Технология мониторинга качества учебных достижений младших школьников
проект по технологии на тему

Бойкова Ирина Николаевна

В статье представлен материал из авторского проекта "Организация мониторинговых исследований при отслеживании качества обучения младших школьников", в котором  представлена технология отслеживания успешности обучения с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_monitoringa_kach-va.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология мониторинга качества учебных достижений младших школьников

Бойкова И.Н., учитель начальных классов,

г.Черногорск, Республика Хакасия

        Концепция модернизации российского образования и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе – определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга.

        В данных условиях актуальной становится разработка критериев и измерителей качества системы целостного культурного развития учащегося. Одним из наиболее эффективных средств диагностики потенциальных возможностей человека ученые считают мониторинг качества знаний. В теории и практике уже известны разнообразные методики контроля качества знаний (В.П. Беспаленко, И.В. Бражников, Г.П. Баранов и др.), различные системы оценки качества обучения (В.В.Гузеев, А.С.Жерненко, Ю.В.Казаков, М.Ф. Королёв и др.).

        В условиях модернизации начального обучения успешность учащихся младших классов основывается на единстве всесторонней диагностики и мониторинга, которые позволяют выстраивать индивидуальную траекторию его развития.

        В моём проекте «Организация мониторинговых исследований при отслеживании качества учебных достижений младших школьников» отражена технология отслеживания успешности обучения младших школьников.

 С 1 класса мониторинг ведется по следующим критериям:

1. Изменение комфортности школьной жизни ребёнка (октябрь, апрель)

  • Психическое и психологическое состояние;
  • Отношение к собственной успешности;
  • Отношение с педагогами, одноклассниками.

2.Уровень обученности, воспитанности (сентябрь, декабрь, апрель)

3.Физическое состояние учащихся (октябрь, май)

4.Оценка родителей удовлетворённости образовательными возможностями школы (конец учебного года)

Мониторинг оценки состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки

  1. Анкета «Условия и образ жизни ученика»
  • Характеристика семьи (возраст, количество членов семьи и детей, образование, наличие постоянной работы);
  • Условия для занятий в школе и дома;
  • Досуг (кружки, секции);
  • Спортивная и оздоровительная активность (занимается ли спортом ребёнок, сколько раз в неделю; ходит ли пешком до школы, сколько времени бывает на улице).
  1. Анкета учащегося
  • Расскажи о школе (с удовольствием ли ходишь в школу);
  • Режим дня (сколько ребёнок спит, занимается в школе, готовит домашнее задание, дополнительные учебные занятия, прогулки, просмотр телевизора, занятия спортом, чтение книг, компьютерные игры).
  1. Анкета «Карта наблюдения за поведением ребёнка в школе» (заполняет учитель)
  • Поведение учащегося в школе (типичное поведение учащегося в школе, что позволяет оценить его психоневрологическое состояние);
  • Показатели физического развития ребёнка (медицинским работником измеряются: вес, рост, объем грудной клетки)
  • Результаты двигательных тестов (заполняется учителем физической культуры).

Данная комплексная оценка позволяет объединить детей со сходным состоянием в три основные группы здоровья:

Группа 1 – дети здоровые и дети, имеющие внешние компенсированные врождённые дефекты развития;

Группа 2 – дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями.

Группа 3- дети с хроническими заболеваниями и врождёнными пороками развития разной степени активности и компенсации.

Учащиеся 3 группы зачисляются в специальные медицинские группы, занятия в которых ведёт учитель физической культуры.

По итогам анкет и диагностик составляется технологическая карта на каждого ученика:

ФИ ученика

Психологический аспект

Социальный аспект

Педагогический аспект

Медицинский аспект

Иванов Роман

Низкий уровень словесно – логического мышления; высокая утомляемость

Полная семья, многодетная, благополучная

Ошибки при выделении звуков з-с

Здоров

        Для отслеживания учебных достижений по предметам разработан «Лист учебных достижений» для каждого ученика. Учителем – предметником по каждому предмету определяется основной объём знаний, умений, навыков обязательный для усвоения каждым учеником. В течение каждой четверти учитель фиксирует уровень их усвоения по результатам контрольных работ, тестов и заносит в диагностическую карту. Данная работа проводится поэтапно.

1 этап – проводятся стартовые работы с выделением заданий на актуальный уровень освоения знаний и заданий, направленные на предстоящие центральные задачи года (задачи «на разрыв»). Фиксация в журнале результатов стартовой работы по критериям с выведением общего результата качества выполнения работы (это касается всех письменных работ). Данная работа фиксируется в специальных тетрадях «Стартовые и итоговые работы» или листах учебных достижений с обязательным наличием оценочного листа, где фиксируется самооценка учащегося и оценка учителя (1 класс и 1 полугодие 2 класса безотметочное обучение, поэтому вводятся специальные символы).

2 этап – формулировка в журнале того «продукта» (результатов), которые должны быть получены на конец учебного года.

3 этап – каждая тема предмета отражается в тетрадях или листах «Мои достижения по…»

Тетрадь или листы моих достижений отражает по каждой теме:

  • Тестовую диагностическую работу на входе;
  • Тестовую работу на выходе;
  • Проверочные работы (диктант, изложение, списывание, сочинение и т.п.);
  • Единый сводный оценочный лист:

Умения

ТДР

(на входе)

СР

СР

ТДР (на выходе)

дефициты

15.01.

20.01

30.01

1.02

1.Кузнецов Саша

-

Ошибки жи – ши, недописыван. букв – 6 ош.

Не дописывание быквы-4 ош.

Не дописывание букв – 1ош.

Низкий уровень самоконтроля;

2. Байкалова Лера

-

Пропуск, замена – 5ош.

Пропуск, замена – 4ош.

Пропуск, замена – 2ош.

Низкий уровень словесно – логического мышления, фонематического слуха

3.Попова Ира

+

+

+

+

-

При такой организации образовательного процесса с 1-го класса закладывается два вида оценки:

  1. Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу.
  2. Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях; способность анализировать собственные действия.

Во 2-3 классах происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности. Контроль за усвоением учебного материала опирается на диагностику причин ошибок и трудностей учащихся.

        Со второго полугодия 2 класса, когда вводится 5-ти балльная система оценивания результатов, продолжается системная работа по формированию адекватной самооценки. Отслеживание качества учебных достижений ведётся не только по количеству учащихся, имеющих «5» и «4» по учебным предметам, но и через заполнение технологических карт по каждому предмету.

ФИ учащегося

Планируемая работа

Результат

Ступин Иван,

Петров Сергей

Русский язык

1.Различение звуков, близких по звучанию ил артикуляции.

2.Различение твёрдости и мягкости звуков.

3.Запись под диктовку с проговариванием

-улучшение в написание диктантов (снижение количества ошибок на пропуск, замену);

-научились составлять небольшие рассказы

Такая технология отслеживания успешности обучения младшего школьника позволяет проследить продвижение каждого ученика, и тем самым повысить качество обучения.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания учебных достижений младших школьников

Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Выступление Твороговой И.М. на районном методическом объединении c докладом "Оценивание учебных достижений младших школьников"

Тема:Оценивание учебных достижений младших школьников.Безоценочное обучение в первом классе.УМК "Школа России"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников»....

Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников

Введение:Глава 1. История и теория возникновения тестов.Глава 2. Тесты - одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.Глава 3. Из опыта работы применения тестов контроля знаний,ум...