Рабочая программа по технологии 3 класс, УМК "Школа России".
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии 3 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России", автор Н.И. Роговцева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tehnologiya.docx | 65.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
Автор Н.И. Роговцева.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.
XXI век – высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т.д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны детям. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроке технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемой к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
- приобретении личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношение к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- системно-деятельностный подход – обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
- теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности – понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать различные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т.е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации – технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) – разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и.т.д.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнка мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человек – созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира – в программе рассматриваются в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135ч: 33ч – в 1 классе (33 учебные недели), по 34ч – во 2 – 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет формировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Результаты изучения курса
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Россию. 2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4.Принятие и усвоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8.Формирование установки на безопасный образ жизни. | 1.Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. 2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. 7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | 1.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2.Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3.Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. 4.Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5.Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые
компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты».
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:
соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Основные требования к знаниям обучающихся к концу 3 класса.
Обучающиеся должны знать и уметь:
- знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
- первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
- знать возможности использования природных богатств человеком;
- собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям;
- рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных, транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины;
- знать законы природы, на которые опирается человек при работе;
- уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться ими;
- анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
- находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
- организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
- знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;
- создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
- моделировать несложные изделия;
- уметь применять знания, полученные во 2 классе;
- уметь готовить сообщение на заданную тему;
- знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
- уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;
- уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать об их свойствах, происхождении и использовании человеком);
- освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала: разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение из заготовки, формообразование, раскрой, сборка, отделка; уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;
- выполнять задания по заполнению технологической карты;
- правильно и экономно расходовать материалы;
- знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- владеть навыками работы с простейшей технической документацией, (распознавание чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);
- ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;
- понимать, что вся работа имеет цену;
- выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения их виды и способы);
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка) - знать, уметь применять на практике;
- название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка, резание, формообразование, сборка, оформление;
- приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;
- с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертѐж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
- изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;
- работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы соединения деталей);
- с помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки из тех, что есть в конструкторе;
- развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать
цепочку своих практических действий;
- анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;
- учиться строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования;
- работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;
- знать кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям, основные термины и понятия: тестопластика, пекарь, кондитер;
- составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;
- знать свойства, способы использования, виды пластилина;
- народные промыслы - уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек;
- усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал;
- создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;
- использовать в аппликации различные виды круп — просо, гречка и т. д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
- различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь составлять композицию русской тематики;
- освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;
- выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);
- создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды швов, нитки.
- знать правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;
- работать с выкройками; развивать навыки кроя;
- научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;
- коллективно, с помощью учителя проводить конференции,
уметь выступать с презентацией своей папки достижений.
- задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать выступления своих товарищей, анализировать;
- владеть методами самоанализа, самоконтроля самооценки, взаимопомощи и взаимовыручки;
- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;
- освоить элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение информации, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках практических задач)- поиск информации в Интернете (для этого изучают правила набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer;
- работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать; классифицировать, устанавливать связи, и т.д.
Содержание курса
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. |
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. |
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. |
Общее понятие о материалах, их происхождении. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж, и др.). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). |
Раздел 3. Конструирование и моделирование. |
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. |
Раздел 4. Практика работы на компьютере. |
Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word. |
3 класс (34 ч)
Давайте познакомимся (1 ч) |
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. |
Человек и земля (21 ч) |
Архитектура. Городские постройки. Парк. Проект «Детская площадка». Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изготовление тканей. Вязание. Одежда для карнавала. Бисероплетение. Кафе. Фруктовый завтрак. Колпачок-цыпленок. Бутерброды. Салфетница. Магазин подарков. Золотистая соломка. Упаковка подарков. Автомастерская. Грузовик. Мосты. Водный транспорт. |
Человек и вода (4 ч) |
Мосты. Водный транспорт. Океанариум. Проект «Океанариум». Фонтаны. |
Человек и воздух (3 ч) |
Зоопарк. Вертолетная площадка. Воздушный шар. |
Человек и информация (5ч) |
Переплетная мастерская. Почта. Кукольный театр. Афиша. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ 3 класс (34 ч)
№ п/п урока | Дата по плану | Дата по факту | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1 четверть – 9ч | ||||
Давайте познакомимся (1 ч) | ||||
1. | 04.09. | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу. | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовление изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия». Объяснять новые понятия. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий. | |
Человек и земля (21 ч) | ||||
2. | 11.09. | Архитектура. Изделие: «Дом». | Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия. | |
3. | 18.09. | Городские постройки. Изделие: «Телебашня». | Сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Организовывать рабочее место. | |
4. | 25.09. | Парк. Изделие: «Городской парк». | Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков. Составлять самостоятельно эскиз композиции. Применять знания о свойствах природных материалов, выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объемную аппликацию на пластилиновой основе. | |
5. | 02.10. | Проект «Детская площадка». Изделия: «Качалка», «Песочница». | Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять карту с планом изготовления изделия. Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». Проводить оценку этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность. Создавать объемный макет из бумаги. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Составлять и оформлять композицию. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы. | |
6. | 09.10. | Проект «Детская площадка». Изделия: «Игровой комплекс», «Качели». | ||
7. | 16.10. | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие: «Строчка стебельчатых шажков». | Различать разные виды одежды по их значению. Составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена. Сравнивать свойства пряжи и ткани. Определять виды волокон и тканей. Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных шажков. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении изделия по слайдовому плану. Осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды. | |
8. | 23.10. | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие: «Украшение фартука». Аппликация из ткани. | ||
9. | 30.11. | Изготовление тканей. Изделие: «Гобелен». | Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей, используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». | |
2 четверть -7ч | ||||
10. | 13.11. | Вязание. Изделие: «Воздушные петли». | Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с планом работы. | |
11. | 20.11. | Одежда для карнавала. Изделия: «Кавалер», «Дама». | Объяснять значение понятия «карнавал». Составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, выделять главное и представлять информацию в классе. Сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах. Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов костюмов. Осваивать способ приготовления крахмала. Использовать умение работать с шаблоном, осваивать и применять на практике умение работать с выкройкой. Выполнять украшение изделий по собственному замыслу. | |
12. | 27.11. | Бисероплетение. Изделия: «Браслетик», «Цветочки». | Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Сравнивать и различать виды бисера. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». | |
13. | 04.12. | Кафе. Изделие: «Весы». | Объяснять значение слов «меню», «порция», используя текст учебника и собственный опыт. Понимать назначение инструментов и приспособлений для приготовления пищи. Определять массу продуктов при помощи весов и мерок. Использовать таблицу мер веса продуктов. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки. | |
14. | 11.12. | Фруктовый завтрак. Изделие: «Солнышко на тарелке». | Объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и собственный опыт. Выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи. Рассчитывать стоимость готового продукта. Готовить простейшие блюда по готовым рецептам. Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Находить необходимую информацию в тексте. | |
15. | 18.12. | Копачок-цыпленок. Изделие: «Колпачок-цыпленок». | Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Изготавливать выкройку. Выполнять раскрой деталей. Оформлять изделие по собственному замыслу. Рационально организовывать рабочее место. Знакомиться на практическом уровне с понятием «сохранение тепла» и со свойствами синтепона. | |
16. | 25.12. | Бутерброды. Изделие: «Радуга на шпажке». | Осваивать способы приготовления холодных закусок. Анализировать рецепты закусок. Сравнивать изделия по способу приготовления. Презентовать изделие. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. | |
3 четверть -10ч | ||||
17. | 15.01. | Салфетница. Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток». | Использовать в работе знания о симметричных фигурах. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой. Самостоятельно выполнять изделие. Использовать изготовленное изделие для сервировки стола. Осваивать правила сервировки стола. | |
18. | 22.01. | Магазин подарков. Изделие: «Соленое тесто», «Брелок для ключей». | Составлять рассказ о видах магазинов, особенностях их работы. Находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать её и делать простые выводы. Использовать приемы приготовления соленого текста. Применять правила работы с шилом. Использовать правила этикета при вручении подарка. | |
19. | 29.01. | Золотистая соломка. Изделие: «Золотистая соломка». | Осваивать способы подготовки и приемы работы с новым природным материалом-соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Составлять композицию. Подбирать материал по цвету. Выполнять раскрой деталей по шаблону. | |
20. | 05.02. | Упаковка подарков. Изделие: «Упаковка подарков». | Осваивать правила упаковки и художественного оформления подарков. Соотносить выбор оформления. Использовать для оформления различные материалы. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Оформлять изделие по собственному замыслу, объяснять свой замысел при презентации упаковки. | |
21. | 12.02. | Автомастерская. Изделие: «Фургон «Мороженое». | Находить информацию об автомобилях в разных источниках. Составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике. Осваивать технологию конструирования объемных фигур. | |
22. | 19.02. | Грузовик. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения. Осваивать новые способы соединения деталей: «подвижное и неподвижное соединение». Презентовать готовое изделие, использовать «Вопросы юного технолога». | |
Человек и вода (4 ч) | ||||
23. | 26.02. | Мосты. Изделие: модель «Мост». | Осуществлять поиск необходимой информации о мостах, их конструкторских особенностях. Составлять рассказ на основе иллюстраций учебника. Создавать модель висячего моста. Выполнять чертеж деталей и разметку. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформления. | |
24. | 05.03. | Водный транспорт. Изделия: «Яхта», «Баржа». | Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет яхты, баржи. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и ее оформления. | |
25. | 12.03. | Океанариум. Проект «Океанариум». | Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях. Сравнивать информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и обобщения. Различать виды мягких игрушек. Осваивать технологию создания мягкой игрушки. Соблюдать правила работы с иголкой. Совместно оформлять композицию из осьминогов и рыбок. Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. | |
26. | 19.03. | Фонтаны. Изделие: «Фонтан». | Составлять рассказ о фонтанах, их видах и особенностях. Изготавливать модель из пластичных материалов. Выполнять раскрой деталей по шаблону. Выполнять украшение изделия по собственному замыслу. Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Самостоятельно оценивать изделие. Контролировать качество изготовления изделия по слайдовому плану. | |
4 четверть – 8ч | ||||
Человек и воздух (3 ч) | ||||
27. | 02.04. | Зоопарк. Изделие: «Птицы». | Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Осваивать технологию моделирования. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». Осваивать условные обозначения техники оригами. Осваивать способы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Соотносить текстовый и слайдовый план. | |
28. | 09.04. | Вертолетная площадка. Изделие: «Вертолет». | Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора. Анализировать образец изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели. Применять приемы работы с разными материалами. Оценивать качество изделия. Презентовать работу. Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности. | |
29. | 16.04. | Воздушный шар. Изделие: «Воздушный шар». | Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше. Подбирать бумагу для изготовления изделия. Составлять на основе плана технологическую карту. Оценивать готовое изделие и презентовать его. | |
Человек и информация (5ч) | ||||
30. | 23.04. | Переплетная мастерская. Изделие: «Переплетные работы». | Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания. Осваивать технику переплетных работ, способ переплета листов. Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приемы работы с бумагой, ножницами. | |
31. | 30.04. | Почта. Изделие: «Заполняем бланк». | Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты. Отбирать информацию и кратко излагать её. Осваивать способы заполнения бланка телеграммы, использовать правила правописания. | |
32. | 07.05. | Кукольный театр. Изделие: «Кукольный театр». | Осуществлять поиск информации о театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ. Анализировать изделие. Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности. Оценивать выполняемое изделие на основе «Вопросов юного технолога». | |
33. | 14.05. | |||
34. | 21.05. | Афиша. Изделие: «Афиша». | Анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Оценивать правила набора текста. Осваивать правила безопасного использования компьютера. Осваивать работу с программой Microsoft Word. Создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ. Выбирать картинку для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программу для кукольного спектакля. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль». |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция | |
1. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, М.:Просвещение 2011г. 2.Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. М.:Просвещение 2011г. 3. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение 2011г. | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения технологии, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Учебник Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология: Учебник: 3 класс. М.:Просвещение,2012 г. | В учебниках представлены практические задания, технологическая документация (технологическая карта, чертеж и др.), задания на самообслуживание, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения. |
Рабочие тетради Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 3 класс. М.:Просвещение,2012 г. | Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации. |
Печатные пособия | |
Методические пособия для учителя: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Уроки технологии: 3 класс. М.:Просвещение. 2011г. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».) | Методическое пособие построено как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования). |
Технические средства обучения | |
Ноутбук НР. МФУ Samsung Аудиомагнитофон. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска Триумф. CD/DVD-проигрыватели. Телевизор. | |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Классная доска. Магнитная доска для вывешивания иллюстративного материала. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по технологии УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по технологии УМК «Школа России» 3 класс...
Рабочая программа по "Технологии" УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией д...
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планировани с учётом УУД...
Рабочая программа по технологии (УМК "Школа России, 4 класс)
Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой, Т....
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 1 класс...
Рабочая программа по технологии. УМК "Школа России", 1 класс. (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология».)
ТЕХНОЛОГИЯПо программе - 33 часа, 1 час в неделюЕ.А. Лутцева, Т.П. Зуева «Технология» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образ...