Рабочая программа по технологии. 3 класс. УМК "Гармония"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Рабочая программа по технологии для 3 класса на 2013 – 2014 год разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта – 2004 г., авторской программы по технологии Н.В. Конышевой (УМК «Гармония»). Программа содержит характеристику, описание места и содержание учебного предмета, предметные результаты, требования к результатам УУД, развёрнутое календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, интернет ресурсы, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_3_.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО Начальных классов Протокол № от | Согласовано ______________ Заместитель директора по | Утверждаю ____________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
По технологии в 3г классе
Предмет, класс и т.п.
Срок действия программы:
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта – 2004 г., авторской программы по технологии Н.В. Конышевой (УМК «Гармония») – Смоленск «Ассоциация XXI», 2010 г.
Каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, поэтому необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Поэтому целью программы является формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и художественного труда в народных традициях. Другие важные задачи курса – совершенствование ручной умелости, развитие мелкой моторики рук, развитие конструкторских способностей, технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса, расширение методов познания окружающей действительности, а также формирование культуры личности во всех проявлениях.
Программа второго обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящён определённой группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природные материалы и комбинированные виды работ.
Поскольку трудовое обучение – составная часть комплекса учебных дисциплин, оно оказывает существенное влияние на повышение качества работы ученика на всех остальных уроках.
И, наоборот, связь прикладного творчества с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся.
Цель предмета:
- Развивать пространственное представление, творческое воображение;
- Развивать ручную моторику рук в процессе освоения различных технологических приёмов;
- Развивать техническое мышление, воображение, фантазию, художественный вкус;
- Развивать умение самостоятельно планировать свою деятельность;
- Воспитывать художественный вкус, бережное отношение к природе и людям;
- Воспитывать бережное и экономное отношение к материалам;
- Воспитывать умение работать в коллективе.
1. Общая характеристика учебного предмета
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научиться работать дружно и согласованно.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования в I-2 классах на изучение технологии отводится 1 час в неделю, в 3 – 4 классах – 2 часа. Курс 3-его класса рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели).
3. Содержание учебного предмета «Технология»
- Формы и образы природы – образец для мастера. – 17 ч.
Образы природы в оригами.
Вырезание из бумаги. Силуэт.
Эстамп.
Образы природы в коллаже из ткани или бумаги.
Сказочная птица.
- Вещи, создающие настроение праздника. – 16 ч.
Пригласительные билеты. Поздравительные открытки.
Нарядная игрушка из кругов.
Дед Мороз и Снегурочка.
Упаковка для подарков «Домик».
Рождественская звезда.
Подарочная корзиночка.
- Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. – 17 ч.
Прихватка для горячей посуды.
Грелка для чайника.
Сервиз. Лепка.
Настольная карточка.
Обложка для книги.
Монограмма.
Записная книжка.
- От мира природы – к миру вещей. – 18 ч.
Лепка животных по наблюдениям.
Чудо - вещи.
Чудесный материал- соломка.
Помпон из ниток.
Изделия из бисера.
Игрушка из меха
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных работ, тестов и творческих заданий.
Контрольно-измерительные материалы
№ урока | Дата | Вид работы | По теме |
1 |
| Тест | Культура и организация труда. |
14 | Диагностическая работа | Формы и образы природы – образец для мастера. | |
68 | Контрольная работа | Чему мы научились за год |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
Обучающиеся должны
- знать, понимать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
- основные источники информации;
- уметь:
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, преобразования,
хранения и применения информации для решения различных задач; соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой.
Календарно – тематическое планирование
по технологии
Класс 3г
Учитель Смертина Г.В.
Количество часов
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 3, из них диагностических работ 1, контрольных работ 1, тестов 1.
Планирование составлено на основе авторской программы по технологии Н.В. Конышевой (УМК «Гармония») –
Смоленск: «Ассоциация XXI», 2010 г.
Учебник Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 6-е изд. –
Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – 160 с.
Дополнительная литература Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. / Н.М.Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – 128 с.
№ | Тема урока | Кол- во часов | Обучающая цель | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы | Навыки | Сроки | |
план | факт | ||||||
1 |
Формы и образы природы – образец для мастера. | 17 | При изучении темы повторить правила работы с ножницами и бумагой Познакомить учащихся с древнейшим искусством Японии – выполнением оригами. Развивать творческие способности учащихся. | ||||
1.1 | Вводный урок. Культура и организация труда. | 1 | Формировать общий положительный настрой на дальнейшее учение и стремление к творческой деятельности, познакомить с техникой безопасности | Правила техники безопасности | |||
1.2 | Образы природы в оригами. | 5 | Познакомить с новым учебником. Научить детей выполнять работу по схеме. | Оригами | Навык аккуратности. | ||
1.3 | Вырезание из бумаги. Силуэт. | 2 | Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Учить передавать форму предмета. | Силуэт | Навык работы с ножницами. | ||
1.4. | Эстамп. | 3 | Учить выполнять оттиски на бумаге и покрывать их краской. | Эстамп | Навык аккуратности. | ||
1.5. | Образы природы в коллаже из ткани или бумаги. Диагностическая работа. | 3 | Научить детей устанавливать разницу между аппликацией и коллажем. | Коллаж | Навык работы с ножницами. | ||
1.6. | Сказочная птица. | 3 | Учить детей соединять отдельные детали в выразительную картину. | Природные объекты | Навык аккуратности. | ||
2. | Вещи, создающие настроение праздника. | 16 | Развивать творческие способности и фантазию учащихся при выполнении изделий к Новому году. Научить конструированию использую разные материалы. | ||||
2.1. | Пригласительные билеты. Поздравительные открытки. | 4 | Познакомить с изготовлением двойной открытки с окошечком, с изготовлением пригласительного билета | Открытка с окошечком | Навык аккуратности. | ||
2.2 | Нарядная игрушка из кругов. | 3 | Научить работать с циркулем. | Окружность. Радиус. | Навык работы с циркулем. | ||
2.3 | Дед Мороз и Снегурочка. | 2 | Познакомить учащихся с бумажной пластикой. | Конструирование изделия | Навык аккуратности. | ||
2.4 | Упаковка для подарков «Домик». | 2 | Познакомить учащихся с построением прямоугольника. | Конструирование из бумаги | Навык аккуратности | ||
2.5 | Рождественская звезда. | 2 | Познакомить учащихся с изготовлением подвески. | Конструирование из бумаги и картона | Навык работы с ножницами. | ||
2.6 | Подарочная корзиночка. | 3 | Познакомить с изготовлением упаковок из картона. | Форма предмета | Навык аккуратности. | ||
3. | Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. | 17 | Познакомить с правилами техники безопасности при работе с иглой. Научить выполнять «стебельчатый шов». Воспитывать умение видеть красивое. | ||||
3.1. | Прихватка для горячей посуды. | 4 | Ввести понятие единый стиль. Познакомить с изготовлением прихватки. | Прихватка | Навык работы с ножницами. | ||
3.2. | Грелка для чайника. | 4 | .Научить изготовлению грелки для чайника. | Выкройка | Навык аккуратности. | ||
3.3. | Сервиз. Лепка. | 2 | .Познакомить с правилами работы с пластилином. | Сервиз | Навык работы с пластилином. | ||
3.4. | Настольная карточка. | 1 | Научить изготовлению настольных карточек для приема гостей. | Настольная карточка | Навык работы с ножницами. | ||
3.5. | Обложка для книги. | 2 | Воспитывать бережное отношение к книгам. Научить делать обложки для книг. | Выкройка | Навык аккуратности. | ||
3.6. | Монограмма. | 2 | Познакомить учащихся с выполнением стебельчатого шва. | Стебельчатый шов | Навык выполнения шва. | ||
3.7. | Записная книжка. | 2 | Познакомить учащихся с изготовлением записной книжки. | Корешок | Навык аккуратности | ||
4. | От мира природы – к миру вещей. | 18 | Расширить знания учащихся об обычаях русского народа. Познакомить с игрушками, посудой выполненными из пластилина, соломы и бисера. | ||||
4.1. | Лепка животных по наблюдениям. | 3 | Развивать умение работать с пластилином. | Форма предмета | Навык лепки | ||
4.2. | Чудо - вещи. | 2 | Развивать умение работать с пластилином | Скопкари | Навык лепки | ||
4.3. | Чудесный материал - соломка. | 2 | Познакомить с изделиями из соломы. | Солома | Навык работы с соломой | ||
4.4. | Помпон из ниток. | 2 | Научить изготавливать помпоны для украшения изделий. | Помпон | Навык аккуратности | ||
4.5. | Изделия из бисера. | 3 | Познакомить с техникой работы с бисером. | Бисер | Навык работы с бисером. | ||
4.6. | Игрушка из меха | 5 | Научить делать игрушку из меха | Мех | Навык аккуратности. | ||
4.7. | Чему мы научились за год | 1 | Проверить навыки, умения и знания, полученные за год. | Навык самост. работы |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
- Конышева, Н. М. Технология: учебник «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
- Конышева, Н. М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных
учреждений. В 2 ч. – 8-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011. – 128 с.
- Конышева, Н. М. Методические рекомендации по технологии: «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
- Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 95 с.
Таблицы
- Обработка бумаги и картона:
- Ножницы – режущий инструмент
- Приемы резания ножницами
- Деление листа бумаги на части
- Рицовка, биговка
- Формообразование бумажных деталей
- Приемы наклеивания бумажных деталей
- Деление круга на части: две, три, четыре, пять, шесть
-Технология изготовления изделия
- Обработка ткани.
- Швейные инструменты и приспособления
- Отмеривание и вдевание нитки в иглу
- Закрепление нитки на ткани
- Лекало. Изготовление изделия
- Выкройка. Изготовление изделия
- Строчка прямого стежка и её варианты
- Строчка косого стежка и её варианты
- Строчка петельного стежка и её варианты
- Строчка петлеобразного и крестообразного стежков
- Разметка ткани для выполнения строчек (вышивания)
- Пришивание пуговиц (1)
- Пришивание пуговиц (2)
- Обработка природного материала и пластика. Проекты.
- Соединение деталей из природного материала
- Приемы работы с деталями набора «Конструктор»
- Приёмы обработки пластика
- Технологический проект
- Информационный проект
- Анализ образца изделия
Мультимедийные демонстрации (компьютер, DVD-проектор)
Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
Литература
- Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод. руководство для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.
- Геронимус Т.М. Уроки технологии в начальной школе. - М: Издательство: АСТ - Пресс, 2009. – 336 с.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2001. – 175 с.
- Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова) – Москва: «ЦОР 1», 2001 – 176 с.
- Корнеева В.М. Художественная штопка: Пособие по домоводству. – М.: Высш. шк., 1999. – 79 с.
- Проснякова Т.Н. «Золотая библиотека увлечений». – М: Издательство: АСТ - Пресс, 2011, 104 с.
- Трушина В.А Уроки труда. 2-4 классы. Волгоград: Учитель, 2007. – 287 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...