Рабочая программа по предмету "Технология"
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 594
Московского района Санкт-Петербурга
«Принята к использованию» «Согласована»
Протокол № ___ от «___» ______________ 2016 г. Заседания МО учителей начальных классов ГБОУ школы № 594 Московского района Председатель МО __________ / ____________/
| Заместитель директора по УВР школы № 594 Московского района Санкт-Петербурга ______________________ / ./ |
«Утверждаю» Приказ № ___ от «____» ____________ 2016 г. Директор ГБОУ школы № 594 Московского района Санкт-Петербурга ______________________________ /
|
Рабочая программа
по предмету «Технология»
3-А класс
количество часов по учебному плану 34
Составитель: Бычкова М.А.
Cанкт-Петербург
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
- Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах; многообразие материалов и их практическое применение в жизни; происхождение материалов и разнообразие их свойств (на уровне общих представлений).
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно"художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
- Конструирование и моделирование
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, по модели и по заданным условиям (технико"технологическим, функциональным, декоративно"художественным и пр.).
4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер. Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
Из истории техники и технологии
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века. Использование энергии сил природы (вода> ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.
IV. Критерии оценки
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок . Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
- в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,
- коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.
V. Планируемые результаты обучения по окончании 3 класса
Предметные результаты включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
Метапредметные результаты обучения:
овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как
- ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
- развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Календарно – тематическое планирование
на 2016-2017 учебный год
Предмет: Технология
Учитель: Бычкова М.А
Класс 3 «А»
Кол-во часов за год – 34 ч; в неделю – 1ч
УМК «Школа России»
№ п/п | Дата проведения | Тема и тип урока | Формируемые компетенции (УУД) | |
планируемая | фактическая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 четверть – 9ч | ||||
Информационная мастерская (3ч), из них пров. р. -1 ч | ||||
1 | 6.09 | Вспомним и обсудим. Изготовление изделия из природного материала. | Регулятивные: принимают и сохраняют целевые установки урока; следовать определенным правилам при выполнении изделия; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; выбирать средства для выполнения изделия под руководством учителя; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников. Познавательные: выделять информацию из текстов заданную в явной форме; высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий. Коммуникативные: слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками. | |
2 | 13.09 | Знакомимся с компьютером. | ||
3 | 20.09 | Компьютер – твой помощник. Проверим себя. | ||
Мастерская скульптора (3 ч), пров. р. -1 ч | ||||
4 | 27.09 | Как работает скульптор. Скульптура разных времен и народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов. | Регулятивные: принимают и сохраняют целевые установки урока; следовать определенным правилам при выполнении изделия; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; выбирать средства для выполнения изделия под руководством учителя; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников. Познавательные: высказывать рассуждения; обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника; выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения; высказывать суждения о свойствах объектов, его строении. Коммуникативные: приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях; оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками; формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения. | |
5 | 4.10 | Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку. | ||
6 | 11.10 | Рельеф и его виды. Конструируем из фольги. Проверим себя. | ||
Мастерская рукодельницы (10 ч), из них пров. р. -1 ч, проектов – 2 ч | ||||
7 | 18.10 | Вышивка и вышивание. Вышивка «Болгарский крест» - вариант строчки косого стежка. | Регулятивные: принимают и сохраняют целевые установки урока; следовать определенным правилам при выполнении изделия; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; выбирать средства для выполнения изделия под руководством учителя; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников. Познавательные: использовать знаки, символы, схемы для работы с материалами учебника; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно; высказывать рассуждения; обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника; проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника. Коммуникативные: слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками; строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ; учиться договариваться, учитывая интересы партнера и свои. | |
8 | 25.10 | Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением строчки петельного стежка. | ||
9 | 1.11 | Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением строчки петельного стежка. | ||
2 четверть – 7 ч | ||||
10 | 15.11 | Пришивание пуговиц. Изготовление изделия с использованием пуговиц с дырочками. | ||
11 | 22.11 | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». Изготовление изделия сложной конструкции с отделкой пуговицами. | ||
12 | 29.11 | История швейной машины. Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей. | ||
13 | 6.12 | Секреты швейной машины. Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей. | ||
14 | 13.12 | Футляры. Изготовление футляра из плотного материала с застежкой из бусины или пуговицы. | ||
15 | 20.12 | Футляры. Изготовление футляра из плотного материала с застежкой из бусины или пуговицы. Украшение аппликацией. Проверим себя. | ||
16 | 27.12 | Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий из пирамид, построенных с помощью линейки и циркуля. | ||
3 четверть – 10ч | ||||
Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов (13 ч), из них пров. р. -1 ч, проектов – 1 ч | ||||
17 | 17.01 | Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона. | Регулятивные: принимают и сохраняют целевые установки урока; дополнять слайдовый или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя или самостоятельно; следовать определенным правилам при выполнении изделия; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям; использовать знаки, символы, схемы для работы с материалами учебника; проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно; высказывать рассуждения; обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника; проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника. Коммуникативные: слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками. | |
18 | 24.01 | Объем и объемные формы. Развёртка. Изготовление изделия кубической формы на основе развёртки. | ||
19 | 31.01 | Подарочные упаковки. Изготовление коробок-упаковок призматических форм из картона. | ||
20 | 7.02 | Декорирование (украшение) готовых форм. | ||
21 | 14.02 | Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам. | ||
22 | 21.02 | Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам. | ||
23 | 28.02 | Модели и конструкции. Виды и способы соединения деталей конструкции. | ||
24 | 7.03 | Модели и конструкции. Виды и способы соединения деталей конструкции. | ||
25 | 14.03 | Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор» | ||
26 | 21.03 | Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки по чертежам. | ||
4 четверть – 8 ч | ||||
27 | 4.04 | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изготовление изделий с использованием художественной техники «квиллинг» | ||
28 | 11.04 | Изонить. Изготовление изделий в художественной технике «изонить» | ||
29 | 18.04 | Художественные техники из креповой бумаги. Изготовление изделий в разных художественных техниках с использованием креповой бумаги. Проверим себя. | ||
Мастерская кукольника ( 5 ч), из них пров. р. -1 ч | ||||
30 | 25.04 | Может ли игрушка быть полезной. Изготовление декоративных зажимов на основе прищепок, разных по материалам и конструкциям. | Регулятивные: принимают и сохраняют целевые установки урока; следовать определенным правилам при выполнении изделия; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; выбирать средства для выполнения изделия под руководством учителя; проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников. Познавательные: выделять информацию из текстов заданную в явной форме; высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий. Коммуникативные: слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками; строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ; учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои. | |
31 | 16.05 | Театральные куклы-марионетки. Изготовление марионетки из любого подходящего материала | ||
32 | 23.05 | Игрушка из носка. Изготовление изделий из предметов и материалов одежды. | ||
33 | Игрушка-неваляшка. Изготовление игрушки-неваляшки из любых доступных материалов с использованием готовых форм. Проверим себя. | |||
34 |
| Что узнали, чему научились. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...