Орнамент в полосе
план-конспект урока по технологии (1 класс) на тему
Урок технологии №14, школы России. Для чего нужен орнамент. План урока и презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ урока | 14 |
Предмет | технология |
Учитель | Нигматуллина Елена Николаевна |
Дата проведения | 4.12.2015 |
Класс | 1 «Б» класс |
Тип урока | Урок построения системы знаний |
Название урока | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? |
Учебные пособия | Учебник |
Дополнительные материалы | художественные материалы: лист с изображением змейки, геометрические фигуры для составления орнамента, клеенка, клей, тряпочка для рук. зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем самостоятельно, проектор, компьютер, интерактивная доска |
Познавательные учебные действия
- Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков);
- производить синтез;
- выбирать основания для сравнения, классификации;
- устанавливать аналогии и причинно–следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
- Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Регулятивные учебные действия
1. Составлять план выполнения творческой задачи;
2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
3. Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
Коммуникативные действия
- Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- Учиться критично относиться к собственному мнению;
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
- Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;
ПЛАН УРОКА
1. Организационная часть
Осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в получение знаний.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель демонстрирует предметы с орнаментом. - Что общего в этих предметах? - Ручная работа, художественные промыслы. - Посмотрите повнимательнее на предметы - Как называется повторяющийся рисунок или узор? - Найдите повторяющийся узор на этих предметах. | Дети смотрят, отвечают на вопросы, определяют и формулируют тему урока. |
2. Сообщение темы и цели урока
Определить вместе с учениками тему и цели, составить план урока, нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока. - Для чего нужен орнамент. | Орнамент Для украшения |
3. Актуализация опорных знаний и умений
Повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая учеников в конкретную деятельность по решению учебных задач.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение. Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность. - Кто же придумывал эти узоры? - Откуда древние мастера их «срисовывали»? - У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу? Слайд №2,3 – Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.
Слайд № 4 - Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье». - Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок. - Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом. Слайд № 5 – В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими. Слайд № 6 - Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды Слайд № 7 - Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. Слайд № 8 - Что изображается на смешанном орнаменте? Слайд № 9 - Проверим себя. | Слушают и отвечают на вопросы. |
4. Изучение нового материала
Формирование новых способов решения задач.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Работа в парах в рабочей тетради «Зарядка для ума» (лист № 1). | Работают |
5. Закрепление изученного материала
Подтверждение выдвинутых гипотез, убеждение в правильности решения поставленных учебных задач.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Проектирование у доски геометрического орнамента. - Какие фигуры будут представлены в орнаменте? (геометрические). - Что является главным в геометрическом орнаменте? (повторяющийся узор из геометрических фигур). – Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? (Ответы детей: бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.) - Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента. Без рук, без ног – Ползает на брюхе. Нет у неё слуха, Не жуёт – глотает, Смотрит – не моргает. Как загадка вам моя? Отгадали? Кто? (Змея) - Мы будем украшать змейку с помощью орнамента. Работа в рабочих тетрадях (лист № 2) 1.Проверяем на рабочем месте наличие: заготовки (основы), элементов орнамента, клея. - Как геометрические фигуры связаны с нашей темой? 2.Последовательность работы по плану на рисунке. 3.Критерии оценивания работы: является ли геометрический узор орнаментом, одинаковое расстояние между элементами, аккуратность. | Отвечают у доски, работают самостоятельно |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Выполняют движения.
Создадим орнамент в движении (два хлопка – один притоп).
6. Оценивание работы учащихся
Самооценка учеником своих учебных достижений.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Правильно расположить предметы на столе; Выбрать орнамент; Приклеить выбранные фигурки на основу; На каждом этапе контролировать работу; По окончании работы самостоятельно оценить правильность выполнения. Выполнение учебной задачи. (Индивидуальная помощь учителя)
| Оценивают собственную деятельность |
7. Итог урока
Сообщение результатов решения учебной задачи.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Какой бывает орнамент? - Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи? - Доставило ли вам эта работа удовольствие, радость? - Если вы остались довольны своей работой на уроке, похлопайте в ладоши. - Где можно найти практическое применение полученных знаний? | Делают выводы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орнамент
Орнаменты в древности
Геометрические орнаменты
СПАСИБО ЗА УРОК Выставка работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.
Тема урока.Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.Учащиеся познакомятся с разнообразием элементов и особенностями орнамента.К концу урока дети смогут нарисовать геометрическ...
Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"
Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....
Презентация для интерактивной доски к уроку технология на тему: «Создание орнамента в полосе и круге из природных материалов»
Эта презентация, «Создание орнамента в полосе и круге из природных материалов», подготовлена для интерактивной доски. А это значит, что детишки сами, своими ручками смогут подвигать ...
Презентация к уроку технологии 1 класс "Орнамент в полосе"
Презентация к уроку технологии 1 класс "Орнамент в полосе"...
Конспект урока технологии "Орнамент в полосе. Для чего он нужен?" 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Орнамент в полосе. Для чего он нужен? »Изделие: Аппликация «Закладка» Цели деятельности учителя: Ознакомление с понятием орнамент; форми...
Урок Технологии 2 класс "Орнамент в полосе"
Открытый урок "Орнамент в полосе по технологии 2 класс с использованием современных педагогических технологий...
Конспект урока на тему "Аппликация орнамент в полосе"
Конспект урока на тему "Аппликация орнамент в полосе"...