Конспект урока по технологии: "Материал и фактура. Чеканка. Панно в технике чеканки." 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме

Халып Марина Сергеевна

Материал и фактура. Чеканка. Панно в технике чеканки. 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon material_i_faktura._chekanka._pan-no_v_tehnike_chekanki.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Время

Методы и приемы

Содержание.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный

30 сек

Словесный (слово учителя)

Здравствуйте, ребята!

Я вам напоминаю, что инструменты  располагаются справа, так как их берут в правую руку во время работы. А материалы кладут слева – их удобнее брать левой рукой.

 Проверять расположение инструментов и материалов.

Р: организовывать свое рабочее место

  1. Сообщение темы и задач урока

1-2 мин

Практический: загадка

Словесный: беседа

Практический: формулирование цели урока

 Ребята, поднимите руку те, кто любит путешествовать.

   Сегодня, среди зимы, мы отправимся на морскую прогулку

   (картинка «Море»).

   Капитан предлагает нам самим выбрать судно для выхода в

   море (картинки «Разные виды кораблей; парусник в более

   выгодной подаче).

 - Почему этот парусник нравится больше остальных?

   (потому что он светлый и добрый; он искрится на солнце)

 - Посмотрите, на каком паруснике мы отправимся в море

   (готовое изделие). Он еще больше блестит и переливается на

   солнце…

 - Почему? (это не картинка, это чеканка)

 - Итак, капитан нашего парусника приветствует вас на борту.

   Чтобы плавание состоялось, необходимо получить от него

   последние инструкции (капитан, стихотворение).

   Чтоб работа закипела,
  Приготовим всё для дела.
  Будем чеканить, мастерить –
  Всё должно в порядке быть!
  Чтоб парту сохранить,
  Клеёнку надо постелить,
  Не забудь про карандаш –
  Он в труде помощник наш.
  Фольгу на место положи.
  В порядке вещи содержи.

 Отгадывать загадки.

Формулировать цель урока.

К: слушать и понимать речь других.

К: оформлять свои мысли в устной речи.

Р:определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

  1. Подготовительная работа

2-3 мин

 Практический: работа с учебником

Словесный:

Беседа

Практический:

Анализ материала

Итак, мы уже рисовали корабли, лепили их из пластилина,  

    выполняли аппликации на морскую тему 

Предположите, чему мы должны научиться сегодня. Чему бы

   вы хотели научиться, выполняя эту работу?

 - Верно, сегодня мы познакомимся со свойствами тонкого  металла (фольги) и научимся выполнять рельефные изображения на ней.

 В жизни вы уже не раз встречались с фольгой.

 - Вспомните, где?

 - Это фантики от конфет, из которых потом девочки делают колечки. Мама, запекая мясо в духовке, заворачивает его в фольгу… (картинки «Использование фольги»).

 - Какое  основное свойство этого материала используется при его использовании или обработке? (пластичность).

 - Как подготовить фольгу к работе? (разложить на идеально

    ровной поверхности и разгладить, не прибегая к помощи

    инструментов).

 Ребята, что вы знаете о чеканке? Что это такое? (особый вид

   художественной обработки металла).

 - Какие пластины могут быть использованы для чеканки? 

   (только тонкие металлические пластины: медь, латунь,

   алюминий, обладающие свойством пластичной деформации).

 - Как называется профессия мастера, выполняющего чеканку?

   (чеканщик). 

 - Знаете ли вы, как выполняется чеканка? (предположения)

 - Как вы думаете, почему этому промыслу дали название такое

    «чеканка»? (предположения)

Давайте проверим на экране

 - Как же возникло название «чеканка»? (от названия  инструмента, которым чеканят – «чеканы»)

Чеканка – это технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа; один из видов декоративно-прикладного искусства; является одним из вариантов художественной ковки («Чеканка – это…, образцы изделий»).

Работать с учебником.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Анализировать материал.

П: понимать информацию представленную в изобразительной форме.

П:отвечать на простые вопросы учителя.

К: слушать и понимать речь других.

  1. Объяснение нового материала

Анализ образца

Планирование предстоящей деятельности

Повторение плана работы

15 мин

Словесный (слово учителя)

Беседа

Слово учителя

Использование технологической карты

Беседа

 - Чеканка была известна в Древнем Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась она в искусстве Китая, Индии и Японии.

 -  Чеканщик должен быть «мастером своего дела». Он может специализироваться на работе с драгоценными металлами, а может обрабатывать чеканкой монументальные фигуры из алюминия, меди, стали.

-  Посоветуйтесь в парах, какими качествами должен обладать чеканщик?

 -  Вы правы, важнейшие качества чеканщика - терпение и упорство. А почему для него также очень важны аккуратность и внимательность?

 -  Острым краем тонкого металла, можно поранить руки.

 -  Чеканы изготавливают из древесины твердых пород — дуба, бука, березы в виде цилиндрических стержней с боковыми срезами по всей длине.  Применяют деревянные чеканы для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием и медью.

 - Нам встретилось слово «рельеф».

 - Что оно означает? (предположения)

 - Рельеф (скульптура) — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона.

 - Так как чеканщик выбивает, выдавливает изображение на фольге, оно получается объемное (рельефное).

 - Хотите попробовать себя в чеканном деле?!

Что вы видите? (панно, чеканка «Парусник в море»)

 - Каково назначение изделия?(эстетическое, можно повесить на стену)

 - Из каких материалов выполнена работа? (фольга, картон)

 - Как можно перенести контур рисунка на поверхность металла (фольги)? (нарисовать от руки, разметить по шаблону)

 Чему надо научиться? (выполнять рельефное изображение)

 - Какие инструменты понадобятся для выполнения рельефного изображения? (чеканы)

 - Чем мы сможем заменить настоящие чеканы мастера?

Конструкторско-технологические задачи (проблемные ситуации):

 - Что и как можно сделать, чтобы соединить металлическую

   деталь с картонной основой?(взять картонную основу

   меньшего размера и загнуть края металла)

 - Как получить ровные края панно при сгибании металла? 

   (использовать металлическую линейку, положив ее с изнанки

    на край картонной основы).

 - Зависит ли качество вашего изображения от толщины карандаша? (да) 

 - Ребята, вы сейчас вы должны будете выполнить чеканку «Парусник в море». 

Разметка. Для того чтобы нам приступить к работе мы должны прикрепить фольгу к картону, загибаем края фольги сзади картона. Заготовка. Кладем рисунок поверх фольги и обводим карандашом.

Сборка: положи пластину на подкладку и выполни необходимые приемы чеканки; чередуй выпуклые и вогнутые изображения, переворачивая пластину.

Оформление. У каждого будет своя работа, поэтому  художественный замысел зависит только от вашей фантазии.  Это может быть солнечный день, а может быть пасмурный, с тучками и даже грозой. Над водой могут летать чайки, а из воды выпрыгивать дельфины…

 - Есть ли вопросы ко мне по предстоящей работе?

 - Приступайте к работе, не забывая о правилах ТБ.

Отвечать на простые вопросы учителя.

Анализировать образец.

Планировать ход работы.

Внимательно слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Повторять этапы работы.

К:оформлять свои мысли в устной речи.

П: понимать информацию представленную в устной форме.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

К: участвовать в диалоге; слушать и понимать речь других.  

  1. Физминутка

1 мин

Практический:

пальчиковая гимнастика

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

Выполнять упражнение

  1. Самостоятельная работа

15-20 мин

Слово учителя

Организация самостоятельной работы

Ребята, мы с вами размяли ручки, чтобы они хорошо работали.

Приступайте к работе, желаю вам творческих успехов.

Выполнять изделие.

  1. Итог урока

Рефлексия

3 мин

 Словесный :

беседа

Анализ работ

Анализ эмоционального состояния учащихся

Итак, что вы делали сегодня на уроке?

- Из каких материалов?

- С чего вы начали свою работу?

- Чему учились на уроке?

- Все ли у вас получилось выполнить?

Ну что же, молодцы! А теперь давайте посмотрим на ваши работы.

- Нравятся ли вам ваши работы? Давайте внимательно посмотрим на образец и сравним свою поделку с ним. Тогда мы сможем узнать, правильно ли вы сделали свою работу.

Ребята, вы все молодцы! Все хорошо потрудились, на рабочем месте старались соблюдать порядок.

И так, ребята,  у вас на столах лежат листочки с именами, на доске висят солнышко и тучка, если у вас все получилось, прикрепите свои листочки к солнышку, если что-то не получилось, вам не понравилось прикрепите к тучке.

Замечательно, ребята. Спасибо за урок. Урок окончен.

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать работы.

Анализировать свою деятельность.

К: слушать и понимать речь других.

П:отвечать на вопросы учителя

П:наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Л: уметь самостоятельно делать свой выбор в мире чувств, мыслей и ценностей.

Тема:  «Чеканка  по металлу -  Парус».

Цель: ознакомление с видом декоративно-прикладного искусства – чеканка, технологическим процессом изготовления рисунка и видами инструментов

Задачи:

  1. учить планировать свою работу;
  2. учить выполнять изделие, придерживаясь плана и соблюдая  инструкции;
  3. учить соблюдать порядок на рабочем месте;
  4. развивать долговременную память, мыслительные операции, связную речь;
  5. воспитывать любовь и уважение к труду.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • бережно относится к результатам своего труда и труда одноклассников.

Предметные:

  • Знать физические и технологические свойства тонкого металла, технологические приемы его обработки.
  • Уметь создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта (рельефное изображение «Парус») с целью передачи определённой художественной информации.

Тип урока: Практикум.

Оборудование: Конспект, презентация, изделие, образцы, фольга, картон, ножницы, клей, карандаши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии с использовнием ИКТ по теме Цветок в технике квиллинг

Конспект урока технологии с использовнием ИКТ  по теме " Цветок в технике квиллинг"  2 класс...

Конспект урока по технологии: "Материал и фактура. Применение петельной строчки в украшении лоскута ткани."4 класс

Материал и фактура. Применение петельной строчки в украшении лоскута ткани....

Конспект урока по технологии на тему: «Зоопарк». Изделие: птице в технике оригами» (УМК"Перспектива")

Цели деятельности учителя: формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами; познакомить с условными обозначениями техники оригами на практическом ур...

Конспект урока технологии «Конструирование из картона». Изделие: новогодняя открытка в технике конструирования (3 класс).

Цели деятельности учителя: изучение приёма конструирования объёмной открытки «угол»; освоение приёма продавливания по линии сгиба; применение технических приёмов: складывание, вырезание, п...

Конспект урока технологии «Оригами». Изделие: композиция с тюльпанами, выполненными в технике «оригами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: изготовление тюльпанов в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; повторение чтения схемы; изготовление композиции с тюльпанами.П...

Конспект урока технологии «Оригами» Изделие: композиция с тюльпанами, выполненными в технике «оригами»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: изготовление тюльпанов в технике «оригами»; повторение технических приемов сгибание, складывание; повторение чтения схемы; изготовление композиции с тюльпанами....