Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».
статья по теме
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Технология оценивания учебных достижений младших школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Технология оценивания учебных достижений младших школьников».
Подготовила учитель начальных классов Козлова В.В.
В современной школе особое внимание необходимо уделять проблеме оценивания учебных достижений младших школьников.
Без изменения подходов к системе оценивания в условиях развития образования невозможно будет достичь поставленных образовательных целей.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное обучение и четырехбалльная система цифровых отметок. Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе (на основании требований СанПиНа) и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе (выбор осуществляет ОУ). Безотметочная система оценивания образовательных достижений школьников в настоящее время получила широкое признание как действенная система формирования учебной и личностной самооценки.
Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.
Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:
выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.
Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.
Используемая школами четырехбалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).
Сделать же оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системы оценивания. Слайд №1. Основными принципами безотметочного обучения являются:
- критериальность;
- приоритет самооценки;
- гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность);
- возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность).
Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.
Существуют различные варианты безотметочного оценивания достижений обучающихся.
1) Лесенка из 10 ступеней. Слайд №2. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.
2) Трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею». Слайд №3.
Образец работы по математике с оценочным листом.
Тема: «Использование схем при решении задач»
Цель: проверить уровень сформированности умений решать задачи по
схемам, составлять схему к задаче, схемы по формулам.
Текст работы
1. Составь схемы к задачам и запиши формулы.
a) Длина веревки А метров. Какой она станет, если ее уменьшить
на В метров?
b) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполнится через 3
года?
2. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные
схемы).
В + С = D K – E = B
Справа представлен оценочный лист к работе. В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею решать задачу по схеме; умею составлять схему к задаче; умею составлять все возможные схемы по формуле. Во втором столбике проставлены номера заданий, соответствующие основным умениям. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, составляет схемы по формуле.
Слайд №4 Оценочный лист к работе:
Основные умения | № задания | Прогностическая оценка | Итоговая оценка |
Умею решать задачу по схеме | 1 | ||
Умею составлять схему к задаче | 1 | ||
Умею составлять все возможные схемы по формуле | 2 |
Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
3) «Волшебная линеечка» (слайд «№5), которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).
Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда
есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
Образец тройного самооценивания домашней работы по русскому языку при помощи «Волшебных линеечек».
4) «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).
Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).
Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов).
В «портфолио» заносится личный результат ученика.
Памятка для оценивания результатов работы (слайд №6)
«цена» задания;
максимальное количество баллов;
личный результат;
фиксация в «портфолио».
5) Введение дневника с использованием рисунка человечка с разным выражением лица - «смайликов» по разделам: «Как растет читатель» и «Как я считаю». Слайд №7 Данные разделы предназначены для проверки динамики роста навыка чтения и счета в течение всего года.
Образец дневника по разделу «Как растёт читатель».
Все это составляет «Портфолио ученика».
6)Уровневый подход. Слайд №8
1 уровень – фактологический (примитивный)
На этом уровне:
- Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);
- Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);
- Даёт определение по памяти.
В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.
2 уровень – описательный
На этом уровне:
- Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;
- Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;
- Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.
3 уровень – доказательный (формируется на базе двух предыдущих)
На этом уровне:
- Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;
- Устанавливает причинно-следственные связи;
- Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;
- Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.
4 уровень – творческий
Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.
На этом уровне:
- ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.
Существуют универсальные вопросы, которые позволяют получить три варианта правильных ответов, выявить три первых уровня.
Механизм перехода от данной системы к принятой пятибалльной можно проследить в следующей таблице. Слайд №9
«3» | Ф (фактологический) |
«4» | О (описательный) |
«5» | Д (доказательный) |
«5/5» | Т (творческий) |
7) Десятибалльная шкала оценивания. Слайд №9
Если учитель целенаправленно работает над этой проблемой, то младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать для себя возникшую трудность, но и анализировать ее причину.
В одиночку за реформирование системы оценивания браться не стоит. Задача построения технологии безотметочного обучения по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в первом классе, необходимо иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология оценивания учебных достижений младших школьников
Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Выступление Глотовой Светланы Николаевны на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...
Выступление Твороговой И.М. на районном методическом объединении c докладом "Оценивание учебных достижений младших школьников"
Тема:Оценивание учебных достижений младших школьников.Безоценочное обучение в первом классе.УМК "Школа России"...
Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...
Выступление на педагогическом совете по теме "Технология, основанная на создании учебной ситуации"
Раскрывается вопрос о том, как учебное задание, превратить в учебную ситуацию не только теоретически, но и предлагается практическое задание. ...
Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников
В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...