Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Гармония" | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНА на заседании МО ___________________ (предмет) « ___» _________ 20 года | СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР « ___» _________ 20 года | УТВЕРЖДЕНА директор ГБОУ лицей№533 ______________________ « ___» _________ 20 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по ____технологии______УМК «Гармония»_____________
(предмет, курс)
класс ____4 «В»________________________________
учитель ___Гришина Елена Николаевна_____________
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)
учебный год___2013/2014_______
Раздел 1. Пояснительная записка.
Учебная программа по технологии 4 класса «Наш рукотворный мир», автор Конышева Н.М ( УМК «Гармония»).
Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный , здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
• освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
• Викторины
• Кроссворды
• Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
• Тестирование
Задачи курса:
- Духовно-эмоциональное обогащение личности
а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
б) воспитательного и участливого отношения к окружающему;
в) формирование эстетического восприятия и оценки вещей и явлений;
г) воспитание уважительного отношения к человеку-творцу.
2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.
3. Развитие мышления, речи, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
4. Расширение кругозора.
5. Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы урок технологии в 4 классе рассчитаны на 2 учебных часа в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 68 часов.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Проблема социально-исторического и духовно-эстетического смысла мира вещей является главным стержнем программы четвертого года обучения. Накопленные учениками за предыдущий период знания и умения не просто дополняются, а систематизируются и обобщаются — в результате у них формируется более полное представление о значении продуктивной практической деятельности человека и осмысленное отношение к ней.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Раздел 3. Содержание тем учебного курса
I четверть
Из глубины веков (18 ч.)
Основы понимания исторической и социальной информации, заложенной в вещах, формируются у детей не в ходе общих рассуждений, а в процессе восприятия наглядных фактов. На конкретных примерах, изучая и изготавливая главным образом знакомые предметы, ученики убеждаются, что появление этих предметов в жизни людей имеет свои причины, оно закономерно. Форма, цвет, декор, материал — все имеет глубокий и даже глубинный смысл. Традиции и каноны, в соответствии с которыми действуют мастера, сохранились с давних времен и продиктованы, как правило, сложным комплексом знаний. Эти знания можно «прочитать» в обыкновенных вещах, которыми пользовался и продолжает пользоваться человек.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы. Изучение истории некоторых ремесел. Понятие об исторической значимости предметной среды. Общее и особенное в вещах различных эпох и разных народов.
Архитектурная и бытовая керамика (лепка и роспись сосуда по древним мотивам с использованием древней символики и орнаментов; лепка и роспись изразца); старинные техники плетения: макраме; плетение из бересты, щепы, лыка (или имитация этих материалов); изготовление украшений с использованием древней магической символики; полотенце с вышивкой.
II четверть
Мастера и подмастерья (15 ч.)
Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации о социально-историческом смысле мира вещей и предметной деятельности человека стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому. Понимание ценности предшествующих культур и бережное отношение к ним не должно противоречить творческому стремлению к постоянному поиску нового, поэтому так важно продемонстрировать детям возможные корректные сочетания подражательной и творческой деятельности. Подражание, если оно продиктовано стремлением лучше узнать, понять, изучить какую-либо идею или дело, в данном случае подражание Мастеру — это способ научиться мастерству. Четвероклассники на какой-то период сознательно принимают установку на преимущественно подражательную деятельность, видят себя в роли «подмастерьев». На первый взгляд такой прием может показаться противоречащим общей — творческой — концепции курса, но это не так. Он использован лишь для того, чтобы более четко и убедительно выделить мысль: Мастер учится не только у Природы, но и у других Мастеров. При этом имеется в виду самая важная сторона мастерства — его духовно-нравственный смысл; с распространенным в различных методиках трудового обучения копированием указанный прием не имеет ничего общего.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Изучение и освоение всевозможных новых способов работы, ознакомление с неизвестными ранее декоративно-художественными эффектами. Сложные виды бумагопластики. Новые чертежно-графические приемы: построение прямоугольника с помощью угольника и линейки; геометрические построения с использованием различных чертежно-измерительных инструментов.
Новогодние, рождественские, святочные аксессуары (маски, упаковки, открытки, игрушки).
Развертки геометрических тел: куб, тетраэдр, октаэдр (декоративная упаковка или елочная игрушка); комбинирование геометрических тел и разверток в изделиях: карнавальная маска, автомобиль Деда Мороза, замок Снежной королевы.
Елочные игрушки из ниток, пропитанных клеем; конструирование гирлянд.
III четверть
Традиции и современность (19 ч.)
Как видно из названия четверти, программа предлагает еще раз, специально, обратить внимание детей на то, что существует общая логика развития отдельных ремёсел и предметного мира в целом, которая объясняет трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных условиях. Проектно-художественная деятельность учащихся обращена к более детальному ознакомлению с художественными ремеслами наших дней. При конструировании собственных изделий они снова обращаются к той историко-эстетической информации, которая лежит в основе предметной деятельности современного человека.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Творческое использование известных и новых способов работы. Повторение и обобщение знаний о народных традициях в художественных ремеслах. Рукоделие в духе народных традиций. Природные формы в художественных ремеслах.
Вязание крючком; кружевоплетение (имитация из тесьмы); мягкая игрушка-сувенир; конструирование и шитье передника; вышивка салфетки или полотенца; переплетные работы (жесткий переплет); бисероплетение.
IV четверть
Творчество. Труд. Мастерство (16 ч.)
В этой четверти дети продолжают изучение традиций и канонов, существующих в различных видах художественных ремесел. Вместе с тем предполагается, что к середине четвертого класса ученики уже достаточно свободно владеют основными приемами ручной работы и их дальнейшее совершенствование само по себе способно вызвать у детей положительные эмоции. Фактически в этот период продолжаются и углубляются те основные образовательные и развивающие линии обучения, которые были заданы ранее.
Содержание уроков. Примерные изделия.
Ознакомление с особенностями монументального, станкового и декоративно-прикладного искусства. Работа художника в различных видах искусства. Разработка и изготовление изделий современного вида.
Станковое искусство, скульптура: однофигурная и двухфигурная композиция (лепка). Монументальное искусство, витраж: окно замка Снежной Королевы, веселого гнома или Малъвины (макет из плотной и крепированной бумаги). Декоративно-прикладное искусство: декоративная тарелка для кухни определенной цветовой гаммы; декоративная маска (папье-маше).
Современная декоративная посуда; аппликация из соломки; простейшие приемы обработки металла (тиснение по фольге, работа с проволокой и пр.); разделочная доска (выжигание).
Раздел 4. Планируемые результаты по изучению учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической
деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные. Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации
замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
- воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Основные вопросы | Наглядные пособия, оборудование, ЭОР и ЦОР | Виды деятельности | Планируемые результаты |
1 четверть Из глубины веков (18 часов) | |||||||
1. | 3.09 | Вводный урок. Тема года | Урок открытия новых знаний | Введение в проблематику уроков; формирование первоначальных представлений о смысле традиций, об исторической информации, заключенной в вещах. |
| Беседа. Составление технологической карты по ТБ. | Знать правила техники безопасности на уроках трудового обучения |
2-3. | 6.09 10.09 | Керамика в культуре народов мира. Изделие: Сосуд с магическим орнаментом (лепка, роспись) | Комбинированный урок | Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; знакомство с бытовой керамикой (лепкой и росписью сосуда по древним мотивам с использованием древней символики) | Презентация http://viki.rdf.ru
| Подбор и составление магические узоры для керамического изделия. Лепка простого сосуда из пластилина. Роспись сосуда. | Знать об особом месте керамики в быту наших предков. Знать о значении стилизованных изображений четырех стихий. Уметь составлять свои орнаменты. |
4-7. | 13.09 17.09 20.09 24.09 | Архитектурная керамика. Изразец. Изделие: Декоративная плитка; коллективное панно (лепка, роспись) | Комбинированный урок | Знакомство с архитектурной керамикой (лепкой и росписью изразца с использованием древней символики и орнаментов) | Презентация http://it-n.ru
| Дорисовка пропущенного фрагмента изразца. Роспись готового панно. Изготовление «изразцового» панно из пластилина. Лепка и роспись. | Знать понятие «изразец». Уметь изготавливать простой изразец из пластилина. |
8-9. | 27.09 1.10 | Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Изделие: Плетеная корзиночка. | Урок открытия новых знаний | Ознакомление с ремеслом плетения, его декоративно-художественными достоинствами и ролью в народном быту | Изготовление плетеной корзиночки способом прямого плетения. | Знать, какие материалы используют мастера для плетения. Знать основные виды переплетения. Уметь выполнять простое плетение. Уметь плести корзиночку из полосок бумаги. | |
10-11. | 4.10 8.10 | Плетение из полос бересты, щепы, лыка. Изделие: Плетеный короб | Комбинированный урок | Ознакомление с ремеслом плетения, его декоративно-художественными достоинствами и ролью в народном быту | Презентация http://viki.rdf.ru | Изготовление плетеной коробочки способом прямого плетения. Украшение готового изделия бумажными кружевами. | Знать, какие материалы используют мастера для плетения. Знать основные виды переплетения. Уметь выполнять простое плетение. |
12-13. | 11.10 15.10 | Магия вещей. Украшения. Изделие: Ожерелье, бусы. | Комбинированный урок | Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; изготовление украшений с использованием древней магической символики | Презентация http://viki.rdf.ru | Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки». | Усвоить прием низания (изготовить ожерелье, бусы) Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера. |
14-15. | 18.10 22.10 | Украшения. Цепочка (плетение) | Комбинированный урок | Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; изготовление украшений с использованием древней магической символики | Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки». | Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера. | |
16-17. | 25.10 29.10 | Украшения. Браслет (плетение) | Комбинированный урок | Обобщение представлений о единстве мира вещей и мира природы; изготовление украшений с использованием древней магической символики | Составление собственного узора цепочки «крестик» или «колечки». | Знать правила украшения ювелирных изделий. Уметь составлять простые узоры для украшений из бисера. | |
18. | 1.11 | Итоговый урок. Обобщение по теме: «Из глубины веков» | Урок обобщения и систематизации знаний | . | Выставка работ. | Уметь видеть свои достижения | |
2 четверть Традиции мастеров в изделиях для праздника (15 часов) | |||||||
19-22. | 12.11 | Бумагопластика. Новые приёмы оригами. Карнавальные шапочки и маски. Изделие: шапочки-треуголки | Комбинированный урок | Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом | Презентация http://it-n.ru | Методы сгибания бумаги. Изготовление разметки шапочки-треуголки. | Знать особенности карнавальных головных уборов. Уметь выполнять разметку для изделия из бумаги |
20. | 15.11 | Изделия для праздника. Шапочка-пилотка. | Урок открытия новых знаний | Освоение приемов и методов сгибания бумаги. | Методы сгибания бумаги. Изготовление разметки шапочки-пилотки. | Знать приемы и методы сгибания бумаги. Уметь использовать эти приемы для изготовления бумажных изделий. | |
21. | 19.11 | Изделия для праздника. Шлем богатыря. | Урок открытия новых знаний | Освоить приемы стилизации предметов. Научиться применять стилизацию для изготовления головных карнавальных уборов. | Методы сгибания бумаги Изготовление шлема богатыря. | Знать приемы стилизации обычных предметов. Уметь применять стилизацию для изготовления головных карнавальных уборов. | |
22. | 22.11 | Изделия для праздника. Карнавальная маска. | Комбинированный урок | Повторить правила изготовления чертежа. Сборка изделия по выкройке. | Презентация http://it-n.ru | Составление технологической карты по изготовлению карнавальной маски. Придумывание своего эскиза карнавальной маски. Украшение. | Знать правила изготовления чертежа или разметки. Уметь собирать изделие по выкройке. |
23-24. | 26.11 29.11 | Святки. Обрядовое печенье. Лепка печенья из соленого теста | Комбинированный урок | Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия | Презентация http://it-n.ru | Составление рецепта соленого теста. Выполнение эскиза печенья. | Знать рецепт приготовления соленого теста. Уметь лепить фигурки из соленого теста. |
25-26. | 3.12 6.12 | Гофрирование. Изделие: Гофрированный фонарик | Комбинированный урок | Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом | Проведение расчетов длины заготовок. Заполнение таблицы расчетов. Изготовление трехцветной заготовки. Вспомогательная сетка. | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества | |
27-28. | 10.12 13.12 | Бумагопластика. Изделие: Раскладные Открытки без каркаса | Комбинированный урок | Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом | Выполнение заготовок. Приемы сгибания и склеивания изделия Исправление ошибок в готовых заготовках. Построение основы открытки.. | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества | |
29-31. | 17.12 20.12 24.12 | Барельеф в декоративном изделии. Изделие: Декоративная рамка для фото | Комбинированный урок | Обучение изготавливать изделия в технике «соленое тесто» и «папье-маше». | Презентация http://viki.rdf.ru | Составление технологической карты для изготовления декоративной рамки. Выполнение эскиза барельефа и рисунка для рисунка. | Знать термин барельеф. Знать что такое папье-маше. Уметь выполнять изделия в технике «соленое тесто» и «папье-маше». |
32. | 27.12 | Упаковка - ёлочка | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторить приемы сгибания бумаги. Научиться выполнять складки бумаги разными способами | Построение развертки с помощью циркуля и линейки. Составление плана работы. Сборка готового изделия. | Знать приемы сгибания бумаги. Уметь выполнять складки бумаги разными способами. Уметь выполнять расчеты параметров деталей и их количества | |
3 четверть Мастера и подмастерья (19 часов) | |||||||
33-38. | 14.01 17.01 21.01 24.01 28.01 31.01 | Простейшие приемы вязания крючком. Изделия: цепочки, панно, кошелек из вязаного полотна | Комбинированный урок | Ознакомление с художественными ремеслами наших дней | Презентация http://it-n.ru | Изготовление простой воздушной петли. Украшение изделия вязаной цепочкой. | Знать и соблюдать правила ТБ при работе с крючком. Уметь вывязывать крючком цепочку из воздушных петель. |
39-40. | 4.02 7.02 | Петельный шов. Изделие: Салфетка. | Комбинированный урок | Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций | Презентация http://it-n.ru | Изготовление выкройки салфетки. | Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия. |
41-42. | 11.02 14.02 | Декоративные кармашки. Петельный шов. | Урок открытия новых знаний | Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций | Стилизация изображения декоративных кармашков. Изготовление выкройки кармашка. Сборка деталей изделия кармашка. | Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия. | |
43-44. | 18.02 21.02 | Закладка из ткани с вышивкой. | Комбинированный урок | Обучение выполнению петельного шва и применению его для рукоделия в духе народных традиций | Презентация http://it-n.ru | Составление технологической карты выполнения закладки. Исправление ошибок в готовом плане работы. | Знать правила ТБ при работе с иглой и ножницами. Уметь выполнять петельный шов разными способами. Уметь изготавливать выкройку изделия. |
45-47. | 25.02 28.02 4.03 | Окантовка картона. Изделие: Обложка для проездного билета | Комбинированный урок | Исправление плана работы по изготовлению обложки. Изготовление обложки по алгоритму. | Изготовление выкройки деталей переплета. Сборка изделия по инструкции. | Знать рациональные приемы разметки. Уметь: – использовать рациональные приемы разметки; – читать и работать по простой технико-технологической документации | |
48-49. | 7.03 11.03 | Жесткий переплет. Ремонт книги. | Комбинированный урок | Знакомство с переплетными работами, обучение изготовлению жесткого переплета | Изготовление выкройки деталей переплета. Сборка изделия по инструкции. | Знать рациональные приемы разметки. Уметь: – использовать рациональные приемы разметки; – читать и работать по простой технико-технологической документации | |
50-52. | 14.03 18.03 21.03 | Оригами. Изделие: Хлопушка, вертушка, лягушка | Комбинированный урок | Изучение и освоение нового способа работы, ознакомление с неизвестным ранее декоративно-художественным эффектом | Освоить новые приемы бумагопластики, новые чертежно-графические приемы | ||
4 четверть В каждом деле – свои секреты. (16 часов) | |||||||
53. | 1.04 | Аппликация из соломки. | Комбинированный урок | Знакомство со свойствами соломы как материала для поделок. | Презентация http://viki.rdf.ru | Доработка готового эскиза из соломки. | Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосам |
54. | 4.04 | Звездочка из круглых соломин | Комбинированный урок | Знакомство со свойствами соломы как материала для поделок. | Разработка эскиза звездочки. План работы. Составление собственного рисунка звездочки. | Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосами | |
55-56. | 8.04 11.04 | Игрушки из ниток. Золотой петушок. | Комбинированный урок | Изучение и освоение приемов работы с толстой нитью. | Презентация http://it-n.ru | Сборка изделия по инструкции. | Знать правила и приемы работы с природными материалами: соломкой и соломенными полосами. Уметь работать с толстыми нитями, при отсутствии соломки. |
57-59. | 15.04 18.04 22.04 | Металл в руках мастера. Тиснение по фольге, работа с проволокой. | Комбинированный урок | Знакомство с художественной обработкой металла в народном искусстве | Презентация http://viki.rdf.ru | Составление плана изготовления чеканки на фольге. | Уметь выполнять ручное тиснение по фольге, выполняя изделие в технике чеканка. Знать простейшие приемы обработки металла. |
60-63. | 25.04 29.04 6.05 | Дарим людям свое мастерство. Новые стежки и швы. Шов «козлик». Вышивка | Комбинированный урок | Обучение выполнению шва «козлик», повторение других швов, изготовление подарков для будущих первоклассников | Знать рациональные приемы разметки. Уметь: – использовать рациональные приемы разметки; – читать и работать по простой технико-технологической документации | ||
64-65. | 13.05. 16.05 | Компьютерные технологии. Основные устройства компьютера. | Урок открытия новых знаний | Знакомство с основным устройством компьютера. | Составление карты ТБ при работе на ПК. | Знать основное устройство ПК. Знать и соблюдать ТБ при работе на ПК. | |
66-67. | 20.05 23.05 | Компьютерные технологии на службе человека. Рисование на компьютере. Открытка с компьютерным рисунком | Урок открытия новых знаний | Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: графикой | Разработка макета компьютерной открытки. | Уметь работать в программе Paint для изготовления простейших рисунков для открыток и приглашений | |
67-68. | Проектная работа. «Город, в котором удобно и приятно жить». | Урок обобщения и систематизации знаний | Подведение итогов года. | Разработка проекта. Глав ная идея. Конструирование объектов (макетов) городских сооружений. | Знать, что такое проект и проектная работа. Знать основные этапы разработки проекта. Уметь работать коллективно. Уметь представить свою работу |
Изменения календарно-тематического планирования
№ | № и дата протокола заседания МО | Содержание изменения | Подпись председателя МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 6. Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
В результате изучения технологии (труда) ученик должен
знать/понимать: | уметь: |
– роль трудовой деятельности в жизни человека; – распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей); – влияние технической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; – область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров); – основные источники информации; – назначение основных устройств компьютера для ввода и обработки информации; | – выполнить инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; – осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами; – получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы, рисунки, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях); – работать с текстом и изображением, представленными на компьютере; – соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия; – создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов; – осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – для поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач; – компьютерные программы – для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда; – соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; – создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу; – осуществления сотрудничества в совместной работе. |
Раздел 7. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Оценка устных ответов
Оценка «5»
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3»
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2»
- почти не усвоил учебный материал;
- не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
- тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполняются приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
- имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- самостоятельность в работе была низкой;
- норма времени недовыполнена на 15-20 %;
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- норма времени недовыполнена на 20-30 %;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Раздел 8. Перечень учебно - методического обеспечения
Учебник, учебное пособие | Учебники: Н.М.Конышева. Технология». 4 класс «Секреты мастеров», Смоленск «Ассоциация XXI», 2009. Н.М.Конышева. Рабочая тетрадь «Технология». 4 класс в 2 ч., Смоленск «Ассоциация XXI», 2010 Н.М.Конышева. Контрольные задания, Смоленск «Ассоциация XXI», 2010. |
Дополнительная литература для учителя и учащихся. | Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения); Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч., Москва, «Просвещение», 2010 (Стандарты второго поколения); Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. Смоленск, «Ассоциация XXI век»; Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. Смоленск, «Ассоциация XXI век»; Конышева Н. М. Дарим людям красоту и радость. Материалы для организации кружковой работы с учащимися 1–4 классов; Аппликационные работы в начальных классах. Щеблыкин И.К. и др. Москва, «Просвещение», 1990; Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Москва, «Просвещение», 1992; Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль, «Академия развития», 1997; Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Ярославль, «Академия развития», 1997; Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, «Академия развития», 1997. |
Образовательные ресурсы сети Интернет.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
Издательство УМК «Гармония» http://www.umk-garmoniya.ru
"Страна мастеров"http://stranamasterov.ru
Виртуальная школа http://vschool.km.ru
Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...