Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК Гармония
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика, содержание учебного, тематическое планирование, календарно – тематическое планирование, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, результаты освоения учебного курса и система их оценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 93.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
г. АЗОВА
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 11
Приказ от 2015 №
Подпись ________ Е.Д. Мирошниченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
Начальное общее образование 2-В класс
Количество часов - 34
Учитель Анохина И.Н
Программа разработана на основе
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Н. М. Конышева Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- ФГОС НОО, утверждена приказом Министерства образования науки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373, п.19.5 (ред. От 26.11.2010 № 1241);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
- письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4. 11-4751/м о примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ;
- приказом Министерства образования науки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- основной образовательной программой начального общего
образования МБОУ СОШ № 11 для обучающихся 1-4 классов;
- положением о рабочей программе начального общего образования МБОУ СОШ № 11 г. Азова;
- примерной программы начального общего образования по технологии (Начальная школа. В 2 частях. Издательство: Москва «Просвещение», 2010) ;
- с учебным планом МБОУ СОШ № 11 г. Азова;
- авторской программы по технологии Н. М. Конышевой.
Цели:
- формирование духовной культуры школьников, всестороннее развитие их личности на основе интеграции понятийных, наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- углубление общеобразовательной подготовки школьников и формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий
Задачи:
- расширение и совершенствование знаний и умений в области обработки различных материалов и использование соответствующих инструментов;
- формирование первоначальных знаний и представлений о правилах и законах создания мира вещей;
- формирование чертежно-графической грамотности;
- расширение сенсорного опыта, обогащение и уточнение знаний и впечатлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности;
- развитие творческих способностей, формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности;
- ознакомление с культурными традициями, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития, формирование экологического сознания.
Общая характеристика курса «Технология»
Содержание программы направлено на освоение базовых знаний и формированию базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №11. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по технологии и авторской программой Н. М. Конышевой по технологии. В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению. Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
- окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
- математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
- изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
- родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
- литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
- формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться с оптимальной организацией своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
- формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремленности, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свой действия и поступки;
- воспитание ребенка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
- формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
- воспитание в ребенке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Ценность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Планируемые результаты освоения программы
В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными
инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (нож,
ножницы), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника,
шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, знаки Солнца, Земли и Воды в форме и декоре бытовых вещей);
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и уменийпо различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Место учебного курса «Технология» в учебном плане
Рабочая программа по технологии рассчитана на 34 часов (1 час в неделю) в соответствии с календарным планом – графиком. Программа составлена с учетом праздничных дней.
I четверть - 9 часов; III четверть – 10 часов
II четверть - 7 часов; IV четверть - 8 часов.
Последовательность изучения тем
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях. | 9 |
2 | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника. | 7 |
3 | Обработка ткани. Изделия из ткани. | 7 |
4 | Изделия по мотивам народных образцов. | 3 |
5 | Декоративно-прикладные изделия различного назначения. | 8 |
Итого: | 34 |
Содержание учебного курса «Технология»
Раздел | Основные содержательные линии | Темы |
1. | Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях. | Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами. |
Оригами. Базовая форма - треугольник. | ||
Композиция с фигурками оригами. | ||
Простые симметричные формы. | ||
Более сложные формы с двумя осями симметрии. | ||
Композиция на плоскости из засушенных растений | ||
«Превращения» осенних листьев | ||
Лесная скульптура. | ||
2. | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника. | Построение прямоугольника от двух прямых углов. |
Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия. | ||
Изготовление упаковки из готовой формы. | ||
Конструирование объёмных изделий из бумаги. | ||
Образ и конструкция гирлянды без клея. | ||
Образ и конструкция открытки. | ||
Новые приёмы бумажной пластики. | ||
3. | Работа с тканью | Работа с тканью. Разметка, раскрой прямоугольных деталей. |
Работа с тканью. Полотняное переплетение нитей в ткани. | ||
Шов «вперёд иголку». | ||
Работа с тканью. Разметка деталей с припуском. | ||
Обтягивание тканью деталей простой формы. | ||
4. | Изделия по мотивам народных образцов | Изделия по мотивам народных образцов. Печенье «Тетёрки». |
Изделия по мотивам народных образцов. Кукла из ниток. | ||
Игрушка по мотивам народных мастеров. Игрушка-свистулька. | ||
5. | Декоративно-прикладные изделия различного назначения | Мозаика: технология, особенности, композиция. |
Барельеф. Композиция, стилизация. | ||
Предмет и среда. Декоративная ваза. | ||
О чём рассказывают наши вещи. Проектная деятельность. | ||
Итоговая самостоятельная работа. | ||
Подведение итогов года. |
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы. | Основное содержание тем | Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне УУД |
Тема | |||
1. | Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (9 часов) | Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе/ | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Выполнять работу по инструкции. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнение одноклассников. |
2. | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (7 часов) | Правила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. Упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, ёлочка, фонарик). | Воспринимать и анализировать информацию в учебнике. Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Оценивать результаты выполненной работы. Анализировать информацию в учебнике; анализировать и сравнивать образцы. Читать чертёжно-графическую документацию, выполнять работу на её основе. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с его назначением. Аргументированно излагать свою точку зрения. |
3. | Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов) | Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку», шов «через край». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка). | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать образцы изделия; делать умозаключения о возможных вариантах конструкций. Принимать учебно–познавательную задачу; понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Производить оценку и контроль результатов работы. |
4. | Изделия по мотивам народных образцов (3 часа) | Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры. | Воспринимать и анализировать, оценивать информацию в учебнике. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнение одноклассников. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Творчески использовать полученные знания и умения в своей деятельности. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. |
5. | Декоративно-прикладные изделия различного назначения (9часов) | Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов.. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Анализировать и сравнивать художественные произведения, образцы изделий. Аргументированно излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Планировать последовательность операций. Создавать в воображении выразительный образ изделия; проектировать собственное изделие. Творчески использовать полученные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку её результатов. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. Оценивать результаты выполненной работы. |
Календарно – тематическое планирование курса технологии для 2 класса
№ п/п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Требования к результату ( планируемые результаты) | Виды контроля | Оборудование | |||
план | факт | ||||||||
1 четверть - 9 часов. | |||||||||
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях – 9 часов. | |||||||||
1 | 04.09 | Знакомство с учебным предметом. | Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради. Рассказывать о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте, об известных правилах обращения с инструментами. Выполнять отдельные опыты с материалами. Наблюдать изменения свойств материалов | Ориентироваться в содержании учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы. | Текущий Самостоятельная работа. | ||||
2. | 11.09 | Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами. | Рассматривать образцы изделий. Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Упражняться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. | Анализировать информацию в учебнике. Принимать учебную задачу. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу. Производить оценку выполненной работы. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация zavuch.info | |||
3. | 18.09 | Оригами. Базовая форма - треугольник. | Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Упражняться в изготовлении базовой формы – треугольник. Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы. | Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Выполнять работу по инструкции. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). | Текущий Самостоятельная работа | Презентация http://viki.rdf.ru/ | |||
4. | 25.09 | Композиция с фигурками оригами. | Рассматривать образцы изделий и композиций. Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы треугольник. Обсуждать варианты работы с товарищами. Создавать групповые или индивидуальные композиции на плоскости. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней. Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата. Планировать работу и выполнять её по плану. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация festval.1septembrru/articles. | |||
5. | 02.10 | Простые симметричные формы. | Упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии. Создавать орнамент из симметричных фигур. Слушать информацию о симметрии как средстве художественной выразительности. Создавать смысловую композицию в технике аппликации. | Анализировать образцы, способы получения симметричной формы, обсуждать их и сравнивать. Прогнозировать практические действия, необходимые для разметки и вырезания симметричной формы. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Производить оценку выполненной работы. | Текущий Самостоятельная работа | ||||
6. | 09.10 | Более сложные формы с двумя осями симметрии. | Обсуждать приёмы получения симметричных форм с поворотной симметрией. Упражняться в разметке и вырезании фигур с поворотной симметрией. Создавать композицию с симметричными фигурами. | Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Действовать по плану. Проявлять учебно - познавательный интерес, стремление к познавательной самостоятельности. Осуществлять поиск способа выполнения задания. Оценивать полученные результаты | Текущий Самостоятельная работа | ||||
7. | 16.10 | Композиция на плоскости из засушенных растений | Анализировать особенности формы, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Создавать композиции на плоскости | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Проектировать декоративно – художественную композицию на плоскости. Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе. Оценивать полученные результаты выполненной работы. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация nsportal. ru | |||
8. | 23.10 | «Превращения» осенних листьев | Отбирать материал для работы. Осваивать новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Создавать композиции на плоскости. | Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация nsportal. ru | |||
9. | 30.10 | Лесная скульптура. | Читать, слушать объяснения, рассматривать. Сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приёмы работы. Создавать композиции в объёме. | Воспринимать и анализировать учебную информацию. Производить оценку и отбор материала для работы на ассоциативно – образной основе. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы. Проявлять внимательное и вдумчивое отношение к объектам природы. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация http://viki.rdf.ru/ | |||
2 четверть - 7 часов | |||||||||
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника– 7 часов | |||||||||
1 | 13.11 | Построение прямоугольника от двух прямых углов. | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать графическую инструкцию в учебнике о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов. | Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Самостоятельно планировать практические действия. | Текущий Самостоятельная работа | ||||
2 | 20.11 | Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия. | Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом от двух прямых углов. | Читать чертёжно - графическую документацию, выполнять работу на её основе. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты выполненной работы. | Текущий Самостоятельная работа | ||||
3 | 27.11 | Изготовление упаковки из готовой формы. | Решать задачи на мысленную трансформацию развёртки в объемное изделие. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки, сгибанием бумаги. Выполнять работу по изготовлению коробочки - упаковки для подарка. | Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с его назначением. Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнение одноклассников. | Текущий Самостоятельная работа | ||||
4 | 04.12 | Конструирование объёмных изделий из бумаги. | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Изготавливать фонарик по образцу или собственному замыслу. | Анализировать информацию в учебнике, конструкцию образцов. Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация festval.1septembrru/articles. | |||
5 | 11.12 | Образ и конструкция гирлянды без клея. | Ознакомиться с новым способом соединения деталей. Подбирать материалы в соответствии с решаемой конструктивной задачей. Выполнять работу по изготовлению гирлянды без клея. | Проявлять учебно - познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Планировать умственные и практические действия. Оценивать результаты выполненной работы. | Текущий Самостоятельная работа | ||||
6 | 18.12 | Образ и конструкция открытки. | Выполнять построение прямоугольных деталей, разметку деталей декора другими известными способами. Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате. | Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация zavuch.info | |||
7 | 25.12 | Новые приёмы бумажной пластики. | Осваивать новые приемы разметки бумаги. Упражняться в использовании освоенных приемов для получения соответствующих форм. Изготавливать ёлочку заданной конструкции. | Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку. Проектировать желаемые результаты; прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Текущий Самостоятельная работа | ||||
3 четверть – 10 часов | |||||||||
Работа с тканью – 7 часов. | |||||||||
1 | 15.01 | Работа с тканью. Разметка, раскрой прямоугольных деталей. | Выполнять расчетно-измерительные операции. Выполнять эскизы вариантов изделия. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия. Изготавливать игольницу. | Анализировать и сравнивать образцы изделия; делать умозаключения о возможных вариантах конструкций. Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Производить оценку и контроль результатов работы. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация festval.1septembrru/articles | |||
2 | 22.01 | Работа с тканью. Полотняное переплетение нитей в ткани. | Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей, в выкраивании ткани по прямолинейной разметке, в изготовлении бахромы по краю ткани. Изготавливать салфетку из ткани. | Анализировать и сравнивать образцы изделия; делать умозаключения о возможных вариантах конструкций. Производить оценку результатов работы. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация zavuch.info | |||
3 | 29.01 | Шов «вперёд иголку». | Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки. Упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей, в выполнении прямых стежков и шва «вперед иголку». Изготавливать салфетку из ткани с вышивкой. | Аргументированно излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнение одноклассников. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы; корректировать ход работы. Соблюдать культуру труда. | Текущий Самостоятельная работа | ||||
4 | 05.02 | 11.02 | Шов «вперёд иголку». | Текущий Самостоятельная работа | |||||
5 | 11.02 | 18.02 | Работа с тканью. Разметка деталей с припуском. | Рассматривать и изучать, обсуждать образцы изделия. Упражняться в разметке деталей из ткани с припуском. Изготавливать декоративную игольницу по вариативным образцам. | Планировать последовательность операций. Творчески использовать полученные знания и умения в собственной деятельности. Проявлять добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Текущий Самостоятельная работа | |||
6 | 18.02 | 25.02 | Обтягивание тканью деталей простой формы. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы. Упражняться в выполнении швов «вперёд иголку» и «через край». Изготавливать декоративную игольницу. | Принимать учебно – познавательную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним. Творчески использовать полученные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль и оценку результатов работы. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация http://viki.rdf.ru/ | ||
7 | 25.02 | Обтягивание тканью деталей простой формы. | Текущий Самостоятельная работа | ||||||
Изделия по мотивам народных образцов – 3 часа. | |||||||||
8 | 03.03 | Изделия по мотивам народных образцов. Печенье «Тетёрки». | Слушать информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы. Изготавливать печенье по мотивам народных образцов. | Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций. Творчески использовать полученные знания и умения в своей деятельности. Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация http://viki.rdf.ru/ | |||
9 | 11.03 | Изделия по мотивам народных образцов. Кукла из ниток. | Рассматривать и обсуждать образцы. Осваивать новые приемы работы. Изготавливать куклу из ниток по мотивам народных образцов. | Планировать умственные и практические действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям. | Текущий Самостоятельная работа | ||||
10 | 18.03 | Игрушка по мотивам народных мастеров. Игрушка-свистулька. | Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о народных культурных традициях и их отражении в вещах. Изготавливать игрушку по мотивам народных образцов. | Воспринимать и анализировать, оценивать информацию в учебнике. Планировать умственные и практические действия. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация festval.1septembrru/articles | |||
4 четверть – 9 часов | |||||||||
Декоративно-прикладные изделия различного назначения - 9 часов. | |||||||||
1 | 01.04 | Мозаика: технология, особенности, композиция | Слушать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления. Рассматривать образцы в технике мозаики. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать декоративно – художественную композицию в технике мозаики. | Проектировать собственное изделие. Творчески использовать полученные знания и умения в собственной деятельности. Производить контроль, корректировку работы и оценку её результатов. Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация http://viki.rdf.ru/ | |||
2 | 08.04 | Мозаика: особенности, композиция | Текущий Самостоятельная работа | ||||||
3 | 15.04 | Мозаика: особенности, композиция | Текущий Самостоятельная работа | ||||||
4 | 22.04 | Барельеф. Композиция, стилизация. | Слушать информацию о барельефе и технологии изготовления барельефа. Изготавливать декоративную пластину – барельеф из пластилина. | Анализировать и сравнивать художественные произведения, образцы изделий. Проектировать собственное изделие. Проявлять терпение, старательность. Оценивать результаты выполненной работы. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация zavuch.info | |||
29.04 | Декоративная ваза. | Рассматривать и изучать образцы изделия. Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы. Изготавливать декоративную вазу. | Анализировать художественные произведения, образцы изделий. Планировать последовательность операций. Творчески использовать полученные знания и умения в собственной деятельности. Оценивать результаты выполненной работы. | Текущий Самостоятельная работа | Презентация http://viki.rdf.ru/ | ||||
06.05 | О чём рассказывают наши вещи. | Читать, слушать, обсуждать информацию в учебнике. Рассматривать образцы художественных произведений. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать декоративно –художественное произведение. | Воспринимать и усваивать новую информацию. Создавать в воображении выразительный образ изделия; проектировать собственное изделие. Творчески использовать полученные знания и умения в собственной деятельности. Планировать последовательность | Проектная деятельность. | Презентация http://viki.rdf.ru/ | ||||
13.05 | О чём рассказывают наши вещи. | Самопроверка Портфолио | |||||||
20.05 | Итоговая самостоятельная работа. | Читать информацию и инструкции в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Читать чертежи деталей изделия. Выполнять расчёты и эскизы деталей изделия. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с инструкцией и общей учебной информацией по теме. | Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Прогнозировать и планировать необходимые действия. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Корректировать работу. Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач. Соблюдать культуру труда и организованность. Производить контроль и оценку результатов работы. | Тематический Тестовая работа. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
Конышева Н. М. Технология: учебник «Секреты мастеров». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 год.
Конышева Н. М. Рабочая тетрадь к учебнику по технологии «Секреты мастеров». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012 год.
Конышева Н. М. Методические рекомендации по технологии: «Секреты мастеров». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010 год.
Наглядные пособия:
Образцы бумаги и картона
Коллекция плодов семян растений.
Коллекция промышленных образцов тканей и ниток.
Технические средства:
Магнитная доска
Сканер, принтер
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска SMART Notebook
Учебно-практическое оборудование:
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Цифровые образовательные ресурсы
Электронные приложения (тесты, презентации).
Видеофильмы, аудиозаписи.
Интернет ресурсы:
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал.
http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.
http://nsc.1september.ru/ - газета «Начальная школа» (ИД «Первое сентября»)
Результаты освоения учебного курса «Технология» и система их оценки
На основании Закона РФ об образовании и методического письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.11.1998 №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» разработаны следующие виды контроля.
Оценка предметных результатов.
Для контроля и оценки знаний и умений можно использовать индивидуальную и фронтальную устные проверки, короткие письменные работы (тестового характера), не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- степень самостоятельности в выполнении работы; уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный),
- найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Формы контроля:
Фронтальный опрос может проводиться как беседа - полилог, в котором участвуют все учащиеся. Цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебного содержания. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы проверить не только знания фактического материала (повторить правила работы, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления.
Индивидуальный устный опрос может проводиться в форме рассказа-описания или рассказа-рассуждения.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание образца изделия, плана работы.
Рассказ-рассуждение проверяет умение самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п.).
При письменной проверке целесообразны тестовые задания по нескольким
вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания.
Основной способ проверки знаний и умений – практическая работа. В ходе работы оценивается способ изготовления изделия, соответствие поставленной задачи, организация труда.
Критерии оценивания практических работ:
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение
изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
Критерии оценивания теоретических знаний:
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
Оценка «5» - выставляется за полное усвоение учебного материала, умение изложить его своими словами; самостоятельно подтвердить ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно ответить на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» - выставляется за полное усвоение учебного материала, но обучаемый допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» - выставляется за не усвоение существенной части учебного материала, за допущение значительных ошибок при его изложении своими словами, затруднение подтвердить ответ конкретными примерами, слабые ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «2» выставляется за не усвоение учебного материала, не умение изложить его своими словами, подтвердить конкретными примерами, ответить на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка метапредметных результатов.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается:
- при анализе выполнения проверочных заданий (в контрольных, тестовых работах);
- в результате выполнения комплексной работы на межпредметной основе;
- с помощью диагностических задач направленных на оценку сформированности УУД.
Оценка планируемых личностных результатов.
Достижение личностных результатов обеспечивается:
- при реализации учебных предметов;
- во внеурочной деятельности;
- в совместной деятельности семьи и школы.
Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений является портфолио обучающегося, которое пополняется в течение всего обучения.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ №11 № от 2015 года Подпись председателя МС __________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Чернова М.В. __________________________ 2015 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК Гармония
Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса....
Рабочая программа по технологии 1 класс.УМК "Гармония" 2013– 2014 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Гармония"
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Гармония"...
Рабочая программа по технологии. 3 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа по технологии для 3 класса на 2013 – 2014 год разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта – 2004 г., авторской программы по технологии Н...
Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Гармония" (Конышева)
Рабочая программа по технологии в 3 классе по УМК "Гармония" (Конышева)...
Рабочая программа по технологии 2 класс УМК "Гармония" (Конышева)
Рабочая программа по технологии во 2 классе по УМк "Гармония" (Конышева)...