Чеканка. " Парус" Изготовление из фольги.
план-конспект занятия по технологии (4 класс) на тему
Чеканка "Парус" Учимся делать чеканку из фольги Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся делать чеканку. Внеурочная учебная деятельность | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока технологии в 4 классе Б на тему:
"Чеканка - Парус".
Руководитель кружка: Галицына Надежда Александровна.
Цели:
Изучить и ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ЧЕКАНКА, технологическим процессом изготовления рисунка и видами инструментов.
Задачи:
Образовательная: Познакомиться с понятием ЧЕКАНКА и изучить инструменты для её выполнения;
продолжить знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова;
расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
Развивающая: развитие интереса к предмету, декоративно-прикладному искусству, развивать способность учеников анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
Развивать творческие способности обучающихся;
Воспитательная: воспитание аккуратности, точности, самостоятельности; способствовать формированию нравственных качеств обучающихся;
способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений разных родов искусства;
Формировать положительное отношение к знаниям.
Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с чеканкой, соблюдение правил техники безопасности;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: объяснение нового материала;
Инструменты и оборудование:
- Видеопроектор, ноутбук, презентации на тему «Чеканка металла», «М.Ю. Лермонтов – жизнь и творчество», «Парус» – И. Айвазовского», тетради, ручка, карандаш, подкладка, фартуки, нарукавники, клеенкафольга .Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», портрет М.Ю.Лермонтова. Парусник – рисунки детей, учебник.
Класс: 4б
Время: 45 мин (1 урок)
Ход урока:
I. Организационно-подготовительная часть:
1. Приветствие:
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок
2. Проверка рабочего места ученика:
Чтоб работа закипела
Приготовим всё для дела.
Будем чеканить, мастерить –
Всё должно в порядке быть!
Чтоб парту сохранить
Клеёнку надо постелить,
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Фольгу на место положи.
В порядке вещи содержи.
Вопросы проблемного диалога с целью определения темы урока:
- Встречались ли вы с понятием чеканка?
- Знаете ли вы, как выполняется чеканка?
- Какими инструментами?
- Как называется профессия человека, который выполняет чеканку?
2. Обобщение ответов учеников, определение темы урока.
II. Изложение нового материала с использованием презентации.
Учитель: Чеканкой занимается специалист по профессии чеканщик. Он должен быть «мастером своего дела».
- Чеканщик может специализироваться на работе с драгоценными металлами, а может обрабатывать чеканкой монументальные фигуры из алюминия, меди, стали.
- Чеканка художественных изделий, особенно крупных форм, требует определенной физической силы, поэтому профессия эта предпочтительна для мужчин.
- Важнейшие качества чеканщика - терпение и упорство.
Работа с толковым словарем.
Учитель: найдите в толковом словаре слово «чеканка».
Чеканка — это технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.
- Один из видов декоративно-прикладного искусства.
- Является одним из вариантов художественной ковки.
Встретилось слово рельеф, может быть кто-нибудь встречался с этим понятием?
Рельеф (скульптура) — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона
Немного истории (сопровождается презентацией.)
Учитель: Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Китая, Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства она достигла в до монгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве ХV-ХVII вв.
Виды чеканки (показ презентации):
1.контурная чеканка (при помощи опускания фона, без выколотки рельефа)
2 рельефная
4. объемная
5. ажурная (прорезная) чеканка - оклады старинных книг
Таким образом, ЧЕКАНКА - это искусство художественной обработки металла: золото, медь, серебро, латунь, алюминий, сталь, кровельное железо.
Учитель: А кто знает, чем можно делать чеканку? Как называется инструмент, которым чеканят? (чеканно).
Работа с учебником стр.- 38. Показ разных видов чеканно.
Учитель: Их изготавливают из древесины твердых пород — дуба, бука, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине. Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием и медью.
Также используются металлические чеканно.
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (Изготавление панно «Парус» с помощью чеканки)
Учитель: А теперь разберем этапы создания изделия с помощью чеканки.
(работа с учебником, инструкционная карта стр. - 39).
- Прочитайте хором инструкционную карту.
- Выберите сюжет
- Сделайте эскиз
- Перенесите рисунок на фольгу
- Обведи изображение…
- Положи фольгу на подкладку
- Выполни необходимые приемы чеканки…
IV. Психологическая подготовка обучающихся.
Учитель: В моей руке маленький кораблик. С одной стороны это свобода, когда ты рассекаешь морские волны, сила, когда ты борешься один на один со стихией. А с другой - это крошечный кораблик, посреди огромного водного пространства. И сегодня мы с этим корабликом совершим путешествие по небольшой части творчества М.Ю.Лермонтова.
Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтов. На этой остановке мы познакомимся с наиболее важными моментами в жизни этого талантливого поэта. Потому что нельзя понять творчества писателя, не зная его жизненного пути. Здесь у нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии Лермонтова.
Доклад о жизни М.Ю.Лермонтова.
Ученик: Читают доклад с показом презентации (смотрите приложение № 1,2)
Ученик: Жизнь Лермонтова была очень интересной, но в, то, же время достаточно непростой, и это не могло, не отразится на его творчестве.
Учитель: Закройте глаза и перенесемся на вторую остановку. Откройте глаза и представьте: перед вами море и вдалеке виднеется маленькое белое пятнышко – это парус. Послушайте, как о нем написал М.Ю.Лермонтов в 18 лет.
Чтение учеником стихотворения «Парус» (сопровождается презентацией)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрепит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Учитель: А какие чувства вызвало при прочтении у вас данное стихотворение?
Ученик: Чувства непонятные с одной стороны рисуется море красивое и безбрежное, а с другой парусник, который плывет, поэтому море неизвестно куда и просит бури.
Ученик: Оно разное. Сначала туманное, потом игривое, затем спокойное.
Учитель: Образ моря на протяжении стихотворения меняется. А теперь посмотрим на образ паруса.
Ученик: Он «одинокий»
Учитель: Правильно. Говоря «одинокий», можно характеризовать не только предмет, но и состояние души человека.
(Сопровождение стихотворения «Парус» произведениями других видов искусства).
Учитель: Стихотворение «Парус» Лермонтова нашло отзвук и в творчестве других выдающихся людей. Иван Айвазовский – великий русский художник изобразил морские пейзажи.
Учитель: А похожи ли картины на пейзаж, нарисованный Лермонтовым.
Учитель: Среди данных репродукций есть рисунок самого Лермонтова. И возможно, что перенося образ одинокого паруса в другое художественное измерение, Лермонтов непроизвольно подчеркнул свое настроение, владевшее им в те годы.
А, кто из вас нарисовал рисунок к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус»?
( Выставка рисунков самих учащихся.)
V. Физминутка для глаз «Море» (презентация)
VI. Самостоятельная работа.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат материалы и инструменты для творческой работы. Постарайтесь передать своё впечатление и изобразить парусник.
(Ученики выполняют чеканку на фольге по инструкционной карте самостоятельно).
VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Учитель: Дома вам предлагается сделать обрамление чеканки на картоне по учебнику.
VIII. Итог урока. Оценки.
Все участники урока получают отличные отметки.
Поднимите и покажите свои работы друг другу.
Доклад на тему «Жизнь М.Ю. Лермонтова».
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 (15) октября 1814 г.
Мать Лермонтова, Мария Михайловна, урожденная Арсентьева, происходила из рода Столыпиных. Умерла в возрасте 21 года.
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан в отставке, происходил из рода обедневших дворян. После смерти жены, рассорившись с тещей, оставляет ей сына и уезжает.
Бабушка Лермонтова, Е.А.Арсеньева, после смерти дочери вырастила внука.
Детство Лермонтова прошло в селе Тарханы Пензенской области, в именье бабушки. Несколько раз Арсентьева возила болезненного внука на Кавказ, на воды. Кавказ произвел на Михаила Лермонтова неизгладимое впечатление. Что в дальнейшем отразилось в его творчестве.
Лермонтов получил прекрасное домашнее образование – бабушка не жалела на это денег. Будущий поэт занимался живописью и музыкой, свободно владел немецким и французским языками.
1828 – 1830 годы – Михаил Лермонтов учится в Московском университетском благородном пансионе. Во время учебы начинает писать стихи, которые впервые выходят в альманахе воспитанников пансиона «Цефей».
В этот же период, будучи воспитанником Благородного пансиона, Лермонтов знакомится с семейством Лопухиных. С сыном Алексеем Михаил Лермонтов позже будет дружить, а дочь Варвара вскоре станет главной музой поэта.
1830 год – Лермонтов начинает учиться на нравственно-политическом отделении Московского университета. В этот период он активно пишет лирические стихотворения, поэмы и драмы.
1832 год – Лермонтов оставляет Московский университет. О причинах этого поступка до сих пор спорят биографы, но считается, что поводом послужило поведение самого Лермонтова, который пререкался с профессорами и вел себя на занятиях крайне непочтительно. Как бы то ни было, заявление поэт подал сам, официально его не отчисляли.
1832 – 1834 годы – учеба в Школе гвардейский подпрапорщиков, куда поэт зачислен на правах вольноопределяющегося унтер-офицера лейб-гвардии Гусарского полка. По собственному выражению поэта, это было «два страшных года». Несмотря ни на что, творчество Лермонтов не бросает, хотя пишет уже не так интенсивно.
По окончании службы юнкер Лермонтов произведен в корнеты Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Много времени проводит в Петербурге, легко входит в высшее общество, очаровывает дам, со временем приобретает репутацию светского льва. Однако отношение к обществу у поэта двоякое.
В 1835 году – Варвара Лопухина, давняя возлюбленная Лермонтова, выходит замуж за другого. Лермонтов подавлен, но не перестает ее любить.
1837 год – узнав о гибели А.С. Пушкина, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта». Против автора завели дело.
Лермонтов был арестован и отправлен на Кавказ.
Февраль 1840 года – Лермонтов становится участником дуэли с сыном французского посла Э.Барантом. Формально причиной были некие резкости, а также остроты, которые во время разговора позволил себе Михаил Юрьевич. Дуэль проходила за Черной речкой, дрались на саблях. Лермонтов был легко ранен.
Поэт был арестован за дуэль, но строгое наказание ему не грозило. Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк на Кавказ.
После возвращения с Кавказа на Лермонтова в большом свете устанавливается «мода». И все же отношение к поэту двойственное. Он дерзок и при этом обладает повышенным чувством собственного достоинства.
На Кавказе, Лермонтов принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством", за которое его представляют к награде.
В 1841 - Лермонтов получает отпуск и приезжает Петербург.
В Пятигорске происходит ссора между Лермонтовым и его товарищем по юнкерской школе Н.С. Мартыновым.
15 июля 1841 года – состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым. Лермонтов погиб. Был похоронен в Пятигорске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь станови...
Паучок из фольги
Презентация к уроку технологии "Паучок из фольги"...
конспект урока технологии "Чеканка"
Цели: Изучить и ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – ЧЕКАНКА, технологическим процессом изготовления рисунка и видами инструментов....
Аппликация из цветной фольги "Цыплёнок". Конспект урока по технологии, 1 класс.
Урок применяется в преподавании технологии в 1 классе для изучения раздела «Работа с бумагой и картоном». Урок нацелен на формирование теоретических и практических навыков работы с разными видам...
Открытый урок "Работа с разными материалами. Чеканка"
Цели урока:1) ознакомление с основами художественной обработки металла (фольги);2) научить учащихся выполнять металлические картинки путем чеканки....
Конспект урока по технологии: "Материал и фактура. Чеканка. Панно в технике чеканки." 4 класс
Материал и фактура. Чеканка. Панно в технике чеканки. 4 класс...
"Чеканка.Ракета", 2 класс
Конспект и презентация урока по технологии "Чеканка.Ракета", 2 класс...
- Мне нравится (1)