Рабочая программа по технологии. 3 класс. УМК "Гармония"
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме

Вольская Ольга Анатольевна

Рабочая программа по технологии для 3 класса на 2013 – 2014 год разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта – 2004 г., авторской программы по технологии Н.В. Конышевой (УМК «Гармония»). Программа содержит характеристику, описание места и содержание учебного предмета, предметные результаты, требования к результатам УУД, развёрнутое календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, интернет ресурсы, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_3_.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18  

Рассмотрено на заседании МО

Начальных классов

Протокол №    от  

Согласовано ______________

Заместитель директора по  

Утверждаю ____________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

По технологии в 3г классе

Предмет, класс и т.п.

 

Срок действия программы:

2013 – 2014  учебный год


Пояснительная записка

 

   Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта – 2004 г., авторской программы по технологии Н.В. Конышевой (УМК «Гармония») – Смоленск «Ассоциация XXI», 2010 г.

  Каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, поэтому необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.

Поэтому целью программы является формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и художественного труда в народных традициях. Другие важные задачи курса – совершенствование ручной умелости, развитие мелкой моторики рук, развитие конструкторских способностей, технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса, расширение методов познания окружающей действительности, а также формирование культуры личности во всех проявлениях.

Программа второго обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящён определённой группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природные материалы и комбинированные виды работ.

Поскольку трудовое обучение – составная часть комплекса учебных дисциплин, оно оказывает существенное влияние на повышение качества работы ученика на всех остальных уроках.

И, наоборот, связь прикладного творчества с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся.

           Цель предмета:

  • Развивать пространственное представление, творческое воображение;
  • Развивать ручную моторику рук в процессе освоения различных технологических приёмов;
  • Развивать техническое мышление, воображение, фантазию, художественный вкус;
  • Развивать умение самостоятельно планировать свою деятельность;
  • Воспитывать художественный вкус, бережное отношение к природе и людям;
  • Воспитывать бережное и экономное отношение к материалам;
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

 

        1. Общая характеристика учебного предмета

        Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.  

     Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
  • овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
  • осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

      Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

     При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

     Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. 

            Обучающиеся учатся работать в бригадах с целью научиться работать дружно и согласованно.

    2. Описание места учебного предмета в учебном плане

         В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования в  I-2  классах на изучение технологии отводится 1 час в неделю, в 3 – 4 классах – 2 часа. Курс 3-его класса рассчитан на 68 ч. (34 учебные недели).

         

         3. Содержание учебного предмета «Технология»  

  1. Формы и образы природы – образец для мастера. – 17 ч.

Образы природы в оригами.

Вырезание из бумаги. Силуэт.

Эстамп.

Образы природы в коллаже из ткани или бумаги.

Сказочная птица.

  1. Вещи, создающие настроение праздника. – 16 ч.

Пригласительные билеты. Поздравительные открытки.

Нарядная игрушка из кругов.

Дед Мороз и Снегурочка.

Упаковка для подарков «Домик».

Рождественская звезда.

Подарочная корзиночка.

  1. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля. – 17 ч.

Прихватка для горячей посуды.

Грелка для чайника.

Сервиз. Лепка.

Настольная карточка.

Обложка для книги.

Монограмма.

Записная книжка.

  1. От мира природы – к миру вещей. – 18 ч.

Лепка животных по наблюдениям.

Чудо - вещи.

Чудесный материал- соломка.

Помпон из ниток.

Изделия из бисера.

            Игрушка из меха

  Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.  

 Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных работ, тестов и творческих заданий.

Контрольно-измерительные материалы

№ урока

Дата

Вид работы

По теме

1

 

Тест

Культура и организация труда.

14

Диагностическая работа

Формы и образы природы – образец для мастера.

68

Контрольная работа  

Чему мы научились за год

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

 

Обучающиеся должны

  • знать, понимать:
  • роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
  • область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
  • основные источники информации;

  • уметь:
  • выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении  учебных задач                    
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой  деятельности, осуществлять контроль  за ее ходом и результатами;
  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу,  рисунку, схеме,  эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, преобразования,

хранения и применения информации для решения различных задач; соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой.

Календарно – тематическое планирование

по  технологии 

Класс  

Учитель Смертина Г.В.

Количество часов

Всего  68  час; в неделю  2 час.

Плановых контрольных уроков  3,  из них диагностических работ  1, контрольных работ 1, тестов 1.

      Планирование составлено на основе   авторской программы по технологии Н.В. Конышевой (УМК «Гармония») –

                                                                   Смоленск: «Ассоциация XXI», 2010 г.

                                                                     

Учебник  Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / Н.М. Конышева. – 6-е изд. –

                  Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – 160 с.

Дополнительная литература Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных

                                                     учреждений. В  2 ч. / Н.М.Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – 128 с.

Тема урока

Кол-

  во

часов

Обучающая цель

Основные понятия,

вводимые впервые, свойства, алгоритмы

Навыки

Сроки

план

факт

 

1

 

Формы и образы природы – образец для мастера.

17

 При изучении темы повторить правила работы с ножницами и бумагой Познакомить учащихся с древнейшим искусством Японии – выполнением оригами. Развивать творческие способности учащихся.

1.1

Вводный урок. Культура и организация труда.

1

Формировать общий положительный настрой на дальнейшее учение и стремление к творческой деятельности, познакомить с техникой безопасности

Правила техники безопасности

1.2

 Образы природы в оригами.

5

 Познакомить с новым учебником. Научить детей выполнять работу по схеме.

 Оригами

Навык

аккуратности.

1.3

Вырезание из бумаги. Силуэт.

2

Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Учить передавать форму предмета.

Силуэт

Навык работы с ножницами.

1.4.

Эстамп.

3

Учить выполнять оттиски на бумаге и покрывать их краской.

Эстамп

Навык

аккуратности.

1.5.

Образы природы в коллаже из ткани или бумаги.

Диагностическая работа.

3

Научить детей устанавливать разницу между аппликацией и коллажем.

Коллаж

Навык работы с ножницами.

1.6.

Сказочная птица.

3

Учить детей соединять отдельные детали в выразительную картину.

Природные объекты

Навык

аккуратности.

2.

Вещи, создающие настроение праздника.

16

Развивать творческие способности и фантазию учащихся при выполнении изделий к Новому году. Научить конструированию использую разные материалы.    

2.1.

Пригласительные билеты. Поздравительные открытки.

4

Познакомить с изготовлением двойной открытки с окошечком, с изготовлением пригласительного билета

Открытка с окошечком

Навык аккуратности.

2.2

Нарядная игрушка из кругов.

3

Научить работать с циркулем.

Окружность. Радиус.

Навык работы с циркулем.

2.3

Дед Мороз и Снегурочка.

2

Познакомить учащихся с бумажной пластикой.

Конструирование изделия

Навык

аккуратности.

2.4

Упаковка для подарков «Домик».

2

Познакомить учащихся с построением прямоугольника.

Конструирование из бумаги

Навык аккуратности

2.5

Рождественская звезда.

2

Познакомить учащихся с изготовлением подвески.

Конструирование из бумаги и картона

Навык работы с ножницами.

2.6

Подарочная корзиночка.

3

Познакомить с изготовлением упаковок из картона.

Форма предмета

Навык

аккуратности.

   3.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.

17

Познакомить с правилами техники безопасности при работе с иглой. Научить выполнять «стебельчатый шов». Воспитывать умение видеть красивое.

3.1.

Прихватка для горячей посуды.

4

Ввести понятие единый стиль. Познакомить с изготовлением прихватки.

Прихватка

Навык работы с ножницами.

3.2.  

Грелка для чайника.

4

.Научить изготовлению грелки для чайника.

Выкройка

Навык

аккуратности.

3.3.

Сервиз. Лепка.

    2

.Познакомить с правилами работы с пластилином.

Сервиз

Навык работы с пластилином.

 3.4.

Настольная карточка.

1

Научить изготовлению настольных карточек для приема гостей.

Настольная карточка

Навык работы с ножницами.

 3.5.

Обложка для книги.

2

Воспитывать бережное отношение к книгам. Научить делать обложки для книг.

Выкройка

Навык

аккуратности.

 3.6.

Монограмма.

2

Познакомить учащихся с выполнением стебельчатого шва.

Стебельчатый шов

Навык выполнения шва.

 3.7.

Записная книжка.

2

Познакомить учащихся с изготовлением записной книжки.

Корешок

Навык

аккуратности

4.

От мира природы – к миру вещей.

18

Расширить знания учащихся об обычаях русского народа. Познакомить с игрушками, посудой выполненными из пластилина, соломы и бисера.

4.1.

Лепка животных по наблюдениям.

3

Развивать умение работать с пластилином.

Форма предмета

Навык лепки

4.2.

Чудо - вещи.

2

Развивать умение работать с пластилином

Скопкари

Навык лепки

4.3.

Чудесный материал - соломка.

    2

Познакомить с изделиями из соломы.

Солома

Навык работы с соломой

4.4.

Помпон из ниток.

    2

Научить изготавливать помпоны для украшения изделий.

Помпон

Навык аккуратности

4.5.

Изделия из бисера.

    3

Познакомить с техникой работы с бисером.

Бисер

Навык работы с бисером.

4.6.

Игрушка из меха

5

Научить делать игрушку из меха

Мех

Навык

аккуратности.

4.7.

Чему мы научились за год

1

Проверить навыки, умения  и знания, полученные за год.

Навык самост.

 работы

 

Перечень учебно-методического обеспечения

       Учебные пособия

  1. Конышева, Н. М. Технология: учебник «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
  2. Конышева, Н. М. Технология: рабочая тетрадь к учебнику «Наш рукотворный мир» для 3 класса общеобразовательных

учреждений. В  2 ч.  – 8-е изд. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011. – 128 с.

  1. Конышева, Н. М. Методические рекомендации по технологии: «Наш рукотворный мир». – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
  2. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 3, 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007. – 95 с.

       Таблицы

  1. Обработка бумаги и картона:

- Ножницы – режущий инструмент
- Приемы резания ножницами
- Деление листа бумаги на части
- Рицовка, биговка
- Формообразование бумажных деталей
- Приемы наклеивания бумажных деталей
- Деление круга на части: две, три, четыре, пять, шесть
-Технология изготовления изделия

  1. Обработка ткани.

      - Швейные инструменты и приспособления
     
- Отмеривание и вдевание нитки в иглу
     
- Закрепление нитки на ткани
     
- Лекало. Изготовление изделия
     
- Выкройка. Изготовление изделия
     
- Строчка прямого стежка и её варианты
     
- Строчка косого стежка и её варианты
     
- Строчка петельного стежка и её варианты
     
- Строчка петлеобразного и крестообразного стежков
     
- Разметка ткани для выполнения строчек (вышивания)
     
- Пришивание пуговиц (1)
     
- Пришивание пуговиц (2)

  1.  Обработка природного материала и пластика. Проекты.

      - Соединение деталей из природного материала
     
- Приемы работы с деталями набора «Конструктор»
     
- Приёмы обработки пластика
     
- Технологический проект
     
- Информационный проект
     
- Анализ образца изделия

     Мультимедийные демонстрации (компьютер, DVD-проектор)

     Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.


Литература

  1. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод. руководство для руководителей кружков общеобразоват. школ и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.

  1. Геронимус Т.М. Уроки технологии в начальной школе. - М: Издательство: АСТ - Пресс, 2009. – 336 с.

  1. Гульянц Э.К., Базик И.Я.  Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2001. – 175 с.

  1. Зверева М.В.  Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова) – Москва: «ЦОР 1», 2001 – 176 с.

  1. Корнеева В.М.  Художественная штопка: Пособие по домоводству. – М.: Высш. шк., 1999. – 79 с.

  1. Проснякова Т.Н. «Золотая библиотека увлечений». – М: Издательство: АСТ - Пресс, 2011, 104 с.

 

  1. Трушина В.А Уроки труда. 2-4 классы. Волгоград: Учитель, 2007. – 287 с.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...