Внеурочная деятельность "Оч.умелые ручки"
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx80.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Южно-Степная средняя общеобразовательная  школа

Рассмотрено:                   Согласовано:                           Утверждаю:

___________                 ____________                          Директор школы:

Рабочая  программа

«Оч.умелые ручки»

социальное направление

 Автор – составитель:                  

                                                        Ломовцева Светлана Витальевна        

Учитель   начальных классов      

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством работы с разнообразным материалом.

Задачи:

  1. Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края.
  2. Создание условий для формирования художественно- творческой активности учащихся.
  3. Формирование навыков и приемов работы с бумагой, тестом; навыков вышивания; вязания крючком и спицами; изготовления мягкой игрушки.

Дети на протяжении 4-х лет обучения должны научиться изготавливать разнообразные сувениры из соленого теста, познакомиться с разнообразием аппликации и научиться выполнять аппликацию из бумаги и ткани; познакомиться и научиться изготавливать мягкую игрушку, научиться вышивать; самостоятельно разбираться в предлагаемой работе, находить наиболее короткий и рациональный путь изготовления изделия, доводить работу до конца, осознанно выполнять правила безопасности труда, уважительно относиться к труду другого, познакомиться с разнообразием видов декоративно-прикладного искусства.

         Ценностными ориентирами содержания данного являются:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Продолжительность программы:

Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Объем программы- 268 часов, которые распределяются следующим образом:

  • Первый год обучения: 64 часов (два раза в неделю по 1 часу)
  • Второй год обучения: 68 часов (два раза в неделю по 1 часу)
  • Третий год обучения:68 часов (два раза в неделю по 1 часу)
  • Четвертый год обучения: 68 часов (два раза в неделю по 1 часу)

Программа  обучения состоит из учебных модулей: изделия из природного материала», «История ручного вязания», «История вышивки и мягкой игрушки», «История аппликации», «История народной игрушки», «Аппликация. Виды аппликации», «Вышивка крестом», «Лепка из соленого теста», «Вязание спицами и крючком», «Изготовление мягкой игрушки».

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • Системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого кружка, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов  и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
  • Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также его уровень интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
  • Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
  • Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • Сотрудничества и ответственности;
  • Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
  • Систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному»: от вырезания простых и симметрических форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к лепке объемных форм.

Особенностью второго,  третьего  и четвертого годов обучения является то, что весь процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема в течение года подается с возрастанием степени сложности.

В процессе обучения используются методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использованием фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, т.е. каждый учащийся может научиться конкретному приему  на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, дискуссия,  практическое упражнение под руководством педагога  по закреплению определенных навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия, экскурсия, учебная игра, «творческие минутки», в ходе которых педагог знакомит учеников с творчеством художника или группы художников, чьё творчество объединено общей тематикой, знакомит с видами декоративно-прикладного искусства.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденной теме;
  • Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
  • Рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
  • Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита проекта /выпускной работы/, участие в конкурсах, ярмарках, выставках.

Возраст обучающихся: 7-10 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость группы – 8-10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

 Программа дает возможность детям проявить себя,  работая с бумагой, природным материалом, тканью, пластилином. Трудовая деятельность развивает природные  задатки и способности детей, помогающие достижению успеха; учит приёмам исполнительского мастерства. В кружковых занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструированием. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а затем – к групповым творческим проектам.

Виды внеучебной деятельности учащихся

— Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

— моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

— решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор

оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

— простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Программа воспитывает содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда. Воспитывает тем, что необходимо ученику принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении). Воспитывает тем, общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта. Воспитывает необходимостью проектировать, планировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность. Воспитывает эстетикой высокоорганизованного и технологичного труда. Воспитывает трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольноесамоограничение в процессе труда.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:  

  • элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
  • соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
  • достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
  • умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
  • овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
  • умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
  • развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. (руководитель—подчиненный);

Прогнозируемые результаты.

  1. Личностные универсальные учебные действия:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца « хорошего ученика»;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности
  • учебно – познавательный интерес к новому  материалу и способам решения новой частной задачи;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  1. Регулятивные универсальные учебные действия:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату.      
  1. Познавательные универсальные учебные действия:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей.
  1. Коммуникативные универсальные действия:
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • выполнять правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером.
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера, искать информацию с использованием простейших запросов.

Чтение: работа с информацией.

  1. Получение, поиск и фиксация информации:
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений ( бытового характера, художественные и информационные тексты);
  • работать с информацией, представленной в разных формах ( текст, рисунок, схема).
  1. Понимание и преобразование информации.
  • понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;
  • находить информацию, факты.
  1. Применение и представление информации.
  • участвовать в диалоге при обсуждении ;
  • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу.
  1.  Оценка достоверности получаемой информации:
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать    недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

5. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; ·рисовать изображения на графическом планшете;

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения,

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • ·создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
  • ··создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта, украшение комнаты, одежды и т. д.);
  • соблюдения правил личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

II. Учебно–тематическое планирование на первый год обучения

Темы

Дата

      Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

4

2

2

2

Работа с бумагой.

8

2

6

3

Работа с различными тканями.

6

1

5

4

Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.

2

1

1

5

Работа с природным материалом.

6

1

5

6

 Морские пришельцы.

8

2

6

7

Отчётная выставка – ярмарка работ школьников.

2

1

1

8

Художественное конструирование.

4

1

3

9

Оригами.

10

2

8

10

Работа с бумагой.

6

1

5

11

Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.

2

1

1

12

Пластилин.

6

1

5

13

Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.

2

1

1

Итого

66

17

49

III. Содержание деятельности

п/п

Тема

Содержание

Виды деятельности учащихся

1

Вводное занятие.

Экскурсия в парк. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений.  Правила просушивания  и хранения природных материалов. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Беседа о природе родного края, её красоте, бережном отношении к ней. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: простейшая аппликация из листьев «Лиса», «Зайчата».

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром;предметный мир ближайшегоокружения, конструкции и образыобъектов природы и окружающегомира, традиции и творчество мастеров родного края.

Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и их связь с выполняемыми утилитарными функциями, особенности декоративно-прикладныхизделий и материалов для рукотворной деятельности.

Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель,отделять известное от неизвестного, прогнозировать получениепрактических результатов в зависимости от характера выполняемыхдействий, находить и использовать

в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.

Искать, отбирать и использоватьнеобходимую информацию (изучебника и других справочных идидактических материалов, использовать информационно-компьютерные технологии).

Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.

Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещатьматериалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых

группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать вколлективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками ивзрослыми).

Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решениязадач прикладного характера в зависимости от цели и конкретныхусловий работы.

Оценивать результат деятельности:

проверять изделие в действии,корректировать при необходимости его конструкцию и технологиюизготовления.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что освоено.

2

Работа с бумагой.

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей. Правила безопасности при работе с ножницами и клеем. Летающие и плавающие модели.

Практическая работа: проектирование и изготовление различных игрушек из бумаги (разные типы самолётиков с последующим состязанием полётов на дальность; разные типы корабликов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции).

3

Работа с различными тканями, простейшая мягкая игрушка.

Краткая история знакомства с различными тканями. Правила безопасности на рабочих местах. Правила безопасности при работе с ножницами и иглой. Знакомство с профессиями работников, занятых в ткацкой промышленности. Виды тканей. Подготовка тканей, необходимые инструменты. Особенности изготовления мягкой игрушки (обведение по шаблону, вырезание, сшивание, набивка).  

Практическая работа: мягкая игрушка «Зайчик», «Собачка», «Котик».

4

Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.

Правила поведения в гостях.

Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.

5

Работа с природным материалом.  

        Дары леса. Виды листьев. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Техника безопасности при работе с ножницами, шилом  и клеем.

Практическая работа: изготовление аппликаций «Растения нашего леса», «Животный мир леса», «Наши домашние животные».

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) доступные материалы: их виды, физические свойства (цвет, фактуру, формуи др.), технологические свойства — способы обработки материалов (разметка, выделение деталей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особенности

используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы работыприспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) иинструментами.

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий, выделять известноеи неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания иумения; анализировать и читатьграфические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы,схемы).

Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставленнойконструкторско-технологическойзадачи или с целью передачиопределенной художественно-эстетической информации; воплощать

мысленный образ в материале сопорой (при необходимости) награфические изображения, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

Планировать последовательностьпрактических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое,что открыто и освоено на уроке

6

Морские пришельцы (работа с фасолью, горохом, семечками подсолнуха и тыквы, рис, гречка и т.д.).

Семена растений, сбор семян, хранение их и обработка. Использование семян для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров семян. Техника безопасности при работе с разными материалами.

Практическая работа: сортировка и систематизация семян, проектирование изделий из семян, оформление работ из семян, оформление рамок для поделок, «Подводный мир».

7

Отчётная выставка – ярмарка работ школьников.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

8

Художественное конструирование.

Беседа «Что такое конструирование?». Виды художественного конструирования из бумаги путём сгибания. Виды бумаги. Соединение в цепочку без клея.

Практическая работа: гирлянда «Ёлочка», новогодние игрушки.

9

Оригами.

Беседа «Из истории бумаги». Знакомство с навыками работы с белой бумагой. Совершенствование приёмов сгибания, скручивания. Различные приёмы складывания полоски и прямоугольника. Изучение условных знаков принятых в оригами.        

Практическая работа: оригами: «Заяц. Лиса. Бабочка. Рыбка. Мой любимчик» и придумать рассказ.

Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требования к изделию.

Моделировать несложные изделия

с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изученного).

Конструировать объекты с учетомтехнических и декоративно-художественных условий: определятьособенности конструкции, подбирать соответствующие материалы иинструменты; читать простейшуютехническую документацию и выполнять по ней работу.

Проектировать изделия: создаватьобраз в соответствии с замыслом,реализовывать замысел, используянеобходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы, материалы и виды

конструкций; при необходимостикорректировать конструкцию и технологию ее изготовления.

Участвовать в совместной творческой деятельности при выполненииучебных практических работ и реализации несложных проектов:

принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, созданиеи практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и освоено на уроке.

10

Работа с бумагой.

Знакомство с различными видами бумаги, с техниками аппликации, с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

Практическая работа: Аппликация: «На полянке. Бабочка. Стрекоза. Жук».

11

Экскурсия в местный музей на выставку народного творчества.

Правила поведения в гостях.

Практическая работа: сделать самому понравившуюся работу.

12

Пластилин.

Беседа о пластилине «Из истории глиняной игрушки». Виды обработки пластилина. Узоры из пластилина, полученные раскатыванием жгутиков. «Расписной» пластилин, полученный способом резания. Смешивание пластилина. Техника безопасности при работе с ножом, стеком.

Практическая работа: работа из пластилиновых жгутиков «Колокольчик», «Цветик -  семицветик». Лепка овощей, фруктов, животных.

13

Отчётная выставка – ярмарка работ учащихся.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего коллектива, так и отдельных его членов.  Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

 Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

Из них

Дата

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства.

1

1

0

2.

Лепка из соленого теста.

9

5

4

2.1

История лепки.

1

1

0

2.2

Барельеф. Композиция.

2

1

1

2.3

Композиция «Золотая рыбка»

2

1

1

2.4

Композиция «Урожай».

2

1

1

2.5

Натюрморт из фруктов и овощей.

1

1

1

3.

Экскурсия в музей.

1

1

0

4.

Аппликация.

10

3

7

4.1

Понятие об аппликации. Виды аппликации.

1

1

0

4.2

Предметная и сюжетная аппликация.

5

1

4

4.3

Аппликация из ткани.

4

1

3

5.

Вышивка.

17

4

13

5.1

История русской вышивки.

1

1

0

5.2

Простейшие швы. Перевод рисунка на ткань.

3

1

2

5.3

Вышивка изделий «крестом».

9

1

8

5.4

Изготовление прихваток и грелок для чайника. Их отделка с помощью аппликации или вышивки.

8

1

7

6.

Вязание.

13

4

9

6.1

Вязание спицами. Основные приемы.

1

1

0

6.2

Простейшие виды вязок.

2

1

1

6.3

Ободки и шарфы простой вязки.

6

1

5

7.

Мягкая игрушка.

12

3

9

7.1

История игрушки. Материалы.

1

1

0

7.2

Игрушки из ниток и лоскутков.

4

1

3

7.3

Объемные игрушки.

11

2

9

8.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

1

0

ИТОГО

68

22

46

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема

Количество часов

Из них

Дата

Типовое занятие

Практическое занятие

1.

Вводное занятие.

1

1

0

2.

Лепка из соленого теста.

5

2

3

2.1

Картины из теста.

5

2

3

3.

Аппликация.

17

4

13

3.1

Нарядные декоративные прихватки.

3

1

2

3.2

Кукла на чайник.

6

1

5

3.3

Игольница «Кактус».

4

1

3

3.4

Настенная кукла.

4

1

3

4.

Вышивка.

10

1

8

4.1

Вышивка «гладью» салфеток, воротничков, платков.

5

1

4

4.2

Изготовление диванных подушек и их вышивка.

5

1

4

5.

Вязание.

14

4

10

5.1

Вязание спицами шапочек.

4

1

3

5.2

Вязание юбок.

4

1

3

5.3

Вязание крючком. Основные приемы.

2

1

1

5.4

Вязание крючком салфеток.

4

1

3

6.

Мягкая игрушка.

10

2

8

6.1

Изготовление объемной мягкой игрушки.

6

1

5

6.2

Панно «Ослик» или «Рабочий уголок».

4

1

3

7.

Подведение итогов.

1

1

0

8.

Организация выставки.

1

1

0

ИТОГО

68

16

42

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЧЕТВЁРТОГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема

Дата

Количество часов

Из них

Типовое занятие

Практическое занятие

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Декоративно-прикладное искусство России

1

1

0

3.

Аппликации

15

3

12

3.1

Аппликация из соломы. Техника выполнения.

1

1

3.2

Выполнение аппликационных работ из соломы.

7

1

6

3.3

Декоративная аппликация на ткани в сочетании с элементами вышивки.

7

1

6

4.

Вязание.

10

2

8

4.1

Двух- и многоцветное вязание на спицах. Создание костюмов для кукол. Кольцевое вязание.

6

1

5

4.2

Вязание крючком.  Разнообразные виды салфеток.

4

1

3

5.

Мягкая игрушка.

21

5

16

5.1

Каркасные игрушки.

4

1

3

5.2

Куклы и сказочные игрушки.

5

1

4

5.3

Куклы-марионетки.

4

1

3

5.4

Перчаточные куклы.

4

1

3

5.5

Банки-сувениры.

4

1

3

6.

Лепка из солёного теста.

8

1

7

6.1

Изготовление сувениров.

8

1

7

7.

Вышивка.

11

1

10

7.1

Вышивка настенного панно изученными швами.

5

1

4

7.2

Вышивка полотенец.

6

0

6

8.

Итоговое занятие.

1

0

1

ИТОГО

68

14

54

Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса

Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО)

Диагностические средства, инструментарий

Год реализации программы

Сроки проведения

Личностные

  • формирование уважительного отношения к иному мнению
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Лепка из солёного теста

Композиция «Урожай»

«Золотая рыбка»

К.Силаева, И.Михайлова.

«Солёное тесто»

Москва 2008

2015

Сентябрь

октябрь,

ноябрь,

декабрь

Метапредметные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • формирование умения понимать причины успеха,неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

Предметная и сюжетная аппликация

З.А.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги»

М, «Просвещение» 1992.

2016

Февраль,

март

Предметные

  • Использование приобретённых м знаний для изготовления  предметов, , а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического  мышления,
    пространственного воображения ,
     измерения, прикидки результата и его оценки..
  • Умения  строить алгоритмы и стратегии в игре, ,работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,  представлять и анализировать .
  • Приобретение навыков работы с различными инструментами

Ободок простой вязки.

Раскутина Р.В.

« Вязание на спицах»

Петрозаводск:

Карелия, 1992.

Проект

Объёмная игрушка

«Заяц»

Дидактический материал по трудовому обучению

Москва « просвещение» 1998.

2016

Апрель, май

IV. Прогнозируемые результаты.

  1. Личностные универсальные учебные действия:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца « хорошего ученика»;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности
  • учебно – познавательный интерес к новому  материалу и способам решения новой частной задачи;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  1. Регулятивные универсальные учебные действия:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • осуществлять итоговый и пошаговый  контроль по результату.      
  1. Познавательные универсальные учебные действия:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей.
  1. Коммуникативные универсальные действия:
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • выполнять правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером.
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  • создавать и изменять простые объекты с помощью компьютера, искать информацию с использованием простейших запросов.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Требования к оснащению внеурочной деятельности  разработаны с учетом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

— индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться — трансформироваться в часть площадки для групповой работы);

— специально отведенные места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

примечание

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы)

д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса

Краски акварельные, гуашевые

к

Тушь

к

Бумага А

к

Бумага цветная

к

фломастеры

к

Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды

к

кисти для работы с клеем и красками

пластилин (или глина, пластика, соленое тесто)

к

Клей ПВА, канцелярский

к

Ткань

к

Нитки швейные,пряжа

к

иглы в игольнице (швейные и вязальные), крючки, пяльцы, напёрстки,, спицы, крючки

к

Копировальная бумага, фольга, картон различных видов

к

Карандаши простые, стиралка

к

канцелярский нож с выдвижным лезвием

к

ножницы школьные со скругленными концами

к

линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник,

к

циркуль, шило,

к

дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки

к

Природный материал/шишки, семена, листочки, коряги и т.д./, солома, калька

к

коробочки для мелочи;

к

пластмассовые бутылки, банки, поролон, мел

к

Набор демонстрационных материалов и коллекций

д

Наглядные пособия

Открытки с видами традиционных русских орнаментов, видами декоративно-прикладного искусства; журналы, книги; фотоальбомы; шаблоны деталей изделий.

д

Техническое оснащение

Утюг, швейная машинка, компьютер.

Информационно-коммуникационные средства

видеофильмы

ЦОР

Ресурсы Интернет

.

Электронное учебное издание «Начальная школа, 1-4 кл» «Технология»

Путь оригами http://www.origami-do.ru\index.htm

Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

Умелые ручки: детское творчество

http:||tatianag2002.narod.ru\art.html

ЛИТЕРАТУРА:

1. ЕМ.А.Гусакова. Аппликация: Учеб. пособие для уч-ся пед.уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспит.» и № 2010 «Воспитание в дошк.учрежд.»- 3-е изд.,доп. и перераб.-М.: Просвещение, 1987.

  1. Еременко Т.И. «Иголка - волшебница», М.:Просвещение,1987.
  2. Ларин О.И. Поклонись дереву./Предисл. Ф.Абрамова.-М.: Молодая гвардия, 1985.
  3. Белова Н. Веселая компания,-М.: «Олма- пресс» СПб.: Изд.дом «Нева», ООО «Валерии СПД, 1998.
  4. Павловиче.С. и др. Узоры вязания на спицах и крючком/ С.С.Павлович и др./-Мн.: Полымя, 1990.
  5. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учит. - М.: Просвещение, 1984.
  6. Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка.- СПб.: Литера, 1998.
  1. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1992.
  2. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению, М.: Просвещение, 1983.

10.Ю.Щеблыкин И.К. идр. Аппликационные работы в начальных классах: Кн. для учителя /И.К.Щеблыкин и др.-2-е изд., испр. и доп.-М.:Просвещение, 1990.

 11. Журналы «Крестьянка», «Работница», «Начальная школа», «Миша», «Мурзилка», «Барби» и др.

12.Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.- М.: Знание, 1984.

    13.Каталог модного вязания крючком и спицами./Э.Соколовская.- Ростов н/Д:     «Феникс», 2005.

V. Место реализации программы

1.Панно «Ослик» или «Рабочий уголок».

2.Отчётная выставки – ярмарки работ учащихся

3.Проект - «Аппликация из листьев «Лиса», «Зайчата»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...

Внеурочное занятие. Умелые ручки 1-4 класс

    Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество» автора учебных пособий « Умные руки»-Самара Корпорац...

Внеурочное занятие. Умелые ручки 1-4 класс

    Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество» автора учебных пособий « Умные руки»-Самара Корпорац...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (34 ч). ФГОС. 3 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ  г. Омска "СОШ № 63".Программа кружка расчитана на учащихся начальной школы, занятия проходят один раз в неделю....