"Урок музыки как здоровьесберегающая технология в начальных классах общеобразовательной школы"
статья по музыке

Арсеньева Дарья Юрьевна

Статья на тему "Урок музыки как здоровьесберегающая технология в начальных классах общеобразовательной школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_arseneva_d.yu_.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Урок музыки как здоровьесберегающая технология в начальных классах общеобразовательной школы»

Автор:

Арсеньева Дарья Юрьевна, учитель музыки ГБОУ гимназии № 293

На сегодняшний день перед образовательными учреждениями, в том числе перед общеобразовательной школой, стоит важная задача – создание условий для максимального сохранения здоровья учеников. В реальной жизни педагоги и родители сталкиваются с возникновением неврозов у детей. Проблемы психологического характера влекут за собой негативные последствия как в процессе получения детьми знаний, так и в их жизни в целом. Также актуальной стала тема обеспечения эмоционального комфорта учащихся, помощи в социальной адаптации.

В свою очередь музыкотерапию можно считать эффективным методом лечения, коррекции детских расстройств невротического характера. Ведь музыкальное искусство благоприятно влияет на различные сферы жизни людей, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Таким образом, уроки музыки в школах могут стать уникальной возможностью в реализации здоровьесберегающих технологий в начальных классах общеобразовательной школы, так как сохранение здоровья младших школьников является важным направлением в работе психологов, педагогов, в том числе учителей музыки.

К здоровьесберегающим технологиям относится ряд принципов, приемов, методов, используемых в сфере образования, которые дополняют традиционные технологии обучения задачами здоровьесбережения.

«Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся».[1]

Диспансеризация детского населения проводится ежегодно. При этом ее результаты неутешительны. К сожалению, доля здоровых детей снизилась за последнее время. При этом в несколько раз увеличилось количество школьников, имеющих хронические патологии. Сравнивая результаты обследований учащихся начальных, средних и старших классов можно сделать вывод, что младшие школьники в большей степени имеют серьезные нарушения с психологической стороны, нежели с физической.

Нарушение социальной адаптации, дезорганизация, психологическая нестабильность – факторы, которые ведут к общему снижению работы иммунной системы детей, приобретению ими психосоматических заболеваний.

Возможности музыкотерапии в решении вышеперечисленных проблем довольно широки. Многочисленные факты в истории человечества с древнейших времен и по сей день свидетельствуют об успешном использовании музыкального искусства в формате терапии.

Еще в Библии были указания на то, что музыка обладает целебными свойствами. Владимир Михайлович Бехтерев, выдающийся психоневролог, академик писал: «Музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость»[2].

Работа западных ученых с применением методов музыкотерапии, например, способствует освоению участниками процесса навыков здорового образа жизни. Проведя множество исследований, экспериментов специалисты пришли к выводу, что музыка действительно обладает сильным терапевтическим эффектом. Тем не менее не стоит игнорировать тот факт, что действие музыкальной терапии избирательно, непредсказуемо в каждом конкретном случае. Западными учеными также было доказано, что некоторые мелодии могут способствовать укреплению иммунной системы, приводя к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, тем самым активизируя восстановительные процессы в организме человека.

Лечение музыкой стало называться музыкотерапией, история которой уходит своими корнями в Древний мир, мифологию. А в начале XX века был проведен ряд научных экспериментов, доказывающих, что звуки музыки заставляют вибрировать клетки нашего организма, способны воздействовать на изменение кровяного давления, частоты сокращений сердца, глубины, ритма дыхания. Музыка повышает способность организма к высвобождению мозговых биохимических веществ, эндорфинов, помогает справляться с болями и стрессом.

Тем не менее, в Российской Федерации министерство здравоохранения признал музыкальную терапию официальным методом лечения лишь в 2003 году.

Степень изученности

Несмотря на то, что первые научные исследования целебных свойств музыкального искусства на организм человека были проведены только в конце XIX века врачом-невропатологом Джеймсом Корнингом в Америке и ученым-врачом Антоном Наймайром в Германии, еще монахи Тибета снимали стрессовое напряжение звуковым массажем. О музыкотерапии можно прочесть и на страницах Священного писания. Врачи XX века предельно внимательно изучали влияние музыкальных произведений великих композиторов, таких как Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Клод Дебюсси, Рихард Вагнер и многих других на людей с расстройствами психики. При этом невропатологи получили положительные результаты терапии.

Доктора Америки и Германии были рады такой альтернативе препаратам, таблеткам и уколам. В городских поликлиниках, а также в больницах стали организовывать специальные лечебные концерты, из операционных и кабинетов врачей начали раздаваться мелодии для расслабления, релаксации.

К наиболее известным российским экспертам в области музыкотерапии можно отнести Л. С. Брусиловского, В. Ю. Завьялова, А. С. Клюева, В. М. Элькина, А. Г. Юсфина, С. В. Шушарджана, Г. Ю. Маляренко, М. В. Хватову.

Выдающимися зарубежными исследователями методов, технологий музыкальной терапии являются К. Швабе, Г. Декер-Фойгт, О. Дьюхерст-Мэддок, Д. Кэмпбелл, А. Менегетти, Т. Эндрюс, А. Ноймайр.

На сегодняшний день существует большое количество исследований, которые посвящены здоровьесберегающим технологиям в начальной школе. В то же время недостаточно изученным являются аспекты применения методов музыкальной терапии для обеспечения психологического здоровья младших школьников и организации музыкотерапевтической деятельности в общеобразовательных учреждениях.


[1] Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: Аркти, 2006. — С. 203

[2] Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев. —И.: Наука, 1991. — С. 94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальных классах сельской школы

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Сказки Г.Х. Андерсена. 2 класс

Презентация к уроку внеклассного чтения для учащихся 2 класса знакомит с биографией Г. Х. Андерсена,  содержит занимательные задания для проверки знания произведений автора....

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе Н. И. Сладкова. 2 класс.

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ. Рассказыв о природе  Н. И. Сладкова. 2 класс....

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...