | В первый год обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка. Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги. Результатом обучения в первый год является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно. | Выявление творческих способностей, поддержание интереса к данному виду деятельности. Формирование саморазвития личности |
2-й год обучения «Бумажные фантазии» | Этот год характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Этот период характеризуется углубленным изучением тем «Оригами», «Квиллинг» «Декупаж», «Папье-маше». Итогом работы второго года обучения является создание выставки детских творческих работ. | Освоение системы учебно-творческой деятельности. Индивидуальная творческая работа. |
1.11.Прогнозируемые результаты.
По окончании обучения по программе «Бумажные фантазии» обучающийся овладеют достаточным объемом знаний и умений для дальнейшего обучения в специализированных кружках, проявляя коммуникативные способности.
В результате освоения основ художественного изображения и бумажного моделирования, обучающиеся должны получить знания по следующим параметрам:
1. Технические знания и умения:
- правила техники безопасности;
- требования к организации рабочего места;
- использование инструментов, материалов и приспособлений;
- знание свойств и особенностей различных материалов (бумага, картон)
- умелое сочетание разных техник работы для реализации творческого замысла.
2. Знания о средствах выразительности:
- использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;
- использование гармоничного сочетания, взаимосвязи, тонального объединения различных цветов при создании образа.
3. Композиция:
- выбор формата, масштаба, выразительности и правильности компоновки.
4. Виды художественной деятельности:
- декоративное рисование (на основе народных традиций) выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Уровни развития детей в процессе обучения.
«Делай как я, делай вместе со мной» - смотри, повторяй, пробуй, учись делать правильно.
«Делай сам» - старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.
«Делай сам, научи другого» - научился сам, подскажи другому; помоги тому, у кого это не получается.
Уровень развития мыслительной деятельности:
- образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
- воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;
- аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;
- владение понятийным аппаратом (симметрия, колорит, модуль, фактура, квилинг, скрапбукинга, папье – моше, торцевание)
Программа «Бумажные фантазии» предусматривает следующие способы подведение итогов:
- составление альбомов готовых поделок;
- книжек – раскладушек с фотографиями работ
- мини-конкурсы (обсуждение работ);
- выставки;
- викторины;
- самостоятельное выполнение заданий;
- итоговая работа;
- участие в конкурсах различного уровня.
1.12.Мониторинг
Педагогический мониторинг
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка (см. таб. 1).
Таблица 1
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
Параметры | Критерии |
Образовательные результаты | Освоение детьми содержания образования 1. Разнообразие умений и навыков. 2. Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения. 3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб). 5. Развитие общих познавательных способностей (сенсомоторика, воображение, память, речь, внимание). |
Эффективность воспита-тельных воздействий | 1. Культура поведения ребенка. 2. Характер отношений в коллективе. |
Социально-педагогические результаты | 1. Забота о здоровье. |
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах в масштабе школы, района, округа, России.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, в школе, в районе.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.
Форма фиксации образовательных результатов (см. таб. 2).
Таблица 2
Образовательные результаты
Ф.И. | Возраст | Класс | Стартовый октябрь | Промежуточный январь | Итоговый май | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1. Культура поведения ребенка
Высокий (3 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
Средний (2 балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий (1 балл): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
2. Характер отношений в коллективе
Высокий (3 балла): высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
Средний (2 балла): имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий (1 балл): низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.
Форма фиксации результатов воспитательных воздействий (см. таб. 3).
Таблица 3
Эффективность воспитательных воздействий
Ф.И | Возраст | Класс | Стартовый октябрь | Промежуточный январь | Итоговый май | |||
1год | 2год | 1год | 2год | 1год | 2год | |||
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Забота о здоровье
Высокий уровень (3 балла): ребенок с определенной долей ответственности выполняет физ. минутки, гимнастику, следит за своим физическим состоянием.
Средний (2 балла): ребенок следит за своим физическим состоянием, но физ. минутки, гимнастику выполняет не ответственно.
Низкий (1 балл): воспитанник выполняет физ. минутки, гимнастику только под нажимом педагога.
Форма фиксации социально-педагогических результатов (см. таб. 4).
Таблица 4
Социально-педагогические результаты
Ф.И. | Возраст | Класс | Стартовый октябрь | Промежуточный январь | Итоговый май | |||
1год | 2год | 1год | 2год | 1год | 2год | |||
II. Примерное тематическое планирование по годам обучения.
Программа на каждый год обучения состоит из 5 блоков:
Первый год обучения | Второй год обучения |
Аппликация | Объемная аппликация |
Торцевание | Папье -маше |
Квиллинг | Модульное оригами |
Оригами | Декупаж |
Плетение из бумаги | Бумажный туннель |
Первый год обучения
п/п № | Тема занятия | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Правила ТБ при работе с необходимыми инструментами. | 5 | |
2. | «Из истории бумаги» | 1 | 1 |
3. | Путешествие в мир аппликации. | 2 | 10 |
4. | Техника торцевания. | 1 | 10 |
5. | Удивительный мир оригами. | 2 | 10 |
6. | Техника квиллинг. | 2 | 10 |
7. | Плетение из бумаги | 1 | 10 |
8. | Выставки творческих работ | 3 | |
Итого 68ч. | 14 | 54 |
Второй год обучения
п/п № | Тема занятия | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. Правила ТБ при работе с необходимыми инструментами. | 5 | |
2. | Объемная аппликация | 1 | 8 |
3. | Папье -маше | 2 | 10 |
4. | Модульное оригами | 2 | 10 |
5. | Декупаж | 2 | 10 |
6. | Бумажный туннель | 2 | 10 |
7. | Выставки творческих работ | 6 | |
Итого 68ч. | 14 | 54 |
III. Содержание программы:
Первый год обучения
1. Знакомство с программой кружка.
Введение в программу. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с различными инструментами. Здоровье — один из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными инструментами и материалами для работы с бумагой.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Формы занятий: экскурсия по кабинетам, беседа, демонстрация образцов, игра «Снежный ком».
Практика: викторина по правилам техники безопасности, викторина «Инструменты и материалы», изготовление плаката по данным темам.
2. Путешествие мир бумаги.
В мире нас окружает множество вещей. Чтобы покорить себе вещи, надо потрудиться. Из чего же их сделать? Выход из этой ситуации простой. Возьмем самый доступный и дешевый материал — бумагу! Ее ведь можно сгибать, рвать, мять… Бумага оживает в руках!
Цель: практическим путем познакомить со свойствами бумаги.
Содержание: свойства бумаги. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме.
Формы занятий: беседа, рассказ об истории происхождения бумаги, ее фактуре и свойствах, практическая работа, игра «Угадай свойство», просмотр видеофильма «Материал — бумага».
Практика: создание индивидуальных и коллективной работ с использованием механических свойств бумаги «Осенние картины», изготовление лоскутного ковра.
3. Путешествие в мир аппликации.
В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание». Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей с помощью клеев. Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения, можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину.
Цель: познакомить с разными видами аппликации, научить построению многопредметных композиций.
Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, из геометрических фигур, из бумажного шпагата).
Формы занятий: беседа, практическая работа — создание творческих работ на основе демонстрационного материала, просмотр серии мультипликационных фильмов «Сказки для детей» (автор сценария В. Сутеев), просмотр учебного фильма «Волшебные ножницы». Коллективная работа — дети работают в парах (тройках).
Практика: «Веселая гусеница» (способы скрепления деталей), «Веселый хоровод» и «Волшебные бабочки» (симметрическое вырезание), предметные работы в технике «мозаика».
Торцевание из бумаги – это интересный вид творчества, который подойдет для занятий с детьми. Поделки из бумаги, выполненные торцеванием выглядят объемными, «пушистыми», этим они привлекают к себе внимание и пробуждают интерес у детей.
Цель: познакомить с техникой торцевания, научить пользоваться инструментами.
Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы. Создание работ в технике торцевания.
Формы занятий: беседа, практическая работа — создание творческих работ на основе демонстрационного материала.
Практика: Ромашка, фиалка. Букет полевых цветов. Сюжетные картинки. Изготовление праздничных открыток.
5. Удивительный мир оригами.
Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Точный перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку.
Цель: Формировать интерес к искусству оригами. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.
Содержание: понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами аппликации. Условные знаки.
Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, игры, соревнования, просмотр учебного видеофильма «Оригами», упражнения на разминку пальцев.
Практика: «Веселые ребята», «Золотые рыбки», «Автомобиль» (базовые формы), «Цветочный букет», «Морские обитатели», и др.
6. Квиллинг
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространённая в наше время во всём мире где получила своё красивое название – квиллинг.
Цель: Формировать интерес к искусству квиллинга. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.
Содержание: понятие квиллинг, базовые формы- роллы. Секреты и приёмы образования разных форм. Схемы для работ.
Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, просмотр учебного видеофильма «Квиллинг- искусство бумагокручения», упражнения на разминку пальцев.
Практика: Выполнение различных ролл в технике квиллинг. Изготовление цветов. Рамки для фото. Бумажные бабочки. Изготовление открытки.
7. Плетение из бумаги
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Цель: Формировать интерес к искусству плетения. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.
Содержание: понятие плетение, базовые формы – полосы из газет свёрнутые в «трубочку». Способы плетения.
Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, просмотр представленных сплетённых вещей. Упражнения на разминку пальцев.
Практика: Выполнение упражнения в скручивании полос в трубочки. Изготовление плоских и объемных изделий путем переплетения полосок бумаги. Плетеные корзинки. Оплетение предметов. Покраска и оформление готового изделия. Панно «Букет из сухих цветов»
8. Творческие работы
Коллективные творческие работы являются, своего рода, отчетами о достигнутых результатах и в то же время происходит сплочение ребят в единый коллектив, все вместе являются соавторами творческих работ.
С помощью этого цикла можно корректировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно построить и скорректировать свою работу в дальнейшем.
Цель: научить детей работать в коллективе, адаптироваться в различных жизненных ситуациях социума, воспитать чувство такта, умение слушать, уважать мнения других, развивать художественный вкус и творческую фантазию, развивать речь ребенка.
Содержание: понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ.
Формы занятий: практическая работа, просмотр мультипликационных фильмов, использование тематических классических музыкальных произведений.
Задания: изготовить работы «Осенние мотивы», «Сказочное царство», «Зимняя сказка» и другие.
Второй год обучения
1. Вводное занятие
Цель: познакомить с инструментами и материалами. Закрепить знания по технике безопасности. Мотивировать воспитанников к трудоемкой работе.
Содержание: инструмент циркуль, принципы его работы. Виды картона и бумаги, которая будет необходима для работы второго года обучения. Циклы работы на год: «Оригами», «Бумагопластика».
Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры, сравнительный анализ образцов работ первого года обучения, практическая работа.
Практика: Организация рабочего места. Игра «Мы снова встретились», викторина с вопросами по правилам ТБ. Составления коллекции «Виды бумаги».
2. Объемная аппликация
Объемная открытка – это не только очень красиво, но еще и довольно просто. Объемная аппликация хороша тем, что не требует особых навыков, специальных материалов и инструментов. Главное, что Вам понадобится - фантазия и терпение. Кроме того, это один из самых экономных видов рукоделия.
Цель: развить интерес к технике объёмная аппликация, научить поэтапно выполнять творческую работу. Развивать в детях уверенность в своих силах, стимулировать развитие памяти, развивать умение концентрировать внимание.
Содержание: выбор темы и выполнение работы.
Формы занятий: беседа с демонстрацией образцов готовых работ выполненных мастерами.
Практика: выполнение работ по выбранной теме.
3. Папье –маше
Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Цель: развить интерес к технике научить поэтапно выполнять творческую работу. Развивать в детях уверенность в своих силах, стимулировать развитие памяти, развивать умение концентрировать внимание.
Содержание: рациональные способы работы с массой папье-маше. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в технике папье-маше. Анализ образцов.
Формы занятий: беседа, практическая работа — создание творческих работ на основе демонстрационного материала.
Практика: выполнение работ в технике папье-маше «За околицей»
4. Модульное оригами.
Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами придуманная в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.
Цель: развить интерес к технике «Оригами», научить поэтапно выполнять творческую работу. Развивать в детях уверенность в своих силах, стимулировать развитие памяти, развивать умение концентрировать внимание.
Содержание: выбор темы и выполнение работы, базовые модули для основной работы.
Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры-викторины на повторение базовых форм оригами, просмотр учебного фильма «Оригами», демонстрация детских работ.
Практика: выполнение работ по темам: «Радужные рыбки», «Цветы и вазы», «Радужный лебедь»
5. Декупаж
Декупаж (от французского decoupage —существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс — должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Цель: научить правильно подбирать основу для декупажа, следовать правилам выполнения работы, правильно комбинировать материалы, классифицируя их по форме, размеру, цвету.
Содержание: простейшие салфетки с красивым рисунком, мотивами, приклеенными на основу. Оформление предметов интерьера
Формы занятий: практическая работа по вырезанию предметов из простых салфеток для оформления поделки
Практика: Выполнение индивидуальных творческих работ.
6. Бумажный туннель
Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка.
Цель: познакомить с техникой бумажный туннель, научить пользоваться инструментами.
Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы. Создание работ в данной технике.
Формы занятий: беседа, практическая работа — создание творческих работ на основе демонстрационного материала.
Практика: изготовление работы «Полевые цветы», «Бабочки», «Лес»
7. Творческие работы
Цель: научить оформлять творческие работы.
Коллективные работы этого цикла лучше всего построить так, чтобы дети могли показать свои умения и навыки, приобретенные в каждом цикле. Этот цикл помогает педагогу найти правильное направление в своей работе и определять задания для детей в соответствии с их возможностями.
Содержание: приемы оформления творческих работ. Выбор темы и выполнение работ.
Формы занятий: практическая работа, игры-викторины, конкурсы которые будут включать в себя задания эстетического характера, просмотр мультипликационных фильмов для более удачного исполнения творческой работы (по выбору педагога).
IV .Учебно-методическое обеспечение
4.1.Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:
Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; сообщений по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомов с изделиями воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы.
Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания.
Музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы.
4.. 2. Техническое и материальное оснащение.
Оборудование: демонстрационный комплект инструментов для квилинга, инструменты для работы в технике торцевания, индивидуальные клеенки для стола, видеомагнитофон, музыкальный центр.
Приспособления: скотч двусторонний, зажим, зубочистки.
Инструменты: ножницы с прямыми и закругленными лезвиями шило, кусачки, иголки, пинцеты, кисти (по количеству обучающихся)
Материалы: бумага, гофрированный картон, краски, калька, проволока, материал для основы (бумага, картон различной фактуры), наждачная бумага, грунтовка, лак, элементы декора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002
Библер В.С. Методы художественного развития. - М., 2006 г. стр. 35.
Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009.
Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985.
Дженкинс Джейн. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Перевод с англ. У. Сапциной. - Тверь: «Контент». - 2010.
Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010. - 64с: ил.
Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
Родионова С.С.Папье-маше:Самая полная энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС. -2011.
Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г.В.Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.
Приложение № 1
Анкета для оценки уровня мотивации учащихся
Инструкция:
Ответь на вопросы анкеты, подчёркивая выбранный Вами вариант ответа.
1. Тебе нравится посещать кружок «Рукодельница» или не очень?
а) не очень б) нравится в) не нравится
2. Если бы учитель сказал: «Завтра на кружок не обязательно приходить всем, желающим можно остаться дома». Ты пошел бы на занятие или остался бы дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу
3. Тебе нравится, когда у Вас отменяют занятия кружка?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
4. Ты часто рассказываешь, чему научилась на занятиях кружка, родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
5. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий руководитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
6. У тебя в группе много друзей?
а) много б) мало в) нет друзей
Рекомендации по обработке:
1 уровень - высокая школьная мотивация, учебная активность 15-18 баллов
2 уровень – нормальная школьная мотивация 10-14 балла
3 уровень – положительное отношение к школе, но школа больше привлекает не учебной деятельностью 7-9 баллов
КЛЮЧ
а | б | в | |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 3 | 1 | 0 |
6 | 3 | 0 | 1 |
Приложение № 2
Анкета для родителей
С каким чувством посещает кружок ваш сын или дочь?
Как чувствует ваш ребенок среди одноклассников?
Делится ли с вами ребенок полученными знаниями?
Создает ли кружок «Рукодельница», по вашему мнению, условия для самореализации в учебной и творческой деятельности вашего ребенка?
Какую помощь надо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной и творческой деятельности?
Календарно – тематическое планирование первый год обучения
(3 класс)
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
Теория | Практика | |||
Первый год обучения | ||||
Вводный блок. Аппликация 14ч. | ||||
1 | Ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. | 1
| ||
2 | Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | 1 | ||
3 | Из истории происхождения ножниц. Виды бумаги и картона. Вырезание простых элементов (листьев, цветов, геометрических фигур) из цветной бумаги | 0,5 | 0,5 | |
4 | Изучение свойств бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги» | 0,5 | 0,5 | |
5-6 | Что такое аппликация. Виды аппликации. Вырезание симметричных форм, аппликация силуэтов. | 0,5 | 1,5 | |
7-10 | Цветочная аппликация. Цветы из кругов. Цветы из цветных стикеров. | 0,5 | 2,5 | |
11 | Объёмный цветок - аппликация | 0,5 | 0,5 | |
12-13 | Аппликация «Ёжик» изготовление по шаблону. | 0,5 | 1 | |
14-15 | Коллаж из бумаги и подручных средств «Осень золотая». Подведение итогов, выставка. | 2 | ||
Техника торцевание 11ч. | ||||
16 | Знакомство с техникой торцевания, набором инструментов и материалов. ТБ | 0,5 | 0,5 | |
17-20 | Торцевание. Ромашка, фиалка. Букет полевых цветов. | 0,5 | 4 | |
21-26 | Торцевание. Сюжетные картинки. | 0,5 | 5 | |
Удивительный мир оригами 12ч. | ||||
27 | Знакомство с техникой «Оригами», набором инструментов и материалов. ТБ | 0,5 | 0,5 | |
28 | Знакомство с техникой изготовления основных модулей. | 0,5 | 0,5 | |
29-33 | Изготовление модулей разных цветов для поделки «Разноцветные рыбки» | 0,5 | 5 | |
33-38 | Техника сборки поделок из модулей. Изготовление клубнички | 0,5 | 5 | |
Техника квиллинг 12ч. | ||||
39 | Знакомство с техникой квиллинг, набором инструментов и материалов. ТБ | 0,5 | 0,5 | |
40-41 | Выполнение различных образцов в технике квиллинг. | 0,5 | 1 | |
41-42 | Киллинг. Изготовление цветов. | 1,5 | ||
43-46 | Киллинг. Изготовление праздничных открыток. | 0,5 | 3 | |
46-49 | Киллинг. Рамка для фотографии | 0,5 | 3 | |
50-52 | Киллинг. Бумажные бабочки (резачок). | 0,5 | 2 | |
Плетение из бумаги 11ч. | ||||
53-55 | Знакомство с техникой плетения, набором инструментов и материалов. ТБ. Скручивание полос в трубочки разной длины. | 0,5 | 1 | |
55-57 | Плетение подставки для настенного панно | 0,5 | 2 | |
57-58 | Оформление панно из сухих или искусственных цветов | 0,5 | 2 | |
59-62 | Плетение корзин из старых газет | 0,5 | 3 | |
63-65 | Оформление корзин. | 0,5 | 2 | |
Выставки творческих работ 3ч. | ||||
66-68 | Изготовление итоговой творческой работы для выставки «Рукодельница». ТБ | 0,5 | 3 | |
Итого | 68 | 14 | 54 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....