Технология оценивания учебных достижений младших школьников
статья по теме
Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной проблеме и наглядный материал для портфолио учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ocenivaniya.doc | 71.5 КБ |
tehnologiya_ocenivaniya_ud.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология оценивания учебных достижений младших школьников.
Безотметочное обучение.
На мой взгляд, одним из наиболее удачных подходов к оцениванию в начальной школе является безотметочное обучение.
Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.
Используемая школами пятибалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).
Сделать же оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системы оценивания. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность), возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность). Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.
С действием самооценки и контроля ребёнок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.
В 1 классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с ребенком по коррекции формирования умений.
Можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею».
Образец работы по математике с оценочным листом.
Тема: «Использование схем при решении задач»
Цель: проверить уровень сформированности умений решать задачи по
схемам, составлять схему к задаче, схемы по формулам.
Текст работы
1. Составь схемы к задачам и запиши формулы.
a) Длина веревки А метров. Какой она станет, если ее уменьшить
на В метров?
b) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполнится через 3
года?
2. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные
схемы).
В + С = D K – E = B
Справа представлен оценочный лист к работе. В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею решать задачу по схеме; умею составлять схему к задаче; умею составлять все возможные схемы по формуле. Во втором столбике проставлены номера заданий, соответствующие основным умениям. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, составляет схемы по формуле.
Оценочный лист к работе:
Основные умения | № задания | Прогностическая оценка | Итоговая оценка |
Умею решать задачу по схеме | 1 | ||
Умею составлять схему к задаче | 1 | ||
Умею составлять все возможные схемы по формуле | 2 |
Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.
Ещё одной эффективной формой оценивания является «Цепочка».
Вашему вниманию предлагается фрагмент урока математики в 1 классе, на котором после выполнения математического диктанта происходит взаимопроверка по образцу на доске, оценивание при помощи трёхцветного индикатора и фиксация результата при помощи «цепочки». Учитель просит оценить выполнение данной работы и занять место в цепочке в соответствии с правильностью выполнения задания.
Фрагмент урока математики в 1 классе с использованием фиксации результата при помощи «Цепочки».
Такую форму оценивания можно использовать и при проведении групповой работы на уроках математике, русского языка, чтения. В этом случае по окончании работы учитель просит сильного ученика (капитана команды) или, наоборот, слабого ученика построить группу в соответствии с активностью каждого при обсуждении проблемы в группе: сначала самый активный ученик, затем менее активный. Наиболее правильно происходит оценивание по данной форме во 2 и 3 классах, в первом же классе необходима помощь учителя.
Во 2 классе учащиеся при правильной работе учителя способны самостоятельно определять критерии учебной деятельности, готовность предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – незнания», используя прогностическую оценку.
Инструментом оценивания становится «волшебная линеечка», которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).
Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда
есть критерий, по которому можно оценить успешность
обучающегося;
- носит информативный характер;
- способствует формированию позитивной самооценки.
Образец тройного самооценивания домашней работы по русскому языку при помощи «Волшебных линеечек».
Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.
Образец листа индивидуальных достижений (букварный период 1-го класса).
Перед вами образец «Листа индивидуальных достижений» ученика 1 класса в букварный период. Слева перечислены 7 основных умений, которые должны быть сформированы у учащихся в период обучения грамоте: умею подсчитывать количество звуков в словах; умею находить в словах гласные, твёрдые и мягкие согласные; умею делить слова на слоги; обозначать ударение; знать особенности гласных нижнего ряда. В следующих шести колонках проставлены даты проведения самостоятельных работ, в результате которых ребёнок сам фиксирует свой уровень сформированности умений при помощи «волшебных линеечек». Если в трёх работах подряд ученик оказывается на высоте, он может закрасить соответствующий лепесток в цветике-семицветике. Цель каждого ученика к концу букварного периода: закрасить весь цветик-семицветик, т.е. сформировать все 7 умений.
В 3 классе школьник может определить соответствие своих знаний заявленному уровню и определить те критерии, которым он не смог соответствовать в тои или ином виде деятельности. Ученик по тексту работы может определить, сформированность каких умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень оценки которых не соответствует высокому. После анализа работы он может сам построить индивидуальный график работы над ошибками.
Ещё одной эффективной формой оценивания является «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).
Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).
Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов).
В «портфолио» заносится личный результат ученика.
Памятка для оценивания результатов работы
«цена» задания;
максимальное количество баллов;
личный результат;
фиксация в «портфолио».
Образец оценивания проверочной работы по окружающему миру при помощи «Цены задания».
Вашему вниманию предлагается образец оценивания проверочной работы по окружающему миру в 3 классе по теме «Лесная зона». Каждому заданию приписали «ЦЕНУ» и указали её на полях красным цветом: второе задание (виды леса) получило 1 балл, четвёртое задание (написать ядовитые растения и грибы леса) – 2 балла, первое задание (составить схему «Значение леса») – 3 балла, третье задание (расположить растения леса по ярусам) – 4 балла. Максимальное количество баллов за работу составило 10. После самопроверки, ученик проставляет своё количество баллов за каждое выполненное задание, подсчитывает свой общий результат и фиксирует его под максимальным. После сравнения результатов, ребёнок читает соответствующую инструкцию и выполняет её.
Фрагмент самооценки на уроке окружающего мира в 3 классе.
Четвероклассники имеют возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребенка.
Введение дневника с использованием рисунка человечка с разным выражением лица - «смайликов» по разделам: «Как растет читатель» и «Как я считаю». Данные разделы предназначены для проверки динамики роста навыка чтения и счета в течение всего года.
Образец дневника по разделу «Как растёт читатель».
Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный год (накопительная система). При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них. Все это составляет «Портфолио ученика».
Уровневый подход.
Один из вариантов безотметочного обучения – это уровневый подход к формированию и оценке результатов обучения.
1 уровень – фактологический (примитивный)
На этом уровне:
- Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);
- Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);
- Даёт определение по памяти.
В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
- Кто это?
- Что это?
- Как называется … (по определению)?
- Выдели, выпиши. Дай определение.
2 уровень – описательный
На этом уровне:
- Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;
- Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;
- Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
- Из чего состоит?
- Как происходит?
- Опиши. Сравни.
- На что похоже?
- Приведи свои примеры.
3 уровень – доказательный (формируется на базе двух предыдущих)
На этом уровне:
- Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;
- Устанавливает причинно-следственные связи;
- Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;
- Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
- Почему?
- Выдели главное.
- От чего зависит?
- Что произойдёт, если …?
- Докажи.
- Дай своё определение.
4 уровень – творческий
Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.
На этом уровне:
- ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
- Изобрази, как ты понимаешь?
- Объясни, как ты понимаешь?
Существуют универсальные вопросы, которые позволяют получить три варианта правильных ответов, выявить три первых уровня.
- Кто такие животные?
Рисунок 1-го животного.
Это волк. (I ур.)
Рисунок всех представителей 6-ти групп. (II ур.)
Рассказ в виде доказательства, определение.
(III ур.)
Механизм перехода от данной системы к принятой пятибалльной можно проследить в следующей таблице.
«3» | Ф (фактологический) |
«4» | О (описательный) |
«5» | Д (доказательный) |
«5/5» | Т (творческий) |
В некоторых школах уже используют данную систему оценивания, в журналах вместо оценок ставят буквы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учить можно без отметок не хуже, а лучше! Теперь тебе понятно, чем двойка отличается от пятёрки?..
Недостатки существующей системы оценивания Необъективность Неудобство в применении к разным видам работ Узкий диапазон Отсутствие индивидуального подхода Нечёткость критериев Малая информативность Травмирующий эффект Потеря внутреннего мотива обучения Блокировка оценочной самостоятельности, что ведёт к зависимости от чужого мнения Цель оценки: выявить, что уже получается, а над чем ещё надо поработать.
Безотметочное обучение
Трёхцветный индикатор - «Я не знаю, прошу помощи» - «Сомневаюсь, не уверен» - «Знаю, умею»
Образец работы по математике с оценочным листом Тема : «Использование схем при решении задач» Цель : проверить уровень сформированности умений решать задачи по схемам, составлять схему к задаче, схемы по формулам. Текст работы 1. Составь схемы к задачам и запиши формулы. a) Длина веревки А метров. Какой она станет, если ее уменьшить на В метров? b) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполнится через 3 года? 2. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные схемы). В + С = D K – E = B Оценочный лист к работе: Основные умения № зада ния Прогнос тическая оценка Итоговая оценка Умею решать задачу по схеме 1 Умею составлять схему к задаче 1 Умею составлять все возможные схемы по формуле 2
Памятка для оценивания результатов работы «Цена» задания Максимальное количество баллов Личный результат Фиксация в «портфолио»
Уровневый подход Фактологический: - Кто это? Что это? - Как называется (по определению)? - Выдели, выпиши. Дай определение. Описательный: - Из чего состоит? - Как происходит? - Опиши. Сравни. - На что похоже? - Приведи свои примеры. Доказательный: - Почему? - Выдели главное. - От чего зависит? - Что произойдёт, если …? - Докажи. - Дай своё определение. Творческий: Изобрази, как ты понимаешь. Объясни, как ты понимаешь.
Универсальные вопросы Что такое животные? I уровень Рисунок 1-го животного. Это волк. II уровень Рисунок всех представителей 6-ти групп. III уровень Рассказ в виде доказательства, определение.
«3» Ф (фактологический) «4» О (описательный) «5» Д (доказательный) «5/5» Т (творческий)
Десятибалльные шкалы оценивания Бал лы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ха рак те ристи ка очень слабо слабо посредственно удовлетворит. недостаточно удовлетворит. хорошо очень хорошо отлично прекрасно великолепно
Принципы безотметочного оценивания Самооценка ученика должна предшествовать учительской самооценке. Самооценка ученика должна постепенно дифференцироваться. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки, опираясь на правило «Добавлять, а не вычитать». Содержательное самооценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий. Оцениваться прежде всего должна динамика успешности учащихся относительно их самих. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад
Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...
Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
Выступление Глотовой Светланы Николаевны на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...
Выступление Твороговой И.М. на районном методическом объединении c докладом "Оценивание учебных достижений младших школьников"
Тема:Оценивание учебных достижений младших школьников.Безоценочное обучение в первом классе.УМК "Школа России"...
Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения
В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...
Система оценивания учебных достижений младших школьников через использование УМК "Школа-2100".
Данный материал поможет учителю по-новому оценивать детей....
Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников»....
"Технология оценивания учебных достижений младших школьников".
Механизмы самооценки и самоконтроля...