КТП по трудовому обучению
рабочая программа по технологии на тему
Рабочая программа то трудовому обучению составлена для учащихся обучающихся на дому по коррекционной программе 8 вида (5 кл) расчитана на 17 ч,( 0, 5 ч.)Программа включает пояснительную записку, содержание курса.планируемые результаты и КТП,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_trudovomu_obuchkniyu.docx | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению в 5 классе разработана на основе:
- Государственной программы «Швейное дело, 5 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией А. М. Щербаковой: М., «Издательство НЦ ЭНАС» 2001.
- Закона РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;
- Методического письма МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000 г.;
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Основной целью курса является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
- развитие мышления, способности к пространственному анализу;
- формирование эстетических представлений и вкуса;
- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
- коррекция - развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность обучающихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.
Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, естествознания, истории.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики воспитанников. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Содержание
Содержание разделов курса по трудовому обучению (швейное дело):
- «Вводное занятие» - знакомство с планом работы, с изделиями, запланированными к выполнению; соблюдение инструкций по правилам безопасной работы.
- «Ручные работы» - раскрой из ткани деталей изделия, обработка срезов ткани, сведения о ручных швах и строчках;
- «Ремонт одежды» - способы выполнения мелкого ремонта (ручной способ пришивания пуговиц и выполнения декоративных заплат);
- «Практическое повторение» – изготовление изделий по выбору.
Учебно-тематический план (17 ч)
№ | Тема | Кол.часов |
Вводное занятие» | 1ч | |
Ручные работы» | 13ч | |
Ремонт одежды» | 2ч | |
Практическое повторение» | 1ч |
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 5 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:
- овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
- овладение правилами и приемами выполнения ручных работ;
- овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
Должны понимать:
- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений; - соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда.
Календарно – тематическое планирование по трудовому обучению
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дата план | Дата факт |
Цели и задачи обучения. | Вводный | Беседа о профессии швеи. Демонстрация работ учащихся старших классов. Цели и задачи обучения. План работы на год. Знакомство с изделиями, запланированными к выполнению. | Иметь представление о профессии швеи, целях и задачах на предстоящий учебный год. | Беседа. | |||
Сведения о волокнах. | Комбинированный. | Натуральные и химические волокна, их свойства. Практическая работа: Изготовление альбома с образцами натуральных и химических тканей. | Иметь общее представление о натуральном и химическом волокне | Опрос | |||
Ткань. Полотняное переплетение нитей в ткани. | Комбинированный | Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства ткани. Долевые и поперечные нити ткани нити основы и нити утка). Кромка и ширина ткани. Практическая работа: Определить лицевую и изнаночную стороны ткани. Выполнение образца ткани с полотняным переплетением | определять лицевую и изнаночную стороны ткани; долевую и поперечную нити в ткани. | Контроль за действиями | |||
4 | Нитки для шитья и вышивания. | Закрепление и развитие знаний, умений, навыков | Практическая работа: Определение номера ниток и сравнение их по толщине. | назначение ниток и уметь сравнивать их по толщине. | Контроль качества | ||
5 | Подготовка к выполнению ручных швейных работ | Комбинированный. | Подготовка к выполнению ручных швейных работ (определение длины рабочей нити, вдевание нитки в ушко иглы, закрепление нитки). Приемы безопасной работы с иглой. Практическая работа: Закрепление нитки в ткани в начале и конце работы. | правила техники безопасности при работе с острыми предметами; уметь использовать их на практике. Ориентировка в задании по образцу. | Опрос | ||
6 | Раскрой из ткани деталей изделия. | Изучение нового материала | Крой и срезы. Долевые, поперечные и закругленные срезы. Практ.раб.: Выкраивание носового платка или салфетки. | представление о раскрое деталей из ткани. | Устный опрос. Контроль качества | ||
7 | Обработка срезов ткани. | Закрепление и развитие знаний, умений, навыков | Практическая работа: Обработка срезов ткани бахромой. Бахрома – вид отделки изделий. Правило выполнения бахромы. Применение линейки при измерении длины бахромы. Длина бахромы – 2см. | технологию выполнения | Контроль выполнения | ||
8 | Электрический утюг | Закрепление и развитие знаний, умений, навыков | Устройство электрического утюга. Правила безопасной работы. Практическая работа: Включение и выключение утюга в электросеть. Утюжка платка. | правила техники безопасности; уметь использовать их на практике. | Текущий: фронтальный устный опрос. | ||
9 | Ручные стежки и строчки. | Изучение нового материала | Виды ручных стежков. Прямые стежки (сметочные, наметочные, заметочные строчки). Строчки постоянного и временного назначения. Длина и частота стежка. | применение и способы выполнения. | Контроль выполнения | ||
10 | Салфетка прямоугольной формы с декорированием простейшими украшающими стежками. | Закрепление и развитие знаний, умений, навыков | Практическая работа: Выполнение разметки для стежков. Выполнение прямых стежков на образце. | технологию выполнения | Контроль выполнения | ||
11 | Закладка для книг из льняной ткани | Закрепление и развитие знаний, умений, навыков | Практическая работа: Выполнение косых стежков на образце. | Изготовление по образцу из готового кроя. | Анализ выполненных изделий | ||
12 | Ручной шов вподгибку с закрытым срезом. | Комбинированный | Практическая работа: Отработка технологии выполнения шва, оформление образца в альбом. | технологию выполнения и применение. | Контроль за действиями. | ||
13 | Носовой платок, обработанный краевым швом. Влажно-тепловая обработка изделия. | Практическая работа | Выполнение ручного шва вподгибку с закрытым срезом на носовом платке. Обработка углов косыми стежками. Утюжка изделия. Терминология утюжильных работ. Правила безопасной работы с утюгом. | технологию выполнения и применение. | Анализ качества выполненной работы в сравнении с образцом. | ||
14 | Повторение и закрепление изученного материала. | Закрепление и развитие знаний, умений, навыков. | Выполнение ручных швов. | Фронтальный опрос. | Текущий: устный опрос. | ||
15 | Ремонт одежды и белья. | Комбинированный | Эстетика одежды. Материалы для ремонта одежды, требования к ним. Виды ремонта швейных изделий. Практическая работа: Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. | Иметь представление о материалах для ремонта одежды, требованиях к выполнению. | Текущий: фронтальный устный опрос. | ||
16 | Виды пуговиц. Пришивание пуговиц. | Комбинированный | Практическая работа: Определение места для оторванной пуговицы. Практическая работа: Пришивание пуговиц с ушком. | Иметь представление о различных видах пуговиц, способах пришивания в зависимости от вида. Подготовка одежды и белья к ремонту. | Текущий: устный опрос. | ||
17 | Повторение и закрепление пройденного | Самостоятельная работа | Способы пришивания пуговиц разного вида | Уметь пришивать пуговицы разных видов. | Контроль качества |
Учебно-методическое обеспечение
- Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.
- Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Замишевская средняя общеобразовательная школа»
__________________________________________________________________
243003, РФ, Брянская область, Новозыбковский район, село Замишево, пер. Первомайский, д.14.,
ИНН 3222002734, КПП 322201001 тел.(48343)5-72-84, e-mail: zamishevo@yandex.ru
Рабочая учебная программа
по дисциплине «социально-бытовая ориентировка»
для 5 класса
специального (коррекционного) образования VIII вида
(надомное обучение)
(Авторы: С.А. Казакова, В.В. Воронкова)
Составитель:
учитель Мамеева-Шварцман И.М.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.
Практические работы – в зависимости от задач урока и оснащенности могут использоваться разные формы организации практических работ.
Экскурсии – могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк.
Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.
На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная(рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).
Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы (5-9 классы) отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методических пособий.
При изучении раздела «Личная гигиена» учащимся предлагается выполнение практических работ, которые вполне могут быть осуществимы вне условий класса и во внеурочное время. Поэтому нецелесообразно содержать предметы личной гигиены на каждого ученика, можно обойтись одним образцом.
Желательно иметь:
- таблица о закаливание организма;
- демонстрационная таблица по правилам и приемам ухода за органами зрения;
- литература о пагубном влиянии курения и алкоголя;
- носовые платки, ножницы, расчески, ватные палочки, косметические салфетки;
- образцы косметических средств и средств гигиены.
Основной задачей раздела «Культура поведения» является формирование и закрепление учащихся навыков поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях, в транспорте, навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Часто используемый метод обучения по темам данного раздела – это моделирование реальных ситуаций, например «В кино», «В гостях», «Ко мне пришел гость» и др.
Желательно иметь:
- вазы для цветов;
- телевизор;
- видео- и аудиоаппаратуру;
- диски, кассеты;
- художественную литературу (книги по этикету, журналы мод, кулинарные рецепты и т.д.);
- шкаф;
- мягкую мебель;
- настольную лампу;
- сервизы для приема гостей.
Изучение раздела «Одежда и обувь» требует наличия электробытового оборудования. Необходимы утюг и гладильная доска, стиральная машина, а также:
- щетки для одежды;
- демонстрационный набор обуви, одежды по сезонам, головные уборы;
- вешалки, пуговицы, нитки, иглы;
- фартуки, косынки.
Оборудование кабинета СБО по разделу «Жилище» определяется в целом эстетическим оформлением кабинета: наличие ковра или паласа, настольные лампы, общая цветовая гамма и т.д. Бывая дома, дети, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Условия для обучения должны обеспечить возможности школьников в приобретении определенных знаний и умений по данной теме, одновременно расширяя их кругозор. При изучении раздела «Жилище» необходимым оборудованием является:
- кухня, санузел, жилая комната, прихожая;
- индивидуальные карточки для заполнения почтового адреса;
- иллюстрированные журналы с различными видами жилья и подсобных помещений;
- иллюстрированные журналы с различными видами мебели;
- демонстрационный материал моющих средств;
- Жилищный кодекс РФ.
Изучение раздела «Семья» предусматривает создание реальной домашней обстановки и семейных отношений.
Оборудование:
- таблица по составлению родового древа;
- индивидуальные анкеты;
- фотоальбомы, фотоаппарат;
- Семейный кодекс РФ
- демонстрационный и раздаточный материал (куклы);
- пеленальный столик, пеленки, детская ванночка;
- литература по уходу за грудными детьми;
- игрушки, набор детской посуды.
Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», учащиеся должны знать местонахождение ближайшего промышленного или сельскохозяйственного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также ознакомиться с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.
Используется дидактический материал:
- демонстрационный перечень дошкольных учреждений района, школ, училищ;
- демонстрационный перечень школьных кружков;
- демонстрационный перечень видов рабочих специальностей;
- телефонный справочник.
В зависимости от задач занятия по разделу «Экономика домашнего хозяйства» могут иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Беседы в основном носят информационный характер, учитель выясняет имеющиеся у школьников знания и представления о бюджете семьи и сообщает им новые необходимые сведения. Особую сложность представляет выполнение практических заданий, поэтому предлагаемый для обучения материал должен быть хорошо продуман и подготовлен:
- квитанции по оплате жилья, к0147оммунальных услуг и т.д.;
- таблица по видам государственных страхований;
- виды приобретения – наличные и кредит;
- перечень вкладов сбербанка;
- бланки доверенностей.
Оборудование кабинета по разделу «Профориентация и трудоустройство» предполагает в первую очередь следующую наглядность:
- информационная карта по необходимым документам для трудоустройства;
- бланки заявлений, анкет, расписок, доверенностей;
- КЗОТ РФ по трудоустройству;
- дидактический раздаточный материал.
Наибольшее количество практических работ содержит раздел «Питание». Хорошо оборудованная зона кухни должна обеспечивать соблюдение всех правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм. Дидактическая наглядность:
- таблица продуктов, составляющая рацион питания;
- график режима питания в школе, школьное меню;
- методический демонстрационный материал – посуда, кухонные приборы, сервиз чайный и сервиз столовый;
- набор альбомов, таблиц и другой литературы о вкусной и здоровой пищи;
- механические и электробытовые приборы.
Для изучения раздела «Транспорт» нужно иметь:
- книги и брошюры по правилам дорожного движения;
- различные демонстрационные виды проездных билетов;
- образцы расписания поездов, самолетов, пригородных автобусов и других транспортных средств;
- индивидуальные раздаточные знаки дорожного движения;
- географическую карту местности для определения маршрутов.
Раздел «Торговля» требует наглядности, необходимой для моделирования реальных ситуаций «Покупки», «Продуктовый магазин», «Оплата в кассу» и т.д., когда могут использоваться как натуральные предметы, так и муляжи, а также настольные дидактические игры и др.:
- репродукция картин с различными изображениями продуктов;
- муляжи овощей и фруктов;
- репродукции типов промышленных товаров;
- индивидуальные раздаточные задания, карточки, перфокарты.
Выполнение практических заданий по темам раздела «Средства связи» вызывает трудности при заполнении различных бланков и написании адреса на конверте. Поэтому раздаточный и демонстрационный материал должен быть адаптирован для восприятия умственно отсталых школьников. Необходимо увеличить размеры используемых на почте бланков, сделав доступным для чтения особо мелкий шрифт.
Также требуется:
- демонстрационные почтовые конверты, телеграммы, переводы, бланки для отправлений бандеролей, посылок;
- индивидуальные раздаточные тексты писем и телеграмм;
- каталог (виды связи: сотовая, автоответчик, компьютер, факс);
- телефонные справочники.
Раздел «Медицинская помощь» требует наличие аптечки первой медицинской помощи и других материалов:
- доврачебные препараты (градусник, тонометр);
- справочник младшего персонала;
- демонстрационный материал (больничный лист, справка);
- таблица с лекарственными растениями, гербарий;
- наиболее часто употребляемые лекарственные растения.
Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.
На занятиях по СБО учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий или дома.
Для 5 класса отводится 17 часов учебного времени (0,5 часа в неделю).
Уровни социально-бытовой подготовленности:
1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;
2. Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.
3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.
Тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке в 5 классе (17 ч)
№ | Название раздела | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
Личная гигиена | 2 | |
Культура поведения | 2 | |
Жилище | 3 | |
Питание | 5 | |
Транспорт | 1 | |
Торговля | 1 | |
Одежда и обувь | 2 |
Список литературы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224с.
- Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы : пособие для учителя / С.А. Львова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-192с.
- Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г
Календарно-тематическое поурочное планирование по социально-бытовой ориентировке в 5 классе – 17 ч
Мониторинг ЗУН
Карта 1. Формирование навыков по уходу за помещением
Условные обозначения:
1 – не умеет делать 2 – делает с посторонней помощью 3 – делает самостоятельно и хорошо
Карта 2. Формирование навыков стирки и утюжки
Условные обозначения:
1 – не умеет делать 2 – делает с посторонней помощью 3 – делает самостоятельно и хорошо
Карта 3. Формирование навыков приготовления пищи
Условные обозначения:
1 – не умеет делать 2 – делает с посторонней помощью 3 – делает самостоятельно и хорошо
Карта 4. Формирование культурно-гигиенических навыков
Условные обозначения:
1 – не умеет делать 2 – делает с посторонней помощью 3 – делает самостоятельно и хорошо
Динамика изменений
Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Нормы оценки знаний
Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.
Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.
Приемы труда
Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.
Качество работы
Отметка «5» ставится, если работа выполнена точно по технологической карте; соблюдена последовательность; действия выполнены качественно в соответствии с требованиями.
Отметка «4» ставится, если работа выполнена по технологической карте, соблюдена последовательность, но действия выполнены с ошибкой.
Отметка «3» ставится, если работа выполнена по технологической карте с некоторыми отклонениями от качества выполнения.
Контрольно-измерительный материал
Раздел «Личная гигиена» 5 класс
Уход за ушами перфокарта
Уход за ушами | Слушать громкую музыку | Мыть уши каждый день | Ковырять в ушах спичкой | Чистить уши ватной палочкой | Кричать в ухо другому человеку |
Можно | |||||
Нельзя |
Уход за волосами
Вопрос: чем расчесывают волосы? Ответ: |
Задание: напиши название средства для мытья волос. Ответ: |
ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО РАЗДЕЛА «ОДЕЖДА И ОБУВЬ» (ТЕСТ)
Виды одежды и головных уборов, их назначение (задание)
Время года Вид одежды | Лето | Весна | Зима | Осень |
Летняя | ||||
Зимняя | ||||
Демисезонная |
Тестирование по разделу «Одежда и обувь»
Тестирование по разделу «Питание»
Косметический ремонт
Правила | Краткое объяснение |
Бережно относится к зданиям | |
Аккуратно выносить мусор | |
Своевременный ремонт в доме | |
Уборка возле дома | |
Косметический ремонт в доме |
Ведро для мытья пола | Веник | Ведро для мусора | Салфетка влажная или сухая | Тряпка для пола | Совок | Щетка |
О | П | Р | Я | К | О | Д |
1. Сначала возьми ………… и подмети пол.
2. Собери мусор в …………… .
3. Положи его в ………………………………… .
4. Возьми ………………………… и протри пыль.
5. Вымой батареи с помощью ……………….. .
6. Для мытья полов налей воду в …………………… .
7. Протри пол ………………… .
Ключевое слово - ………………………
Буквенное задание
Записаны верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают из них нужные, записывают их шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово, которое употреблялось на прошлом уроке.
«Р» - руки и посуду надо мыть горячей водой.
«У» - руки и посуду надо мыть холодной водой.
«Е» - надень фартук, подбери волосы, сними с пальцев украшения.
«Х» - если пригорела посуда, вымой ее сразу.
«Ц» - если пригорела посуда, вымой ее через 4-5 часов после замачивания водой.
«Е» - посуду после еды вымой сразу же.
«Р» - посуду после еды мыть не торопись, сначала отдохни.
«П» - при пользовании эл. плитой вставай на резиновый коврик.
«С» - 1 раз в неделю убирайся на кухне.
«Т» - ежедневно вечером убирайся на кухне.
Ключевое слово – «РЕЦЕПТ»
Отметь цифрами последовательность выполнения действий: вымыть пол почистить ковёр повесить зимние (летние) шторы убрать пыль с антресолей протереть или промыть детали люстры убрать летние (зимние) вещи на хранение протереть пыль с мебели |
Регулярная и сезонная уборка
Покажи стрелкой работу при подготовке квартиры к зиме и к лету: тщательно почистить ковры и убрать их на хранение; Подготовка открыть окна и вымыть их; квартиры к зиме вычистить, отремонтировать и убрать шубы и сапоги на хранение; повесить тонкие, светлые шторы; Подготовка пересадить цветы; квартиры к лету вымыть и заклеить окна; выстирать сарафаны, шорты, отремонтировать сандалии и убрать их на хранение; утеплить двери; приготовить теплую одежду. |
Тест по темам раздела «Жилище»
ОПЛАТА ПРОЕЗДА
Вид билета | 1 месяц на 1 вид транспорта | На одну поездку | 1 месяц на все виды транспорта |
Разовый билет | |||
Проездной на 1 месяц | |||
Единый проездной на месяц | |||
Наличные деньги |
Правила поведения в магазине
- Пропусти выходящих из магазина.
- Пройди в отдел нужной покупки.
- Вежливо обратись к продавцу и кассиру.
- В магазине самообслуживания не нарушай упаковку продукта.
- Передвигаясь по магазину, не толкайся, уступи дорогу, если кто-то торопится.
- Не облокачивайся на витрину.
- Громкий разговор мешает продавцам и покупателям
Тест по темам раздела «Транспорт» 5 класс
Контрольное тестирование 5 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс.
Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс...
Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс
Рабочая программа с тематическим планированием...
Экзаменационные билеты по трудовому обучению в 9 классе ( специальная (коррекционная) программа «Обучение на дому» 8 вида)
Билеты по трудовому обучению для выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья...
Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения
Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Це...
Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида
«Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида» Трудовое обучение в специальной (коррек...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...