Технология мониторинга качества учебных достижений младших школьников
проект по технологии на тему
В статье представлен материал из авторского проекта "Организация мониторинговых исследований при отслеживании качества обучения младших школьников", в котором представлена технология отслеживания успешности обучения с 1 по 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_monitoringa_kach-va.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология мониторинга качества учебных достижений младших школьников
Бойкова И.Н., учитель начальных классов,
г.Черногорск, Республика Хакасия
Концепция модернизации российского образования и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе – определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга.
В данных условиях актуальной становится разработка критериев и измерителей качества системы целостного культурного развития учащегося. Одним из наиболее эффективных средств диагностики потенциальных возможностей человека ученые считают мониторинг качества знаний. В теории и практике уже известны разнообразные методики контроля качества знаний (В.П. Беспаленко, И.В. Бражников, Г.П. Баранов и др.), различные системы оценки качества обучения (В.В.Гузеев, А.С.Жерненко, Ю.В.Казаков, М.Ф. Королёв и др.).
В условиях модернизации начального обучения успешность учащихся младших классов основывается на единстве всесторонней диагностики и мониторинга, которые позволяют выстраивать индивидуальную траекторию его развития.
В моём проекте «Организация мониторинговых исследований при отслеживании качества учебных достижений младших школьников» отражена технология отслеживания успешности обучения младших школьников.
С 1 класса мониторинг ведется по следующим критериям:
1. Изменение комфортности школьной жизни ребёнка (октябрь, апрель)
- Психическое и психологическое состояние;
- Отношение к собственной успешности;
- Отношение с педагогами, одноклассниками.
2.Уровень обученности, воспитанности (сентябрь, декабрь, апрель)
3.Физическое состояние учащихся (октябрь, май)
4.Оценка родителей удовлетворённости образовательными возможностями школы (конец учебного года)
Мониторинг оценки состояния здоровья, учебной и внеучебной нагрузки
- Анкета «Условия и образ жизни ученика»
- Характеристика семьи (возраст, количество членов семьи и детей, образование, наличие постоянной работы);
- Условия для занятий в школе и дома;
- Досуг (кружки, секции);
- Спортивная и оздоровительная активность (занимается ли спортом ребёнок, сколько раз в неделю; ходит ли пешком до школы, сколько времени бывает на улице).
- Анкета учащегося
- Расскажи о школе (с удовольствием ли ходишь в школу);
- Режим дня (сколько ребёнок спит, занимается в школе, готовит домашнее задание, дополнительные учебные занятия, прогулки, просмотр телевизора, занятия спортом, чтение книг, компьютерные игры).
- Анкета «Карта наблюдения за поведением ребёнка в школе» (заполняет учитель)
- Поведение учащегося в школе (типичное поведение учащегося в школе, что позволяет оценить его психоневрологическое состояние);
- Показатели физического развития ребёнка (медицинским работником измеряются: вес, рост, объем грудной клетки)
- Результаты двигательных тестов (заполняется учителем физической культуры).
Данная комплексная оценка позволяет объединить детей со сходным состоянием в три основные группы здоровья:
Группа 1 – дети здоровые и дети, имеющие внешние компенсированные врождённые дефекты развития;
Группа 2 – дети с факторами риска по возникновению патологии, функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями.
Группа 3- дети с хроническими заболеваниями и врождёнными пороками развития разной степени активности и компенсации.
Учащиеся 3 группы зачисляются в специальные медицинские группы, занятия в которых ведёт учитель физической культуры.
По итогам анкет и диагностик составляется технологическая карта на каждого ученика:
ФИ ученика | Психологический аспект | Социальный аспект | Педагогический аспект | Медицинский аспект |
Иванов Роман | Низкий уровень словесно – логического мышления; высокая утомляемость | Полная семья, многодетная, благополучная | Ошибки при выделении звуков з-с | Здоров |
Для отслеживания учебных достижений по предметам разработан «Лист учебных достижений» для каждого ученика. Учителем – предметником по каждому предмету определяется основной объём знаний, умений, навыков обязательный для усвоения каждым учеником. В течение каждой четверти учитель фиксирует уровень их усвоения по результатам контрольных работ, тестов и заносит в диагностическую карту. Данная работа проводится поэтапно.
1 этап – проводятся стартовые работы с выделением заданий на актуальный уровень освоения знаний и заданий, направленные на предстоящие центральные задачи года (задачи «на разрыв»). Фиксация в журнале результатов стартовой работы по критериям с выведением общего результата качества выполнения работы (это касается всех письменных работ). Данная работа фиксируется в специальных тетрадях «Стартовые и итоговые работы» или листах учебных достижений с обязательным наличием оценочного листа, где фиксируется самооценка учащегося и оценка учителя (1 класс и 1 полугодие 2 класса безотметочное обучение, поэтому вводятся специальные символы).
2 этап – формулировка в журнале того «продукта» (результатов), которые должны быть получены на конец учебного года.
3 этап – каждая тема предмета отражается в тетрадях или листах «Мои достижения по…»
Тетрадь или листы моих достижений отражает по каждой теме:
- Тестовую диагностическую работу на входе;
- Тестовую работу на выходе;
- Проверочные работы (диктант, изложение, списывание, сочинение и т.п.);
- Единый сводный оценочный лист:
Умения | ТДР (на входе) | СР | СР | ТДР (на выходе) | дефициты |
15.01. | 20.01 | 30.01 | 1.02 | ||
1.Кузнецов Саша | - | Ошибки жи – ши, недописыван. букв – 6 ош. | Не дописывание быквы-4 ош. | Не дописывание букв – 1ош. | Низкий уровень самоконтроля; |
2. Байкалова Лера | - | Пропуск, замена – 5ош. | Пропуск, замена – 4ош. | Пропуск, замена – 2ош. | Низкий уровень словесно – логического мышления, фонематического слуха |
3.Попова Ира | + | + | + | + | - |
При такой организации образовательного процесса с 1-го класса закладывается два вида оценки:
- Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую задачу.
- Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях; способность анализировать собственные действия.
Во 2-3 классах происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности. Контроль за усвоением учебного материала опирается на диагностику причин ошибок и трудностей учащихся.
Со второго полугодия 2 класса, когда вводится 5-ти балльная система оценивания результатов, продолжается системная работа по формированию адекватной самооценки. Отслеживание качества учебных достижений ведётся не только по количеству учащихся, имеющих «5» и «4» по учебным предметам, но и через заполнение технологических карт по каждому предмету.
ФИ учащегося | Планируемая работа | Результат |
Ступин Иван, Петров Сергей | Русский язык 1.Различение звуков, близких по звучанию ил артикуляции. 2.Различение твёрдости и мягкости звуков. 3.Запись под диктовку с проговариванием | -улучшение в написание диктантов (снижение количества ошибок на пропуск, замену); -научились составлять небольшие рассказы |
Такая технология отслеживания успешности обучения младшего школьника позволяет проследить продвижение каждого ученика, и тем самым повысить качество обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология оценивания учебных достижений младших школьников
Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Выступление Глотовой Светланы Николаевны на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...
Выступление Твороговой И.М. на районном методическом объединении c докладом "Оценивание учебных достижений младших школьников"
Тема:Оценивание учебных достижений младших школьников.Безоценочное обучение в первом классе.УМК "Школа России"...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников»....
Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников
Введение:Глава 1. История и теория возникновения тестов.Глава 2. Тесты - одно из средств проверки и оценки результатов обучения школьников.Глава 3. Из опыта работы применения тестов контроля знаний,ум...
"Технология оценивания учебных достижений младших школьников".
Механизмы самооценки и самоконтроля...