РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 1-4 классов ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Габдулкаюмова Рузиля Давлетгараевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 1-4  классов ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»  УМК "Школа РОссии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для 2 класса ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Рабочая программа по технологии  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской  программы курса «Технология. 1 - 4 классы» Е.А. Лутцевой , утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся второго  класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»  №273 от 29.12.2012 года.

      2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования,  УМК «Школа России» автор-составитель  Е.А. ЛутцеваВ.  «Технология». 2 класс» учебник,– М.: Дрофа, 2013

4.Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.

              Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе «Школа России»

  1. Е.А. ЛутцеваВ.  «Технология». 2 класс» учебник,– М.: Дрофа, 2013

Пояснительная записка

Изучение предмета «Технология» в школе первой ступени направлено на решение следующих задач:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
  • использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественноконструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Теоретической основой данной программы являются:

•  системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

•      теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Место предмета в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).Практических работ -  5, проектов – 4.

Для реализации программы выделено: 1 час в неделю, 34 часа в год.

№ п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

8

2

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

15

3

Конструирование и моделирование

9

4

Использование информационных технологий

3

ИТОГО

34

Практическая часть программы

Форма работы

Количество часов

Номера уроков

Экскурсии

1

№1

Исследования

4

№3, №6, №18, №22

Практические работы

3

№7, №11, №12

Выставки

2

№16, №34

Ценностные ориентиры содержания предмета

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о техническом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Программа   ориентирована на широкое использование  знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других   учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Ценность  жизни  –  признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире  в целом как величайшей  ценности,  как  основы для   подлинного  художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность  природы  основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и  неживой  природы.  Любовь к  природе означает  прежде  всего бережное отношение к  ней  как к среде  обитания и  выживания человека, а  также  переживание  чувства красоты,  гармонии,  её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность   человека   как  разумного существа, стремящегося к добру,  самосовершенствованию  и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность  добра – направленность человека на развитие и сохранение  жизни, через  сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему,  как  проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.

Ценность   семьи  как  первой и  самой значимой  для   развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,  этнических  традиций  народов России от поколения к поколению и тем  самым жизнеспособность российского общества.

Ценность  труда и творчества  как естественного условия человеческой жизни,  потребности творческой самореализации,  состояния  нормального человеческого существования.

Ценность  свободы  как свободы  выбора человеком своих  мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда  по всей  социальной сути  является человек.

Ценность  социальной солидарности как  признание  прав  и свобод  человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность  гражданственности  –  осознание человеком себя  как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность  патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность   человечества как  части  мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Технология по своей сути является   комплексным и интегрированным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование  (преобразование объектов из чувственной формы в модели, выполнение расчетов, вычислений. Построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическим фигурами, телами, именованными числами.

         Изобразительное искусство – использование  средств художественной выразительности  в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства.

Окружающий мир – рассмотрение  и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.

Русский язык – развитие  устной печи на основе использования важнейших видов речевой деятельности  и  основных типов учебных текстов процессе анализа заданий и обсуждения в  результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки, повествование о ходе действий и построения плана деятельности, построение связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулирование выводов.)

Литературное чтение работа  с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

Продуктивная деятельность второклассников на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Дети, включенные в специально организованную учителем проектную деятельность, могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт. Это способствует закладке основ трудолюбия и способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология»

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.

 Планируемые результаты освоения предмета.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности

  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
  • полностью овладеть высшими видами игры: научиться удерживать свой замысел, согласовывать его.с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии, научиться удерживать правило и следовать ему;
  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных, замыслов;
  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках технологии и в социальных практиках;
  • приобрести опыт взаимодействия с детьми и взрослыми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

В результате изучения курса «Технология» второклассник научится:

  • иметь представление о наиболее распространённых современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни под руководством учителя подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • под руководством учителя отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки
  • (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
  • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
  • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.

Второклассник получит возможность научиться:

  • уважительно относиться к труду людей;
  • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия);
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале;
  • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

 К концу второго класса  учащиеся должны знать:

  • – виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
  • – неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
  • – о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.

Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).

Свойства новых материалов ( тесто).

Новые свойства уже встречавшихся материалов.

Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.

Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.

Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.

Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

-знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

К концу второго класса  учащиеся должны уметь:

  • – самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
  • – с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
  • -Лепить способом вытягивания из целого куска.
  • -Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
  • -Вырезать из бумаги полоски на глаз.
  • -Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
  • -Плести разными способами из различных материалов.
  • -Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
  • -Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
  • -самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
  • -самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
  • -контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
  • - создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения
  • -  владеть простейшими видами народных ремесел;
  • - получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как  компьютер

Результаты освоения предмета

Результатом изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Личностные результаты изучения курса «Технология»

 продолжат формироваться умения:

объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

 Результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

Метапредметные результаты изучения курса «Технология»

Регулятивные универсальные учебные действия

У детей продолжат формироваться умения:

-определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке; учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

-учиться планировать практическую деятельность на уроке;

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

-учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

-определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные универсальные учебные действия

У детей продолжат формироваться умения:

-наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

-находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративнохудожественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

-самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У Выпускник а продолжат формироваться умения:

-слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение; вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; выполнять предлагаемые задания в паре, группе. 

Предметные результаты освоения курса «Технология»

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Предметно-практическая среда и предметно-манипулятивная деятельность ребенка является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник  узнает (на уровне представлений):

-об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика); о гармонии предметов и окружающей среды;

-о профессиях мастеров родного края, характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Выпускник научится:

самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения; делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;

уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник  узнает:

обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; происхождение натуральных тканей и их виды;

способы соединения деталей, изученные соединительные материалы; основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие; линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

 Выпускник научится:

читать простейшие чертежи (эскизы);

выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами; решать несложные конструкторско-технологические задачи;

справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

Конструирование и моделирование

Выпускник узнает:

неподвижный и подвижный способы соединения деталей; отличия макета от модели.

Выпускник научится:

конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Выпускник узнает назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общетрудовые знания, умения и способы деятельности

Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира. Современная техника: транспорт, средства связи, бытовые электроприборы и инструменты, компьютеры и т.д. (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).

Содержание труда людей ближайшего окружения; профессии моей семьи. Ручной, механизированный и автоматизированный труд.

Процесс труда: планирование и организация рабочего места; рациональное размещение инструментов и материалов; распределение рабочего времени; выполнение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; контроль за ходом деятельности; соотнесение результатов деятельности с образцом. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, компьютером; соблюдение правил личной гигиены.

Первоначальные умения проектной деятельности: сбор и анализ информации о создаваемом изделии; поиск и построение плана деятельности; коллективный выбор лучшего варианта; определение последовательности изготовления изделия; выбор средств достижения поставленной задачи; изготовление изделия; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности.

Варианты проектов: разработка поздравительных открыток, игрушек, домашней утвари (прихватки, подставки для карандашей и т.п.); создание декоративных композиций и панно из различных материалов; сборка моделей архитектурных сооружений и технических устройств из деталей конструктора.

Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)

Многообразие материалов и область их применения: древесина, металл, бумага, текстильные и пластичные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Природные и искусственные материалы. Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение формы и размеров деталей изделия, способов их соединения по рисункам, эскизам, чертежам. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Определение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме и операционной карте. Условные обозначения на чертежах и схемах. Понятия: заготовка, деталь, изделие.

Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля, угольника). Представление о развертке, выкройке детали.

Изготовление изделий из бумаги и картона. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых геометрических форм (в том числе с использованием компьютерных технологий).

Варианты объектов труда: поздравительные открытки, закладки для книг, игрушки, изделия в технике оригами (собачка, кошка, тюльпан. кораблик и т.п.), летающие модели, макеты архитектурных форм, коробочки, подставки для письменных принадлежностей, подарочные упаковки, декоративные композиции. 

Изготовление изделий из природных материалов. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.

Практические работы. Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике мозаичных и аппликационных работ.

Варианты объектов труда: изготовление моделей объектов окружающего мира (архитектурные сооружения, цветы, фрукты, овощи, животные, предметы быта и т.п.), декоративные композиции.

Изготовление изделий из пластичных материалов. Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия.

Практические работы. Изготовление изделий из пластичных материалов: подготовка однородной массы; формообразование деталей изделия; соединение деталей на шип, «в надрез»; пластическое преобразования целой заготовки в изделие; использование природных материалов и фурнитуры для оформления изделия; приемы создания фактурной поверхности; сушка изделия. Декоративное оформление изделия окрашиванием.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: создание моделей объектов живой и неживой природы; создание декоративных композиций из пластичных материалов.

Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (животные, птицы, цветы и т.п.); изготовление моделей объектов неживой природы (транспорт, архитектурные сооружения, предметы быта).

Изготовления изделий из текстильных материалов. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы выполнения ручных швов.

Практические работы. Изготовление плоскостных и объемных изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров и свойств; определение лицевой и изнаночной сторон; разметка и раскрой ткани; определение припуска на швы; резание ножницами по линиям разметки; клеевое и ниточное соединение деталей; соединения деталей петлеобразными стежками, ручными швами. Декоративное оформление изделия накладными деталями, вышивкой, фурнитурой.

Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из тканей и нитей.

Варианты объектов труда: закладки для книг, декоративные салфетки, прихватки, одежда для кукол, пальчиковые куклы, мягкая игрушка, изготовление изделий в технике лоскутной пластики, нитяной графики.

Изготовление изделий из проволоки и фольги. Краткая характеристика операций обработки проволоки и фольги (последовательность, инструменты и приспособления).

Практические работы. Изготовление изделий из проволоки и фольги: правка и резание заготовок, сгибание ручными инструментами и на оправках; плетение из проволоки; тиснение фольги; способы соединения деталей из проволоки и фольги.

Создание изделий и декоративных композиций из проволоки и фольги по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: головоломки, каркасные модели животных и растений, оплетение готовых форм (ручек, карандашей и т.п.); рамки для фотографий, елочные украшения, декоративные композиции.

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. Машины и механизмы: назначение и история создания. Общее представление об устройстве машины: двигатель, механизм передачи движения, рабочий орган, органы управления. Краткая характеристика операций сборки моделей из деталей конструктора (последовательность, инструменты и приспособления). Понятия: типовая деталь, подвижные и неподвижные соединения деталей.

Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач: определение принципа действия и устройства простейших машин и механизмов по образцу и графическому изображению; определение назначения, количества и способа соединения деталей и узлов.

Практические работы. Сборка моделей машин и механизмов из деталей конструктора: сборка модели по образцу и сборочной схеме с использованием типовых деталей и механизмов; приемы монтажа изделия с использованием резьбовых соединений; проверка модели в действии; демонтаж изделия.

Создание моделей несложных объектов по собственному замыслу.

Варианты объектов труда: сборка моделей транспортных средств на основе различных видов тележек, сборка моделей транспортирующих устройств типа подъемного крана, экскаватора, транс-портера; сборка моделей бытовой техники типа миксера, дрели и т.п.

Домашний труд

Уход за одеждой. Общее представление об истории костюма, национальных традициях и особенностях одежды. Конструктивные и декоративные элементы одежды. Правила ухода за одеждой и обувью.

Практические работы. Мелкий ремонт одежды и предметов быта с использованием текстильных материалов: приемы пришивания пуговиц; восстановление распоротых швов на одежде; декоративное оформление одежды вышивкой, аппликацией.

Ремонт книг. Общее представление об истории книгопечатания. Основные части книги. Материалы, применяемые для изготовления книг. Правила обращения с книгами. Приемы обработки плотной бумаги и картона.

Практические работы. Несложный ремонт книг: ликвидация разрывов книжных листов; крепление выпавших листов книги; склеивание обложки книги. Бережное использование и экономное расходование материалов. Ремонт учебников и тетрадей.

Декоративное оформление предметов быта и жилища. Общее представление об интерьере дома. Традиции и характерные особенности культуры и быта народов России. Семейные праздники и традиции. Украшение дома. Правила уборки помещений.

Практические работы. Декоративное оформление домашней утвари и жилища изделиями из бумаги и ткани, декоративными панно, аппликацией из различных материалов, композициями из декоративных цветов и т.п. Оформление домашних праздников: разработка и изготовление пригласительных билетов, сувениров для конкурсов, подарков. Уборка помещений.

Современная бытовая техника. Современная бытовая техника (назначение, общее представление об устройстве). Правила управления. Безопасные приемы труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.

Практические работы. Управление работой бытовой техники; чтение условных обозначений на панелях бытовых приборов и пультах управления; соблюдение мер безопасности при использовании бытовых электроприборов.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.

Практика работы на компьютере

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма; приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере.

Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

Критерии оценки учебных достижений учащихся по технологии

Примерные нормы учебный достижений учащихся по устному опросу

Оценка «5» ставится, если учащийся: полностью освоил учебный материал;  умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся: в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его  изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся: творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала; в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся: не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Проверка и оценка практической работы учащихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.

Оценивание теста  учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов. 

Критерии оценки проекта:

1.      Оригинальность темы и идеи проекта.

2.     Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3.      Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).

4.     Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5.     Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).

6.     Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).

7.     Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Критерии оценивания:

Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.

Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия

Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.

Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.

Критерии  оценивания  умений учащихся  работать с  бумагой

Отметка

Оценка  умения  планировать

Оценка  умения  повторить образец

Оценка  ручной  умелости

Условия  оценивания

Учитель  наблюдает  за процессом работы  детей на  том  этапе, когда  они  самостоятельно провели  анализ  и  приступили  к  практической  работе.

Учитель оценивает  готовую работу. При  оценке следует  учитывать расположен-ие  деталей.

Учитель оценивает по  готовой  работе  её  качество.

«5»

Ученик разметил  на  бумаге  всё  правильно, вырезал, расположил  на  основе, стал  наклеивать (планирование  полное)

Выполнена  точно  в  соответствии  с  заданными  условиями

Детали  вырезаны  почти  идеально и  аккуратно  приклеены

«4»

Ученик  разметил  сначала  одну  деталь, вырезал, приклеил,  затем  другую (планирование  неполное)

Одна  деталь  расположена  неверно

Детали  вырезаны  с  небольшими погрешностями,приклеены  аккуратно

«3»

Планирование  частично

2-3 детали расположены  неверно

Детали  имеют  небольшие  отклонеия от заданного  размера, приклеены  небрежно

«2»

Ученик  размечал  и  вырезал  каждую  деталь  в  отдельности (планирование  отсутствует)

Более 3  деталей  расположены  неверно)

Качество  работы  на  низком  

уровне.

Критерии  оценивания  работы  учащегося с разными материалами

Отметка

Оценка  уровня  развития  творческого  воображения

Оценка  ручной  умелости

«5»

Работа  полностью  творческая, ученик  придумал свои формы  изделия, которые  учитель  не показывал.

Качественная  сторона  работы на  самом  высоком  уровне.

«4»

Работа  полутворческая, ученик  частично  использовал  форму,  предложенную  учителем.

Детали  сделаны  с  небольшими  погрешностями, но  аккуратно.

«3»

Работа  в  большей  степени  повторяет  образцы  с  минимальными  изменениями.

Детали  сделаны с  небольшими  погрешностями, некоторые  небрежно.

«2»

Ребёнок  не  смог  создать  своё  изделие, он  полностью  повторил  образец.

Качество  работы  на  самом  низком  уровне, крайне  небрежно.

 

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кл.: учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ / Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Технология: Ступеньки к мастерству: 2 кп.: методическое пособие / Е.А. Лутцева; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Трудовое обучение. 2 класс: поурочные планы по учебнику Лутцева А.Технология. – Волгоград : Учитель, 2006.

Начальная школа : Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки. Книга для учителя. – М. : Издательство “Первое сентября”, 2003. ( Я иду на урок ).

Интернет- ресурсы:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2.Презентация уроков « Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

4.Учебные материалы  на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education

5.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki/ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». Режим доступа: http://www.prosv/ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12371

7.  Интернет-ресурсы     http://school-russia.prosv.ru ,     http://nsc.1september.ru

Учебно-практическое оборудование:

Требования к оснащению учебного процесса на уроках курсу « Технология» разработаны с учётом реальных условий работы начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы у учащихся есть:

  • индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться  трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);
  • простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, коробочки для мелочи
  • материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), фольга, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»
  • специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Технические средства:

  • Музыкальный центр
  • Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор
  • Классная магнитная доска
  • Экспозиционный экран

Система оценки достижений обучающихся.

                                                                                                              Контролирующие материалы

     Система оценки достижения планируемых результатов  состоит из субъективных и объективных методов оценки. Предполагается проведение: стартового, текущего и итогового контроля, тестирование и анкетирование (стандартизированное)

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы.

Итоговый контроль   в формах

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные работы:
  • Комплексная работа по итогам обучения
  • Стандартизированная  контрольная работа.
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»

2 класс (35 часов)

Тематическое  планирование

Виды учебной  деятельности  обучающихся

Дата

План

Факт

1.

Материалы и их

свойства. Урок вхождения в новую тему.

Экскурсия. Создание условий для наблюдения за окружа-ющим миром и мате-риалами, которые нас окружают. Организация наблюдения за свойствами некоторых материалов.

Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести не-большой познавательный диалог по теме урока, коллек-тивно анализировать изделия. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. . Знать названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе.Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера.

2.

Изделия из природного материала. Аппликация «Давай дружить»  Урок изучения нового материала. Создание условий для получения знаний (на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность, сим-метрия, асимметрия, равновесие, динамика).

Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам.

3.

Разные материалы - разные свойства. «Чайная посуда» Урок-

Исследова-ние Знание названий и свойств некоторых материалов, (пластилина).

Понимать особенности деко-ративно-прикладных изде-лий.Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства ( рисунки, инструкционные карты, инструметы и приспособлении) Объяснять свои чувства и ощущения от воспри-ятия объектов, иллюс-траций, результатов трудовой деятельности человека- мастера. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.

4.

Инструменты- помощники. «Пирожные к чаю»

Создание условий для формирования знания

некоторых особеннос-тей применения инстру-ментов и правил безопасной работы с ними, знания названий, устройства и назначения чертежных инструмен-тов (линейка, угольник, циркуль); знания основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различие.

Учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения; вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Понимать исторические традиции ремесел.

Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.

5.

Каждому делу - свои инструменты. «Образы природы» Урок применения знаний на практике. Создание условий для формирования способ-ности справляться с

доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

Находить необходимую инфор-мацию в учебнике, в предло-женных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике  сло-варь терминов, дополнитель-ный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одно-классников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам.

6.

Симметрично - несимметрично. Урок-

Исследова-ние Создание условий для получение знаний об обобщенных названиях технологических опера-ций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка..

Учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-

технологические приемы и способы выполнения отдель-ных этапов изготовления изделий (на основе продуктив-ных заданий в учебнике). Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз).

7.

Определение симметрии в предметах.

«Композиция из

симметричных

деталей» Урок применения знаний на практике. Практи-

ческая работа. Создание условий для развития умения решать несложные конструк- торско-технологи- ческие задачи, умения читать простейшие чертежи (эскизы).

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализи-ровать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов). Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека- мастера. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.

8.

Размечаем быстро и экономно. Изготовление квадратных деталей.

Панно из круглых деталей «Слон», Лягушка» Комбинированный урок. Создание условий для формирования умения готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок. Выполнение практической работы по разметке деталей.

С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных). Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.

9.

Способы соединения деталей. «Открытка с сюрпризом» Комбинированный урок. Развитие умения определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное

С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных.

Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметнотворческой деятельности. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

10.

Собираем изделие. «Игрушки - подвески».  Урок

закрепления

полученных

знаний. Создание условий для развития умения само-стоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкци-онную карту; соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими.

Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию,

перерабатывать ее. Выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту; соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими.

11.

Украшаем

изделие.

«Подносы». Урок применения знаний на практике. Практичес-кая работа. Создание условий для развития умения применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские)в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

Называть используемые для рукотворной деятельности материалы. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия.

Учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-

технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике). Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, развитие уважительного отношения к культуре всех народов.

Уметь сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

12.

Линейка- труженица. Практическая работа. Линии, виды линий. Урок- применения знаний на практике. Создание условий для развития умения вычерчивать различные линии в рабочей тетради и на нелинованной бумаге.

Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.

13.

Работа с линейкой (проведение линий, соединение точек).

Складывание бумаги по чертежу. Урок применения знаний на практике. Создание условий для развития практических навыков работы с чертежными инструментами.

Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). Знать обобщенных наз-ваний технологических операций: разметка, получе-ние деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Знать линий чертежа (линия контура и надреза, ли-ния выносная и размерная, линия сгиба)и приемов построения прямоугольника и окружности с помощью контрольноизмерительных

14.

Работа с линейкой (построение отрезков заданной длины, измерение длин сторон фигур).

«Домино». Комбинированный урок.

Учиться понимать необходи-мость использования пробно-поисковых практических упра-жнений для открытия нового знания и умения; вступать в бе-седу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выпол-нять пробные поисковые дей-ствия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Знать линии чертежа (ли-ния контура и надреза, ли-ния выносная и размерная, линия сгиба) и приемы по-строения прямоугольника и окружности с помощью кон-трольно-измерительных инструментов. Решать несложные конст-рукторско-технологические задачи , читать прос-тейшие чертежи (эскизы).

15.

Чертежи и эскизы. Определение чертежей и эскизов.

«Поздравительная

открытка» . Урок-

применения знаний на практике. Создание условий для формирования знаний основных характеристик простейшего чертежа и эскиза и их различия, для знания линий чер-тежа (линия контура и надреза, линия вынос-ная и размерная, линия сгиба) и приемов пост-роения прямоугольника и окружности с помо-щью контрольноизме-рительных инструмен-тов. Развитие умения читать простейшие чертежи (эскизы).

Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека- мастера.

16.

Урок-выставка.

Выставка

изделий

(в том числе, демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изученным темам).

Понимать особенности

декоративно-прикладных

изделий.

Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Знать (на уровне представлений)о существовании гармонии предметов и окружающей среды.

17.

Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лён).

«Помпон». Урок вхождения в новую тему. Создание условий для выполнения практической работы по выявлению свойств пряжи и изготовления помпона.

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов).

18.

Образцы тканей из животного сырья (шерсть, шелк).

«Игрушка из помпона». Урок-

исследование. Создание условий для формирования знаний (на уровне представлений) нескольких профессий мастеров родного края.

С помощью учителя исследо-вать конструкторско-технологи-ческие и декоративно-художес-твенные особенности объектов (графических и реальных). Уметь вести небольшой познаватель-ный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Определять с помо-щью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Объяс-нять свои чувства и ощу-щения от восприятия результатов трудовой деятельности человека- мастера.

19.

Изготовление лекала. Разметка деталей. Выкройка деталей футляра. Создание условий для создания разметки, выкройки футляра.

С помощью учителя искать наи-более целесообразные способы решения задач из числа освоен-ных.Вступать в беседу и обсуж-дение на уроке. Учиться выяв-лять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). Сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремеслен-ных профессий.

20.

Изготовление

футляра. Урок применения полученных знаний на практике.

Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Знать обобщенных названий технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия,отделка.

21.

Что любят и что не любят растения. Урок-диалог. Создание условий для осознания некоторых особенностей жизнедеятельности растений и формирования умений ухаживать за некоторыми комнатными растениями.

Называть используемые для рукотворной деятельности ма-териалы. Уметь вести неболь-шой познавательный диалог по теме урока, коллективно анали-зировать изделия. Учиться пред-лагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктив-ных заданий в учебнике). Знать  некоторых особенностей жизнедеятельности растений, ухаживать за комнатными растениями.

22.

Практическая работа (наблюдение за влиянием освещенности, температуры, влаги). Урок-

исследование. Создание условий для проведения практической работы по наблюдению за влиянием освещенности, температуры и влаги на развитие растения(переносная лаборатория).

Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края. Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Отбирать самостоятельно материалы и инструменты для работы. Уметь ухаживать за комнатными растениями.

23.

Как вырастить растение. Урок-проект.

Создание условий для организации наблюдений за развитием растений с применением переносной лаборатории.

Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструк-ционные карты, инструменты и приспособления). Знать некоторых особенностей жизнедеятельности растений.

24.

Как размножаются растения. Урок-

путешествие.

Учиться понимать необходи-мость использования пробно-поисковых практических упраж-нений для открытия нового знания и умения;вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Соотносить информацию с имеющимися знаниями, сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

25.

Уход за комнатными растениями Урок применения полученных знаний на практике..

Находить необходимую инфор-мацию в учебнике, в предло-женных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учи-теля и одноклассников, выска-зывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке.

26.

Делаем макеты. Автомобиль. Урок-проект.

Понимать особенности

декоративно-прикладных

изделий.

Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Уметь конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знать отличий макета от модели. Знать обобщенных названий технологических операций: разметка, полу-чение деталей из заготов-ки, сборка изделия, отделка. Решать несложные конструкторско-технологические задачи.

27.

Делаем макеты. Самолет. Урок-проект. Создание условий для осознания неподвижного и подвижного способов соединения деталей

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями. Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов). Уметь определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами. Знать отличий макета от модели, решать несложные конструкторско-технологические задачи.

28.

Делаем макеты. Лодочка. Урок-проект. Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу.

С помощью учителя исследовать конструктор- ско-технологические и декоративнохудожественные особенности объектов (графических и реальных). Уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. . Уметь решать несложные конструкторско-технологические задачи. Определять способ соеди-нения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

29.

Мини-проект «Улицы моего города». Урок-проект. Создание условий для формирования умения решать несложные конструкторско-технологические задачи.

Умение сотрудничать в малых группах; положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

С помощью учителя искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий). Знать (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды.

30.

Мини-проект

«Праздник

авиации». Урок-проект

Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе;самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы, определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке. Уметь конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Знать неподвижного и подвижного способов соединения деталей. Уметь определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения

известными способами. Знать отличий макета от модели. Решать несложные конструкторско-технологические задачи.

31.

Мини-проект «Наш флот».

 

Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Работать по составленному совместно с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления). Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека- мастера.Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу.

32.

История приспособления первобытного человека к окружающей среде.

Макет «Как жили древние люди». Создание условий для формирования знаний названий и свойств материалов, которые учащиеся используют в своей работе, для развития умения решать несложные конструкторско- технологические задачи.

Учиться понимать необходи-мость использования пробно-поисковых практических упраж-нений для открытия нового знания и умения.Вступать в беседу и обсуждение на уроке. Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи). Решать несложные конструкторско-технологические задачи.

33.

Жилище первобытного человека. Изготовление одежды первобытного человека.

Находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал). Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Учиться планировать практическую деятельность на уроке. Понимать исторические традиции ремесел. Знать(на уровне представлений) об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика). Знать отличия макета от модели.Уметь сотрудничать в малых группах. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

34

35.

Выставка изделий (в том числе, демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изученным темам).

Понимать особенности декоративно-прикладных изделий. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Знать (на уровне представлений) о гармонии предметов и окружающей среды. Знать назначения персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 4класс по программе "Школа России"

рабочая программа по математике 4 класс по программе "Школа России" (пояснительная записка,календарно- тематичическое планирование, содержание)...

Рабочая программа, окружающий мир, 4класс, Планета знаний

В программе представлены: пояснительная записка, требования к результатам, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро

Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...

Рабочая программа кружка « Чемпион » 4класс

Рабочая программа кружка  "Чемпион"  для 4 класса соствлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 68 часов  (2 часа в неделю)...

Технология составления рабочих программ и КТП по учебным предметам для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

Даны подробные рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обу...